Конспект речевого занятия в старшей группе для детей с ТНР " Насекомые"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

ХИСМАТУЛЛИНА ЛЮДМИЛА ПАВЛОВНА

Конспект речевого занятия  в старшей группе для детей с ТНР

«Насекомые»

Хисматуллина Л.П.

Учитель-логопед

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

    -уточнять и расширять элементарные природоведческие представления о насекомых,      предметный словарь по теме «Насекомые»;

    -упражнять в  умении согласовывать числительные  с существительными;

    -закреплять использование в речи  прилагательных;

   - формировать  умение отвечать на вопросы  предложением.

Коррекционно-развивающие:

    -развивать слуховое и зрительное внимание, память, восприятие;

    -развивать умение коротко  и бесшумно вдыхать, спокойно и плавно выдыхать;

Коррекционно-воспитательные:

   -воспитывать у детей познавательный интерес к окружающему миру и  бережное отношение к природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект речевого занятия  в старшей группе для детей с ТНР

«Насекомые»

Хисматуллина Л.П.

Учитель-логопед

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

    -уточнять и расширять элементарные природоведческие представления о насекомых,      предметный словарь по теме «Насекомые»;

    -упражнять в  умении согласовывать числительные  с существительными;

    -закреплять использование в речи  прилагательных;

   - формировать  умение отвечать на вопросы  предложением.

Коррекционно-развивающие:

    -развивать слуховое и зрительное внимание, память, восприятие;

    -развивать умение коротко  и бесшумно вдыхать, спокойно и плавно выдыхать;

Коррекционно-воспитательные:

   -воспитывать у детей познавательный интерес к окружающему миру и  бережное отношение к природе.

Словарные слова: насекомые, муха, пчела, бабочка, кузнечик, стрекоза, комар, муравей, жук, паук, божья коровка, оса, шмель, голова, туловище, брюшко, крылья, лапы, трудолюбивый, маленький , полезный, лесной, рыжий ,красивая, разноцветная, пестрая, ночная , полезная, легкая, порхающая.

Оборудование: макет поляны, лупы , фонарики, предметные картинки с изображением насекомых, одноразовые трубочки, бумажные солнышки, яблоки , картинки мух, «лягушки-хлопушки» и др.

Предварительная работа: знакомство с  насекомыми, слушание песен  про насекомых, рассматривание и чтение энциклопедий.

Этапы занятия

Содержание деятельности  учителя-логопеда

Содержание деятельности детей

Визуальный ряд

Организационный момент

- Ребята, я приглашаю вас подойти ко мне на «утренний круг».

- Сегодня нас ждет необычное приключение, но как и на любом другом занятии, давайте произнесем наше правило для красивой речи.

-Жители лесной поляны приглашают нас к себе в гости. А чтобы узнать кто же нас позвал, вы должны отгадать загадки.

1.Домовитая хозяйка
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком —
Он поделится медком.

2.Мы — лесные жители,
Мудрые строители.
Из иголок всей артелью
Строим дом себе под елью.

3.Ползла букашка
По большой ромашке.
Но вспорхнула второпях
И запуталась в сетях.
Угадайте, дети:
Кто расставил сети?

-Ребята, а как же можно назвать всех этих жителей одним словом?

- А теперь можно отправится на лесную поляну?

Дети подходят к  логопеду.

-Каждый день, всегда  , везде

На занятиях , в игре. Громко, четко говорим. Никуда мы не спешим

 

-Пчела

-Муравьи

- Паук

-Насекомые

(Дети идут за стол под песенку «Насекомые»)

Большой стол со стульями для каждого ребенка. На столе  макет поляны.

Объявление темы

-Ну вот мы и очутились на лесной поляне. Посмотрите какие  насекомые живут на ней.

Дети рассматривают  композицию на столе и перечисляют насекомых.  

Игра «Подбери признак"

-Посмотрите на эту бабочку, скажите какая она? Она приносит пользу цветам, значит она? Ее крылья окрашены в разные цвета, значит она? Она легко порхает в воздухе?

