НОД Сестрица Аленушка и братец Иванушка"
план-конспект занятия по математике (старшая группа) по теме
НОД по математическому развитию в старшей группе по русской народной сказке
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
интегрированная НОД | 21.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по математике в старшей группе
по сказке
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Программное содержание
Математические задачи
1. Учить счету в пределах 10, находить названное число на числовой ленте.
2. Продолжать учить детей сравнивать множества путем наложения или приложения, выделяя их равенство или неравенство, упражняя при этом в счете в пределах 10, а на основе сравнения множеств учить сравнивать числа, выделяя между ними связи и отношения.
3. Подвести детей к усвоению деятельности измерения линейных и жидких тел с помощью условной мерки, равной одному из двух сравниваемых предметов.
Речевые задачи
1. Учить обнаруживать логические связи и отношения, отражать их в речи; объяснять, рассуждать, доказывать, четко и понятно для окружающих излагать свои мысли.
2. Закрепить названия детенышей домашних животных.
Развивающие, воспитательные задачи. Формирование навыков учебной деятельности
1. Учить предварительно планировать содержание и ход выполнения задания, держать в сознании программу действий, руководствоваться ею в ходе работы.
2. Направлять внимание детей на решение учебных задач, учить ставить познавательные задачи.
3. Развивать способности к символизации и моделированию, использованию и составлению алгоритмов, сериационных рядов.
4. Учить анализировать реальную ситуацию при общении с незнакомыми взрослыми, относится критично и осторожно к любым предложениям с их стороны. Воспитывать дисциплинированность, желание следовать советам старших.
Ход занятия
Жили были Аленушка да Иванушка. Батюшка и матушка у них умерли и остались они одни на белом свете. Приходилось детям ходить по деревне, наниматься на разную работу. Люди за работу платили, кормили, оставляли у себя переночевать. Пошли один раз они работу искать.
З.№1
Дети стоят у числовой ленты. Воспитатель показывает ленту.
Вот какая большая деревня. Это домики. Посчитайте, сколько домиков на улице? Дети хором считают.
Каждый домик имеет свой номер. Давайте узнаем, в какой домик направились ребята. Найдите домик номер 5. Вот и нужный нам домик. Какой у него номер?
з.№2
В этом домике ребят попросили капусту с грядок убрать. Надо сорвать столько кочанов, сколько показывает цифра. На 1 капусту больше (меньше) чем показано цифрой. Сколько кочанов сорвали? Почему? Что можно сказать о числах? (Число 4 на 1 больше числа 3)
З.№1
А теперь ребята пошли искать работу в другом домике. Мы с вами снова найдем адрес, куда они направились. Найдите домик номер 6. дети работают с числовой лентой, находят, названное число.
З.№3,2
В этом домике Аленушку с Иванушкой попросили воды из колодца принести и наполнить 2 бочки. Как вы думаете, кто какое ведерко возьмет и почему? Аленушка взяла большое ведерко. Давайте поможем ей воды принести. Сосчитаем, сколько раз ей придется сходить к колодцу, чтобы наполнить бочку водой. Один ребенок наполняет ведерко водой и переливает в бочку, другой считает и выкладывает фишки. Все дети рисуют в ряд кружочки в альбоме, записывают цифру. Так же наполняют водой вторую бочку, узнают, сколько раз Иванушка сходил к колодцу. Рисуют палочки в ряд точно под кружочками. Цифрой обозначают данное количество. Посчитайте, сколько ведер воды принесла Аленушка? А Иванушка? Кто принес больше воды? Почему Иванушке пришлось больше раз ходить к колодцу? Потому что его ведерко было меньше Аленушкиного. Чем меньше ведерко, тем больше раз придется ходить за водой, чтобы наполнить бочку. Сколько Аленушкиных ведер уместилось в бочке? А сколько Иванушкиных? Какое число больше 5 или 6? Какое число меньше? На сколько число 6 больше 5? На сколько число 5 меньше 6?
Натаскали ребята воды. Пошли дальше.
З.№1
В одном домике ребят попросили дров нарубить. Угадайте его номер. Воспитатель показывает любое число на числовой ленте, дети его называют. Зашли Аленушка с Иванушкой в дом, но они так устали, что сил больше не осталось. Давайте мы им поможем дрова нарубить!
Физминутка
Встаньте , разомкнитесь на вытянутые руки. Возьмите в руки топоры. Рубим дрова. И-раз! И- два! И-еще! Накололи много дров. Молодцы. А Аленушка с Иванушкой получили за работу расчет, да отправились к себе домой.
Вот идут они по широкой дороге, и захотелось Иванушке пить.
Видят они пруд, а около пруда пасется стадо коров. Стоит коровье копытце, полно водицы.
Просит Иванушка:
-Сестрица Аленушка, я пить хочу, напьюсь из копытца!
Что Аленушка ему в ответ сказала?
-Не пей, братец, а то теленочком станешь! Дойдем до колодца, там и напьешься.
Послушался Иванушка, пошли они дальше. Шли, шли - колодец далеко, солнце высоко. Солнце припекает, жар донимает. Пришли они к речке, а около речки табун лошадей пасется. Стоит лошадиное копытце полно водицы. Просит Иванушка:
-Сестрица Аленушка, пить хочу - напьюсь из копытца!
Что Аленушка ответила?
-Не пей, братец, а то жеребеночком станешь!
Послушался Иванушка и пошли они дальше. Колодец далеко, солнце высоко, жар с ног валит, пот выступает. Видят козье копытце, полное водицы. Просит Иванушка:
-Сестрица, я пить хочу!
