Сестрица Аленушка и братец Иванушка
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Очур-оол Аяна Бугалдаевна

Русская народная сказка Сестрица Аленушка и братец Иванушка 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sestritsa_alenushka_i_bratets_ivanushka.docx19.62 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Тема: Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Цель: Формирование эмоционального отношения старших дошкольников к литературному произведению.

Задачи: Познакомить с русской народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» Способствовать пониманию нравственного смысла сказки. Развивать любознательность, интерес к сказкам. Способствовать формированию доброжелательного отношения к людям.

Методы и приемы: Игра,

Используемые материалы: книги сказки, коробочка, пазлы, произведение сказки сестрица Аленушка и братец Иванушка, сюжетные картинки по сказкам.

Этапы деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Мотивационно-побудительный

-Ребята подойдите к книжному уголку, посмотрите какие красивые книги стоят на полочках. Какие книги вы узнали? 

-Правильно, это действительно – сказки. Разные народы живут на земле и у каждого народа есть свои сказки, эти сказки сказочники записали в книги (показ книг на полке). 

-В сказках есть «сказочные слова», песенки, повторы. Какими словами обычно начинаются сказки? (Жили-были…, В некотором царстве… и другие)

Каждая из этих сказок учит «уму – разуму». Что значит «учить уму-разуму»? (Давать мудрые советы)

-Посмотрите, что это стоит на столе? (коробочка).

-Не простая, а с сюрпризом. Давайте ее откроем. Ну-ка, коробочка, покажи нам, что там у тебя внутри. (Вынимают картинки-пазлы). Давайте соберем картинку и узнаем, какая это сказка. (Дети собирают картинку и узнают сказку). Ну, теперь ясно, какая это сказка. Назовите её. (Это сказка «сестрица Аленушка и братец Иванушка) он нас в гости в сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Вы готовы? Ну, тогда вперед…(Дети вместе с воспитателем идут по тропинке, в группе расставлены картинки с сюжетами из сказки).

Дети вместе с воспитателем идут по тропинке, в группе расставлены картинки с сюжетами из сказки.

Организационно-поисковой

1.Игра «Следи за клубочком»

-С кем жили Алёнушка и Иванушка?

 -Что случилось потом с ними? 

Посмотрите, карточка лежит на тропинке, кто же на ней изображен?

 (Аленушка и Иванушка). 

-Давайте возьмем её с собою, она нам пригодится. Ой, клубочек-то укатился, пойдемте искать его. (Подходят к следующей картинке). А вот и наш клубок. Посмотрите, как клубок крутится, наверное, что-то случилось с героями сказки, давайте посмотрим.

- Какая беда случилась с Иванушкой?

- В кого превратился Иванушка?

- Послушался ли он мудрого совета сестры?

- Можно ли сказать об Иванушке, что он послушный, покладистый? Почему

Какой по характеру Иванушка? Почему вы думаете так? 

- Кто это там, на картинке выглядывает из-за дерева? (Колдунья)

- Как вы думаете, кто заколдовал воду в козьем копытце? (Тоже колдунья)

- Можно ли сказать о колдунье, что она добрая?  Почему вы думаете так?

- Обоснуйте свой ответ? (Нет, она злая, завистливая)

- Возьмите карточку, что на ней изображено? (Козлик, копытце и колдунья)

Пойдемте дальше, вон и клубок нас уже заждался (подходят к следующей картинке). Странно, ещё какой-то персонаж появился в этой сказке Кого на пути встретили Аленушка и козленочек? (Встретили купца, который потом женился на Алёнушке). А вот и картинка, что на ней изображено? (Купец на коне). Возьмем её.

-Ребята, клубочек что-то шепчет, ну-ка я послушаю, он предупреждает нас, что путь к следующему сюжету будет не легким. Вы не боитесь трудностей? Ну, тогда в путь! (Ходьба по ограниченной поверхности, прыжки из обруча

в обруч). Вот и пришли мы с вами на лужайку, присядьте, отдохните, да на картинку посмотрите.

-Как вы думаете, какое настроение у героини этой картины? Почему? Что произошло с Аленушкой? (Колдунья столкнула Аленушку в воду, перехитрила купца. Она обернулась Аленушкой и велела зарезать козленочка).

- Как вы думаете, кто не поверил хитростям колдуньи? (Козлёночек).

- Представьте, что было бы, если бы козлёнок не узнал о хитростях колдуньи? (Алёнушка и Иванушка погибли бы).

- Кто спас Аленушку? 

-Как можно назвать поступок купца? Почему вы думаете так?  А вот и карточка. Как много набралось у нас карточек, давайте расставим их правильно по текущим сюжетам.

-Ребята, можно рассказать сказку по этим карточкам? (Можно)

-Для чего в сказке даются мудрые советы? 

 -Как вы думаете, что победило в сказке: добро или зло? Почему вы думаете так?

С дедушкой и бабушкой, но Аленушка взяла Иванушку и пошла, искать работу они умерли

Иванушка попил из козьего копытца)

Иванушка стал козлёночком

НЕТ.

Нет, надо прислушиваться к советам старших Глупый, упрямый

Козленочек

Купец.

Поступок купца можно назвать хорошим, добрым

Чтобы стали люди умнее и не повторяли ошибок героев сказок.

Победило добро.

Рефлексивно-корригирующий.

 -Ребята, клубочку очень понравилось с вами путешествовать, и он хочет с нами поиграть. Посмотрите, что это там стоит?

-Этот кувшин, необычный, а волшебный. Мы сейчас с вами будем передавать его друг другу, и говорить прямо в него, каким должен быть добрый человек? Я начну, а вы продолжайте: добрый человек - отзывчивый, добрый человек – всегда поможет и т.д. 

- Вот и наполнился наш кувшин до верху, молодцы! И нам всем стало приятно от этого.  А чтобы вы не забыли сказку, я подарю вам всем по раскраске.

Кувшин.

Дети продолжают

синонимический ряд, подбирая определения-характеристики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по сказке "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"

Программное содержание:Учить детей размышлять,  всматриваться,  превращаться,  активно  действовать, постигая смысловую суть.Учить выразительно передавать диалоги персонажей.Развив...

комплексное занятие по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"

На занятии ребята учатся узнавать героев по иллюстрациям, передавать их настроение, формируются  умения различать и называть эммоциональное состояние героев, уточнение представлений детей о том, ...

НОД Сестрица Аленушка и братец Иванушка"

НОД по математическому развитию в старшей группе по русской народной сказке...

Новогодний утренник по мотивам русской народной сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"

Праздничный новогодний утренник для детей старшого дошкольного возраста. Использованы песни, хороводы, танцы, игры, пляски, стихи, аттракционы....

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисованию) на тему: "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисованию) на тему: "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область О.Х.Л. Тема: Анализ русской народной сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка".

В конспекте представлен матерал задачи  которого : развивать способность детей раскодировать основной сюжет литературного произведения, учить составлять небольшие рассказы загадки о героях, самос...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: Рассказывание детям русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Цель: познакомить детей еще с одной сказкой, обратить их внимание на особенности композиции (присказка, зачин); помочь им полюбить это произведение, в котором воплощены лучшие традиции русского устног...