Консультация для воспитателей на тему: "Воспитание звуковой культуры речи через чистоговорки и скороговорки у детей дошкольного возраста"
консультация
Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это владение культурой речепроизношения, которая включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительность, четкую дикцию, а также умение пользоваться двигательными средствами выразительности (мимика, жесты), элементами культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора), речевым слухом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx | 39.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание звуковой культуры речи через чистоговорки и скороговорки у детей дошкольного возраста.
Для воспитания звуковой культуры речи в детском саду используется разнообразный речевой материал: звукоподражания, потешки, считалки, загадки, пословицы, чисто- и скороговорки. Некоторые стороны звучащей речи, например, громкость, темп, интонационная выразительность, отрабатываются в процессе пересказов сказок, рассказов, при чтении стихотворений.
Чисто- и скороговорки представляют собой фразы, построенные из сложных сочетаний звуков, слогов, слов, трудных для произношения. Само их название указывает на то, что произносить их надо чисто (чистоговорки), скоро, быстро (скороговорки). Чистоговорки произносятся в обычном темпе, а скороговорки — в ускоренном. Скороговорки — этот удивительный жанр фольклора, создан народной мудростью не для пустословия, а специально для тренировки движений речеобразующего органа, который был бы способен воспроизводить все звуки родного языка.
Однако, как правило, этим применение чисто- и скороговорок не ограничивается. Они с большим успехом могут быть использованы для развития разных сторон звучащей речи: для преодоления вялости и малоподвижности артикуляционного аппарата (улучшают подвижность мышц языка, губ, нижней челюсти), закрепления правильного произношения звуков, выработки отчетливой и ясной речи (дикции).
Чисто- и скороговорки могут быть использованы практически в работе с детьми любого возраста: произнесение шуток-чистоговорок — в младшем дошкольном возрасте, чистоговорок — в среднем, скороговорок — в старшем. Упражнения с использованием чисто и скороговорок могут быть применены как на занятиях родного языка, так и вне их (во время игр «Кто лучше скажет», «Кто скажет быстро и не ошибется» и др. для детей старшего дошкольного возраста).
Детям младшего и среднего дошкольного возраста предлагаются небольшие по объему, простые по содержанию чистоговорки. Их смысл должен быть понятен детям, близок их жизненному опыту. Переходить к быстрому произнесению чистоговорок следует лишь после того, как дети научатся четко и ясно произносить их в медленном и умеренном темпе.
Воспитателю совсем не обязательно давать для заучивания все предлагаемые в книге чистоговорки (скороговорки). Следует использовать те из них, которые по содержанию больше всего подходят к тому или иному речевому занятию. Одни и те же чистоговорки и скороговорки можно использовать неоднократно и с различной целью. Например, чистоговорку «Лежит ежик у елки, у ежа иголки» можно использовать для закрепления звуков [ж], [л]; тренировки голосового аппарата, когда детям предлагают произнести ее громко, тихо, шепотом, быстро, умеренно, медленно, с выделением голосом какого-то одного слова.
Формирование правильного звукопроизношения в детском саду осуществляется в несколько этапов: уточнение и закрепление правильного произношения изолированного звука; закрепление звука в слогах, в словах, фразах. Чисто- и скороговорки как речевой материал используются лишь после того, как дети научатся правильно произносить звуки в изолированном виде или в простых звукосочетаниях.
Закрепление звуков в слогах представляет особую трудность, так как бессмысленное их повторение, как правило, не вызывает интереса у детей. Шутки-чистоговорки, как показывает практика, удобны в том отношении, что с их помощью воспитатель имеет возможность поупражнять детей в правильности и четкости произнесения отрабатываемых звуков в слогах и словах.
