«В гости к сказкам» с использованием ТРИЗ элементов
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Развивать связную речь, познавательную активность, творческие возможности с помощью элементов методики ТРИЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«В гости к сказкам» с использованием ТРИЗ элементов

ОД по развитию речи в подготовительной группе «В гости к сказкам» с использованием ТРИЗ элементов

.

ЦельРазвивать связную речь, познавательную активность, творческие возможности с помощью элементов методики ТРИЗ.

 Программные задачи:

 1. Уточнять и обогащать знания детей о русских народных и авторских сказках. Формировать умение узнавать сказочных героев. Продолжать формировать умение сочинять сказку. Совершенствовать умение использовать разные части речи точно по смыслу. Вводить в словарь детей синонимы: добрый, смеющийся, ласковый, нежный, весёлый, шутливый. Антонимы: добрый, злой, весёлый — грустный, здоровый — больной и другие.

2. Развивать связную речь, мышление, воображение, фантазию. Развивать слуховое внимание и память.

3. Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству, сказкам. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. Воспитывать стремление совершать добрые поступки, дружеские отношения между детьми. Формировать умение внимательно слушать вопросы воспитателя, соблюдать очерёдность, отвечая на вопросы, слушать другого ребёнка, не перебивая.

Интеграция: с познавательным развитием, художественно-эстетическим развитием, социализацией

Предварительная работа: Чтение и анализ авторских и народных сказок, загадок. Знакомство с символами (ТРИЗ). Рассматривание иллюстраций «Герои сказок». Формирование знаний детей о структуре сказки: зачин, развитие действия, кульминация, концовка. Знакомство и анализ пословиц о добре, о сказках. Рассматривание иллюстраций с различными ситуациями. Подбор музыкального сопровождения.

Материалы: Презентация «В гости к сказкам»«Волшебный сундучок», в нем иллюстрации героев сказок, портреты сказочных героев в виде линий, мольберт; две физкультурные дуги, дощечки для мостика, схема – модель сказки «колобок»; листы белой бумаги, цветы, зеленый лист (полянка)

Ход ОД:

1. Воспитатель: -Ребята, посмотрите, как много гостей пришло к нам в гости. Давайте поздороваемся с нашими гостями и подарим им наши улыбки.

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,

Выходя поутру из ворот.

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица?

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться,

И ответную искру зажечь.

- Ребята, скажите, о чём нам говорит улыбка?

- А что такое «доброта»?

- Конечно, вы правы. Доброта – это стремление человека дать полное счастье всему окружающему, всему человечеству. Что можно сравнить с добротой?

Ответы детей:

 Правильно доброта похожа на  солнце, голубое небо, радугу, улыбку! Добрый человек любит природу, сохраняет ее, не делает плохих поступков.

- Ребята, а что нас учит добру? (сказка).

 

-А вы любите сказки?

-Какие бывают сказки? (Авторские и народные (русские и зарубежные)

-Чем отличается народная сказка от авторской?

 

 

Слышите, звучит музыка она приглашает нас в гости в сказку. Ребята, сказка приглашает только добрых детей.

-А вы добрые ребята

    -Как вы думаете зачем она нас зовёт?

- Что там могло случиться?

-Вы хотите пойти в гости к сказкам?

-Что мы там будем делать? (помогать сказочным героям)

 

- Итак, мы отправляемся в сказку, где будем выполнять различные задания. Вы согласны?

По тропинке мы пойдём

Через мостик перейдем.

- Ребята, а вот и мостик.

Подходим к мостику, а он сломанный («Мостик» — дощечки, которые лежат грудой)

Но, по такому мостику не пройти. Его кто-то сломал. Как вы думаете кто мог  сломать мостик и помешать нам ? (Злой волшебник)

Какой он поступок совершил?(плохой)

-Как мы с вами можем перейти на ту сторону?

Ответы детей: (Починить мостик.)

 

1. Задание «Слова наоборот»

Конверт с задаеием.

Чтобы починить мостик, нужно выполнить задание, а задание вот какое. Тот, кто слово наоборот назовет, тот дощечку на мостик положит.

