Семинар- практикум Использование приемов ТРИЗ и моделирования в обучении детей дошкольного возраста рассказыванию
консультация по развитию речи (старшая группа)

Каляганова Любовь Андреевна

В ходе семинара -практикума знакомимся с тремя видами наглядного моделирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_ispr.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 50 «Дюймовочка»

Семинар- практикум

Использование приемов ТРИЗ и моделирования в обучении детей дошкольного возраста рассказыванию

                                                                                 Подготовила и провела:

                                                                      Каляганова Л.А.

2022 г.

Использование приемов ТРИЗ и моделирования в обучении детей дошкольного возраста рассказыванию

«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –

Он будет долго и напрасно мучиться,

 но свяжите двадцать таких слов с картинками,

И он их усвоит на лету»

                                                     К. Д. Ушинский

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Взрослым важно, поэтому, поддерживать и обеспечивать развитие умственных и речевых способностей дошкольников. На формирование умственного и речевого развития большое воздействие оказывает использование графических моделей в образовательной деятельности.

В дидактике выделены три вида моделей наглядного моделирования:

 1. Предметная модель в виде физической конструкции предметов, закономерно связанных. Например, план постройки.

 2. Предметно-схематическая модель- здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков.  

 3. Графические модели – Это схематичное изображение предмета или событий обобщённо передающие разные виды отношений (графики, формулы, схемы). Этот вид моделей используется в школе, хотя последние исследования свидетельствуют о доступности их в детском саду.

Все мы знаем, что в области развития мышления основным является овладение действиями наглядного моделирования. Что же такое моделирование? Моделирование мы рассматриваем, как совместную деятельность воспитателя и детей по построению, выбору и конструированию моделей. Наиболее разнообразна и продуктивна работа с модельными схемами по развитию связной речи и творческому рассказыванию.

Цель моделирования - обеспечить успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, окружающем мире, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов, предметами, схематично изображенными или знаками. Модель даёт возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном случае.

Метод наглядного моделирования

Использование метода наглядного моделирования дает возможность:

· самостоятельного анализа ситуации или объекта;

· развития децентрации (способность принять точку зрения другого человека); · развития замыслов-идей будущего продукта.

Любое моделирование начинаем с простого замещения предметов, ведущего к использованию символов и знаков. Мы считаем, что именно наглядные модели наиболее применимы для занятий с детьми дошкольного возраста, потому, что ребенку намного легче представить предмет, выявить отношения между предметами, их связями, видя их зрительно, а часто принимая участие в их создании. Использование схем - самостоятельный выбор ребенком тех моделей, которые необходимы для пересказа литературного произведения. При организации игр и занятий можно использовать модели, придуманные вместе с детьми: «животные» и «птицы», «природные явления», «растения», «предметы ближайшего окружения». Данный «план сочинения» помогает детям отдельные события организовать в единый сюжет.

Применять модельные схемы удобно при заучивании стихотворений. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью.

Также модельные схемы можно применять при загадывании и отгадывании загадок, пословиц, поговорок.

Работу с модельными схемами можно начинать со средней группы.

В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания. Метод наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:

· пересказ;

· составление рассказов по картине и серии картин;

· описательный рассказ;

· творческий рассказ.

Элементы модели

В ходе использования метода наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:

· геометрические фигуры;

· символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы что это);

· планы и условные обозначения, используемые в них;

· контрастная рамка - прием фрагментарного рассказывания (картина, предложенная для составления рассказа, делится на 4 части, которые закрываются картонными прямоугольниками разного цвета. Ребенок, постепенно открывает каждую из 4 частей картины, рассказывает о каждом фрагменте, объединяя их в один сюжет)

В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет, а моделями связного высказывания может быть представлена полоска разноцветных кругов.

Элементами плана рассказа, составленного по пейзажной картине, могут служить силуэтные изображения ее объектов, как явно присутствующих на картине, так и тех, которые могут быть выделены только по косвенным признакам.

В качестве символов-заместителей при моделировании творческих рассказов используются:

· предметные картинки;

· силуэтные изображения;

· геометрические фигуры.

Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка. 

Применение метода наглядного моделирования связного высказывания, применение которых повышает интерес детей к данному виду деятельности  

Пересказ

Самым простым из видов связного высказывания считается пересказ.