-Потерпи, Иванушка! Стоит водица в козьем копытце, да нельзя напиться - козликом станешь, не пей, братец!
Не вытерпел Иванушка, не послушался, напился из козьего копытца и стал козленочком. Прыгает перед Аленушкой:
-Ме-е! Ме-е!
Заплакала Аленушка.
А в ту пору ехал на охоту царь. Увидал он Аленушку и спрашивает:
- О чем, красавица, плачешь?
Рассказала Аленушка о своей беде. Приглянулась царю Аленушка.
-поди,-говорит,- за меня замуж. Будешь ты царицей, и козленочек будет с нами во дворце жить.
Вышла Аленушка за царя замуж, и стали они жить- поживать. Козленочек с ними живет, вместе с царем да царицей ест и пьет.
З.№3
Поехал, раз царь посмотреть, как новый терем строится.
А работники как раз выбирают плиты, из которых терем строить. Давайте подскажем им, как надо расположить плиты, по порядку начиная с самой большой, заканчивая самой маленькой. Можно было бы соизмерить плиты, приложив одну к другой, но у нас они нарисованы. Как узнать, какая плита самая большая, а какие поменьше? Плиты разного цвета и у меня есть полоски такого же цвета, могут ли они нам помочь? Как с помощью полосок узнать размер плит? По очереди вызываемые дети из цветных полосок изготавливают мерки равные длине каждой плиты, затем соизмеряют их, а на рисунке подписывают цифрами порядок расположения плит.
Ну вот, работники теперь знают, в каком порядке надо ставить плиты. Затем они сделают крышу, и терем готов.
Пока царя не было дома, пришла во дворец ведьма и стала звать Аленушку купаться. Время было летнее, жаркое. Ведьма говорила добрым голосом, одета была нарядно, и Аленушка ее не испугалась, а пошла с ведьмой к морю. На берегу ведьма схватила Аленушку, привязала на шею ей камень и бросила в море. Оборотилась ведьма Аленушкой, нарядилась в ее платье и пришла во дворец. Приехал царь домой. Сели обедать, а козленочка нет. Спрашивает царь, где козленочек. А ведьма отвечает:
-Я велела его сюда не пускать, от него дух нехороший. Удивился царь. На другой день ведьма говорит царю:
-Прикажи зарезать козленка! Надоел он мне!
Жалко стало царю козленочка, а ведьма так пристает, так упрашивает, что делать нечего - согласился. Узнал об этом козленочек, заплакал и просит царя перед смертью сходить к морю водицы испить. Царь пустил его. Прибежал козленочек к морю, ста на берегу и жалобно запел-закричал:
-Аленушка, сестрица моя!
Выплынь, выплынь на бережок.
Костры горят высокие,
Котлы кипят кипучие,
Хотят меня зарезать!
А Аленушка ему из воды отвечает:
-Иванушка, братец,
Тяжел камень ко дну тянет, шелкова трава ноги спутала.
Со слезами возвратился Иванушка во дворец. А царь думает: «Зачем козленочек к морю бегал?»
Вновь козленочек просится у царя водицы испить. Пустил его царь, а сам следом за ним пошел на берег и слышит, как козленочек жалобно поет-кричит и как бедная Аленушка ему из воды отвечает.
Как узнал всю правду царь, кинулся он прямо в воду, поднял Аленушку с морского дна, отвязал камень и вытащил ее на берег. Очнулась Аленушка и рассказала царю про ведьму-обманщицу. Обрадовался козленочек и стал прыгать. Перекинулся через голову и обернулся пареньком Иванушкой. Пошли они все трое во дворец. Выгнал царь злую ведьму вон. И стали все жить-поживать, да добра наживать.
-Ребята, вам понравилась сказка?
А скажите, могла бы не случиться беда с Иванушкой? Почему он стал козленочком? Да, он не послушался Аленушку. Часто бывает беда с теми, кто не слушает советов старших. А почему Аленушка попала в беду? Она доверилась ведьме. Оказывается, злые нехорошие люди могут хорошо выглядеть, говорить добрым голосом. Нельзя доверять незнакомым людям, куда-либо идти с ними, как бы ласково они вас не звали.
Хорошо, что в этой сказке зло наказано. А мы с вами, ребята, в нашей жизни будем осторожными, будем остерегаться беды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по сказке "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"
Программное содержание:Учить детей размышлять, всматриваться, превращаться, активно действовать, постигая смысловую суть.Учить выразительно передавать диалоги персонажей.Развив...
комплексное занятие по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"
На занятии ребята учатся узнавать героев по иллюстрациям, передавать их настроение, формируются умения различать и называть эммоциональное состояние героев, уточнение представлений детей о том, ...
Новогодний утренник по мотивам русской народной сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"
Праздничный новогодний утренник для детей старшого дошкольного возраста. Использованы песни, хороводы, танцы, игры, пляски, стихи, аттракционы....
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисованию) на тему: "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисованию) на тему: "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"...
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область О.Х.Л. Тема: Анализ русской народной сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка".
В конспекте представлен матерал задачи которого : развивать способность детей раскодировать основной сюжет литературного произведения, учить составлять небольшие рассказы загадки о героях, самос...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: Рассказывание детям русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Цель: познакомить детей еще с одной сказкой, обратить их внимание на особенности композиции (присказка, зачин); помочь им полюбить это произведение, в котором воплощены лучшие традиции русского устног...