Конспект речевого занятия в старшей группе для детей с ТНР " Насекомые"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект речевого занятия в старшей группе для детей с ТНР
«Насекомые»
Хисматуллина Л.П.
Учитель-логопед
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-уточнять и расширять элементарные природоведческие представления о насекомых, предметный словарь по теме «Насекомые»;
-упражнять в умении согласовывать числительные с существительными;
-закреплять использование в речи прилагательных;
- формировать умение отвечать на вопросы предложением.
Коррекционно-развивающие:
-развивать слуховое и зрительное внимание, память, восприятие;
-развивать умение коротко и бесшумно вдыхать, спокойно и плавно выдыхать;
Коррекционно-воспитательные:
-воспитывать у детей познавательный интерес к окружающему миру и бережное отношение к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект речевого занятия для детей старшей группы "Насекомые" | 26.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект речевого занятия в старшей группе для детей с ТНР
«Насекомые»
Хисматуллина Л.П.
Учитель-логопед
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-уточнять и расширять элементарные природоведческие представления о насекомых, предметный словарь по теме «Насекомые»;
-упражнять в умении согласовывать числительные с существительными;
-закреплять использование в речи прилагательных;
- формировать умение отвечать на вопросы предложением.
Коррекционно-развивающие:
-развивать слуховое и зрительное внимание, память, восприятие;
-развивать умение коротко и бесшумно вдыхать, спокойно и плавно выдыхать;
Коррекционно-воспитательные:
-воспитывать у детей познавательный интерес к окружающему миру и бережное отношение к природе.
Словарные слова: насекомые, муха, пчела, бабочка, кузнечик, стрекоза, комар, муравей, жук, паук, божья коровка, оса, шмель, голова, туловище, брюшко, крылья, лапы, трудолюбивый, маленький , полезный, лесной, рыжий ,красивая, разноцветная, пестрая, ночная , полезная, легкая, порхающая.
Оборудование: макет поляны, лупы , фонарики, предметные картинки с изображением насекомых, одноразовые трубочки, бумажные солнышки, яблоки , картинки мух, «лягушки-хлопушки» и др.
Предварительная работа: знакомство с насекомыми, слушание песен про насекомых, рассматривание и чтение энциклопедий.
Этапы занятия | Содержание деятельности учителя-логопеда | Содержание деятельности детей | Визуальный ряд |
Организационный момент | - Ребята, я приглашаю вас подойти ко мне на «утренний круг». - Сегодня нас ждет необычное приключение, но как и на любом другом занятии, давайте произнесем наше правило для красивой речи. -Жители лесной поляны приглашают нас к себе в гости. А чтобы узнать кто же нас позвал, вы должны отгадать загадки. 1.Домовитая хозяйка 2.Мы — лесные жители, 3.Ползла букашка -Ребята, а как же можно назвать всех этих жителей одним словом? - А теперь можно отправится на лесную поляну? | Дети подходят к логопеду. -Каждый день, всегда , везде На занятиях , в игре. Громко, четко говорим. Никуда мы не спешим
-Пчела -Муравьи - Паук -Насекомые (Дети идут за стол под песенку «Насекомые») | Большой стол со стульями для каждого ребенка. На столе макет поляны. |
Объявление темы | -Ну вот мы и очутились на лесной поляне. Посмотрите какие насекомые живут на ней. | Дети рассматривают композицию на столе и перечисляют насекомых. | |
Игра «Подбери признак" | -Посмотрите на эту бабочку, скажите какая она? Она приносит пользу цветам, значит она? Ее крылья окрашены в разные цвета, значит она? Она легко порхает в воздухе? - Вот ползет муравей, а он какой? Он поднимает грузы тяжелее собственного тела, значит он какой? Муравей все время работает, значит он? Он заботится о подрастающем поколении, значит он? -Ребята скажите, что необходимо насекомым для жизни? | -Красивая, полезная разноцветная, большая, маленькая -Трудолюбивый, сильный, работящий, заботливый, маленький, полезный. -Вода, еда , свет, тепло | |
Дыхательная гимнастика | -Давайте, разбудим солнышки и тогда на нашей поляне станет светло и тепло. Вдыхать нужно спокойно и бесшумно, выдыхать целенаправленно в центр солнышка. | Дети дуют на солнышки и раскручивают их. | . |
Дидактическая игра «Части тела» | - Сейчас я предлагаю вам превратится в исследователей насекомых. Для этого вам необходимо раделится на пары,взять изображение насекомого и увеличительные стекла. Внимательно рассмотреть строение каждого насекомого, уточнить, из каких частей состоит его тело и обьяснить почему это насекомое. Давайте начну я:у меня муха. Муха является насекомым, потому что она состоит из головы, туловища, брюшка, шести лапок, крыльев. -Дорогие исследователи спасибо за прекрасные ответы. -А сейчас предлагаю вам пройти на ковер и послушать следующее задание