В младшем и среднем дошкольном возрасте шутки-чистоговорки даются в игровой форме с применением наглядного материала (картинок, игрушек). Например, воспитатель показывает игрушку, изображающую корову, обыгрывает содержание шутки-чистоговорки и предлагает детям произнести ее: «Му-му-му! Молока кому?» Или проводит игру «У кого лиса (коза)?» Воспитатель незаметно дает кому-нибудь из детей игрушку и предлагает по очереди спрашивать: «Са-са-са, у кого лиса?» После 3-4 вопросов он вызывает ребенка, у которого находится игрушка. Он встает, показывает игрушку и говорит: «Са-са-са, у меня лиса». Затем воспитатель предлагает нескольким детям сказать: «Са-са-са, у Светы (Миши) лиса».
При произнесении шуток-чистоговорок воспитатель обращает внимание на правильность и четкость произнесения закрепляемых звуков, которые даются в определенной последовательности: сначала простые, потом — сложные. Для закрепления звуков берутся шутки-чистоговорки, насыщенные не только твердыми согласными, но и мягкими.
В старшем дошкольном возрасте воспитатель предлагает более сложные шутки-чистоговорки: на дифференциацию звуков, близких по звучанию и произношению, например, для различения свистящих и шипящих звуков: «Саша сушила шубу на солнышке», твердых и мягких согласных, например, л и ль: «Морская волна сильна и вольна», звонкие и глухие: «Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку»; звуков [с] — [з]: «Са-за, са-за, са-за-за — улетела стрекоза», звуков [л] ([л’]) и [р] ([р’]): «Лара у Вали играет на рояле». Такие чистоговорки не только способствуют формированию четкого и правильного произношения звуков, но и укрепляют артикуляционный аппарат детей, способствуют выработке быстрой переключаемости мышц языка, губ с одного движения на другое.
В среднем и старшем дошкольном возрасте шутки-чистоговорки можно применять не только в качестве речевого материала для формирования правильного звукопроизношения, но и для развития и совершенствования речевого слуха. Так, воспитатель предлагает детям задания на подбор слов к определенной группе слогов: «Ра-ра-ра, за рекой видна... (гора); Су-су-су, живет лиса в... (лесу)».
В средней группе, предлагая детям повторить чистоговорку, воспитатель выделяет отрабатываемые звуки голосом (произносит протяжнее, громче), обращает на это их внимание и просит повторить также: «У маленькой С-с-сони с-с-санки едут с-с-сами».
Скороговорки — незаменимый речевой материал для совершенствования дикции детей старшего дошкольного возраста. При произнесении их необходимо добиваться, чтобы дети не только быстро произносили фразу, но, что очень важно, отчетливо и ясно произносили слова и каждый звук в отдельности.
При работе над дикцией воспитатель может дать детям задание произносить чистоговорки (скороговорки), выделяя голосом отдельные звуки. Полезно предлагать детям произносить чистоговорки шепотом, это требует более энергичной работы артикуляционного аппарата.
Чисто- и скороговорки с большим успехом могут использоваться на заключительном этапе по закреплению звуков и введению их в речь у детей, имевших дефекты звукопроизношения.
В среднем и старшем дошкольном возрасте дети еще не всегда могут управлять своим голосовым аппаратом: менять темп, громкость речи, правильно пользоваться интонационными средствами выразительности. Чисто- и скороговорки с большим успехом можно использовать для тренировки. С этой целью детям предлагают следующие упражнения: произнести чистоговорку тихо (вполголоса, громко), быстро (умеренно, медленно), выделять голосом во фразе отдельные слова (группы слов), с вопросительной (утвердительной интонацией).
Одну и ту же чистоговорку можно предлагать детям произносить по-разному: в умеренном темпе, но тихо (громко, вполголоса, шепотом); с обычной громкостью, но быстро (умеренно, в слегка замедленном темпе).
Можно предложить произнести чистоговорку с различной громкостью по частям: «Маше каша надоела» — тихо (один ребенок), «Маша кашу не доела» — вполголоса (следующий ребенок), «Маша, кашу доедай, маме не надоедай» — громко, в назидательном тоне (третий ребенок).
Чередуя таким образом задания, воспитатель отрабатывает нужный раздел звуковой культуры речи.
