Семинар- практикум Использование приемов ТРИЗ и моделирования в обучении детей дошкольного возраста рассказыванию
консультация по развитию речи (старшая группа)
В ходе семинара -практикума знакомимся с тремя видами наглядного моделирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_ispr.doc | 95.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 50 «Дюймовочка»
Семинар- практикум
Использование приемов ТРИЗ и моделирования в обучении детей дошкольного возраста рассказыванию
Подготовила и провела:
Каляганова Л.А.
2022 г.
Использование приемов ТРИЗ и моделирования в обучении детей дошкольного возраста рассказыванию
«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –
Он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
И он их усвоит на лету»
К. Д. Ушинский
Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Взрослым важно, поэтому, поддерживать и обеспечивать развитие умственных и речевых способностей дошкольников. На формирование умственного и речевого развития большое воздействие оказывает использование графических моделей в образовательной деятельности.
В дидактике выделены три вида моделей наглядного моделирования:
1. Предметная модель в виде физической конструкции предметов, закономерно связанных. Например, план постройки.
2. Предметно-схематическая модель- здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков.
3. Графические модели – Это схематичное изображение предмета или событий обобщённо передающие разные виды отношений (графики, формулы, схемы). Этот вид моделей используется в школе, хотя последние исследования свидетельствуют о доступности их в детском саду.
Все мы знаем, что в области развития мышления основным является овладение действиями наглядного моделирования. Что же такое моделирование? Моделирование мы рассматриваем, как совместную деятельность воспитателя и детей по построению, выбору и конструированию моделей. Наиболее разнообразна и продуктивна работа с модельными схемами по развитию связной речи и творческому рассказыванию.
Цель моделирования - обеспечить успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, окружающем мире, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов, предметами, схематично изображенными или знаками. Модель даёт возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном случае.
Метод наглядного моделирования
Использование метода наглядного моделирования дает возможность:
· самостоятельного анализа ситуации или объекта;
· развития децентрации (способность принять точку зрения другого человека); · развития замыслов-идей будущего продукта.
Любое моделирование начинаем с простого замещения предметов, ведущего к использованию символов и знаков. Мы считаем, что именно наглядные модели наиболее применимы для занятий с детьми дошкольного возраста, потому, что ребенку намного легче представить предмет, выявить отношения между предметами, их связями, видя их зрительно, а часто принимая участие в их создании. Использование схем - самостоятельный выбор ребенком тех моделей, которые необходимы для пересказа литературного произведения. При организации игр и занятий можно использовать модели, придуманные вместе с детьми: «животные» и «птицы», «природные явления», «растения», «предметы ближайшего окружения». Данный «план сочинения» помогает детям отдельные события организовать в единый сюжет.
Применять модельные схемы удобно при заучивании стихотворений. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью.
Также модельные схемы можно применять при загадывании и отгадывании загадок, пословиц, поговорок.
Работу с модельными схемами можно начинать со средней группы.
В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания. Метод наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:
· пересказ;
· составление рассказов по картине и серии картин;
· описательный рассказ;
· творческий рассказ.
Элементы модели
В ходе использования метода наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:
· геометрические фигуры;
· символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы что это);
· планы и условные обозначения, используемые в них;
· контрастная рамка - прием фрагментарного рассказывания (картина, предложенная для составления рассказа, делится на 4 части, которые закрываются картонными прямоугольниками разного цвета. Ребенок, постепенно открывает каждую из 4 частей картины, рассказывает о каждом фрагменте, объединяя их в один сюжет)
В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет, а моделями связного высказывания может быть представлена полоска разноцветных кругов.
Элементами плана рассказа, составленного по пейзажной картине, могут служить силуэтные изображения ее объектов, как явно присутствующих на картине, так и тех, которые могут быть выделены только по косвенным признакам.
В качестве символов-заместителей при моделировании творческих рассказов используются:
· предметные картинки;
· силуэтные изображения;
· геометрические фигуры.
Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.
Применение метода наглядного моделирования связного высказывания, применение которых повышает интерес детей к данному виду деятельности
Пересказ
Самым простым из видов связного высказывания считается пересказ.
Пересказ - более легкий вид монологической речи, т.к. он придерживается авторской позиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. Это в какой-то мере отраженная речь с известной долей самостоятельности. Пересказ литературных произведений в детском саду относится к одному из видов деятельности на логопедических занятиях. Пересказ предполагает умение выделить основные части услышанного текста, связать их между собой, а затем в соответствии с этой схемой составить рассказ. В качестве плана рассказа выступает наглядная модель.