| Дети выбирают насекомых. Дети рассматривают насекомых и по очереди отвечают. | Раздаются лупы. |
Подвижная игра «Мухи» | -Ребята посмотрите как много мух прилетело к нам в группу. А кто знает мухи полезные или вредные насекомые для людей? -Для того чтобы избавится от мух к нам на помощь прискакали лягушки, они с удовольствием их съедят. -Условия такие, пока звучит музыка лягушки не могут ловить мух, как только музыка замолкает, лягушки должны быстро съедать мух. Внимательно слушайте музыку. - Молодцы , поймали мух, давайте положим лягушек на место и подойдем к доске. | Дети выходят на ковер. Ответы детей. Дети берут мух-хлопушек. Дети под музыку ловят мух. | |
Дидактическая игра «Кто в банке» | -Ребята, посмотрите, здесь мальчик сачком поймал насекомых. Как вы думаете хорошо ли он поступил? Можно ли так делать? -Давайте возьмем банки , пройдем на свои места и посмотрим кого он поймал и посадил в банки? -Для работы возьмите фонарики и посмотрите в банки. - В моей банке одна муха. Сколько насекомых в твоей банке ? -Ребята ,если бы в наших банках были живые насекомые что нужно было бы с ними сделать? | Ответы детей Дети садятся на свои места. Дети смотрят с помощью фонарика, кто сидит в банке. Дети отвечают на вопросы. - Отпустить. | Предлагается картинка , с изображением мальчика с сачком и банкой. Детям раздаются картинки банок и фонарики |
Составление схемы «Как появляется бабочка» | - Сейчас вам , как опытным исследователям я предлагаю вспомнить « Как появляется бабочка», а затем издать вот такие книжечки. - Давайте вспомним, что происходит сначала, а что потом. -Сейчас я предлагаю вам приготовить все для работы, которой мы займемся на следующем занятии. | ||
Итог занятия | -На этом наше путешествие на лесную поляну заканчивается. Мне очень понравилось познакомиться поближе с миром насекомых. А вам, ребята? Что нового узнали? | Дети отвечают. |
- Ребята, я приглашаю вас подойти ко мне на «утренний круг». - Сегодня нас ждет необычное приключение, но как и на любом другом занятии, давайте произнесем наше правило для красивой речи. -Жители лесной поляны приглашают нас к себе в гости. А чтобы узнать кто же нас позвал, вы должны отгадать загадки. 1.Домовитая хозяйка 2.Мы — лесные жители, 3.Ползла букашка -Ребята, а как же можно назвать всех этих жителей одним словом? - А теперь можно отправится на лесную поляну? |
-Ну вот мы и очутились на лесной поляне. Посмотрите какие насекомые живут на ней. |
-Посмотрите на эту бабочку, скажите какая она? Она приносит пользу цветам, значит она? Ее крылья окрашены в разные цвета, значит она? Она легко порхает в воздухе? - Вот ползет муравей, а он какой? Он поднимает грузы тяжелее собственного тела, значит он какой? Муравей все время работает, значит он? Он заботится о подрастающем поколении, значит он? -Ребята скажите, что необходимо насекомым для жизни? |
-Давайте, разбудим солнышки и тогда на нашей поляне станет светло и тепло. Вдыхать нужно спокойно и бесшумно, выдыхать целенаправленно в центр солнышка. |
- Сейчас я предлагаю вам превратится в исследователей насекомых. Для этого вам необходимо раделится на пары,взять изображение насекомого и увеличительные стекла. Внимательно рассмотреть строение каждого насекомого, уточнить, из каких частей состоит его тело и обьяснить почему это насекомое. Давайте начну я:у меня муха. Муха является насекомым, потому что она состоит из головы, туловища, брюшка, шести лапок, крыльев. -Дорогие исследователи спасибо за прекрасные ответы. -А сейчас предлагаю вам пройти на ковер и послушать следующее задание
|
-Ребята посмотрите как много мух прилетело к нам в группу. А кто знает мухи полезные или вредные насекомые для людей? -Для того чтобы избавится от мух к нам на помощь прискакали лягушки, они с удовольствием их съедят. -Условия такие, пока звучит музыка лягушки не могут ловить мух, как только музыка замолкает, лягушки должны быстро съедать мух. Внимательно слушайте музыку. - Молодцы , поймали мух, давайте положим лягушек на место и подойдем к доске. |
-Ребята, посмотрите, здесь мальчик сачком поймал насекомых. Как вы думаете хорошо ли он поступил? Можно ли так делать? -Давайте возьмем банки , пройдем на свои места и посмотрим кого он поймал и посадил в банки? -Для работы возьмите фонарики и посмотрите в банки. - В моей банке одна муха. Сколько насекомых в твоей банке ? -Ребята ,если бы в наших банках были живые насекомые что нужно было бы с ними сделать? |
