Конспект заняти по Грамоте в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Тема: Звук и буква Ч
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_zanyatiya_po_gramote_bukva_i_zvuk_chch.docx | 35.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 67» г. Оренбурга
Конспект занятия по «Грамоте»
на тему: «Звук и буква Ч»
Образовательная область «Речевое развитие»
Группа общеразвивающей направленности для детей 6 лет
Выполнил: | Зарипова Альфия Мидхатовна, воспитатель |
Согласовано: | Махмутова Гульфия Рафаиловна – заместитель заведующего по ВО и МР |
Оренбург, 2023
Конспект занятия
| Примечание (дополнительная информация к конспекту) | ||
1.1 | Доминирующая образовательная область | Речевое развитие | Согласно ФГОС ДО |
1.2 | Виды деятельности Детей на занятии | Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, двигательная активность. | Маханева М.Д., Гоголева Н.А., Цыбираева Л.В. «Обучение грамоте 5 – 7 лет» Методическое пособие. – 2 –е изд. - М. ТЦ Сфера, 2017 – 96с. Стр.: 64 – 65 |
| |||
2.1 | Тема занятия | «Звук и буква Ч» | |
2.2 | Методы и приемы реализации содержания занятия | Наглядные методы и приемы обучения Наблюдение Демонстрация наглядных пособий (предметные картинки, мультфильм о черепашке и букве и звуке «ч», план – карта ) . Приемы • показ способов действий (выбор позиции звука в слове, ); • показ образца написания буквы «Ч» • использование ТСО (расказ Черепашки, видео-танец от Черепашки); • показ образца написания буквы «Ч» Словесные методы и приемы обучения Методы Беседа. Видео рассказ от Черепашки Приемы • вопросы (требующие констатации; побуждающие к мыслительной деятельности) ; • указание (целостное и дробное выполнения заданий) ; • пояснение; • объяснение; • педагогическая оценка; Игровые методы и приемы обучения Методы 1. Игра – путешествие по городу «Звукоград» 2. Дидактическая игра «Слушай внимательно», «Найди слова по схеме», «На что похожа буква Ч» 3. Компьютерная игра 4.Зрительная гимнастика Приемы • внесение письма в группе и карты; • сюрпризный момент (сюрприз от Черепашки – танец «Чок-чок»); • создание игровой ситуации (игра - путешествие). Практические методы обучения 1 Упражнение на нахождение и определения позиции в слове звука «Ч», нахождение слов с заданным звуком, практическое написание буквы. Метод логопедической коррекции и приемы обучения Приемы • произношение звука «Ч» с правильной постановкой артикуляционного аппарата; • артикуляционная гимнастика «Качели» • произношение чистоговорок | |
2.3 | Формы работы на занятии | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах | |
2.4 | Интеграция образовательных областей на занятии | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие | |
2.5 | Возрастная группа | Старшая группа (5-6 лет) | |
2.6 | Цель занятия: | Познакомить детей со звуком [ч] и буквой Ч. | |
2.7 | Задачи занятия: | 1) закрепить умение детей выделять звук [ч] из ряда звуков, слогов, слов; 2) упражнять в определении места звука в слове (начало, середина, конец слова); 3 совершенствовать звуковой анализ; 4) развивать фонематический слух, внимание. 5)формировать навык сотрудничества, умение слушать собеседника. | |
2.8 | Планируемые педагогом результаты занятия | 1) сформированы умения детей выделять звук [ч] из ряда звуков, слогов, слов; 2) способны самостоятельно определять место звука в слове (начало, середина, конец слова); 3) закреплены навыки звукового анализа; | |
2.9 | Организация РППС для проведения занятия | Письмо, маршрут- карта, предметные картинки (палец, заяц, перец,, огурец, блин, шкаф, птенец, ключ, забор, самовар, бокал, диван), схемы позиции звука в слове, схемы слов (мяч, часы, тапочки, чайник, очки), изображение буквы Ч, написание буквы, предметные картинки «На что похожа буква Ч», черепашка. | |
2.10 | Обогащение словаря | Словарное слово - калач | |
2.11 | Подготовка к занятию в режимные моменты | Рассматривание иллюстраций с изображением черепах, познавательная беседа о черепахе, просмотр м/ф «Черепаха и Львенок» | |
| |||
3.1 | Вводная часть | ||
3.1.1 | Введение в тему: создание проблемной ситуации | Воспитатель: Ребята, по дороге в детский сад я встретила почтальона. Он передал мне письмо. Давайте прочтем, что в нем написано. «Дорогие ребята! Приглашаю Вас ко мне в гости в Звукоград. А кто живет в этой стране, вы должны отгадать сами. Ваша черепашка» Воспитатель: Вот какое интересное письмо. Ну что отгадаем, кто же живет в Звукограде? Дети: Звуки. | |
3.1.2 | Мотивация деятельности детей на занятии | Воспитатель: Правильно. И сегодня мы познакомимся еще с одной новым звуком. Послушайте скороговорку и скажите, какой звук чаще всего слышится в ней. «Чебурашка чашку чая Черепашке наливает»Дети: Звук [ч]. | |
3.1.3. | Целеполагание | Воспитатель : Правильно. Сегодня мы познакомимся со звуком и буквой Ч. | |
Основная часть: | |||