Пересказ - более легкий вид монологической речи, т.к. он придерживается авторской позиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. Это в какой-то мере отраженная речь с известной долей самостоятельности. Пересказ литературных произведений в детском саду относится к одному из видов деятельности на логопедических занятиях. Пересказ предполагает умение выделить основные части услышанного текста, связать их между собой, а затем в соответствии с этой схемой составить рассказ. В качестве плана рассказа выступает наглядная модель.

Работа по развитию навыка пересказа предполагает формирование следующих умений:

  • усвоение принципа замещения, то есть умения обозначать персонажи и основные атрибуты художественного произведения заместителями;
  • формирование умения передавать события при помощи заместителей (предметное моделирование);
  • передача последовательности эпизодов в соответствие с расположением заместителей, и начинается с рассказывания знакомых коротких сказок, типа “Репка”, “Колобок” и т.п.
  • Для того чтобы научить ребенка последовательно излагать сюжет сказки используются наглядные модели сказки. На первых порах дети учатся составлять модели, которые сопровождают чтение сказки педагогом.

Пиктограмма -- знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде. 

Пиктограммы «схемы слова» помогают ребенку, ориентируясь на зрительный образ, посчитать, сколько и каких звуков в слове, где стоит звук (в начале, в середине или в конце), схемы предложения - определять количество слов, развивает интерес к общению, совершенствует речемыслительную деятельность, овладевает операциями анализа и синтеза. 

Пиктограммы к рассказам и сказкам хорошо использовать для развития связной речи у детей. Это способствует развитию высших психических функций (мышление, воображение, память, внимание), активизации связной речи, ориентировке в пространстве, облегчает ознакомление детей с природой и с явлениями окружающей действительности (дорожные знаки, экологические знаки и т.д.). При использовании различных схем меняется характер деятельности детей: дети не только слышат свою или обращенную к ним речь, но и имеют возможность ее «видеть». При составлении рассказов по картинкам и пиктограммам дети легче запоминают новые слова не механически, а в процессе активного использования.

Использование пиктограмм в работе по обучению пересказу облегчает запоминание произведения, а за тем и сам пересказ, с опорой на графическое изображение. Пиктограммы помогают ребенку разобраться в последовательности событий и выстроить канву последующего рассказывания. наглядный моделирование рассказ дошкольник

Использование моделей –пиктограмм. (Пиктограмма — это знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предмета или явления, на которые он указывает). Лучше начинать со знакомых сказок: «Колобок», «Машенька и медведь», «Репка» и т.д. со временем дети захотят самостоятельно смоделировать понравившееся произведение. (Можно совместно с детьми придумать графическое изображение того или иного предмета).

Рассказ по сюжетной картинке

Значительные трудности возникают у детей при составлении рассказов по сюжетной картине. Рассказ по сюжетной картине требует от ребенка умения выделить основные действующие лица или объекты картины, проследить их взаимосвязь и взаимодействие, отметить особенности композиционного фона картины, а также умение додумать причины возникновения данной ситуации, то есть составить начало рассказа, и последствия ее - то есть конец рассказа.

Работа по преодолению этих недостатков и формированию навыка рассказывания по картине состоит из 3-х этапов:

1 этап Выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины;

Для мотивации детей к выделению и называнию объектов на картине используем прием «подзорная труба», «бинокль», «волшебные палочки». Последовательность называния объектов на картине может быть любой.

Выявлять части одного объекта можно с помощью приемов: «Охота за подробностями», «Кто самый внимательный» и др. Все эти упражнения проводятся как соревнование с целью более полного выделения частей объектов.

ПРИМЕР Педагог: К нам пришла в гости картина. Посмотрите на нее. Давайте возьмем подзорную трубу и перечислим, что мы видим. Посмотрим, кто самый внимательный, кто больше всех увидит и назовет разных предметов. (Педагог по мере называния объектов обозначает их схемами.)

2 этап Установление взаимосвязей между объектами на картине

Выделение двух объектов на картине. Обоснование взаимосвязей между ними.

 Взаимодействие между объектами могут быть установлены на уровне: физических связей (касание, давление...); эмоциональных связей (нравится, не нравится, заботится, не любит...); родственных связей (брат — сестра, мама — дети...).

3 этап Алгоритм мыслительных действий при установлении взаимосвязей между объектами на картине

В качестве элементов модели выступают, соответственно, картинки - фрагменты, силуэтные изображения значимых объектов картины и схематические изображения фрагментов картины.