- Сейчас вам , как опытным исследователям я предлагаю вспомнить « Как появляется бабочка», а затем издать вот такие книжечки. - Давайте вспомним, что происходит сначала, а что потом. -Сейчас я предлагаю вам приготовить все для работы, которой мы займемся на следующем занятии. |
-На этом наше путешествие на лесную поляну заканчивается. Мне очень понравилось познакомиться поближе с миром насекомых. А вам, ребята? Что нового узнали? |
- Ребята, я приглашаю вас подойти ко мне на «утренний круг». - Сегодня нас ждет необычное приключение, но как и на любом другом занятии, давайте произнесем наше правило для красивой речи. -Жители лесной поляны приглашают нас к себе в гости. А чтобы узнать кто же нас позвал, вы должны отгадать загадки. 1.Домовитая хозяйка 2.Мы — лесные жители, 3.Ползла букашка -Ребята, а как же можно назвать всех этих жителей одним словом? - А теперь можно отправится на лесную поляну? |
-Ну вот мы и очутились на лесной поляне. Посмотрите сколько насекомых живут на ней. |
-Посмотрите на эту бабочку, скажите какая она? - Вот ползет муравей, а он какой? -Ребята скажите, что необходимо насекомым для жизни? |
-Давайте, разбудим солнышки и тогда на нашей поляне станет светло и тепло. |
- Сейчас я предлагаю вам превратится в исследователей насекомых. Для этого вам необходимо взять изображение насекомого и увеличительные стекла. С помощью стекл мы внимательно рассмотрим строение каждого насекомого, уточним, из каких частей состоит его тело. -Внимание: мне необходимо исследовать муху. Ее тело состоит из головы, туловища, брюшка, шести лапок, крыльев. Эти признаки говорят нам о том, что муха является насекомым. -Дорогие исследователи спасибо за прекрасные ответы, таким образом мы можем сделать вывод, что строение тела большинства насекомых состоит из? -А сейчас предлагаю вам пройти на ковер и послушать следующее задание
|
-Ребята посмотрите как много мух прилетело к нам в группу. А кто знает мухи полезные или вредные насекомые для людей? -Для того чтобы избавится от мух к нам на помощь прискакали лягушки, они с удовольствием их съедят. -Условия такие, пока звучит музыка лягушки не могут ловить мух, как только музыка замолкает, лягушки должны быстро съедать мух. Внимательно слушайте музыку. - Молодцы , поймали мух, давайте положим лягушек на место и подойдем к доске. |
-Ребята, посмотрите, здесь мальчик сачком поймал насекомых. Как вы думаете хорошо ли он поступил? Можно ли так делать? -Давайте возьмем банки , пройдем на свои места и посмотрим кого он поймал и посадил в банки? Для этого возьмите фонарики и посмотрите в банки. (Каждому ребенку по очереди задаются вопросы ) -Кого поймал мальчик? - Сколько их в банке? -Ребята , что необходимо сделать с насекомыми? |
- Сейчас нам , как опытным исследователям необходимо издать памятки-книжечки « Как появляется бабочка» - Для этого вам необходимо вспомнить, что происходит сначала, а что потом. И вклеить картинки в правильной последовательности -Для выполнения задания возьмите клей книжечки и картинки. -Давайте проверим, все ли справились с заданием правильно |
-На этом наше путешествие на лесную поляну заканчивается. Мне очень понравилось познакомиться поближе с миром насекомых. А вам, ребята? Что нового узнали? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное физкультурно-речевое занятие (старшая группа для детей с ОНР)
На интегрированных физкультурно-речевых занятиях совершенствуется ориентировка в схеме тела, закрепляются навыки координации движения и речи у детей с дизартрией.Тема «Центр подготовки юн...
Конспект Нод в старшей группе по теме: "В мире насекомых".
Интеграция образовательных областеей:"Познавательное развитие", "Социально-комуникативное развитие"....
Конспект НОД в старшей группе по ознакомлению с природой "Насекомые"
Конспек НОД для детей 5 - 6 лет по ознакомлению с миром насекомых....
Конспект речевого занятия в старшей группе для детей с ТНР «Насекомые»
Конспект логопедического занятия...
Конспект подгруппового занятия старшей группе комбинированной направленности для детей с ТНР Тема: «Насекомые».
Конспект подгруппового занятия старшей группе комбинированной направленности для детей с ТНР Тема: «Насекомые».Ход деятельности занятия ТемаЦельЗадачиСловарная работаОборудование&laqu...
Конспект логопедического занятия старшей группы для детей с ОНР III на тему: "Овощи"
Цель: Закрепить знания детей об овощах. Расширение и активизация словаря по теме. Развитие лексико-грамматического строя речи.Задачи:Коррекционно-образовательные:•Закреплять образование суще...
Конспект логопедического занятия старшей группы для детей с ОНР III на тему: "Овощи"
Цель: Закрепить знания детей об овощах. Расширение и активизация словаря по теме. Развитие лексико-грамматического строя речи.Задачи:Коррекционно-образовательные:•Закреплять образование суще...