— Весёлый — грустный,

— Добрый — злой,

— Смелый — трусливый,

— Старый — молодой,

— Сильный — слабый,

— Здоровый — больной,

— Умный — глупый,

— Вежливый — грубый,

— Сытый — голодный,

— Озорной — послушный,

— Ленивый — трудолюбивый.

Мостик починили, можем пройти по нему. Проходят через мостик, оказываются возле предмета, накрытого тканью.

2. задание:- Ребята смотрите здесь что-то спрятано.Что же это такое? Мы должны отгадать что же спрятано под тканью?

Подсказка – это неживой предмет.

Он волшебный, в нём хранятся сказки!

Дети угадывают, что под тканью сундук

- Смотрите, ребята, сказочный волшебный сундучок

 

- Посмотрим, что там лежит? (воспитатель заглядывает в сундучок).

- Здесь лежат сказочные герои, посмотрите. (достает Колобка, Бабу-Ягу, Красную шапочку, Емелю).

 

3. Игра «Какой, какая»

 

- Это кто? (Колобок)

- А Колобок какой?

Дети: круглый, румяный, непослушный

- Это кто?

- Баба Яга,

- Она какая?

Д. Злая.

- Это кто?

- Красная шапочка.

- Она какая?

Д. Добрая, доверчивая

- Это кто?

- Емеля

- Он какой?

Д. Ленивый.

4. задание «Сочиним сказку»

В. -Есть ли такая сказка, чтобы в ней были, все эти сказочные персонажи?

Д. Нет.

В. Правильно, такой сказки нет. Все герои перепутались. Как нам быть? Ведь все эти персонажи хотят быть в одной сказке.

Д. Нужно сочинить новую  сказку.

В. Хорошо, но сказку мы с вами сочиним  не обычную. Нам нужно поселить  всех наших  персонажей в одну новую сказку.

Совместная работа по нахождению средств и способов действий.

- Но прежде чем сочинять сказку, давайте с вами вспомним, как обычно начинается сказка?

Д. Жили – были, это случилось давно, однажды в лесу, в некотором царстве и т. д.

В. Правильно, начало сказки называется –зачин.

 Ребята, о чем обычно рассказывается в сказках?

Д. О приключениях людей и животных, о загадочных и волшебных событиях.

В. Правильно! Потом должен быть большой рассказ-содержание.

Затем в сказке должен быть самый интересный момент-это кульминация.

- А как обычно заканчиваются сказки?

Д. Вот и сказке конец, а кто слушал молодец; и я там был, мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало и т. д.

В. –Правильно, у любой сказки есть концовка.

-Давайте начнем сочинять нашу новую сказку а сочинять мы ее будем по сказке «Колобок». На пути, встречаться ему будут наши новые герои.

-Кто первый будет превращаться в сказочника?

(Заслушивание 3 – 4 детей)

Дети сочиняют сказки, определяют последовательность моделей по ним.

В. Понравились вам сказки?

-И мне очень понравились. Остальные ваши сказки мы послушаем позже.

5. Физминутка «В темном лесу есть избушка»

В темном лесу есть избушка. (дети шагают)

Стоит задом наперед. (дети поворачиваются)

В той избушке есть старушка. (грозят пальцем)

Бабушка Яга живет. (грозят пальцем другой руки)

Нос крючком, (показывают пальчиком)

Глаза большие, (показывают)

Словно угольки горят. (покачивают головой)

Ух, сердитая какая! (бег на месте)

Дыбом волосы стоят. (руки вверх)

Когти остры как у кошки, - Сгибают - разгибают пальцы

И всего одна нога, - Поднимают правую ногу, согнутую в колене

Не простая, костяная. - Грозят пальцем одной потом другой руки

Вот так бабушка - яга! Трижды ударяют кулаками по коленям

В: Ребятки, продолжаем наш путь!

6 слайд. Портреты- линии.

6. задание: Посмотрим, что еще нам приготовил волшебный сундук?

Ой ребятки, это портреты, но необычные, портреты — линии.

Линия должна показывать, отображать характер сказочного героя.

В: Какая это линия?

(Воспитатель показывает волнистую линию)

Д: Это волнистая линия.

В: Каким характером должен обладать герой, которого можно изобразить такой линией?

