Совместная непосредственно - образовательная деятельность «В гостях у сказки» с использованием ТРИЗ
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
Образовательный процесс был построен на системно - деятельностном подходе. Выстроен по принципу интеграции видов деятельности, которые логично сменяли друг друга: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная. Во всех видах детской деятельности проявлялась любознательность детей, воображение, фантазия, активизировалось их речевое общение, ребенок выступал субъектом детской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 30.46 КБ |
prezentatsiya_microsoft_powerpoint_szhat.pptx | 1.23 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
детский сад «Родничок» комбинированного вида
Совместная
непосредственно - образовательная деятельность
«В гостях у сказки»
с использованием ТРИЗ
Воспитатель:
Захарова Е. Ю.
Пыть-Ях 2016
Цель:
Развивать познавательную активность, инициативность и творческие возможности детей с помощью элементов методики ТРИЗ.
Задачи:
Образовательные:
- Обобщить знания детей о сказках;
- Создать условия для самостоятельного выбора детьми уровня сложности практической деятельности;
- Учить отгадывать сказки по короткому отрывку;
- Формировать умение составлять загадки по признакам, используя предложенный алгоритм;
- Формировать естественно - научные знания, полученные в процессе познавательно - экспериментальной деятельности, знакомить детей со свойствами и качествами веществ, устанавливать причинно – следственные связи;
- Учить выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны;
- Тренировать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путем сравнения;
- Упражнять в умении ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.
Развивающие:
- Развивать воображение, любознательность, фантазию; умение находить нестандартные подходы к решению задач;
- Развивать умение мыслить с помощью приемов анализа, синтеза, сравнения;
- Развивать лексико - грамматический строй речи, связную речь, словесное творчество;
- Формировать умение работать в микрогруппах.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к сказкам;
- Формировать субъектные проявления: навыки сотрудничества, доброжелательность, самостоятельность, инициативу.
Материалы и оборудование:
Экран, проектор, набор пробирок, воронка для жидкости, ватные диски, салфетки, маленькие подносы, сундук, письмо, цветик-семицветик, лепесточки цветика-семицветика, иллюстрации к сказкам, карточки с изображением сказочных персонажей, игрушка-лягушка, мольберт, картинка буратино, модель для составления загадки, книги со сказками, макет теремка, игрушка – заяц, одеяльце, домик – теремок, предметные картинки на каждого ребенка.
Предварительная работа:
Чтение сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, беседы о сказочных героях, составление загадок, решение проблемных ситуаций, дидактические игры:
«Хорошо-плохо», «Придумай рифму», «Теремок».
Ход непосредственной образовательной деятельности
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей.
Скажем «здравствуйте» руками!
Скажем «здравствуйте» глазами!
Скажем «здравствуйте» мы ртом,
Станет радостно кругом.
Входят дети, здороваются, размещаются по желанию.
Воспитатель: Сегодня мы поговорим с вами о сказках…
Вы слышите, кто-то плачет.
На экране появляется девочка.
Как тебя зовут, и почему ты плачешь?
Женя: Меня зовут Женя, а плачу я, потому что у меня был волшебный цветик-семицветик, он исполнял любые желания, и я потратила все лепестки на ненужные и глупые желания. Осталась только серединка цветка. Что теперь мне делать?
Воспитатель: Вы догадались, из какой сказки эта девочка?
Дети: Сказка «Цветик-семицветик».
Воспитатель: Как мы можем помочь Жене?
Дети: Сделать другой цветок, найти новый.
Воспитатель: Попробуем найти лепестки?
Дети: Да!
Воспитатель: Как вы думаете в обычной стране можно найти волшебный цветок?
Дети: Нет.
Воспитатель: А в какой стране нужно искать?
Дети: В сказочной, волшебной.
Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться в сказочное путешествие. Серединку цветка возьмем с собой и найдем все лепестки. А понесет цветочек самый ответственный и серьёзный – Саша.
Воспитатель вручает цветок самому застенчивому ребенку.
Воспитатель: Поможет нам вот эта карта. Давайте ее рассмотрим.
Обсуждают, что изображено на карте.
Воспитатель: Что вы видите на карте?
Дети: Здесь есть дорожки, лес, болото, следы, домик.
Воспитатель: Посмотрите, куда нужно идти за первым лепестком?
Дети находят на карте цифру 1.
Дети: Нужно идти по жёлтой дорожку, к сундуку.
Воспитатель: Правильно. А на чём мы можем отправиться в путешествие?