- Вот ползет муравей, а  он какой? Он поднимает грузы тяжелее собственного тела, значит он какой? Муравей все время работает, значит он? Он заботится о подрастающем поколении, значит он?

-Ребята скажите, что необходимо  насекомым для жизни?

-Красивая, полезная разноцветная, большая, маленькая

-Трудолюбивый, сильный, работящий, заботливый, маленький, полезный.

-Вода, еда , свет, тепло

Дыхательная гимнастика

-Давайте,  разбудим солнышки и тогда на нашей поляне станет светло и тепло.  Вдыхать нужно спокойно и бесшумно, выдыхать целенаправленно в центр солнышка.

Дети дуют на солнышки и раскручивают их.

.

Дидактическая игра «Части тела»

-  Сейчас я предлагаю вам превратится в исследователей насекомых. Для этого вам необходимо  раделится на пары,взять изображение насекомого и увеличительные стекла.  Внимательно рассмотреть строение каждого насекомого, уточнить, из каких частей состоит его тело и обьяснить почему это насекомое.

Давайте начну я:у меня муха. Муха является насекомым, потому что она  состоит  из головы, туловища, брюшка, шести лапок, крыльев.

-Дорогие исследователи спасибо за прекрасные ответы.

-А сейчас предлагаю вам пройти на ковер и послушать следующее задание      

         

Дети выбирают  насекомых.

Дети рассматривают насекомых и по очереди отвечают.

Раздаются лупы.

Подвижная игра «Мухи»

-Ребята посмотрите как много мух прилетело к нам в группу. А кто знает  мухи полезные или вредные насекомые для людей?

-Для того чтобы избавится от мух к нам на помощь прискакали лягушки, они с удовольствием их съедят.

-Условия такие, пока звучит музыка лягушки не могут ловить мух, как только музыка замолкает, лягушки должны быстро съедать мух. Внимательно слушайте музыку.

- Молодцы , поймали мух, давайте положим лягушек на место  и подойдем к доске.

Дети выходят на ковер.

Ответы детей.

Дети берут мух-хлопушек.

Дети под музыку ловят мух.

Дидактическая игра «Кто в банке»

-Ребята, посмотрите, здесь мальчик сачком поймал насекомых. Как вы думаете хорошо ли он поступил? Можно ли так делать?

-Давайте возьмем банки , пройдем на свои места и посмотрим кого он поймал и посадил в банки?

 -Для работы возьмите фонарики и посмотрите в банки.

- В моей банке одна муха. Сколько насекомых в твоей банке ?  

-Ребята ,если бы  в наших банках были живые насекомые что нужно было бы с ними сделать?

Ответы детей        

Дети садятся на свои места.

Дети смотрят с помощью фонарика, кто сидит в банке. Дети отвечают на вопросы.

- Отпустить.

Предлагается картинка , с изображением мальчика с сачком и банкой.

Детям раздаются картинки банок и фонарики

Составление схемы «Как появляется бабочка»

- Сейчас вам , как опытным исследователям  я предлагаю  вспомнить  « Как появляется бабочка»,  а затем издать вот такие книжечки.

 - Давайте вспомним, что происходит сначала, а что потом.

-Сейчас я предлагаю вам приготовить все для работы, которой мы займемся на следующем занятии.

Итог занятия

-На этом наше путешествие на лесную поляну заканчивается. Мне очень понравилось познакомиться поближе с миром насекомых. А вам, ребята?

Что нового узнали?

Дети отвечают.

- Ребята, я приглашаю вас подойти ко мне на «утренний круг».

- Сегодня нас ждет необычное приключение, но как и на любом другом занятии, давайте произнесем наше правило для красивой речи.

-Жители лесной поляны приглашают нас к себе в гости. А чтобы узнать кто же нас позвал, вы должны отгадать загадки.

1.Домовитая хозяйка
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком —
Он поделится медком.