Работа по развитию навыка пересказа предполагает формирование следующих умений:
- усвоение принципа замещения, то есть умения обозначать персонажи и основные атрибуты художественного произведения заместителями;
- формирование умения передавать события при помощи заместителей (предметное моделирование);
- передача последовательности эпизодов в соответствие с расположением заместителей, и начинается с рассказывания знакомых коротких сказок, типа “Репка”, “Колобок” и т.п.
- Для того чтобы научить ребенка последовательно излагать сюжет сказки используются наглядные модели сказки. На первых порах дети учатся составлять модели, которые сопровождают чтение сказки педагогом.
Пиктограмма -- знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.
Пиктограммы «схемы слова» помогают ребенку, ориентируясь на зрительный образ, посчитать, сколько и каких звуков в слове, где стоит звук (в начале, в середине или в конце), схемы предложения - определять количество слов, развивает интерес к общению, совершенствует речемыслительную деятельность, овладевает операциями анализа и синтеза.
Пиктограммы к рассказам и сказкам хорошо использовать для развития связной речи у детей. Это способствует развитию высших психических функций (мышление, воображение, память, внимание), активизации связной речи, ориентировке в пространстве, облегчает ознакомление детей с природой и с явлениями окружающей действительности (дорожные знаки, экологические знаки и т.д.). При использовании различных схем меняется характер деятельности детей: дети не только слышат свою или обращенную к ним речь, но и имеют возможность ее «видеть». При составлении рассказов по картинкам и пиктограммам дети легче запоминают новые слова не механически, а в процессе активного использования.
Использование пиктограмм в работе по обучению пересказу облегчает запоминание произведения, а за тем и сам пересказ, с опорой на графическое изображение. Пиктограммы помогают ребенку разобраться в последовательности событий и выстроить канву последующего рассказывания. наглядный моделирование рассказ дошкольник
Использование моделей –пиктограмм. (Пиктограмма — это знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предмета или явления, на которые он указывает). Лучше начинать со знакомых сказок: «Колобок», «Машенька и медведь», «Репка» и т.д. со временем дети захотят самостоятельно смоделировать понравившееся произведение. (Можно совместно с детьми придумать графическое изображение того или иного предмета).
Рассказ по сюжетной картинке
Значительные трудности возникают у детей при составлении рассказов по сюжетной картине. Рассказ по сюжетной картине требует от ребенка умения выделить основные действующие лица или объекты картины, проследить их взаимосвязь и взаимодействие, отметить особенности композиционного фона картины, а также умение додумать причины возникновения данной ситуации, то есть составить начало рассказа, и последствия ее - то есть конец рассказа.
Работа по преодолению этих недостатков и формированию навыка рассказывания по картине состоит из 3-х этапов:
1 этап Выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины;
Для мотивации детей к выделению и называнию объектов на картине используем прием «подзорная труба», «бинокль», «волшебные палочки». Последовательность называния объектов на картине может быть любой.
Выявлять части одного объекта можно с помощью приемов: «Охота за подробностями», «Кто самый внимательный» и др. Все эти упражнения проводятся как соревнование с целью более полного выделения частей объектов.
ПРИМЕР Педагог: К нам пришла в гости картина. Посмотрите на нее. Давайте возьмем подзорную трубу и перечислим, что мы видим. Посмотрим, кто самый внимательный, кто больше всех увидит и назовет разных предметов. (Педагог по мере называния объектов обозначает их схемами.)
2 этап Установление взаимосвязей между объектами на картине
Выделение двух объектов на картине. Обоснование взаимосвязей между ними.
Взаимодействие между объектами могут быть установлены на уровне: физических связей (касание, давление...); эмоциональных связей (нравится, не нравится, заботится, не любит...); родственных связей (брат — сестра, мама — дети...).
3 этап Алгоритм мыслительных действий при установлении взаимосвязей между объектами на картине
В качестве элементов модели выступают, соответственно, картинки - фрагменты, силуэтные изображения значимых объектов картины и схематические изображения фрагментов картины.
Схематичные изображения являются также элементами наглядных моделей, являющихся планом рассказов по серии картин. После того, как ребенок сможет свободно представлять свои замыслы в форме наглядной модели, он переходит к их составлению в уме. Можно в группе создавать свою "Книгу сказок". Детям нравится то, что, зарисовав или записав её, сказка не забывается. А иногда, по желанию детей можно читать сказки собственного сочинения.