Дети: На машине, на поезде, на самолете.
Воспитатель: У нас нет ни машины, ни поезда, ни корабля. Как быть?
Дети: Пойти пешком.
Воспитатель: Хорошо, давайте отправимся пешком. Наши ножки станут волшебными и превратятся в топ-топ-тобус! Наверное, нужно что-то сказать, чтоб началось волшебство?
Дети: Произнести заклинание, сказать волшебные слова.
Воспитатель: А вы знаете, какое ни будь заклинание?
Дети: Крибле крабле бумс, рекс-пекс фекс….
Воспитатель: Я тоже знаю одно заклинание, повторяйте за мной.
Шагают друг за другом, произносят считалку.
По лесной тропинке
В сказку мы пойдём.
Цветик – семицветик
Быстро соберём.
Воспитатель: Вот мы и попали в сказку. Посмотрите, что это?
Дети: Сундук.
Воспитатель: Посмотрим, что в нем лежит.
Достает книгу, читает.
Воспитатель: Я вам сейчас прочитаю сказку, а вы отгадайте, как она называется. Слушайте внимательно. «Говорит царь своим сыновьям: «Дети мои милые, возьмите себе по стреле, натяните свои тугие луки и пустите их в разные стороны. На чей двор стрела упадет, там сватайтесь». Пустил стрелу старший брат, упала стрела у дома, где жила девочка в красной шапочке. Пустил средний брат – полетела стрела к дому, где жила Аленушка. Пустил младший брат – попала стрела в грязное болото, и поймала стрелу лягушка». Так как сказка называется?
Дети – Здесь много сказок: «Царевна лягушка», «Красная шапочка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Воспитатель: Правильно, здесь все сказки перепутались, наведем порядок. Посмотрите, на столе лежат три книги, а картинок в них нет. Разделитесь на команды, каждая команда выбирает одну книжку и находит к ней картинки. Первая команда находит картинки к сказке «Царевна лягушка». Вторая команда берет книгу «Красная шапочка» и собирает к ней картинки-половинки. А для третьей команды задание посложнее, в книге «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», нужно собрать картинку из четырех частей. Кто сможет? Приступайте к работе.
Дети выбирают картинки, собирают и наклеивают в книги.
Воспитатель: Вы правильно все сделали и за это вы получаете первый лепесточек - Оранжевый. Саша, прикрепи его на цветочек.
Прикрепляют к сердцевине лепесток.
Воспитатель: Продолжим поиски лепестков. Посмотрите на карту. Как добраться до второго лепестка.
Дети находят на карте цифру 2.
Дети: Пройти по разноцветным тропинкам.
Воспитатель: Правильно, впереди три тропинки. Каким цветом самая широкая тропинка?
Дети: Желтая.
Воспитатель: Какая чуть уже?
Дети: Красная.
Воспитатель: Какая самая узкая?
Дети: Синяя.
Воспитатель: Мы должны пойти не по самой узкой, не по желтой. По какой тропинке мы пойдем?
Дети: По красной.
Проходят по тропинке к мольберту, садятся на стулья.
Воспитатель: Здесь живет герой из другой сказки.
На мольберте закреплен Буратино.
Воспитатель: Кто это?
Дети: Буратино.
Воспитатель: Правильно это буратино, он хочет, чтобы мы придумали о нем загадку. Буратино по характеру какой?
Дети: Веселый, добрый.
Воспитатель: Как мне нарисовать, что он веселый?
Дети: Нарисовать улыбку.
Воспитатель схематично рисует улыбку.
Воспитатель: А кто еще всегда всех веселит, смешит?
Дети: Клоун.
Воспитатель напротив рисунка «улыбка» рисует клоуна.
Воспитатель: Ребята, Буратино это клоун?
Дети: Нет.
Воспитатель: Как мне показать, что он не клоун?
Дети: Зачеркнуть рисунок клоуна.
Показывая указкой на «улыбку», затем на зачеркнутую картинку «клоун» проговариваем вместе с детьми.
Воспитатель: Веселый, но не клоун. Чем Буратино отличается от других кукол? Дети: У него длинный нос.
Воспитатель рисует схематично нос.
Воспитатель: А у кого еще бывает длинный нос?
Дети: У комара.
Воспитатель напротив рисунка «длинный нос» рисует комара.
Воспитатель: Буратино это комар?
Дети: Нет.
Воспитатель: Как показать, что он не комар?
Дети: Зачеркнуть рисунок комара.
