Конспект НОД в старшей группе по ознакомлению с природой "Насекомые"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Платонова Галина Николаевна

Конспек НОД для детей 5 - 6 лет по ознакомлению с миром насекомых.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад № 44 «Светлячок»

Конспект НОД в старшей группе по ознакомлению с природой

«Насекомые»

                     Выполнила:

Платонова Галина Николаевна

воспитатель высшей квалификационной категории

Мытищи, 2019

Образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция с другими областями: коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, музыкально-художественная.

Цель: формировать познавательный интерес к природе родного края.

Образовательные задачи:

1) Формирование целостной картины мира.

2) Расширить знания детей о внешнем виде насекомых, образе жизни, значении в природе.

Развивающие задачи:

1) Развивать познавательный интерес, восприятие, внимание.

2) Поддерживать интерес к объектам живой и неживой природы.

3) Закреплять умение вступать в диалог.

4) Развивать логическое мышление детей, учить строить причинно-следственные связи: исчезновение одного звена в цепочке взаимосвязей вызывает изменение в других звеньях.

Воспитательные задачи:

1) Воспитывать интерес к объектам живой и неживой природы.

2) Воспитывать желание охранять маленьких полезных животных.

3) Воспитывать культуру поведения в природе.

4) Вызвать чувство сопереживания объектам природы и готовности им помочь.

Методы:

1) словесные,

2) наглядные,

3) игровые.

Методические приемы:

1) сюрпризный момент,

2) художественное слово,

3) игровые приемы,

4) вопросы,

5) задания,

6) использование музыки.

Оборудование: картинки с изображением животных, конверт, письмо.

Предварительная работа: чтение произведений о насекомых; расширение знаний путем наблюдений на прогулках; рассматривание иллюстраций; чтение рассказов и сказок; загадывание загадок; дидактические игры.

Время реализации: 25 мин.

Вводная часть: 5 мин.

Основная часть: 15 мин.

Заключительная часть: 5 мин.

Предполагаемый результат в воспитании интегративных качеств: дети активные, любознательные; совершенствуется грамматический строй речи, развивается связная речь.

Ожидаемый результат: вырастить добрых, отзывчивых, экологически грамотных детей. Воспитывать гуманное отношение ко всему живому.

Ход занятия.

Входит воспитатель:

«Ребята! Я очень рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Сегодня вас ждет много всего интересного. Пусть этот день принесет вам много новых впечатлений. Давайте порадуем друг друга.

Солнце встало из-за крыши,

Поднимается все выше,

Лучики свои расправит,

Настроение вмиг исправит.

(Дети приседают, затем медленно поднимаются, разводят руки в стороны и улыбаются друг другу.)

Сегодня нам в сад пришло письмо.

Воспитатель читает:

«Здравствуйте, ребята! Со мной приключилось необычайное происшествие, а почему, я не знаю, и никто не может мне объяснить. Может быть, вы поможете.

Расскажу все по порядку. Я очень люблю ходить в лес, на луг. Люблю любоваться красивыми цветами, дышать свежим воздухом. Я очень люблю лес. Все бы хорошо, да живут в лесу всякие букашки, комары, муравьи. И летают, и ползают, и жужжат над ухом. Пользы от них никакой – только вред. Какие противные! Зачем они в лесу? А пчелы? Только кусаются. Пришел я в лес и закричал«Уходите все из леса, видеть вас не хочу!». Они и ушли. Обрадовался я, хорошо в лесу. Никто не жужжит, не летает. Вот только листья на деревьях пожелтели, цветы перестали цвести. Почему все это случилось? Помогите мне разобраться. Ваш знакомый Незнайка.»

- Ребята, давайте поможем Незнайке.

- Почему лес опустел? (Животные обиделись на Незнайку и ушли.)

- Почему лес опустел? (Незнайка сказал, что эти животные бесполезные и даже вредные.)

Попытаемся ответить Незнайке на его вопрос: почему насекомые обиделись и покинули лес, и так ли они вредны и бесполезны для леса.

Сядьте поудобнее, и давайте с вами начнем наше путешествие. Представьте, что мы оказались на зеленой полянке луга. Кого же мы встретили первым?

Воспитатель:

- Отгадайте загадку:

На цветок пахучий

Сел цветок летучий,

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел, -

Он вспорхнул и улетел.

Что это за насекомое?

- Бабочка.

- Посмотрите на бабочку на рисунке.

- С чем сравниваются крылья бабочки? (с цветком)

- Какие крылья у бабочки?

Дети: яркие, воздушные, легкие, большие.

- А сколько у бабочки крыльев?

Дети: - Четыре.

- Почему лесу стало плохо без бабочек?

Дети: - Бабочки опыляют цветы, без них не будет семян, не будет новых цветов.

- Как они переносят пыльцу с цветка на цветок?

Воспитатель:

- Услышав еще одну загадку, вы узнаете, кто прилетел к бабочке в гости.

Домовитая хозяйка

Пролетела над лужайкой,

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком. (Пчела.)

- Посмотрите на пчелу на рисунке. Есть ли крылышки у пчелы? (Есть.)Сколько у нее ножек?

Пчела может летать, так как у нее есть крылышки. Пчела очень трудолюбивая и заботливая.

Отдохнем?

Физкульминутка.

Медведь по лесу бродит,

От дуба к дубу ходит (ходьба «вперевалочку», слегка согнувшись, «загребая»чуть согнутыми руками).

Находит в дуплах мед

И в рот себе кладет (изображать, как он достает и ест мед).

