Дюймовочка
план-конспект занятия по развитию речи

конспект занятия по развитию речи на тему Дюймовочка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dyuymovochka.docx35.45 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическ

ая карта по развитию речи

   Образовательные область: социально – коммуникативное развитие;  познавательное развитие;  речевое развитие;  художественно – эстетическое развитие.

Тема: Ганс Христиан Андерсон «Дюймовочка»

Возрастная группа: дети 5-го года жизни

Цель: формирование  представлений у детей об авторской сказке «Дюймовочка»  посредством выразительного чтения, беседы и  дидактических игр.

Задачи:

Образовательные:

1.Актуализировать знания детей о литературном жанре сказка посредством беседы

2.Познакомить детей с авторской сказкой «Дюймовочка»  через выразительное чтение.

3.Закрепить умения грамотно строить речь при ответах на вопросы педагога.

Развивающие:

1.Развивать память и внимание;

2.Развивать логическое мышление;

3.Развивать культуру речи, желание сотрудничать с педагогом и сверстниками;

Воспитательные:

1 Воспитывать коммуникативные навыки;

2.Воспитывать умение слушать произведения народов мира.

Дополнительные задачи:

  1. Закрепить знания детей об авторской сказке «Дюймовочка».

Словарная работа:

Планируемые результаты: дети знают сюжет сказки «Дюймовочка», умеют отвечать на вопросы полным ответом, имеют навыки работы в коллективе.

Материалы и оборудования: средства ИКТ (ИКТ доска, документ-камера, приложение SMART Notebook); пазл с Котом-Ученым,  хрестоматия, картинки для аппликации, клей, ножницы.

№ п/п

Этап продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы и приемы

Деятельность детей

Планируемый результат

1

2

3

4

5

6

7

1.

Организационный

Установить эмоциональный отклик детей на предстоящую совместную деятельность  

-Здравствуйте, ребята. Как ваше настроение?

Я смеюсь, я хохочу,

улыбаюсь и шучу,

Мне так весело сегодня,

даже танцевать хочу!

Ребята, сегодня к нам пришло в гости странное письмо с книжкой, а от кого это, неизвестно. Кажется, это пазл, наверное, нам нужно сложить, чтобы узнать, кто нам отправил письмо (дети собирают пазл)

Кто же все-таки отправил его нам? Правильно, это кот-ученый!

Сейчас я вам прочитаю, о чем же он пишет!

Словесный: художетвенное слово

Наглядный: пазл, книга

Форма работы: фронтальная.

Дети приветствуют друг друга и воспитателя, собирают пазл и узнают от кого письмо.

Дети активно включаются в образовательный процесс, эмоционально отзывчивы, умеют управлять своим поведением

2.

Основной этап

Создать проблемную ситуацию и выход из нее.

- Дорогие, ребята! Надеюсь, вы меня узнали, я кот-Ученый. Пишу вам потому, что у меня случилась беда! Скоро ко мне придут гости, чтобы послушать сказки, ноя уже рассказал им все, которые знаю..Помогите мне, пожалуйста!»

Ничего себе, ребята, вот конечно незадача! О, ребята, я вспомнила одну сказку, которую кот-Ученый еще не слушал. Сначала мы с вами познакомимся с ней, а потом расскажем ее коту!

Словесный: письмо Мишки, вопросы к детям

Форма работы: фронтальная.

Внимательно слушают, отвечают на  вопросы., ищут решение проблемной ситуации.  

Принятие детьми проблемной ситуации и поиск ее решения.

2.1

Этап постановки проблемы

2.2

Этап восприятия материала

Познакомить со сказкой «Дюймовочка».

Ребята, скажите мне, что такое сказка? (вымышленный рассказ).

Ребята, это хрестоматия, кто мне скажет что это такое? (Это книжка, где собраны все сказки и рассказы для детей).

Аннотация

Сказка, с которой я вас хочу познакомить, называется «Дюймовочка». Ее мне читала в детстве мама и она мне очень понравилась. Эту сказку Ганс Христиан Андерсон. Он написал очень много рассказов для детей. Эта сказка об одной девочке, которая была очень маленького роста. Девочка была очень красивой, и поэтому ее похитила отвратительная жаба в невесты для своего уродливого сына.Затем в нее влюбился майский жук. Но после всех этих приключений девочка осталась в лесу одна, наступила осень, и ей пришлось искать себе убежище. В этот трудный момент крошку приютила старая мышь, заставляла девочку работать, а потом засватала ее за богатого слепого крота. Девочка вовсе не хотела становиться женой слепого крота. Как вы думаете, ребята, Дюймовочке удастся спастись или нет?

