Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности в старшей группе « Сохраняем русские традиции»
план-конспект занятия (старшая группа) по теме
Продолжать знакомить детей с русской избой и бытом людей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_yanvar_2014.docx | 34.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
интегрированной непосредственной образовательной деятельности в старшей группе
« Сохраняем русские традиции»
Воспитатель: Перевизная Татьяна Сергеевна
МКДОУ №12
2014г.
Программное содержание: продолжать знакомить детей с русской избой и русским бытом людей, Развивать умение рассматривать предметы домашнего обихода, отмечать их пользу и красоту. Развивать интерес к русскому фольклору. Воспитывать интерес к истории России, вызывая эмоциональный отклик. Закрепить умение украшать игрушки.
Цель: создание условий для развития воображения и художественно-творческих способностей детей в процессе закрепления материала о «русской избе, традициях, национальной одежды русского народа».
Задачи: приобщать к истокам духовной культуры русского народа: формировать представления о русском национальном костюме, традициях и обычаях, связанных с национальной одеждой. Формировать предпосылки к поисковой деятельности, развивать интеллектуальную инициативу, творческие и познавательные способности. Способствовать индивидуальному самовыражению в процессе продуктивной творческой деятельности. Обогащать словарный запас; развивать мелкую моторику рук.
Интеграция с другими областями: Социализация. Коммуникация. Безопасность. Физическая культура.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций о русском народном быте. Экскурсии в музей детского сада, разучивание пословиц, русских народных игр, песен, танцев.
Воспитатель: Куда мы пришли? (отв. детей). Мы с вами пришли в музей «Русская изба». Сегодня я буду экскурсоводом. Как вы думаете экскурсовод кто это? А вы хотите посмотреть, какие были раньше дома? Как были украшены? Что в них было?
( Рассматривают картины).
Воспитатель: А теперь отгадайте загадку: "Стоит копна, вся в дырках. На копне – гора, из горы дым идет" (изба).
Правильно, это русская избы. Это старинное название деревенского дома. Избы называли как? Дети: срубами. - Как вы думаете, почему? (потому что их рубили топорами) А еще что знаете? Дети: В древние времена люди селились по берегам рек и озер, рядом с лесом. Лесов в России много.
Воспитатель: Народные умельцы строили дома без пил, гвоздей, без сложных измерительных приборов и чертежей, только с помощью топора. Дети: Валили лес, срубив дерево, стволы очищали от сучьев и коры, а затем укладывали друг на друга. Делали избы из сосновых иногда дубовых, цельных брёвен. Складывали брёвна с большим умением так, что они плотно держались между собой, а для теплоты обивали мхом.
- Как называли людей, занимающихся этим ремеслом? (плотники). - Чем покрывали крышу у избы? (соломой). - А ещё чем, кроме соломы? (дранкой - колотыми сосновыми дощечками; тёсом - досками, которые рубили топором, а не пилили так, как они были прочнее). - А без чего нельзя обойтись в доме? - Верно, без окон! Окна называли «глазами дома ». - Почему, как вы думаете? (окно от слова «око, очи»- глаза дома) Окна – "глаза" дома. Над окнами крепились козырьки. Они прикрывали от дождя и снега. Воспитатель: Ставни закрывали на ночь, а утром – открывали. Крыльцо связывало избу с улицей. На крыльцо вели ступеньки, а чтобы было удобнее – ставили перила.
Воспитатель: Посмотрите, как красиво украшали свои избы народные умельцы (показ слайдов: русские избы разных областей России) Дверь в избу была низкая, чтобы войти, каждый должен поклониться хозяевам. А порог – высокий, чтобы меньше холода проникало в до - Мало построить дом прочным и удобным. Хочется, чтобы он был ещё и красивым. Для этого его украшали резными досками с орнаментом. Эти украшения считались ещё и оберегами. (защищали от молнии, нечистой силы и т. д.) На крыше дома плотник крепил (рубил) голову лошади – «конёк дома» (оберег, который защищал домочадцев от нечистой силы). В старину говорили: «Конь на крыше - в избе тише».
-Воспитатель: Пора и в дом заглянуть! Обратите внимание, что у меня здесь в доме есть? В русской избе почти все было сделано руками самих крестьян. Дети: мебель была самодельная, деревянная, очень простая. Лавки, где спали, сундук для вещей, скамейки для сиденья за столом. И еще главная в доме - печь. А что вы знаете о печи. Зачем она нужна? (готовить, мыться; сушить одежду, овощи, фрукты; спать). А еще что? Воспитатель: - Сколько народных умельцев было на Руси! Они все делали своими руками. Многие предметы находятся у меня в избе? Что это как вы думаете? Дети: Это посуда и предметы, которой пользовались люди в старину. Сделана она из дерева, из глины.
