Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности в старшей группе « Сохраняем русские традиции»
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Перевизная Татьяна Сергеевна

Продолжать знакомить детей с русской избой и бытом людей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_yanvar_2014.docx34.26 КБ

Предварительный просмотр:

        

Конспект

интегрированной  непосредственной образовательной деятельности в старшей группе

« Сохраняем русские традиции»

Воспитатель: Перевизная Татьяна Сергеевна

МКДОУ №12

2014г.                                                                                                                                                                     

  Программное  содержание: продолжать знакомить детей с русской избой и русским бытом людей, Развивать умение рассматривать предметы домашнего обихода, отмечать их пользу и красоту. Развивать интерес к русскому фольклору.  Воспитывать интерес к истории России, вызывая  эмоциональный отклик. Закрепить умение украшать игрушки.

Цель: создание условий для развития воображения и художественно-творческих способностей детей в процессе закрепления материала о «русской избе, традициях, национальной одежды русского народа».

Задачи: приобщать к истокам духовной культуры русского народа: формировать представления о русском национальном костюме, традициях и обычаях, связанных с национальной одеждой. Формировать предпосылки к поисковой деятельности, развивать интеллектуальную инициативу, творческие и познавательные способности.  Способствовать индивидуальному самовыражению в процессе продуктивной творческой деятельности. Обогащать словарный запас; развивать мелкую моторику рук.

Интеграция      с другими областями: Социализация. Коммуникация.                                                                                                    Безопасность.                                                                                                                    Физическая культура.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций о русском народном быте. Экскурсии в музей детского сада, разучивание пословиц, русских народных игр, песен, танцев.    

Воспитатель: Куда мы пришли? (отв. детей). Мы с вами пришли в музей «Русская изба».  Сегодня я буду экскурсоводом. Как вы думаете экскурсовод кто это? А вы хотите посмотреть, какие были раньше дома? Как были украшены? Что в них было?  

  ( Рассматривают картины). 

Воспитатель: А теперь отгадайте   загадку: "Стоит копна, вся в дырках. На копне – гора, из горы дым идет" (изба).

Правильно, это русская избы. Это старинное название деревенского дома. Избы называли  как?                                                                                                                                                  Дети: срубами.                                                                                                                                 - Как вы думаете, почему? (потому что их рубили топорами)                                                    А еще что знаете?                                                                                                                                 Дети: В древние времена люди селились по берегам рек и озер, рядом с лесом. Лесов в России много.

Воспитатель: Народные умельцы строили дома без пил, гвоздей, без сложных измерительных приборов и чертежей, только с помощью топора.                                                                                                         Дети: Валили лес, срубив дерево, стволы очищали от сучьев и коры, а затем укладывали друг на друга. Делали избы из сосновых иногда дубовых, цельных брёвен. Складывали брёвна с большим умением так, что они плотно держались между собой, а для теплоты обивали мхом.                                              

 - Как называли людей, занимающихся этим ремеслом? (плотники).                                                 - Чем покрывали крышу у избы? (соломой).                                                                                         - А ещё чем, кроме соломы? (дранкой - колотыми сосновыми дощечками; тёсом - досками, которые рубили топором, а не пилили так, как они были прочнее).                                                                                                                            - А без чего нельзя обойтись в доме?                                                                                                  - Верно, без окон! Окна называли «глазами дома ».                                                                            - Почему,  как вы думаете?  (окно от слова  «око, очи»- глаза дома)                                              Окна – "глаза" дома. Над окнами крепились козырьки. Они прикрывали от дождя и снега.                                                                                                         Воспитатель: Ставни закрывали на ночь, а утром – открывали. Крыльцо связывало избу с улицей. На крыльцо вели ступеньки, а чтобы было удобнее – ставили перила.
Воспитатель: Посмотрите, как красиво украшали свои избы народные умельцы (показ слайдов: русские избы разных областей России) Дверь в избу была низкая, чтобы войти, каждый должен поклониться хозяевам. А порог – высокий, чтобы меньше холода проникало в до                                                                                                                                            - Мало построить дом прочным и удобным. Хочется, чтобы он был ещё и красивым. Для этого его украшали резными досками с орнаментом. Эти украшения считались ещё и оберегами. (защищали от молнии, нечистой силы и т. д.) На крыше дома плотник крепил (рубил) голову лошади – «конёк дома» (оберег, который защищал домочадцев от нечистой силы). В старину говорили: «Конь на крыше - в избе тише».

-Воспитатель: Пора и в дом заглянуть! Обратите внимание, что у меня здесь в доме есть?                                                                        В русской избе почти все было сделано руками самих крестьян.                                          Дети: мебель была самодельная, деревянная, очень простая. Лавки, где спали, сундук для вещей, скамейки для сиденья за столом. И еще главная в доме - печь. А что вы знаете о печи. Зачем она нужна? (готовить, мыться; сушить одежду, овощи, фрукты; спать).  А еще что?                                                                                                                                Воспитатель: - Сколько народных умельцев было на Руси! Они все делали своими руками.  Многие предметы находятся   у меня в  избе? Что это как вы думаете?               Дети: Это  посуда и предметы, которой пользовались люди в старину. Сделана она из дерева, из глины.        