3.2.1 | Актуализация ранее приобретенных знаний | При произнесении звука «Ч» • Губы округлены и слегка выдвинуты вперед. • Зубы сближены. Давайте дадим характеристику звуку [ч]. Произнесите звук ч. Дети: Ч-ч-ч. Воспитатель: Звук ч можно пропеть? Дети: Звук ч нельзя пропеть. Он согласный. Воспитатель: Молодцы, все правильно. А еще звук [ч] всегда мягкий. Вика, дай полную характеристику звука [ч]. Вика: Звук [ч] согласный, всегда мягкий. | |
3.2.2 | Добывание, сообщение и приятие нового знания | Воспитатель: Сейчас мы попадаем на улицу УГАДАЙКА!!! Воспитатель: Ребята, предлагаю вам сейчас выполнить интересное задание.На столе разложены картинки с разными предметами, вам надо определить есть ли в слове звук ч, если нет, то подумать как можно его изменить, добавляя звук ч. Например, в слове лиса звука ч нет, а если мы скажем ласково лисичка, то звук появится. ПАЛЕЦ, ЗАЯЦ, ПЕРЕЦ, ОГУРЕЦ, БЛИН, ШКАФ, ПТЕНЕЦ, КЛЮЧ, ЗАБОР, САМОВАР, БОКАЛ, ДИВАН Воспитатель: Молодцы, все были очень внимательными. Воспитатель: Ребята к нам в гости зашла черепаха, послушайте рассказ, услышите слово со звуком [ч] хлопайте в ладоши Воспитатель: Сейчас мы попадаем на улицу Потеряшек ! Нужно найти где стоит Звук Ч потерял в схеме. На столе прикреплены схемы слов, нужно расположить картинки под схемами обозначающая место звука в слове (в начале, в середине, в конце). (см. картинку со схемами) – РАБОТА В ПАРАХ МЯЧ, ЧАСЫ, ТАПОЧКИ, ЧАЙНИК, ОЧКИ. Воспитатель: Ребята, наше путешествие по Звукограду продолжается и я вас Приглашаю на улицу Чистоговорок. (дети идут по кругу) Артикуляц гимнастика «Качели». Цель: Укреплять мышцы языка. Развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять. Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка: а) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку ; б) широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней губе ; Ча-ча-ча-у меня три калача. Чу-чу-чу-всем друзьям по калачу. Звуковой анализ слов мяч, часы. Сколько слогов в слове? (мяч, часы). Составьте предложения со словом мяч, часы. Сколько слов в предложении? Воспитатель: Сейчас мы попадаем на улицу Чистописания ! Воспитатель: Ребята, посмотрите, на что похожа буква Ч? Дети: на вешалку, на крючок, на цифру 4. Воспитатель: Да, мы правильно решили, Ч мы пишем как 4 Только с цифрою, друзья Буквы путать нам нельзя. Гимнастика для глаз , с произношением звука. Пальчиковая гимнастика: «Черепашка». - "Сколько пыли, сколько сора – - До дверей дойду не скоро", - И вздыхает тяжко - Наша черепашка. | |
3.2.3 | Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания | Воспитатель: Хотите раскрасить панцирь черепашки? Вам нужно написать и приклеить на панцирь. Письмо буквы Ч (панцирь черепахе) Воспитатель: Дайте характеристику звуку [Ч]. Дети: Звук [ч] – согласный и всегда мягкий. | |
Заключительная часть | |||
3.3.1 | Рефлексия: анализ и/или самоанализ деятельности детьми | Воспитатель: Вот мы и дошли до домика Черепашки! Воспитатель: Мы выполнили все ее задания? Кто же живет в стране Звукоград? (звуки). С каким новым звуком и буквой мы познакомились? (звук и буква «Ч») Воспитатель: Черепашка приготовила для Вас сюрприз – танец! Самый любимый и веселый танец черепашки , танец «Чок - чок». | |
Дальнейшая разработка темы | |||
3.4.1 | Художественно-творческая работа | Нарисовать черепашку дома | Выставка детских рисунков в группе детского сада «Веселая черепашка» |
3.4.2 | Длительность занятия: | 25 минут |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по грамоте в старшей группе звук [ш], буква Ш.
Коррекционно-образовательные задачи: Закрепить правильное произношение звука [ш]. Упражнять в определении наличия – отсутствия звука [ш] в словах; в определении позиции звука [ш] в с...
Конспект занятия по грамоте в старшей группе звук [ш], буква Ш. Опубликовано 25.09.2012 - 18:09 - МАРАКИНА ЯНА КОНСТАНТИНОВНА Коррекционно-образовательные задачи: Закрепить правильное произношение звука [ш]. Упражнять в определении наличия – отсутствия
Конспект занятия по грамоте в старшей группе звук [ш], буква Ш.Опубликовано 25.09.2012 - 18:09 - МАРАКИНА ЯНА КОНСТАНТИНОВНАКоррекционно-образовательные задачи: Закрепить правильное произношение звука...
Конспект занятия по грамоте в старшей группе Тема:"Знакомство со звуком(и) буквами И,и. Грибы. Съедобные и несъедобные грибы.
Конспект занятия по грамоте в старшей группе Тема:"Знакомство со звуком(и) буквами И,и. Грибы. Съедобные и несъедобные грибы. Лепка буквы"И "из пластилина,штриховка буквы "И".Мир природы.Цель: Закрепл...
Конспект занятия по грамоте в старшей группе
Обучение звуковому анализу слова....
Конспект занятия по грамоте в старшей группе «Волшебные звуки»
Конспект занятияпо грамоте в старшей группе«Волшебные звуки» Цель. Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков З – Ж.Задачи:Упражня...
МБДОУ «Д/с «Теремок» Конспект занятия по грамоте в старшей группе. Подготовила и провела воспитатель Аксарина Е.А.
Ракета летит к звёздам»Тема: «Звуковой анализ слова слива»Программное содержание:-продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, различать ударные и безударные гласные, ...