 Если вы думаете, Дюймовочка спасется, возьмите зеленый круг, а если вы думаете, нет и она выйдет замуж за крота, то выберите красный круг. Идея этой сказки  в том, что после многих трудностей всё равно приходит счастье. А чтобы сказка была красочной и интересной, художник Борис Александрович Дехтерев нарисовал иллюстрации к ней.

Во время прослушивания сказки, вам могут встретиться непонятные слова: страсть как холодно (очень холодно), канава (небольшая  длинная яма), изгородь (забор). Примите позу слушателя и слушайте внимательно.

Чтение отрывка из сказки «Дюймовочка»

Ласточка взвилась стрелой и полетела над тёмными лесами, над синими морями и высокими горами, покрытыми снегом. Тут было страсть как холодно; Дюймовочка вся зарылась в тёплые перья ласточки и только головку высунула, чтобы любоваться всеми прелестями, которые встречались в пути.

Но вот и тёплые края! Тут солнце сияло уже гораздо ярче, а около канав и изгородей рос зелёный и чёрный виноград. В лесах зрели лимоны и апельсины, пахло миртами и душистой мятой, а по дорожкам бегали прелестные ребятишки и ловили больших пёстрых бабочек. Но ласточка летела всё дальше и дальше, и чем дальше, тем было всё лучше. На берегу красивого голубого озера, посреди зелёных кудрявых деревьев, стоял старинный белый мраморный дворец. Виноградные лозы обвивали его высокие колонны, а наверху, под крышей, лепились ласточкины гнёзда. В одном из них и жила ласточка, что принесла Дюймовочку.

— Вот мой дом! — сказала ласточка. — А ты выбери себе внизу какой-нибудь красивый цветок, я тебя посажу в него, и ты чудесно заживёшь!

— Вот было бы хорошо! — сказала крошка и захлопала в ладоши.

- Вам понравилась сказка?

- Ребята, кто пытался похитить Дюймовочку?

-Почему Дюймовочка не захотела жить с кротом?

- Какую птицу нашла Дюймовочка в подземном

коридоре?

 - Что мы можем сказать о героев? Они хорошие или плохие?

 - Чему эта сказка учит?

Перед тем, как я вам прочитала сказку, мы сделали предположение, если вы думали, что Дюймовочка спасется, то вытянули зеленый круг, а если вы думали что она выйдет замуж за Крота, то вытянули красный круг. Что в итоге случилось? Да, она спаслась.

Игра «Закончи предложение»

Сейчас я вам буду начинать зачитывать предложение, а вы его закончите.

Ласточка взвилась стрелой и полетела над тёмными (лесами)

Тут было страсть как (холодно)

 Но ласточка летела всё дальше и дальше, и чем дальше, тем было всё (лучше)

В одном из них и жила ласточка, что принесла (Дюймовочку)

Вы наверное устали, встаньте со стульчиков:

Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише-тише-тише,

Дерево все выше- выше!

Словесный: беседа с детьми, аннотация, чтение сказки, вопросы к детям;

Наглядный: иллюстрации к сказке с  документ-камеры, слайд из приложения SMART Notebook.

Физкультминутка

Форма работы: фронтальная.

Внимательно смотрят, слушают сказку, отвечают на вопросы, повторяют действия педагога.

У детей развито аналитическое мышление.

2.3

Этап практического решения проблемы

Применение ранее полученных знаний и умений на практике.

Ребята, сейчас мы с вами будем играть на волшебной доске, но перед этим вспомним технику безопасности при работе с волшебной доской. Катя, начнем с тебя по порядку. (Дети по очереди называют правила техники безопасности).

А чтобы определить в каком порядке будете подходить к доске, выберите цвет себе. Оля, подойди к доске, крути волчок. Выпал желтый цвет, кто выбрал этот цвет? Катя, тогда начнем с тебя по порядку.