Схематичные изображения являются также элементами наглядных моделей, являющихся планом рассказов по серии картин. После того, как ребенок сможет свободно представлять свои замыслы в форме наглядной модели, он переходит к их составлению в уме. Можно в группе создавать свою "Книгу сказок". Детям нравится то, что, зарисовав или записав её, сказка не забывается. А иногда, по желанию детей можно читать сказки собственного сочинения.

Методические рекомендации по составлению сказок:

  1. Начинать придумывание сказки через разбор ситуаций, описанных в знакомых сказках, и обсуждение способов разрешения конфликтов.
  2. Волшебство может быть представлено в качестве объекта с необычным свойством, волшебника или волшебных слов.
  3. При составлении текстов важно определить мотивы, которые позволят персонажам, начать свои действия.

Алгоритм составления сказок:

  1. Совместное придумывание героев сказки;
  2. Определить характер, мотивы и цели поступков;
  3. Описание действий главных героев, взаимодействие с объектами;
  4. Подведение итогов – результат изменения героев и выведение жизненных правил;
  5. Придумывание названия сказки.

Мотивы

Цель (действия)

Тайна

Разобраться, найти спрятанное, установить истину

Общение

Восстановить справедливость, договориться, объяснить, разрешить спор

Помощь

Помочь, спасти, защитит, освободить, вылечить

Красота и польза

Привести в порядок, построить, вырастить, сохранить

Самоутверждение

Дойти, куда-то попасть, победить, одолеть, освободиться, получить удовольствие

Составление сказок с помощью метода «Каталога»

Для детей 3 лет

Жил – был… Кто?

С кем он дружил?

Пришел злой… Кто?

Кто помог друзьям спастись?

Для детей 6 лет

- Жил – был…Кто? Какой он был? (Какое добро умел делать?)

- Пошел гулять (путешествовать, смотреть…) …Куда?

- Встретил кого злого? Какое зло этот отрицательный герой всем причинил?

- Был у нашего героя друг. Кто? Какой он был? Как он мог помочь главному герою? Что стало со злым героем?

- Где наши друзья стали жить?

- Что стали делать?

Правила поиска ответов на вопрос:

  • Детям задается вопрос – Жил-был кто?
  • Ведущий открывает книгу сказок (В.Я. Проппа) на любой странице ребенок выбирает любое слово (Жил-был карандаш) значит история будет про карандаш, который попал в беду.
  • Следующий «ответ» на вопрос на другой любой странице
  • Если по сюжету должно быть имя существительное или глагол, а ребенок указал на другую часть речи, педагогу необходимо переделать слово в нужную. Часть речи, либо найти другое на этой же строчке
  • Для того чтобы дети не потеряли интерес к сочинительству «собирать» сюжет надо в быстром темпе
  • Эмоционально реагировать на каждый «найденный» ответ (удивление, радость, ужас…)
  • Использовать приемы драматизации
  • Прекратить искать «ответы» в книге, а придумать вместе с ними окончание истории, используя элементы «мозгового штурма» (самостоятельное додумывание сюжета).

Составление рифмованных текстов «Лимериков»

Лимерик – стихотворение из пяти строк, где первые две строчки рифмуются между собой. Третья и четвертая строчки рифмуются между собой.

Пятая содержит вывод и не рифмуется.

1 строчка

Жил-был (объект)

2 строчка

Сравнение или указание на свойство объекта

3 строчка

Действие или взаимодействие с другими объектами

4 строчка

5 строчка

Вывод (утверждение или мораль)

Обучение дошкольников созданию рифмованных текстов возможно начинать уже с трехлетнего возраста. Основная форма работы – игровые занятия и упражнения, которые проводятся с детьми в определенной последовательности

Складные картинки

Цель: Формировать умение подбирать картинки с изображением предметов названия которых рифмуются

Придумай рифмованное слово

Цель: Формировать умение самостоятельно подбирать рифмованные слова

Придумаем рифмованные строчки

Цель: Формировать у детей умение составлять рифмованные строчки по заданному словосочетанию

Жил-был объект

Какой? (сравнить)

Что делал?

С кем общался?

Вывод

Пример:

1. Жила-была певунья-птичка,

Была красивой как синичка.

По дороге она за жуком бежала,

А потом на траве долго лежала.

Вот какая беззаботная птичка.

Составление лимериков можно начинать с 4,5 лет

2. Если бы певунья-птичка

Была красивой, как синичка.

По дороге б она за жуком не бежала,

А потом на траве долго не лежала.

Вот какое правило должна была знать птичка.

3.Что было бы, если бы певунья – птичка

Была не такой красивой, как синичка,

То за жуком бы она не бежала,

И долго потом на траве не лежала.