Показывая указкой на «длинный нос», затем на зачеркнутую картинку «комар» проговариваем вместе с детьми:
Воспитатель: Длинноносый, но не комар.
Воспитатель: Из чего его сделал Папа Карло?
Дети: Из дерева.
Воспитатель рисует дерево.
Воспитатель: Что еще делают из дерева?
Дети: Стол, стул…
Воспитатель: Буратино – это стол?
Дети: Нет.
Зачеркивает стол.
Воспитатель: Давайте еще раз повторим, что у нас получилось.
Дети: «Веселый, но не клоун; с длинным носом, но не комар; деревянный, но не стол».
Воспитатель: Какая интересная получилась загадка. Буратино вам дарит лепесток желтого цвета.
Дети прикрепляют.
Воспитатель: А мы идем дальше, искать третий лепесток, посмотрите на карту. Через что мы сейчас будем переходить?
Дети находят на карте цифру 3.
Дети: Через болото.
Воспитатель: Чтобы нам не промочить ноги и не утонуть в болоте, наступайте на кочки.
Дети переходят «Болото» по «Кочкам».
Воспитатель: Посмотрите, кто это в траве сидит?
Дети: Лягушка.
Воспитатель: Из какой она сказки?
Дети: «Царевна – лягушка».
Воспитатель: Почему-то лягушка загрустила? Давайте придумаем слова-рифмы к слову лягушка и развеселим её.
Дети: Лягушка-хлопушка, лягушка-подушка, лягушка-хохотушка, лягушка-попрыгушка, лягушка-толстушка.
Воспитатель: Молодцы ребята. Посмотрите, лягушка улыбнулась, значит, ей понравились наши рифмы. Она хочет нам подарить лепесток, как вы думаете каким цветом лепесток у лягушки?
Дети: Зеленый.
Дети прикрепляют зеленый лепесток.
Воспитатель: Посмотрим на карту, где находится четвертый лепесток?
Дети показывают на карте.
Воспитатель: Опять преграда на пути – лужи. Только в них не наступайте, перепрыгивайте.
Дети перепрыгивают через лужи.
Воспитатель: Вот из такой лужи один мальчик выпил воду и превратился в козленочка. В какой сказке это произошло?
Дети: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Воспитатель: Правильно. Как вы думаете, почему Иванушка, превратился в козлёночка?
Дети: Потому что нельзя пить грязную воду.
Воспитатель: Посмотрите, на столе стоит банка с водой. У этой воды интересная история. Она когда-то была снегом. Снег превратился в воду. Почему это произошло?
Дети: Потому что в детском саду тепло и снег растаял.
Воспитатель: Как вы считаете, эта вода чистая?
Дети: Нет.
Воспитатель: Хотите это проверить? Тогда мы с вами проведем эксперимент. Этот эксперимент вы будете проводить парами. Выбирайте себе пару, проходите за столы. Возьмите предметы, которые вам понадобятся, для очищения воды.
Дети выбирают пробирки, воронки, ватные диски.
Воспитатель: Решите между собой, кто будет держать пробирку с воронкой, а кто будет переливать воду. Присаживайтесь за столы. Подумайте, для чего нужна воронка?
Дети: Чтобы не пролить воду.
Воспитатель: Поставьте воронку в пробирку. Теперь положите на воронку ватный диск. Как вы думаете, зачем это нужно сделать?
Дети: Диск не пропустит грязь и мусор в воду.
Воспитатель: Для опыта все готово. Аккуратно перелейте воду из одной пробирки в другую.
Дети проводят эксперимент.
Воспитатель: Теперь посмотрите на ватный диск, изменился ли он?
Дети: Он стал грязный.
Воспитатель: Как вы думаете, что осталось на ватном диске?
Дети: Очень мелкие частички земли, песка, мусора.
Воспитатель: Какой можно сделать вывод из того, что мы увидели?
Дети: Вода была не чистая, а грязная. Такую воду пить нельзя.
Воспитатель: Теперь Иванушка точно не будет пить воду из лужи. За то, что научили его уму разуму, получите синий лепесток.
Дети прикрепляют голубой лепесток.
Воспитатель: А мы идем дальше, осталось найти последний лепесток. Что вы видите на карте?
Дети: Следы.
Воспитатель: А вот и следы, как вы думаете, чьи?
Дети: Лисьи, медвежьи, заячьи….
Воспитатель: Пойдем по следам и узнаем.
Подходят к мокрой игрушке зайцу, садятся вокруг него.