Такие упражнения можно проводить как с группой детей, так и индивидуально. При групповом произнесении скороговорок следует обращать внимание на то, чтобы дети с ускорением речи не усиливали громкость их произнесения. Стараясь быстро произнести скороговорку, дети часто непроизвольно произносят ее несколько громче обычного. Детям, у которых быстрый темп речи, чаще следует предлагать произносить чистоговорки в замедленном темпе и, наоборот, дошкольникам с замедленной речью — в обычном темпе или в слегка ускоренном.
Чистоговорки можно использовать и для тренировки некоторых элементов интонации. Так, можно предложить одной группе детей спрашивать, а другим отвечать. Например, одна группа спрашивает: «Вымыли мышки миски у мишки?», другая отвечает: «Вымыли мышки миски у мишки». Затем роли меняются. Или ребенок произносит чистоговорку сначала в форме вопроса: «У Сани новые сани?», а затем сам же отвечает: «У Сани новые сани».
Можно предложить детям выделять в чистоговорках отдельные слова. Например, чистоговорку «Дарья дарит Дине дыни» дети произносят так, чтобы было ясно, что дарят дыню именно Дине, а не кому-то другому. Усложняя задание, можно предлагать детям последовательно выделять голосом одно слово за другим. Например, чистоговорка «Сачок зацепился за сучок» произносится так: «Сачок зацепился за сучок» (выделяется голосом слово сачок), «Сачок зацепился за сучок», «Сачок зацепился за сучок».
С детьми среднего и старшего дошкольного возраста можно использовать чистоговорки и в работе над речевым дыханием. Сначала подбираются небольшие по объему чистоговорки, состоящие из 3-4 слов, и дети произносят их на одном выдохе, затем из 4-6 и более слов. При чтении длинных чистоговорок дети учатся правильно делать паузы. Например, воспитатель предлагает произнести чистоговорку «Петя пилил пилой пень» не только ясно и отчетливо, но и на одном выдохе.
В старшем дошкольном возрасте чистоговорки можно использовать для совершенствования фонематического слуха. Воспитатель произносит чистоговорку «Нашей Маше дали манной каши» и просит детей перечислить (назвать) лишь те слова, в которых есть звук [ш] (Маше, нашей, каши).
Предлагаемые ниже чисто- и скороговорки даны с учетом трудности их произношения.
Звуки [п] - [п’]
Уп-уп-уп, мама варит суп.
Петя пилил пилой пень.
Наш Полкан попал в капкан.
За гиппопотамом по пятам топает гиппопотам.
Говорит попугай попугаю:
- Я тебя, попугай,
попугаю! —
Попугаю в ответ
попугай: - Попугай!
Попугай!
Попугай!
Звуки [б] - [б']
Бы-бы-бы, идет дым из трубы.
У Бобы были бобы.
Бегемот разинул рот, булки просит бегемот.
Забавной обезьяне бросили бананы? — Бросили бананы забавной обезьяне.
Звуки [м] — [м']
Му-му-му, молока кому?
Мама Милу в ванне мыла.
Где мед, там и мухи.
На скамеечке у дома целый день рыдала Тома.
Звуки [т] — [т']
Та-та-та, хвост пушистый у кота.
От топота копыт пыль по полю летит.
Наш гость купил трость.
Ткет ткач ткани на платье Тане.
Звуки [д] - [д']
Ду-ду-ду, растут яблони в саду.
Дарья дарит Дине дыни.
Дятел дерево долбил, деда стуком разбудил.
Звуки [н] - [н']
Ан-ан-ан, папа чинит кран.
Няня нянчет Надю с Ниной.
У Ваньки у Встаньки несчастные няньки.
Нес не нес, а до нас донес.
Звуки [в] - [в']
Ва-ва-ва, на суку сидит сова.
Три вороны на воротах.
Водовоз вез воду из-под водопровода.
Звуки [ф] - [ф']
Аф-аф-аф, в углу стоит шкаф.
