Совместная непосредственно - образовательная деятельность «В гостях у сказки» с использованием ТРИЗ
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Захарова Елена Юрьевна

Образовательный процесс был построен на системно - деятельностном подходе. Выстроен по принципу интеграции видов деятельности, которые логично сменяли друг друга: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная. Во всех видах детской деятельности проявлялась любознательность детей, воображение, фантазия, активизировалось их речевое общение, ребенок выступал субъектом детской деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx30.46 КБ
Файл prezentatsiya_microsoft_powerpoint_szhat.pptx1.23 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

детский сад «Родничок» комбинированного вида

Совместная

непосредственно - образовательная деятельность

«В гостях у сказки»

с использованием ТРИЗ

Воспитатель:

Захарова Е. Ю.

Пыть-Ях 2016

Цель:

Развивать познавательную активность, инициативность и творческие возможности детей с помощью элементов методики ТРИЗ.

Задачи:

Образовательные:

  1. Обобщить знания детей о сказках;
  2. Создать условия для самостоятельного выбора детьми уровня сложности практической деятельности;
  3. Учить отгадывать сказки по короткому отрывку;
  4. Формировать умение составлять загадки по признакам, используя предложенный алгоритм;
  5. Формировать естественно - научные знания, полученные в процессе познавательно - экспериментальной деятельности, знакомить детей со свойствами и качествами веществ, устанавливать причинно – следственные связи;
  6. Учить выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны;
  7. Тренировать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путем сравнения;
  8. Упражнять в умении ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.

Развивающие:

  1. Развивать воображение, любознательность, фантазию; умение находить нестандартные подходы к решению задач;
  2. Развивать умение мыслить с помощью приемов анализа, синтеза, сравнения;
  3. Развивать лексико - грамматический строй речи, связную речь, словесное творчество;
  4. Формировать умение работать в микрогруппах.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к сказкам;
  2. Формировать субъектные проявления: навыки сотрудничества, доброжелательность, самостоятельность, инициативу.

Материалы и оборудование:

Экран, проектор, набор пробирок, воронка для жидкости, ватные диски, салфетки, маленькие подносы, сундук, письмо, цветик-семицветик, лепесточки цветика-семицветика, иллюстрации к сказкам, карточки с изображением сказочных персонажей, игрушка-лягушка, мольберт, картинка буратино, модель для составления загадки, книги со сказками, макет теремка, игрушка – заяц, одеяльце, домик – теремок, предметные картинки на каждого ребенка.

Предварительная работа:

Чтение сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, беседы о сказочных героях, составление загадок, решение проблемных ситуаций, дидактические игры:

«Хорошо-плохо», «Придумай рифму», «Теремок».

Ход непосредственной образовательной деятельности

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей.

Скажем «здравствуйте» руками!

Скажем «здравствуйте» глазами!

Скажем «здравствуйте» мы ртом,

Станет радостно кругом.

Входят дети, здороваются, размещаются по желанию.

Воспитатель: Сегодня мы поговорим с вами о сказках…

Вы слышите, кто-то плачет.

На экране появляется девочка.

Как тебя зовут, и почему ты плачешь?

Женя: Меня зовут Женя, а плачу я, потому что у меня был волшебный цветик-семицветик, он исполнял любые желания, и я потратила все лепестки на ненужные и глупые желания. Осталась только серединка цветка. Что теперь мне делать?

Воспитатель: Вы догадались, из какой сказки эта девочка?

Дети: Сказка «Цветик-семицветик».

Воспитатель: Как мы можем помочь Жене?

Дети: Сделать другой цветок, найти новый.

Воспитатель: Попробуем найти лепестки?

Дети: Да!

Воспитатель: Как вы думаете в обычной стране можно найти волшебный цветок?

Дети: Нет.

Воспитатель: А в какой стране нужно искать?

Дети: В сказочной, волшебной.

Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться в сказочное путешествие. Серединку цветка возьмем с собой и найдем все лепестки. А понесет цветочек самый ответственный и серьёзный – Саша.

Воспитатель вручает цветок самому застенчивому ребенку.