Воспитатель: Посмотрите, какой мокрый зайчик. Ребята как вы думаете, почему заяц мокрый?
Дети: Он купался, в лужу наступил, свалился в речку, попал под дождь.
Обсуждение с детьми противоречий в погоде.
Воспитатель: Ребята, как, по-вашему, дождь — хороший или плохой? Что хорошего в дожде?
Дети: Все растет, свежий воздух после дождя.
Воспитатель: А что плохого в дожде?
Дети: Можно промокнуть, заболеть.
Воспитатель: Значит, получается, что в дожде есть и хорошее и плохое. А солнце какое, хорошее или плохое? Ребята, что хорошего в солнце?
Дети: Оно ласковое, теплое, от него светло…
Воспитатель: А что плохого может быть в солнце?
Дети: Когда жарко — голова болит и пить хочется; все цветы завянут.
Воспитатель: Выходит, в солнце тоже есть что-то хорошее и что-то плохое.
Воспитатель: Как мы можем помочь зайцу?
Дети: Высушить, согреть одеялом, положить на солнышко.
Воспитатель: Давайте его укутаем теплым одеяльцем и согреем. Оказывается, зайчик совершенно забыл, из какой сказки к нам попал. Вспомните, какие сказки вы знаете, где есть герой заяц?
Дети: «Теремок», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Царевна – лягушка».
Воспитатель: Ребята, подождите, зайчик что-то говорит. Он вспомнил, что пришел из сказки «Теремок» и приглашает нас в свою сказку. А вот и домик – теремок.
Дети подходят к теремку.
Воспитатель: Зайчик пустит к себе только тех, кто чем-то похож на него. Выбирайте себе картинку. И расскажите, чем похож предмет на картинке и заяц.
Дети выбирают картинки, становятся друг за другом.
Дети: Тук, тук, кто в теремочке живет?
Воспитатель: Я, Зайчик. А ты кто?
Дети: А я - ежик. Пусти меня в теремок?
Воспитатель: Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.
Дети: Я тоже живу в лесу.
Гость помещает в домик карточку, и вступает в игру следующий участник игры. Остальные дети с картинками поочереди просятся в теремок (коза, снежинки, медведь, бобер, осиновый лист, снеговик, корова, котенок, ослик, мышка…).
Воспитатель: Молодцы, вы справились. Вот вам красный лепесток.
Дети прикрепляют лепесток.
На экране появляется девочка Женя.
Женя: Ребята, у вас все получилось, большое вам спасибо! Я боюсь, что опять потрачу все лепестки на глупые желания, поэтому хочу подарить вам этот волшебный цветочек, пусть он живет у вас в группе и исполняет ваши добрые и полезные желания.
Воспитатель: Вы молодцы, ребята, вам понравилось путешествие?
Дети: Да!
Воспитатель: А что больше всего понравилось?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте попрощаемся с гостями.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Конспект НОД "В гостях у сказки" с использованием ТРИЗ
Использование технологии ТРИЗ в обучении детей....
Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе № 4 с использованием ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)- РТВ (Развитие творческого воображения) технологии. «Принцесса Капелька».
Формирование у детей представлений о природном объекте - воде, о значении воды в природе через исследование свойств воды и установлении причинно-следственных связей; формирование экологической к...
Конспект непрерывной образовательной деятельности "В гостях у сказки" для детей среднего дошкольного возраста (с использованием технологии развития творческого мышления: арт- терапии)
Конспект может быть использован для занятия педагога- психолога или воспитателя в средней группе детского сада. Занятие можно проводить как с подгрупппой детей, так и в групповом формате....
Конспект интегрированного занятия с детьми 2 младшей группе «В гостях у сказке» с использованием ТРИЗ
Цель: развитие связной и диалогической речи детей через различные виды деятельности, активизация и обогащение словаря, обобщить и систематизировать знания детей о русских народных...
Конспект по развитию речи в подготовительной группе «В гостях у сказки» с использованием ТРИЗ элементов
Конспект по развитию речи в подготовительной группе «В гостях у сказки» с использованием ТРИЗ элементов...
КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ по речевому развитию НА ТЕМУ: «В гости к сказке» с использованием ТРИЗ-технологии «Круги Луллия»
Круги Луллия развивают фантазию детей, обучают мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Они представляются дошкольникам как чудесные кольца или загадочные круги, тем самым...
«В гости к сказкам» с использованием ТРИЗ элементов
Развивать связную речь, познавательную активность, творческие возможности с помощью элементов методики ТРИЗ....