У Фани фуфайка, у Феди туфли.
Звук [к]
Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко!
Тук-тук-тук, тук-тук-тук, прибиваю я каблук!
Наша река широка, как Ока.
Звук [г]
Гу-гу-гу, гу-гу-гу пасутся гуси на лугу.
На горе гогочут гуси.
Под горой огонь горит.
Звук [х]
Ха-ха-ха! Ха-ха-ха! Не поймать вам петуха! Прохор и Пахом ехали верхом. Муха-горюха села на ухо.
Звуки [с] - [с']
Са-са-са, в лесу бегает лиса.
Со-со-со, у Вовы колесо.
Су-су-су, мы ловим осу.
Ас-ас-ас, у нас свет погас.
Ос-ос-ос, на поляне много ос.
Усь-усь-усь, на лугу пасется гусь.
У осы не усы, а усики.
Коси, коса, пока роса.
У маленькой Сани сани едут сами.
Носит Сеня сено в сени,
Спать на сене будет Сеня.
У нас семеро саней.
По семеро в сани
Мы уселись сами.
Сидел воробей на сосне,
Заснул — и свалился во сне.
Если б он не свалился во сне,
До сих пор бы сидел на сосне.
Звуки [з] - [з']
За-за-за, уходи домой, коза.
Зу-зу-зу, моем Катю мы в тазу.
У зайки Бубы заболели зубы.
У маленькой Зины бузина в корзине.
Видит волк козу, забыл и грозу.
Звенит звонок, звонок зовет, и Зоя в класс к себе идет.
Все с базара, а Назар на базар.
Звук [ц]
Цо-цо-цо, на руке кольцо.
Цы-цы-цы, поспели огурцы.
Ец-ец-ец, очень вкусный огурец.
У кольца нет конца.
Бегают две курицы прямо по улице.
Цыпленок цапли цепко цеплялся за цепь.
Цапля, стоя на крыльце, написала букву ц.
Стоит цапля у болотца, улыбается, смеется.
Нагнись в корытце напиться водицы.
Звук [ш]
Ша-ша-ша, мама моет малыша.
Шу-шу-шу, я письмо пишу.
Аш-аш-аш, у Вовы карандаш.
Тише, мыши, кот на крыше.
Луша у душа мыла шею и уши.
Нашей Маше дали манной каши.
Не найду и ушки у нашей лягушки.
Леша и Клаша едят пшенную кашу.
Яшка в фуражке едет на черепашке.
На окошке Маше каша надоела,
Крошку Маша кашу не доела.
Мошку - Маша, кашу доедай,
Ловко Маме не надоедай!
Ловит
Лапой
Кошка.
Звук [ж]
Жа-жа-жа, есть иголки у ежа.
Жу-жу-жу, молоко дадим ежу.
У ежа ежата, у ужа ужата.
Не живут ужи, где живут ежи.
Лежит ежик у елки, у ежа иголки.
Ужин нужен и жуку, и ужу.
Очень нужен жук на ужин, жук на ужин очень нужен.
Звук [ч']
Ча-ча-ча, горит в комнате свеча.
Чу-чу-чу, молоточком я стучу.
Оч-оч-оч, наступила ночь.
Шубка овечки — теплее любой печки.
У Пети тачка, а у Паши печенья пачка.
Пекарь пек калачи в печи.
Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки.
У четырех черепах по четыре черепашонка.
Звук [щ']
Ща-ща-ща, мы несем домой леща.
Ащ-ащ-ащ, мы надеваем плащ.
Волки рыщут, пищу ищут.
Щипцы да клещи — вот наши вещи.
Щенок за обе щеки уплетает из щавеля щи.
Щенок жалобно пищит, тащит он тяжелый щит.
Звук [л]
Ло-ло-ло, на улице тепло.
Лу-лу-лу, стол стоит в углу.
Ул-ул-ул, у нас сломался стул.
Оль-оль-оль, мы купили соль.
У елки иголки колки.