Давайте посмотрим слайды о старинных предметах.
Воспитатель: Давайте поиграем. Игра заключается в следующем. Я буду загадывать загадки, а вы этим временем будете брать картинку отгадку и показывать . По избе я пройду, вам загадки загадаю, а вы не зевайте, правильно отвечайте.
1.Стоит толстячок, блестит бочок. Шипит, кипит, всем чай пить велит. (Самовар) 2.Он по горнице гуляет Пыль и мусор собирает. (Веник) 4.То взад-то вперед ходит-бродит пароход. Остановишь – горе! Продырявит море. (Утюг) 5.Тело бело, душа льняная, маковка золотая. (Свеча)
Воспитатель хвалит детей. -А вы знаете загадки?
Дети:
Летом спит
Зимой горит, Пасть открывает,
Что дают – глотает (печь).
Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт (ухват).
Воду дед носил с утра,
Каждый раз по два ведра,
На плечах дугой повисло,
Держит ведра… (коромысло)
Я люблю на ней лежать,
Только это не кровать.
А избы моей сердечко Русская, большая … (печка)
Он на уточку похож
Плавает в ведерке … (ковш)
Не юла и не волчок.
Деревянный в нем бочок.
Пляску русскую ведет,
Когда бабушка прядет.
Ох, и верткое оно, Что это? (веретено)
Воспитатель: Мы с вами ещё и поиграем. Называется игра “Что было, что стало”. Например, раньше лапти носили, а теперь, что носите? Правильно сапоги, вот я эти картинки рядом и положу. Теперь давайте разделимся на две команды: мальчиков и девочек и посмотрим, кто быстрее с заданием справится. (Затем одна команда называет свои пары, а другая команда проверяет) (картинки для игры: стиральная машина - стиральная доска, чайник - самовар, пылесос - веник, электрическая плита - русская печь, кроватка – люлька, кастрюля – чугунок, раковина - рукомойник, шляпа – кокошник, сарафан – платье, стул, диван - лавка.)
Воспитатель: Обратите внимание, во что я нарядилась? (ответы детей). - Правильно, ребята, я нарядилась в русскую народную одежду, русский сарафан. Так раньше одевались люди на Руси
Воспитатель: - Ребята, мы с вами отправимся в старинную деревню. Увидим национальную одежду, головные уборы. ( Показ слайдов и рассказ) . Сарафаны были разных фасонов. Такой сарафан придавал девичьей походке величавость. Чем украшали сарафаны? Дети смотрят слайды и сразу отвечают (Узорными лентами, Медными пуговицами). Воспитатель: Покрой, цвет и украшение этого платья в пол зависели от возраста и место проживания женщины. Праздничный сарафан шили из дорогой ткани, украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом, канителью и узорными пуговицами. Сарафаны попроще , украшали по подолу лентами разных цветов. На сарафан надевали короткую епанечку, а в холода – душегрею (кацавейку, шугай) – тёплую одежду на бретелях. В будни голову украшала лента-подвязка, а в праздники – корона, на конце длинной косы – косник из бисера. Костюм дополняли бусы, серьги, кольца А самым древним головными уборами были кокошники и шлемы.
В каждой губернии, или области, женщины носили кокошники особенной формы. Кокошник – старинный женский головной убор. Его делали в виде веера из толстой бумаги, обтягивали тканью и пришивали к шапочке. Сверху кокошник украшали вышивкой, золотым шитьём, жемчугом, драгоценными камнями, иногда живыми цветами.
- Ребята, мы увидели национальную одежду. А какие пословицы вы знаете об одежде? (ответы детей: « Не поносишь старого – не носить нового» крестьяне одежду донашивали, перешивали и латали до полной ветхости) . Воспитатель: Национальная старинная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую можно многое узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. Самой главной, а порой единственной женской крестьянской одеждой в давние времена была рубаха. И непременным атрибутом у мужчин был пояс или кушак. Шили рубаху из белого льняного полотна и носили с поясом. Рубаха была очень длинной, закрывающей ступни ног и обязательно с длинными рукавами. А как вы думаете почему? (ответы детей) Считалось неприличными ходить с голыми руками. Всю одежду люди изготавливали сами, затем украшали разными узорами. Полоса означала – землю, крестик – воду, кружочек – солнышко – защиту. На рукавах у мужчин и женщин присутствовали линии: узоры – руки не будут болеть. Узор у ног сарафана – чтобы не болели . Воспитатель: А в каких сказках много говорится об одежде? Дети: « Сказка о рыбаке и рыбке», « Морозко»
Воспитатель: А какое сейчас время года? А месяц? Какие зимние праздники знаете? Засиделись мы с вами, пришла пора и поиграть. Как говорится в народе? Дети: «Делу время, а потехе час». Воспитатель: Чем характерны январские дни? (праздниками, гуляньем, колядками) Заходят гости, поют.