  Давайте посмотрим слайды о старинных предметах.                                                                         

 Воспитатель: Давайте поиграем. Игра заключается в следующем. Я буду загадывать загадки, а вы этим временем будете брать картинку отгадку и показывать . По избе я пройду, вам загадки загадаю, а вы не зевайте, правильно отвечайте.
1.Стоит толстячок, блестит бочок.                                                                                            Шипит, кипит, всем чай пить велит.                                  (Самовар)                                                2.Он по горнице гуляет                                                                                                           Пыль и мусор собирает.                                             (Веник)                                                                                                      4.То взад-то вперед ходит-бродит пароход.                                                                 Остановишь – горе!                                                                                                       Продырявит море.                                                         (Утюг)                                                                               5.Тело бело, душа льняная, маковка золотая.                 (Свеча)

Воспитатель хвалит детей.                                                                                                                    -А вы знаете загадки?

Дети:

Летом спит
Зимой горит,                                                                                                                                                Пасть открывает,
Что дают – глотает      
 (печь).

Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт        
(ухват).

Воду дед носил с утра,
Каждый раз по два ведра,
На плечах дугой повисло,
Держит ведра…            
(коромысло)                                                             


Я люблю на ней лежать, 
 Только это не кровать. 
А избы моей сердечко  Русская, большая … (печка)
 

Он на уточку похож 
 Плавает в ведерке … (ковш) 

Не юла и не волчок. 
Деревянный в нем бочок. 
Пляску русскую ведет, 
Когда бабушка прядет. 
Ох, и верткое оно, Что это? (веретено)
 
     

 Воспитатель: Мы с вами ещё и поиграем.  Называется игра “Что было, что стало”.   Например, раньше лапти носили, а теперь, что носите? Правильно сапоги, вот я эти картинки рядом и положу. Теперь давайте разделимся на две команды: мальчиков и девочек и посмотрим, кто быстрее с заданием справится. (Затем одна команда называет свои пары, а другая команда проверяет)  (картинки для игры: стиральная машина - стиральная доска, чайник - самовар,  пылесос -  веник, электрическая плита - русская печь, кроватка – люлька, кастрюля – чугунок,  раковина - рукомойник, шляпа – кокошник, сарафан – платье, стул, диван -  лавка.)

    Воспитатель:  Обратите внимание, во что я нарядилась? (ответы детей).                                  -    Правильно, ребята, я нарядилась в русскую народную одежду, русский сарафан. Так раньше одевались люди на Руси                                                                               
  Воспитатель:     - Ребята, мы   с вами  отправимся в старинную деревню. Увидим  национальную одежду, головные уборы.      ( Показ слайдов  и рассказ) .  Сарафаны были разных фасонов. Такой сарафан придавал девичьей походке величавость. Чем украшали сарафаны?    Дети смотрят слайды и сразу отвечают (Узорными лентами, Медными пуговицами).                                                                                                                       Воспитатель: Покрой, цвет и украшение этого платья в пол зависели от возраста и место проживания женщины.                                                                                                            Праздничный сарафан  шили из дорогой ткани, украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом, канителью и узорными пуговицами. Сарафаны попроще ,  украшали по подолу лентами разных цветов. На сарафан надевали короткую епанечку, а в холода – душегрею (кацавейку, шугай) – тёплую одежду на бретелях.                                        В будни голову украшала лента-подвязка, а в праздники – корона, на конце длинной косы – косник из бисера. Костюм дополняли бусы, серьги, кольца А самым древним головными уборами были кокошники и шлемы.

В каждой губернии, или области, женщины носили кокошники особенной формы. Кокошник – старинный женский головной убор. Его делали в виде веера из толстой бумаги, обтягивали тканью и пришивали к шапочке. Сверху кокошник украшали вышивкой, золотым шитьём, жемчугом, драгоценными камнями, иногда живыми цветами.

- Ребята, мы  увидели  национальную одежду. А какие пословицы вы знаете об одежде?                (ответы детей: « Не поносишь старого – не носить нового»                                                                      крестьяне одежду донашивали, перешивали и латали до полной ветхости) .           Воспитатель:  Национальная старинная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую можно многое узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. Самой главной, а порой единственной женской крестьянской одеждой в давние времена была рубаха.  И непременным атрибутом у мужчин был пояс или кушак. Шили рубаху из белого льняного полотна и носили с поясом. Рубаха была очень длинной, закрывающей ступни ног и обязательно с длинными рукавами. А как вы думаете  почему? (ответы детей)   Считалось неприличными ходить с голыми руками. Всю одежду люди изготавливали сами, затем украшали разными узорами. Полоса означала – землю, крестик – воду, кружочек – солнышко – защиту. На рукавах у мужчин и женщин присутствовали линии: узоры – руки не будут болеть. Узор у ног сарафана – чтобы не болели .             Воспитатель: А в каких сказках много говорится  об одежде?                                                            Дети:  « Сказка о рыбаке и рыбке»,  « Морозко»                                                                      

Воспитатель: А какое сейчас время года? А месяц? Какие зимние праздники знаете?                                                                                                                          Засиделись мы с вами, пришла пора и поиграть.   Как говорится в народе?                   Дети:   «Делу время, а потехе час».                                                                                    Воспитатель: Чем характерны январские дни? (праздниками, гуляньем, колядками)    Заходят гости, поют. 