Иголка, иголка, ты остра и колка.
На мели мы налима ловили.
Наш Полкан попал в капкан.
Елка, елка, елочка, колкая иголочка.
Клала Клава лук на полку, кликнула к себе Николку.
В уголок Аленка села, у Аленки много дела.
Мама Милу мыла мылом, Мила мыла не любила.
Лена искала булавку,
А булавка упала под лавку.
Под лавку заглянуть было лень.
Искала булавку весь день.
Звуки [р] - [р’]
Ра-ра-ра, Кате спать пора.
Ро-ро-ро, на полу стоит ведро.
Ры-ры-ры, летают комары.
Ри-ри-ри, на ветках снегири.
Ор-ор-ор, мы подмели двор.
Арь-арь-арь, на стене висит фонарь.
Три вороны на воротах.
Трое трубачей трубили в трубы.
Проворонила ворона вороненка.
Привез Пров Егору во двор дров гору.
Шел Егор через двор, нес топор чинить забор.
Три сороки-тараторки тараторили на горке.
Во дворе горка, под горкой норка. В этой норке крот норку стережет.
На горе растут дубы, под горой растут грибы.
В аквариуме у Харитона четыре рака да три тритона.
Звуки [п] - [б]
Потерялись бусы у нашей бабуси.
Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.
Звуки [т] - [д]
Собака Том сторожит дом.
Звуки [к] — [г]
Галка села на палку, палка ударила галку.
Звуки [в'] - [ф']
Наш Филат не бывает виноват.
Звуки [с] - [з], [с'] - [з']
Са-за, са-за, са-за-за, улетела стрекоза.
За-са, за-са, за-са-са, залетела к нам оса.
Соня Зине принесла бузины в корзине.
Зоя — зайкина хозяйка, спит в тазу у Зои зайка.
Сачок зацепился за сучок, за сучок зацепился сачок.
В лесу две Зины-Зиночки трясутся, как осиночки.
Идет с козой косой козел.
Звуки [с] - [ц]
Со-цо, со-цо, со-цо-цо, снесла курица яйцо.
Цо-со, цо-со, цо-со-со, Костя катит колесо.
Синицы — веселые птицы.
Курица снесла яйцо под крыльцо.
Соне в оконце ярко светит солнце.
Из соседнего колодца целый день водица льется.
Я нарвал овце овса, ешь скорей овес, овца.
Стоит воз овса, возле воза - овца.
Звуки [с] — [ш]
Су-шу, су-шу, су-шу-шу, я письмо домой пишу.
Шу-су, шу-су, шу-су-су, мишку встретил я в лесу.
Саша любит сушки, а Соня ватрушки.
Шишки на сосне, шашки на столе.
Вымыли мышки миски для мишки.
Саша шапкой шишки сшиб.
Сшила Саша Сашеньке шапку.
Купила Саша сушку? — Купила Саша сушку.
Звуки [з] — [ж]
За-жа, за-жа, за-жа-жа, жили в доме два ежа.
Жа-за, жа-за, жа-за-за, от лисы бежит коза.
У Зины много забот, заболел у зайки живот.
У маленькой Зины медвежонок в корзине.
Задрожали зайки, увидев волка на лужайке.
Завизжала пила, зажужжала пчела.
Заржавел железный замок? — Заржавел железный замок.
Бежит лиса по шесточку, лизни, лиса, песочку.
Цу-чу, цу-чу. цу-чу-чу, на ракете я лечу.
Чу-цу, чу-цу, чу-цу-цу, дали зернышки птенцу.
У цапли цыпленок, у зайки зайчонок.
Очень часто бьются у Танечки блюдца.
Ученица-озорница получила единицу.
Звуки [ш] — [ж]
Ша-жа, ша-жа, ша-жа-жа, у Андрюши нет ежа.
Жа-ша, жа-ша, жа-ша-ша, Женя кормит малыша.
У ежа ежата, у мишки медвежата.
Желуди у мышки, шишки у мартышки.
