Консультация для воспитателей на тему: «Формирование звуковой культуры речи у детей»
консультация по развитию речи

Зарипова Диляра Зифировна

Речь – это средство понимания окружающих, это выражение умственных, эмоциональных и аналитических способностей человека. Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_zkr.docx22.2 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей на тему:

«Формирование звуковой культуры речи у детей»

Речь – это средство понимания окружающих, это выражение умственных, эмоциональных и аналитических способностей человека. Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте.

Период дошкольного возраста – наиболее благоприятное время для формирования звуковой культуры речи.

Что относится к звуковой культуре речи

Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Воспитание звуковой культуры речи включает различные направления работы:

-развитие речевого слуха;

-постановка правильного звукопроизношения;

-формирование орфоэпической стороны речи;

-обучение средствам звуковой выразительности речи;

-отработка дикции.

Основой для складывания звуковой культуры речи является хороший речевой слух, поэтому формирование этой стороны речевой культуры включает как развитие артикуляционного аппарата, так и совершенствование речевого восприятия.

Понятие «звуковая культура речи» широко и своеобразно. Оно включает собственно:

•      произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция и т. д.);

•      элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп и др.),

•      связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты);

•      а также элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора).

•      Составные компоненты звуковой культуры: речевой слух и речевое дыхание - являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи.

Неправильность в формировании звуковой культуры речи способна негативно сказаться на личностных особенностях ребенка: он становится менее общительным, стесняется своего недостатка, пропадает интерес к играм, снижается любознательность. Напротив, дошкольник с хорошо развитой звукоречевой культурой способен понятно и легко выразить свои мысли и желания, он не испытывает трудностей в общении со сверстниками и взрослыми.

Звуковая культура речи должна быть сформирована к 5-7 годам, поскольку в дальнейшем в школьном возрасте дефекты этой стороны речи могут негативно сказаться на учебной деятельности.

Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает воспитатель, поскольку много времени в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним.

Овладение звуковой культурой речи является основой для:

 - коррекции и формирования фонетической стороны речи и её грамматического строя;

- умения произносить слова сложной слоговой структуры;

- обучения звуковому анализу и синтезу;

- обучения  грамоте и подготовки детей к школе.

Воспитание звуковой культуры речи не следует сводить только к формированию правильного произношения звуков. Формирование правильного звукопроизношения является лишь частью работы по звуковой культуре речи.

Воспитатель помогает детям овладеть правильным речевым дыханием, правильным произношением всех звуков родного языка, четким произнесением слов, умением пользоваться голосом, приучает детей говорить не торопясь, интонационно выразительно.

Воспитание звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием других сторон речи: словаря, связной, грамматически правильной речи.

Процесс овладения звуковой стороной слова, звуковой культурой не осуществляется стихийно. Работа осуществляется постепенно и последовательно с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей и принципов организации работы:

-Работа должна проводиться систематически, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись и становились более прочными.

-Работа должна вестись поэтапно в течение дня во всех видах деятельности. Это дает возможность определить, что именно затрудняет ребенка.

-При организации развивающей работы должны учитываться индивидуальные особенности ребенка 

Методы и приемы формирования звуковой культуры речи

Среди методов воздействия, применяемых при формировании звуковой культуры речи ребенка, выделяют практические, наглядные и словесные. Практические методы включают игры, упражнения и моделирование.

Игры могут быть обучающими, подвижными, творческими. Хорошо, если каждый из этих случаев будет включать речевое сопровождение со стороны детей для отработки тех или иных речевых навыков. Каждая игра предполагает развертывание воображаемой ситуации. Это может быть сюжетная канва, ролевое распределение или прочие игровые действия. В играх можно отрабатывать все компоненты звуковой культуры речи.

Упражнения подразумевают множественное повторение заданных действий – как практических, так и умственных. Большое значение упражнения имеют при коррекции звукопроизношения. Так, упражнения артикуляционной гимнастики направлены на постановку звуков.

Словесные методы (заучивание наизусть стихотворений и пересказ) эффективны при формировании выразительности речи.

Демонстрация правильного произношения является ведущим приемом в воспитании звуковой культуры речи. В определенных случаях бывает необходим специфический прием утрированного произношения. К нему часто прибегают при отработке фонематического слуха и звукопроизношения. Педагог произносит слова с подчеркнутой дикцией или выделяет нужный звук интонационно.

Таким образом, работа по формированию звуковой культуры представляет собой целую систему. Она осуществляется с первых дней пребывания ребенка в детском саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для педагогов ДОУ по теме "Формирование звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста"

Задача семинара: систематизировать знания педагогов по развитию звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха детей дошкольного возраста.Ход семинара.1.     Вводная...

Консультация для родителей на тему «Воспитание звуковой культуры речи у детей раннего возраста»

*Как помочь детям овладеть родным языком*Накопить значительный запас слов* Научить произносить звуки....

Консультация для воспитателей на тему "Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей на тему "Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста"...

Консультация для воспитателей на тему: "Воспитание звуковой культуры речи через чистоговорки и скороговорки у детей дошкольного возраста"

Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это владение культурой речепроизношения, которая включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительность, четк...

Консультация для воспитателей на тему: "Воспитание звуковой культуры речи через чистоговорки и скороговорки у детей дошкольного возраста"

Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это владение культурой речепроизношения, которая включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительность, четк...

Мастер-класс для воспитателей на тему: "Формирование звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста"

В последние годы возросло количество детей с нарушениями речи. Поэтому именно сейчас, стало актуальным объяснить воспитателям и их помощникам-родителям из каких компонентов складывается правильная , ч...