Облизывает лапу

Сластена косолапый,

А пчелы налетают («отмахиваться от пчел»,

Медведя прогоняют.

А пчелы жалят мишку (отвести руку вперед и поочередно касаться носа, щек):

Не ешь наш мед, воришка! (Прослеживаем за движением пальца глазами, стараясь не поворачивать головы.)

Бредет лесной дорогой

Медведь к себе в берлогу. (Ходьба «вперевалочку»)

Ложится, засыпает. (Ладошки под щеку)

И пчелок вспоминает.

Наше путешествие продолжается. Я вижу паутину. Это паук натянул свои сети между кустами. Может быть, паук не нужен лесу? Почему не надо рвать паутину?

- Пауки – полезные насекомые. Они едят тлей, комаров, мух.

Воспитатель:

- Не будем сбивать паутину, пусть паук подкарауливает свою добычу.

- А пауки летают? Почему нет?

- Это насекомое ползающее.

А сейчас я вам загадаю еще одну загадку:

Удивительно силен,

Не смотри, что мал:

Ведь в лесу с друзьями он

Гору натаскал.

- Как называется гора, которую натаскали муравьи?

- Из чего муравьи строят муравейник? (Муравьи очищают лес, собирают для строительства муравейника иголки, мелкие веточки, кусочки коры.)

Живут муравьи семьями, в домах-муравейниках, большая часть которых находится под землей. Каждый муравей выполняет свою работу: муравьи-солдаты защищают муравейник, муравьи-строители строят муравейник, муравьи-няньки заботятся о потомстве. У муравья есть туловище, голова, ноги. На голове – усики. Он ими постоянно шевелит, с их помощью узнает, нет ли на пути препятствий. У муравья шесть ног, с их помощью он быстро бегает. Муравьи живут там, где чистый воздух. Нельзя беспокоить муравьев и разорять муравейники. Муравьи – полезные насекомые. Если бы их не было, лес мог бы быстро погибнуть. Муравьи спасают наш лес.

- Почему лесу стало плохо без муравьев?

- Как могут люди позаботиться о муравьях?

- Что вы посоветуете Незнайке?

Воспитатель:

- Мы возвращаемся на зеленую лужайку, к нам кто-то неожиданно подскочил. Отгадайте, кто это?

Кто с листочка на травинку

Быстро скачет вдоль тропинки?

Кто так весело стрекочет,

Рассказать о чем-то хочет?

Этот человечек – зелененький … (кузнечик)

Днем кузнечик прячется в кустарниках, скачет по лугам и полям, на ночь прячется на коре деревьев. Питается он травой. Кузнечик – прекрасный прыгун и верхолаз. В случае опасности он перелетает с ветки на ветку. Поет кузнечик, издавая звуки в области надкрыльев.

Воспитатель:

- Еще один гость прилетел на нашу полянку. Давайте отгадаем про него загадку.

Теплым днем, весною, в мае

Каждый про меня узнает.

Я не муха, не паук,

Я жужжу, я … (майский жук)

В теплые майские вечера трудно не заметить крупных насекомых, проносящихся над головой с сильным жужжанием. Поймать жука легко – они не пугливы. Не взлетают при приближении человека. У жука – нарядный бархатный камзол, усы, словно оленьи рога. По вкусу майскому жуку березовые, кленовые, дубовые и другие листья.

Прежде чем стать таким большим, крепким и научиться летать, насекомое 3-4 года живет в почве, как гусеница. Живет в земле – питается корнями деревьев, кустарников.

- А сейчас давайте немного отдохнем.

Физкультминутка.

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем –

Крылья сложили назад.

Воспитатель:

- Вы хорошо рассказали о пользе насекомых, которых Незнайка прогнал из леса. Они все маленькие, но польза от них большая.

- Как можно их всех назвать?

Лес не может прожить без них.

- Какой совет мы дадим Незнайке?

Дети: помириться с насекомыми, извиниться, попросить вернуться в лес, бережно к ним относиться, помогать в трудное время.

Воспитатель:

- И деревья, и трава, и цветы, и насекомые – в лесу все нужны друг другу. Я думаю, Незнайка будет с радостью встречать насекомых, не будет их больше прогонять из леса.

Ребенок читает стихотворение:

В лесу летают мотыльки,

Ползут козявки и жуки.

Природа-мать им жизнь дала,

У них у всех свои дела.

Ты их увидишь на пути –

Не обижай, а отойди!

Без насекомых лес, друг мой,

И одинокий, и пустой!

А сейчас нам пора домой. Давайте встанем в круг и скажем«Раз, два, покружись, снова в группе окажись!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим

КОНСПЕКТ  ЗАНЯТИЯПо ознакомлению с окружающим и развитию речив старшей логопедической группе.Тема: «Беседа об овощах». Цель:Продолжать обогащать представление об овощах.Закрепить умени...

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с правилами дорожного движения. Тема: «Поездка в город Светофорск».

В ходе занятия у детей уточняются знания правил дорожного движения, знание дорожных знаков и сигналов светофора....

Конспект НОД в старшей группе по ознакомлению с природой.

Конспект НОД в средней группе"Знакомство с царицей Природой" (блок познание)...

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим «Этот удивительный мир насекомых» (старший возраст)

Знакомство детей с характерными внешними признаками насекомых;Обогащение и активизация словаря; составление простого предложения с предлогами на, под, над; развитие мышления, зрительного и слухового в...

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с природой в старшей группе.

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с природойв старшей группе....

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе Тема: «Удивительный мир насекомых»

       Цель: уточнить знания о характерных особенностях насекомых, об условиях жизни,          о пользе и вреде насекомых.      ...