комплексное занятие по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме
На занятии ребята учатся узнавать героев по иллюстрациям, передавать их настроение, формируются умения различать и называть эммоциональное состояние героев, уточнение представлений детей о том, что значит "уметь дружить"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Цель: показать значение русской народной сказки, ее жизненной мудрости, победы добра над злом.
Задачи:
- Учить узнавать главных героев по иллюстрациям, передавать настроение героев.
- Закреплять в речи слова, передающие настроение и характер персонажа.
- Развивать речь; упражнять в восстановлении последовательности событий в сказке.
- Формировать умение различать и называть эмоциональное состояние персонажа.
- Уточнить представление детей о том, что значит «уметь дружить».
Материалы и оборудование: иллюстрации к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Картина В.Васнецова «Алёнушка», клубок, коробочка, картинки-пазлы к сказке, кувшин.
Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята подойдите к книжному уголку, посмотрите какие красивые книги стоят на полочках. Какие книги вы узнали? (Ответы детей). Правильно, это действительно – сказки. Разные народы живут на земле и у каждого народа есть свои сказки, эти сказки сказочники записали в книги (показ книг на полке). В сказках есть «сказочные слова», песенки, повторы.
- Какими словами обычно начинаются сказки? (Жили-были…, В некотором царстве… и другие)
- Каждая из этих сказок учит «уму – разуму». Что значит «учить уму-разуму»? (Давать мудрые советы)
Воспитатель: Посмотрите, что это стоит на столе? (коробочка).Не простая, а с сюрпризом. Давайте ее откроем. Ну-ка, коробочка, покажи нам, что там у тебя внутри. (Вынимают картинки-пазлы). Давайте соберем картинку и узнаем, какая это сказка. (Дети собирают картинку и узнают сказку). Ну, теперь ясно, какая это сказка. Назовите её. (Это сказка «сестрица Аленушка и братец Иванушка)
Воспитатель: Ребята, а в коробке ещё что-то есть (вытаскивает клубок), это волшебный клубок и зовет он нас в гости в сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Вы готовы? Ну, тогда вперед…(Дети вместе с воспитателем идут по тропинке, в группе расставлены картинки с сюжетами из сказки).
- Вот куда наш клубок закатился, к кому мы попали в гости? (мы попали в гости к Алёнушке и Иванушке)
- С кем жили Алёнушка и Иванушка? (С дедушкой и бабушкой, но они умерли)
- Что случилось потом с ними? (Аленушка взяла Иванушку и пошла, искать работу)
Воспитатель: Посмотрите, карточка лежит на тропинке, кто же на ней изображен? (Аленушка и Иванушка). Давайте возьмем её с собою, она нам пригодится. Ой, клубочек-то укатился, пойдемте искать его. (Подходят к следующей картинке). А вот и наш клубок. Посмотрите, как клубок крутится, наверное, что-то случилось с героями сказки, давайте посмотрим.
- Какая беда случилась с Иванушкой? (Иванушка попил из козьего копытца)
- В кого превратился Иванушка? (Иванушка стал козлёночком)
- Послушался ли он мудрого совета сестры? (Нет)
- Можно ли сказать об Иванушке, что он послушный, покладистый? Почему? (Нет, надо прислушиваться к советам старших)
- Какой по характеру Иванушка? Почему вы думаете так? (Глупый, упрямый)
- Кто это там, на картинке выглядывает из-за дерева? (Колдунья)
- Как вы думаете, кто заколдовал воду в козьем копытце? (Тоже колдунья)
- Можно ли сказать о колдунье, что она добрая? Почему вы думаете так? Обоснуйте свой ответ? (Нет, она злая, завистливая)
- Возьмите карточку, что на ней изображено? (Козлик, копытце и колдунья)
Воспитатель: Пойдемте дальше, вон и клубок нас уже заждался (подходят к следующей картинке). Странно, ещё какой-то персонаж появился в этой сказке. Кого на пути встретили Аленушка и козленочек? (Встретили купца, который потом женился на Алёнушке). А вот и картинка, что на ней изображено? (Купец на коне). Возьмем её.
Воспитатель: Ребята, клубочек что-то шепчет, ну-ка я послушаю, он предупреждает нас, что путь к следующему сюжету будет не легким. Вы не боитесь трудностей? Ну, тогда в путь! (Ходьба по ограниченной поверхности, прыжки из обруча в обруч). Вот и пришли мы с вами на лужайку, присядьте, отдохните, да на картинку посмотрите.
- Как вы думаете, какое настроение у героини этой картины? Почему? Что произошло с Аленушкой? (Колдунья столкнула Аленушку в воду, перехитрила купца. Она обернулась Аленушкой и велела зарезать козленочка).
- Как вы думаете, кто не поверил хитростям колдуньи? (Козлёночек).
- Представьте, что было бы, если бы козлёнок не узнал о хитростях колдуньи? (Алёнушка и Иванушка погибли бы).
- Кто спас Аленушку? ( Купец).
- Как можно назвать поступок купца? Почему вы думаете так? ( Поступок купца можно назвать хорошим, добрым).
Воспитатель: А вот и карточка. Как много набралось у нас карточек, давайте расставим их правильно по текущим сюжетам.
- Ребята, можно рассказать сказку по этим карточкам? ( Можно)
- Для чего в сказке даются мудрые советы? ( Чтобы стали люди умнее и не повторяли ошибок героев сказок).
- Как вы думаете, что победило в сказке: добро или зло? Почему вы думаете так? ( Победило добро)
Воспитатель: Ребята, клубочку очень понравилось с вами путешествовать, и он хочет с нами поиграть. Посмотрите, что это там стоит? (Кувшин). Этот кувшин, необычный, а волшебный. Мы сейчас с вами будем передавать его друг другу, и говорить прямо в него, каким должен быть добрый человек? Я начну, а вы продолжайте: добрый человек - отзывчивый, добрый человек – всегда поможет и т.д. (Дети продолжают синонимический ряд, подбирая определения-характеристики).
Воспитатель: Вот и наполнился наш кувшин до верху, молодцы! И нам всем стало приятно от этого. А чтобы вы не забыли сказку, я подарю вам всем по раскраске.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комплексного занятия по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой для детей подготовительной группы по сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Конспекткомплексного занятия по развитию речи иознакомлению с художественной литературой для детей подготовительной группы по сказке«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».Цель: показать знач...
Комплексное занятие по развитию речи и ознакомление с окружающим. 1младшая группа. Тема: « Мишка в гости к нам пришел».
тВ иоговом занятии закрепляем знания детей о диких и домашних животных. Дети вспоминают стихи и сказки в которых они встречаются. В конце занятия дети собирают разрезные картинки из 4-х часте....
Комплексное занятие по развитию речи и ознакомление с окружающим. Тема: « По следочкам мы идем» 1младшая группа.
Закрепление знаний детей о диких животных.Формироватьзнания детей о счете: один и много.Создать детям радостное настроение....
Конспект комплексного занятия по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой для детей подготовительной группы по сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Показать значение русской народной сказки, ее жизненной мудрости, победы добра над злом....
Конспект занятия по развитию речи. Пересказ русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Конспект занятия по развитию речи. Пересказ русской народной сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"...
Конспект итогового комплексного занятия По развитию речи и ознакомлению с окружающим в старшей группе «Царство знаний и правильной речи».
Речевые задачи:Продолжать работу над формированием умения составлять на основе серии сюжетных картинок последовательные изложения, соблюдая структуру повествования. Продолжать учить в речи согласовыва...