2.Мы — лесные жители,
Мудрые строители.
Из иголок всей артелью
Строим дом себе под елью.

3.Ползла букашка
По большой ромашке.
Но вспорхнула второпях
И запуталась в сетях.
Угадайте, дети:
Кто расставил сети?

-Ребята, а как же можно назвать всех этих жителей одним словом?

- А теперь можно отправится на лесную поляну?

-Ну вот мы и очутились на лесной поляне. Посмотрите какие  насекомые живут на ней.

-Посмотрите на эту бабочку, скажите какая она? Она приносит пользу цветам, значит она? Ее крылья окрашены в разные цвета, значит она? Она легко порхает в воздухе?

- Вот ползет муравей, а  он какой? Он поднимает грузы тяжелее собственного тела, значит он какой? Муравей все время работает, значит он? Он заботится о подрастающем поколении, значит он?

-Ребята скажите, что необходимо  насекомым для жизни?

-Давайте,  разбудим солнышки и тогда на нашей поляне станет светло и тепло.  Вдыхать нужно спокойно и бесшумно, выдыхать целенаправленно в центр солнышка.

-  Сейчас я предлагаю вам превратится в исследователей насекомых. Для этого вам необходимо  раделится на пары,взять изображение насекомого и увеличительные стекла.  Внимательно рассмотреть строение каждого насекомого, уточнить, из каких частей состоит его тело и обьяснить почему это насекомое.

Давайте начну я:у меня муха. Муха является насекомым, потому что она  состоит  из головы, туловища, брюшка, шести лапок, крыльев.

-Дорогие исследователи спасибо за прекрасные ответы.

-А сейчас предлагаю вам пройти на ковер и послушать следующее задание      

         

-Ребята посмотрите как много мух прилетело к нам в группу. А кто знает  мухи полезные или вредные насекомые для людей?

-Для того чтобы избавится от мух к нам на помощь прискакали лягушки, они с удовольствием их съедят.

-Условия такие, пока звучит музыка лягушки не могут ловить мух, как только музыка замолкает, лягушки должны быстро съедать мух. Внимательно слушайте музыку.

- Молодцы , поймали мух, давайте положим лягушек на место  и подойдем к доске.

-Ребята, посмотрите, здесь мальчик сачком поймал насекомых. Как вы думаете хорошо ли он поступил? Можно ли так делать?

-Давайте возьмем банки , пройдем на свои места и посмотрим кого он поймал и посадил в банки?

 -Для работы возьмите фонарики и посмотрите в банки.

- В моей банке одна муха. Сколько насекомых в твоей банке ?  

-Ребята ,если бы  в наших банках были живые насекомые что нужно было бы с ними сделать?

- Сейчас вам , как опытным исследователям  я предлагаю  вспомнить  « Как появляется бабочка»,  а затем издать вот такие книжечки.

 - Давайте вспомним, что происходит сначала, а что потом.

-Сейчас я предлагаю вам приготовить все для работы, которой мы займемся на следующем занятии.

-На этом наше путешествие на лесную поляну заканчивается. Мне очень понравилось познакомиться поближе с миром насекомых. А вам, ребята?

Что нового узнали?

- Ребята, я приглашаю вас подойти ко мне на «утренний круг».

- Сегодня нас ждет необычное приключение, но как и на любом другом занятии, давайте произнесем наше правило для красивой речи.

-Жители лесной поляны приглашают нас к себе в гости. А чтобы узнать кто же нас позвал, вы должны отгадать загадки.

1.Домовитая хозяйка
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком —
Он поделится медком.

2.Мы — лесные жители,
Мудрые строители.
Из иголок всей артелью
Строим дом себе под елью.

3.Ползла букашка
По большой ромашке.
Но вспорхнула второпях
И запуталась в сетях.
Угадайте, дети:
Кто расставил сети?

-Ребята, а как же можно назвать всех этих жителей одним словом?

- А теперь можно отправится на лесную поляну?

-Ну вот мы и очутились на лесной поляне. Посмотрите сколько насекомых живут на ней.