Методические рекомендации по составлению сказок:
- Начинать придумывание сказки через разбор ситуаций, описанных в знакомых сказках, и обсуждение способов разрешения конфликтов.
- Волшебство может быть представлено в качестве объекта с необычным свойством, волшебника или волшебных слов.
- При составлении текстов важно определить мотивы, которые позволят персонажам, начать свои действия.
Алгоритм составления сказок:
- Совместное придумывание героев сказки;
- Определить характер, мотивы и цели поступков;
- Описание действий главных героев, взаимодействие с объектами;
- Подведение итогов – результат изменения героев и выведение жизненных правил;
- Придумывание названия сказки.
Мотивы | Цель (действия) |
Тайна | Разобраться, найти спрятанное, установить истину |
Общение | Восстановить справедливость, договориться, объяснить, разрешить спор |
Помощь | Помочь, спасти, защитит, освободить, вылечить |
Красота и польза | Привести в порядок, построить, вырастить, сохранить |
Самоутверждение | Дойти, куда-то попасть, победить, одолеть, освободиться, получить удовольствие |
Составление сказок с помощью метода «Каталога»
Для детей 3 лет
Жил – был… Кто?
С кем он дружил?
Пришел злой… Кто?
Кто помог друзьям спастись?
Для детей 6 лет
- Жил – был…Кто? Какой он был? (Какое добро умел делать?)
- Пошел гулять (путешествовать, смотреть…) …Куда?
- Встретил кого злого? Какое зло этот отрицательный герой всем причинил?
- Был у нашего героя друг. Кто? Какой он был? Как он мог помочь главному герою? Что стало со злым героем?
- Где наши друзья стали жить?
- Что стали делать?
Правила поиска ответов на вопрос:
- Детям задается вопрос – Жил-был кто?
- Ведущий открывает книгу сказок (В.Я. Проппа) на любой странице ребенок выбирает любое слово (Жил-был карандаш) значит история будет про карандаш, который попал в беду.
- Следующий «ответ» на вопрос на другой любой странице
- Если по сюжету должно быть имя существительное или глагол, а ребенок указал на другую часть речи, педагогу необходимо переделать слово в нужную. Часть речи, либо найти другое на этой же строчке
- Для того чтобы дети не потеряли интерес к сочинительству «собирать» сюжет надо в быстром темпе
- Эмоционально реагировать на каждый «найденный» ответ (удивление, радость, ужас…)
- Использовать приемы драматизации
- Прекратить искать «ответы» в книге, а придумать вместе с ними окончание истории, используя элементы «мозгового штурма» (самостоятельное додумывание сюжета).
Составление рифмованных текстов «Лимериков»
Лимерик – стихотворение из пяти строк, где первые две строчки рифмуются между собой. Третья и четвертая строчки рифмуются между собой.
Пятая содержит вывод и не рифмуется.
1 строчка | Жил-был (объект) |
2 строчка | Сравнение или указание на свойство объекта |
3 строчка | Действие или взаимодействие с другими объектами |
4 строчка | |
5 строчка | Вывод (утверждение или мораль) |
Обучение дошкольников созданию рифмованных текстов возможно начинать уже с трехлетнего возраста. Основная форма работы – игровые занятия и упражнения, которые проводятся с детьми в определенной последовательности
Складные картинки
Цель: Формировать умение подбирать картинки с изображением предметов названия которых рифмуются
Придумай рифмованное слово
Цель: Формировать умение самостоятельно подбирать рифмованные слова
Придумаем рифмованные строчки
Цель: Формировать у детей умение составлять рифмованные строчки по заданному словосочетанию
Жил-был объект | |
Какой? (сравнить) | |
Что делал? | |
С кем общался? | |
Вывод |
Пример:
1. Жила-была певунья-птичка,
Была красивой как синичка.
По дороге она за жуком бежала,
А потом на траве долго лежала.
Вот какая беззаботная птичка.
Составление лимериков можно начинать с 4,5 лет
2. Если бы певунья-птичка
Была красивой, как синичка.
По дороге б она за жуком не бежала,
А потом на траве долго не лежала.
Вот какое правило должна была знать птичка.
3.Что было бы, если бы певунья – птичка
Была не такой красивой, как синичка,
То за жуком бы она не бежала,
И долго потом на траве не лежала.