Доброе утро, щедрое утро! Здравствуйте, гости дорогие! Маленькие и большие!
Расступись, честной народ!
Мы выходим в хоровод
С песнями да плясками,
С шутками – побасками.
Собирайся народ на веселый хоровод!
(Хоровод с детьми « Уж ты зимушка – зима», муз. Ан. Александрова) Зима не только самое долгое время года, но и самое богатое праздниками. Один из них — Святки - колядки.
Праздник этот самый длинный. Он веселый и старинный. Наши предки пили, ели, Веселились две недели, Наряжались и шутили, Праздник ждали и любили. По дворам ходили в святки. Пели разные колядки.
Дети исполняют песню « Колядую»)
Колядую, колядую! Я зайду в избу любую. Попрошу хозяйку сладости давай ка. И печенье и конфет, и с орехами щербет. И халву, и шоколад, пастилу и мармелад. Вкусное пирожное сладкое мороженое.
Красны девицы да добры молодцы вставайте,
Да частушки запевайте.
Частушки
Поиграй-ка, гармонист,
С переборчиком,
Я пойду да попляшу
С приговорчиком.
Я плясал у реки,
Потерял сапоги.
Оглянулся назад
Сапоги мои лежат.
Через реку, через мост
Я кричала перевоз.
Меня душечка - Ванюшечка
На ручках перенес.
Не хотел я плясать
Взял и застеснялся,
А гармошка заиграла,
Я не удержался.
Балалаечка-гудок
Свое дело знает:
Она в Ваниных руках
Хорошо играет!
Шире круг, шире круг,
Сделайте пошире.
Не один иду плясать
Нас идёт четыре.
Уж я топну ногой,
Да притопну другой!
Выходи ко мне, Ванюша,
Попляши-ка со мной.
Эх, топну ногой,
Да притопну другой,
Сколько я не топочу,
Всё равно плясать хочу.
Эй, шире круг,
Рукавички с рук!
Моя правая нога
Захотела трепака.
Встану я на носок,
А потом на пятку.
Стану «русскую» плясать,
А потом вприсядку.
А ты, Ваня-пастушок,
Поиграй-ка мне в рожок.
Ух, ух, во весь дух!
Попляши, Иван, за двух!
Гости: Солнце скрылось за горой, Уж пора идти домой!
Гости: Шутки, прибаутки, веселье! А у меня есть вкусное угощенье!
До свидания!
Воспитатель: трудолюбивый народ был в давние времена, да и сейчас наши мамы и бабушки могут похвалиться рукоделием. А мы с вами?
Украшение досок- матрешек. ( Работа детей)
Воспитатель:
Ребята, понравилось вам в русской избе? А что особенно запомнилось ? Что показалось удивительным?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План–конспект непосредственно–образовательной деятельности в старшей группе в рамках образовательной области «Познание» «Сохрани и укрепи своё здоровье»
План–конспект непосредственно–образовательной деятельности в старшей группе в рамках образовательной области «Познание» «Сохрани и укрепи своё здоровье»...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе. Образовательная область - художественное творчество ( аппликация) Тема: «Люблю березку русскую»
конспект образовательной деятельности - художественное творчество ( аппликация). Выполняем коллективную работу " Весенняя березка"...
Конспект организационной образовательной деятельности для старшей группы по познавательному развитию на тему:«Традиции и обычаи белорусского народа».
В ходе организованной образовательной деятельности дети знакомятся с Белоруссией, ее особенностями: традициями, обычаями, национальной одеждой, кушаньями, промыслами, с символикой этой страны: флагом,...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе " Сохрани свое здоровье"
Конспект занятия...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей группе "Чтение русской народной сказки "Хаврошечка"
Цель: ознакомление детей с русской народной сказкой «Хаврошечка».Задачи:Образовательные:познакомить детей с русской народной сказкой «Хаврошечка»;учить...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема: Русская поэзия в стихах Сергея Александровича Есенина 125 лет со дня рождения поэта».
Русская поэзия в стихах Сергея Александровича Есенина 125 лет со дня рождения поэта»....
Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим "Русские традиции и обычаи" в младшей группе детского сада.
Хочу поделиться с конспектом ООД по ознакомлению с окружающим "Русские традиции и обычаи"...