-Посмотрите на эту бабочку, скажите какая она?

- Вот ползет муравей, а  он какой?

-Ребята скажите, что необходимо  насекомым для жизни?

-Давайте,  разбудим солнышки и тогда на нашей поляне станет светло и тепло.

-  Сейчас я предлагаю вам превратится в исследователей насекомых. Для этого вам необходимо взять изображение насекомого и увеличительные стекла. С помощью стекл  мы внимательно рассмотрим строение каждого насекомого, уточним, из каких частей состоит его тело.

-Внимание: мне необходимо исследовать муху. Ее тело состоит  из головы, туловища, брюшка, шести лапок, крыльев. Эти   признаки говорят нам о том, что муха является насекомым.      

-Дорогие исследователи спасибо за прекрасные ответы, таким образом мы можем сделать вывод, что строение тела большинства  насекомых состоит из?

-А сейчас предлагаю вам пройти на ковер и послушать следующее задание      

         

-Ребята посмотрите как много мух прилетело к нам в группу. А кто знает  мухи полезные или вредные насекомые для людей?

-Для того чтобы избавится от мух к нам на помощь прискакали лягушки, они с удовольствием их съедят.

-Условия такие, пока звучит музыка лягушки не могут ловить мух, как только музыка замолкает, лягушки должны быстро съедать мух. Внимательно слушайте музыку.

- Молодцы , поймали мух, давайте положим лягушек на место  и подойдем к доске.

-Ребята, посмотрите, здесь мальчик сачком поймал насекомых. Как вы думаете хорошо ли он поступил? Можно ли так делать?

-Давайте возьмем банки , пройдем на свои места и посмотрим кого он поймал и посадил в банки? Для этого возьмите фонарики и посмотрите в банки.

(Каждому ребенку по очереди задаются вопросы )

-Кого поймал мальчик?

- Сколько их в банке?

-Ребята , что необходимо сделать с насекомыми?

- Сейчас нам , как опытным исследователям необходимо  издать памятки-книжечки « Как появляется бабочка»

 - Для этого вам необходимо вспомнить, что происходит сначала, а что потом. И вклеить картинки в правильной последовательности

-Для выполнения задания возьмите клей книжечки и картинки.

-Давайте проверим, все ли справились с заданием правильно

-На этом наше путешествие на лесную поляну заканчивается. Мне очень понравилось познакомиться поближе с миром насекомых. А вам, ребята?

Что нового узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное физкультурно-речевое занятие (старшая группа для детей с ОНР)

На интегрированных физкультурно-речевых заня­тиях совершенствуется ориентировка в схеме тела, закрепляются навыки координации движения и речи у детей с дизартрией.Тема «Центр подготовки юн...

Конспект Нод в старшей группе по теме: "В мире насекомых".

Интеграция образовательных областеей:"Познавательное развитие", "Социально-комуникативное развитие"....

Конспект НОД в старшей группе по ознакомлению с природой "Насекомые"

Конспек НОД для детей 5 - 6 лет по ознакомлению с миром насекомых....

Конспект подгруппового занятия старшей группе комбинированной направленности для детей с ТНР Тема: «Насекомые».

Конспект подгруппового занятия старшей группе комбинированной направленности для детей с ТНР Тема: «Насекомые».Ход деятельности занятия ТемаЦельЗадачиСловарная работаОборудование&laqu...

Конспект логопедического занятия старшей группы для детей с ОНР III на тему: "Овощи"

Цель: Закрепить знания детей об овощах. Расширение и активизация словаря по теме. Развитие лексико-грамматического строя речи.Задачи:Коррекционно-образовательные:•Закреплять образование суще...

Конспект логопедического занятия старшей группы для детей с ОНР III на тему: "Овощи"

Цель: Закрепить знания детей об овощах. Расширение и активизация словаря по теме. Развитие лексико-грамматического строя речи.Задачи:Коррекционно-образовательные:•Закреплять образование суще...