Лучше пусть бы она в небесах полетала.
Составление загадок
Обучение составлению загадок начинается с 3,5 лет
Модель1
Какой? | Что бывает таким же? |
блестящий | Начищенная монета |
шипящий | Проснувшийся вулкан |
круглый | Спелый арбуз |
После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбика связки «КАК» или «НО НЕ».
Пример: «Блестящий, как начищенная монета; шипящий как проснувшийся вулкан; круглый, но не спелый арбуз?!» - самовар
Схема модель 2
Что делает? Ежик | Что (Кто) делает так же? |
Пыхтит | Пыхтит как новенький паровозик Пыхтит как старый чайник |
Собирает | Собирает как хорошая хозяйка Собирает как жадина |
Семенит | Семенит как ребенок, который учится ходить Семенит как старый дедушка |
Пример: Пыхтит, как новенький паровозик; собирает, как хорошая хозяйка; семенит, но не ребенок, который учится ходить?
Пыхтит, но не сломанный чайник; собирает, но не жадина; семенит, как старый гном?
Схема модель 3
На что похоже? Гриб | Чем отличается? |
На мужичка | Но без бороды |
На дом | Но без окон |
На зонтик | Но у зонтика тонкая ручка |
Пример: «Похож на мужичка, но без бороды; похож на дом, но без окон; как зонт, но на толстой ножке»
Кластер
Кластер (англ. cluster — скопление, кисть, рой) — объединение нескольких однородных элементов, которые могут рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами
Кластер используется на стадии «осмысления», «рефлексии». Кластер может выглядеть как изложение текста с помощью рисунков или слов.
Построение кластера:
- В центральном овале располагают ключевое понятие
- В овалах второго уровня – понятия, раскрывающие смысл ключевого
- В овалах третьего уровня идет детализация понятий, упомянутых на предыдущем уровне
Синквейн
Синквейн– это необычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений и ассоциаций.
Синквейн – это средство творческого самовыражения.
Рекомендации по составлению синквейна
1 строчка – Кто? Что? (одно существительное). Это и есть тема синквейна
2 строчка – Какой? (два прилагательных). Они раскрывают тему синквейна
3 строчка – Что делает? (три глагола). Они описывают действия, относящиеся к теме синквейна
4 строчка – Что автор думает о теме? (фраза из четырех слов). С помощью данной фразы автор характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме
5 строчка – Кто? Что? (новое изучение темы, одно существительное) –
синоним темы, резюме, выражает личное отношение автора к теме
Схема «Синквейна»
В синквейне 5 строк:
Понятие (одно слово) -
Прилагательные (два слова) -
Глаголы (три слова) -
Предложение (из четырех слов) -
Существительное (одно слово) -
Прилагательные и глаголы должны раскрывать понятие, а предложение – иметь смысловой характер.
Фишбоун – «Рыбный скелет»
«Рыбий скелет» состоит из 4 блоков информации:
- головы, в которой обозначается вопрос или проблема;
- косточек вверху (или справа), где фиксируются причины и основные понятия того или иного явления, проблемы;
- косточек внизу (слева), подтверждающих наличие тех или иных причин;
- хвоста, содержащего выводы и обобщения по вопросу.
Моделирование является эффективным методом речевого развития детей, а созданные вместе с детьми модели можно успешно использовать как дидактическое средство.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование моделирования в обучении детей дошкольного возраста пересказу сказок, рассказов»
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Дети с общими нарушениями и задержкой психического развития испытыв...
Использование моделирования при обучении детей дошкольного возраста математике
В математическом образовании дошкольников можно эффективно использовать такую форму работы, как уроки моделирования, в основу которой положен метод моделирования. Уроки моделирования — это изготовлени...
Семинар-практикум "Использование детских музыкальных инструментов для развития творчества детей дошкольного возраста в самостоятельной художественной деятельности"
Воспитатель создаёт развивающую среду, в которой ребёнок себя реализует, т.е. начинает действовать. Использование д.м.и. в самостоятельной деятельности даёт возможность ребёнку для самовыражения, проя...
Практическое занятие. Моделирование конспектов занятий по обучению детей дошкольного возраста рассказыванию по картинам
Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта! На дворе XXI век и у нас есть возможность учиться, не выходя из дома, использу...
Семинар-практикум «Использование инновационных технологий в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста»
Цель: Повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.Задачи:1. Расширять знания воспитателей по вопросу «Нравственное во...