Лучше пусть бы она в небесах полетала.

Составление загадок

Обучение составлению загадок начинается с 3,5 лет

Модель1

Какой?

Что бывает таким же?

блестящий

Начищенная монета

шипящий

Проснувшийся вулкан

круглый

Спелый арбуз

После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбика связки «КАК» или «НО НЕ».

Пример: «Блестящий, как начищенная монета; шипящий как проснувшийся вулкан; круглый, но не спелый арбуз?!» - самовар

Схема модель 2

Что делает? Ежик

Что (Кто) делает так же?

Пыхтит

Пыхтит как новенький паровозик

Пыхтит как старый чайник

Собирает

Собирает как хорошая хозяйка

Собирает как жадина

Семенит

Семенит как ребенок, который учится ходить

Семенит как старый дедушка

Пример: Пыхтит, как новенький паровозик; собирает, как хорошая хозяйка; семенит, но не ребенок, который учится ходить?

Пыхтит, но не сломанный чайник; собирает, но не жадина; семенит, как старый гном?

Схема модель 3

На что похоже? Гриб

Чем отличается?

На мужичка

Но без бороды

На дом

Но без окон

На зонтик

Но у зонтика тонкая ручка

Пример: «Похож на мужичка, но без бороды; похож на дом, но без окон; как зонт, но на толстой ножке»

Кластер

Кластер (англ. cluster — скопление, кисть, рой) — объединение нескольких однородных элементов, которые могут рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами

Кластер используется на стадии «осмысления», «рефлексии». Кластер может выглядеть как изложение текста с помощью рисунков или слов.

Построение кластера:

- В центральном овале располагают ключевое понятие

- В овалах второго уровня – понятия, раскрывающие смысл ключевого

- В овалах третьего уровня идет детализация понятий, упомянутых на предыдущем уровне

Синквейн

Синквейн– это необычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений и ассоциаций.

Синквейн – это средство творческого самовыражения.

Рекомендации по составлению синквейна

1 строчка – Кто? Что? (одно существительное). Это и есть тема синквейна

2 строчка – Какой? (два прилагательных). Они раскрывают тему синквейна

3 строчка – Что делает? (три глагола). Они описывают действия, относящиеся к теме синквейна

4 строчка – Что автор думает о теме? (фраза из четырех слов). С помощью данной фразы автор характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме

5 строчка – Кто? Что? (новое изучение темы, одно существительное) –

синоним темы, резюме, выражает личное отношение автора к теме

Схема «Синквейна»

В синквейне 5 строк:

Понятие (одно слово) -

Прилагательные (два слова) -

Глаголы (три слова) -

Предложение (из четырех слов) -

Существительное (одно слово) -

 Прилагательные и глаголы должны раскрывать понятие, а предложение – иметь смысловой характер.

Фишбоун – «Рыбный скелет»

«Рыбий скелет» состоит из 4 блоков информации:

  • головы, в которой обозначается вопрос или проблема;
  • косточек вверху (или справа), где фиксируются причины и основные понятия того или иного явления, проблемы;
  • косточек внизу (слева), подтверждающих наличие тех или иных причин;
  • хвоста, содержащего выводы и обобщения по вопросу.

Моделирование является эффективным методом речевого развития детей, а созданные вместе с детьми модели можно успешно использовать как дидактическое средство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование моделирования в обучении детей дошкольного возраста пересказу сказок, рассказов»

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Дети с общими нарушениями и задержкой психического развития испытыв...

Использование моделирования при обучении детей дошкольного возраста математике

В математическом образовании дошкольников можно эффективно использовать такую форму работы, как уроки моделирования, в основу которой положен метод моделирования. Уроки моделирования — это изготовлени...

Семинар-практикум "Использование детских музыкальных инструментов для развития творчества детей дошкольного возраста в самостоятельной художественной деятельности"

Воспитатель создаёт развивающую среду, в которой ребёнок себя реализует, т.е. начинает действовать. Использование д.м.и. в самостоятельной деятельности даёт возможность ребёнку для самовыражения, проя...

Практическое занятие. Моделирование конспектов занятий по обучению детей дошкольного возраста рассказыванию по картинам

Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта!       На дворе XXI век и у нас есть возможность учиться, не выходя из дома, использу...

Семинар-практикум «Использование инновационных технологий в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста»

Цель: Повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.Задачи:1. Расширять знания воспитателей по вопросу «Нравственное во...