У кошки лежат ложки в лукошке.
Хорош пирожок, внутри творожок.
На крыше у Шуры жил журавль Жура.
С малышами во ржи подружились ежи, ушли в камыши, и во ржи ни души.
Облепил лампу мошки, греют тоненькие ножки. Осторожно, мошки! Обожжете ножки.
Звуки [ч'] - [щ']
Ча-ща, ча-ща, ча-ща-ща, в речке ловим мы леща.
Ща-ча, ща-ча, ща-ча-ча, Кате вызвали врача.
В роще щебечут стрижи, чечетки, щеглы и чижи.
Звуки [л] - [р], [л'] - [р']
Ла-ра, ла-ра, ла-ра-ра, начинается игра.
Ра-ла, ра-ла, ра-ла-ла, быстро вертится юла.
Пол мыла Лара, Лиля Ларе помогала.
Лара у Вали играет на рояле.
Рыбу ловит рыболов. Весь в реку уплыл улов.
Вкусная халва, мастеру хвала.
Король — орел, орел — король.
В тетради Кондрат начертил квадрат.
Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель. И матросы три недели карамель на мели ели.
Покатился колобок, а на дороге коробок. Удивился колобок и закатился в коробок.
Звуки [п] - [п']
Петушок — прыг на порог: «Подари, пекарь, пирог».
Звуки [т] - [т']
Опять пять ребят нашли пять опят.
Звуки [д] - [д']
Дед Данил дыню делил: дольку — Диме, дольку — Дине.
Звуки [с] - [с']
У Сени и Сани в сетях сом с усами.
Сын Сени накосил стог сена.
На скамейку мама села, справа — Сева, Слава — слева.
Звуки [л] - [л']
Клади уголь в угол.
Юля маленькой была и вертелась как юла.
Полет в поле Поля, ловит Колю Толя.
Морская волна сильна и вольна.
Звуки [р] - [р’]
В этой норке крот норку стережет.
На горе на горке горько ревет Егорка.
Быстро Егорка говорит скороговорку.
Литература
1. Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок. — М., Мозаика-Синтез, 2005.
2.Максаков А. И. Развитие правильной речи ребенка в семье. — М., Мозаика-Синтез, 2005.
3.Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя. — М., Мозаика-Синтез, 2005.
4.Максаков А. И., Фомичева М. Ф. Звуковая культура речи./ В кн.: Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф. А. Сохина.— М., 1984.
5.Нищева Н.В. Если ребёнок плохо говорит ооо « Издательство» Детство- пресс»,2011 г
6.Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. — М., 1981.
7.Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Под ред. В. В. Гербовой. М., 1983.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Работа по формированию звуковой культуры речи»
Примерный план работы по всем возрастным группам...
Открытое занятие на тему «Развитие звуковой культуры речи через устное народное творчество для детей 2-3 лет»
Цель: формировать правильное произношение звуков. Способствовать развитию артикуляционного аппарата, дикции, фонематического слуха, речевого дыхания через загадки, песенки, потешки.Задачи:1.Форм...
Воспитание звуковой культуры речи через чистоговорки и скороговорки у детей дошкольного возраста
воспитание звуковой культуры речи...
Занятие по развитию звуковой культуры речи через театрализованную деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Сказочный театр»
Театрализованная деятельность с детьми...
Консультация для воспитателей на тему: "Воспитание звуковой культуры речи через чистоговорки и скороговорки у детей дошкольного возраста"
Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это владение культурой речепроизношения, которая включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительность, четк...
Консультация для воспитателей«Артикуляционная гимнастика – эффективное средство развития речи и исправления нарушений зукопроизношения у детей дошкольного возраста с ТНР»
laquo;Артикуляционная гимнастика – эффективное средство развития речии исправления нарушений зукопроизношения у детей...
Консультация для воспитателей на тему: «Формирование звуковой культуры речи у детей»
Речь – это средство понимания окружающих, это выражение умственных, эмоциональных и аналитических способностей человека. Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных при...