   

Доброе утро, щедрое утро!                                                                                                           Здравствуйте, гости дорогие!                                                                                          Маленькие и большие! 

Расступись, честной народ!
Мы выходим в хоровод
С песнями да плясками,
С шутками – побасками.

Собирайся народ на веселый хоровод!

(Хоровод с детьми « Уж ты зимушка – зима», муз. Ан. Александрова)                            Зима не только самое долгое время года,                                                                                       но и самое богатое праздниками.                                                                                              Один из них — Святки - колядки.                                                                                      

Праздник этот самый длинный.                                                                                                    Он веселый и старинный.                                                                                                             Наши предки пили, ели,                                                                                                                    Веселились две недели,                                                                                                           Наряжались и шутили,                                                                                                                Праздник ждали и любили.                                                                                                            По дворам ходили в святки.                                                                                                            Пели разные колядки.

Дети исполняют песню « Колядую»)

Колядую, колядую!                                                                                                                                  Я зайду в избу любую.                                                                                                                 Попрошу хозяйку сладости давай ка.                                                                                                   И печенье и конфет, и с орехами щербет.                                                                                             И халву, и шоколад, пастилу и мармелад.                                                                                Вкусное пирожное сладкое мороженое.

Красны девицы да добры молодцы вставайте,

Да частушки запевайте.

Частушки

Поиграй-ка, гармонист,

С переборчиком,

Я пойду да попляшу

С приговорчиком.

 

Я плясал у реки,

Потерял сапоги.

Оглянулся назад

Сапоги мои лежат.

 

Через реку, через мост

Я кричала перевоз.

Меня душечка - Ванюшечка

На ручках перенес.

 

Не хотел я плясать

Взял и застеснялся,

А гармошка заиграла,

Я не удержался.

 

Балалаечка-гудок

Свое дело знает:

Она в Ваниных руках

Хорошо играет!

 

Шире круг, шире круг,

Сделайте пошире.

Не один иду плясать

Нас идёт четыре.

 

Уж я топну ногой,

Да притопну другой!

Выходи ко мне, Ванюша,

Попляши-ка со мной.

 

Эх, топну ногой,

Да притопну другой,

Сколько я не топочу,

Всё равно плясать хочу.

 

Эй, шире круг,

Рукавички с рук!

Моя правая нога

Захотела трепака.

Встану я на носок,

А потом на пятку.

Стану «русскую» плясать,

А потом вприсядку.

 

А ты, Ваня-пастушок,

Поиграй-ка мне в рожок.

Ух, ух, во весь дух!

Попляши, Иван, за двух!

 Гости: Солнце скрылось за горой,                                                                                                     Уж пора идти домой!

Гости: Шутки, прибаутки, веселье!                                                                                             А у меня есть вкусное угощенье!

 До свидания!

Воспитатель: трудолюбивый народ был в давние времена, да и сейчас наши мамы и бабушки могут похвалиться рукоделием. А мы с вами?

Украшение досок- матрешек. ( Работа детей)

 Воспитатель:

 Ребята, понравилось вам в русской избе?                                                                                            А что особенно запомнилось ?                                                                                                                            Что показалось удивительным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План–конспект непосредственно–образовательной деятельности в старшей группе в рамках образовательной области «Познание» «Сохрани и укрепи своё здоровье»

План–конспект непосредственно–образовательной деятельности в  старшей группе в рамках образовательной области «Познание» «Сохрани и укрепи своё здоровье»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе. Образовательная область - художественное творчество ( аппликация) Тема: «Люблю березку русскую»

конспект образовательной деятельности - художественное творчество ( аппликация).  Выполняем коллективную работу " Весенняя березка"...

Конспект организационной образовательной деятельности для старшей группы по познавательному развитию на тему:«Традиции и обычаи белорусского народа».

В ходе организованной образовательной деятельности дети знакомятся с Белоруссией, ее особенностями: традициями, обычаями, национальной одеждой, кушаньями, промыслами, с символикой этой страны: флагом,...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей группе "Чтение русской народной сказки "Хаврошечка"

Цель: ознакомление детей с русской народной сказкой «Хаврошечка».Задачи:Образовательные:познакомить детей с русской народной сказкой «Хаврошечка»;учить...