Дидактическая игра «Восстанови сюжет в правильной последовательности»

Дидактическая задача: Закрепить знания детей о сказке «Дюймовочка»

Игровая задача: Восстановите сюжет сказки в правильной последовательности.

Игровые правила:

1. Помогать друг другу, когда необходимо;

2. Не перебивать друг друга;

3. Слушать внимательно воспитателя.

Материал: ИКТ-доска, приложение SMART Notebook

Игровые действия: Дети, в том же порядке, вам нужно будет подходить к доске и восстановить сюжет сказки в правильной последовательности. За каждый правильный ответ вы будете получать звездочки.

Итог: Ну что, у всех по две звёздочки? Значит победила дружба!

Ваши глазки, наверное, устали, поэтому немного разомнем их. Встаньте со стульчиков и развернитесь спиной к доске.

Зрительная гимнастика

Мы гимнастику для глаз,

повторяем каждый раз

(Моргаем)

Влево, вправо, вверх и вниз,

Повторять ты не ленись

(Жмурим глаза)

Ну вот, мы и познакомились с новой сказкой и обязательно расскажем коту - Ученому, а чтобы он точно запомнил сказку, мы ему сделаем аппликацию, где закроем Дюймовочку цветочками. Но перед этим вспомним технику безопасности при работе с клеем. Саша, начнем с тебя. (Дети вспоминают технику безопасности при работе с клеем). Ну все, приступаем.

- Какие вы молодцы!

Словесный: вопросы к детям по технике безопасности; Наглядный: слайд из приложения SMART Notebook.

Игровой:

Словесная игра «Закончи предложение) дидактическая игра: «Восстанови сюжет в правильной последовательности».

Зрительная гимнастика

Практический: продуктивная деятельность

Форма работы: фронтальная, индивидуальная

Внимательно слушают педагога,отвечают на вопросы, вспоминают технику безопасности при работе с ИКТ- доской, играют в дидактические игры, делают зрительную гимнастику, вновь вспоминают технику безопасности при работе с клеем, делают аппликацию.

Развитое аналитическое образное мышление, самостоятельность, взаимовыручка.

3.

Заключительный этап

Самооценка результата и изученного материала.

- С какой сказкой мы сегодня познакомились?

 - А какие герои были в этой сказке?

 - Чему учит эта сказка?

- Во что мы сегодня играли?

- Чем мы еще сегодня занимались?

Молодцы, ребята, мы с вами сегодня отлично поработали, помогли Коту-Ученому и он вам очень благодарен.

Словесный: вопросы к детям, беседа

Форма работы: фронтальная.

Отвечают на вопросы, рассуждают и оценивают свою работу

Умеют объективно оценивать результаты пройденной деятельности, анализировать её.

3.1.Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно- Музыкальный досуг по сказке Г.Х. Андерсена «Дюймовочка» в старшей группе

Литературно-Музыкальный досугпо сказкеГ.Х. Андерсена«Дюймовочка» в старшей группе - итог проекта "Мой Андерсен",ко дню Детской книги ...

Инсценировка сказки "Дюймовочка"

Эта инсценировку сказки мы использовали во время проведения праздника 8 марта....

НОВЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ДЮЙМОВОЧКИ на ФАБРИКЕ ЗВЕЗД

Сценарий выпускного утренника в детском саду с участием  главной Феи,  Волшебника, Дюдюки, Недоучки, Ласточки, Кротов и других персонажей. У нас на утреннике роли кротов, черепашки, цыплят ...

Познавательно – речевое занятие для детей 5-6 лет. Тема: «Новые приключения Дюймовочки. Сказка на новый лад»

Познавательно – речевое занятие занятие для детей 5-6 лет, позволяющее решить следующие задачи: 1.Образовательные:1.  Обобщить представления о характерных признаках весны (увеличение с...

«Организация и проведение смотра-конкурса «Лучшая площадка МАДОУ детский сад «Дюймовочка» комбинированного вида»

В работе проанализированы приказ № 655 от 23 ноября 2009 года «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы  дошк...

Сценарий спектакля "Дюймовочка" в старшей группе

Сегодня 27 марта состоялась премьера спектакля Дюймовочка. Декорации, сценарий и костюмы разработала воспитатель Холдарова Лилия Мунировна. Имею сертификат качества ССИТ, который подтверждает мои авто...