Д: Он должен быть добрым, нежным, ласковым, трудолюбивым, заботливым

ВПеречислите героев сказок с таким характером.

Д: Золушка, Белоснежка, Царевна — Лебедь, Машенька, Василиса Премудрая, Елена Прекрасная.

В: Верно. Они все добрые, великодушные, заботливые, ласковые, нежные.

7 слайд. волнистая линия

(портрет - ломаная линия.)

В: Как вы думаете, ломаной линией можно нарисовать доброго персонажа?

Д: Нет.

В: На что похожа эта линия?

Д: Она похожа на молнию, на колючки, на иголки.

В: Так значит герои, обладающие каким характером могут быть изображены этой линией?

Д: Они злые, жестокие, бессердечные, завистливые.

ВПеречислите их. Если назовете верно, то изображение появится на экране.

Д: Кащей-Бессмертный, Змей Горыныч, Баба-Яга, Чудо-Юдо.

 

8 слайд.  ломаная линия

 

Восп: Ребята, а из какой сказки эти персонажи?

 

9 слайд. (Василиса и Кощей Бессмертный)

Только что-то наша Василиса грустная. Хотите, чтоб она снова начала улыбаться?

А чем мы можем ее порадовать? (Цветами)

Правильно, как и любая девушка Василиса тоже любит цветы. Давайте мы ей подарим полянку цветов, но для этого мы пройдем к столу. На столе лежат цветы и белые листы.

7. Игровая ситуация:

Ребята, мы много знаем сказок, в которых герои совершают различные поступки. Давайте вспомним сказки и определим - какие герои в сказке, хорошие или плохие и почему? Если герой сказки или его поступок хороший, то мы будем приклеивать на полянку цветок, если плохой поступок или злой герой, мы берем белый лист, мнем его и бросаем в корзину.

-Сказка «Теремок» (звери дружные, приглашали жить вместе)

-Сказка «Три медведя» (Маша сломала стульчик, съела кашу)

Сказка «Гуси – лебеди» (Маше с братцем помогали печка, речка, яблонька)

-Сказка «Волк и семеро козлят» (волк хитрый, обманул козлят)

-Сказка «Петушок и бобовое зернышко» (курочка помогала петушку)

А теперь вспомните героев сказок :

-Иван – царевич,

Дюймовочка,

Карабас –Барабас,

Красная шапочка,

Баба – яга,

Золушка,

Мальвина.

- Посмотрите, какая красивая «поляна хороших поступков» у нас получилась, а из плохих - корзина мусора! Давайте выбросим  мусор,а с ним и всё плохое.

- Пусть останется в нашей группе только хорошее, доброе и красивое – такое, как эта поляна! Ребята как вы думаете понравилась Василисе наша полянка?

- Сейчас нам пора возвращаться в детский сад.

А теперь мы скажем дружно «В детский сад попасть нам нужно»

Рефлексия.

Ребята, что понравилось вам в гостях у сказки?

-Зачем нас сказка звала к себе в гости?

-Что нам помогало справляться с заданиями?

Что вам понравилось?

-Что вызывало затруднение?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект на тему: «В гостях у сказки». ( с использованием элементов сказкотерапии)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №46 ПУШКИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА              ...

Совместная непосредственно - образовательная деятельность «В гостях у сказки» с использованием ТРИЗ

Образовательный процесс был построен на системно - деятельностном подходе. Выстроен по принципу интеграции видов деятельности, которые логично сменяли друг друга: игровая, коммуникативная, познаватель...

Конспект интегрированного занятия с детьми 2 младшей группе «В гостях у сказке» с использованием ТРИЗ

Цель: развитие связной и диалогической речи детей через различные виды деятельности, активизация и обогащение словаря, обобщить и систематизировать знания детей о русских народных...

Конспект по развитию речи в подготовительной группе «В гостях у сказки» с использованием ТРИЗ элементов

Конспект по развитию речи в подготовительной группе «В гостях у сказки» с использованием ТРИЗ элементов...

КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ по речевому развитию НА ТЕМУ: «В гости к сказке» с использованием ТРИЗ-технологии «Круги Луллия»

Круги Луллия развивают фантазию детей, обучают мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Они представляются дошкольникам как чудесные кольца или загадочные круги, тем самым...