Воспитатель: Поможет нам вот эта карта. Давайте ее рассмотрим.

Обсуждают, что изображено на карте.

Воспитатель: Что вы видите на карте?

Дети: Здесь есть дорожки, лес, болото, следы, домик.

Воспитатель: Посмотрите, куда нужно идти за первым лепестком?

Дети находят на карте цифру 1.

Дети: Нужно идти по жёлтой дорожку, к сундуку.

Воспитатель: Правильно. А на чём мы можем отправиться в путешествие?

Дети: На машине, на поезде, на самолете.

Воспитатель: У нас нет ни машины, ни поезда, ни корабля. Как быть?

Дети: Пойти пешком.

Воспитатель: Хорошо, давайте отправимся пешком. Наши ножки станут волшебными и превратятся в топ-топ-тобус! Наверное, нужно что-то сказать, чтоб началось волшебство?

Дети: Произнести заклинание, сказать волшебные слова.

Воспитатель: А вы знаете, какое ни будь заклинание?

Дети: Крибле крабле бумс, рекс-пекс фекс….

Воспитатель: Я тоже знаю одно заклинание, повторяйте за мной.

Шагают друг за другом, произносят считалку.

По лесной тропинке

В сказку мы пойдём.

Цветик – семицветик

Быстро соберём.

Воспитатель: Вот мы и попали в сказку. Посмотрите, что это?

Дети: Сундук.

Воспитатель: Посмотрим, что в нем лежит.

Достает книгу, читает.

Воспитатель: Я вам сейчас прочитаю сказку, а вы отгадайте, как она называется. Слушайте внимательно. «Говорит царь своим сыновьям: «Дети мои милые, возьмите себе по стреле, натяните свои тугие луки и пустите их в разные стороны. На чей двор стрела упадет, там сватайтесь». Пустил стрелу старший брат, упала стрела у дома, где жила девочка в красной шапочке. Пустил средний брат – полетела стрела к дому, где жила Аленушка. Пустил младший брат – попала стрела в грязное болото, и поймала стрелу лягушка». Так как сказка называется?

Дети – Здесь много сказок: «Царевна лягушка», «Красная шапочка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Воспитатель: Правильно, здесь все сказки перепутались, наведем порядок. Посмотрите, на столе лежат три книги, а картинок в них нет. Разделитесь на команды, каждая команда выбирает одну книжку и находит к ней картинки. Первая команда находит картинки к сказке «Царевна лягушка». Вторая команда берет книгу «Красная шапочка» и собирает к ней картинки-половинки. А для третьей команды задание посложнее, в книге «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», нужно собрать картинку из четырех частей. Кто сможет? Приступайте к работе.

Дети выбирают картинки, собирают и наклеивают в книги.

Воспитатель: Вы правильно все сделали и за это вы получаете первый лепесточек - Оранжевый. Саша, прикрепи его на цветочек.

Прикрепляют к сердцевине лепесток.

Воспитатель: Продолжим поиски лепестков. Посмотрите на карту. Как добраться до второго лепестка.

Дети находят на карте цифру 2.

Дети: Пройти по разноцветным тропинкам.

Воспитатель: Правильно, впереди три тропинки. Каким цветом самая широкая тропинка?

Дети: Желтая.

Воспитатель: Какая чуть уже?

Дети: Красная.

Воспитатель: Какая самая узкая?

Дети: Синяя.

Воспитатель: Мы должны пойти не по самой узкой, не по желтой. По какой тропинке мы пойдем?

Дети: По красной.

Проходят по тропинке к мольберту, садятся на стулья.

Воспитатель: Здесь живет герой из другой сказки.

На мольберте закреплен Буратино.

Воспитатель: Кто это?

Дети: Буратино.

Воспитатель: Правильно это буратино, он хочет, чтобы мы придумали о нем загадку. Буратино по характеру какой?

Дети: Веселый, добрый.

Воспитатель: Как мне нарисовать, что он веселый?

Дети: Нарисовать улыбку.

Воспитатель схематично рисует улыбку.

Воспитатель: А кто еще всегда всех веселит, смешит?

Дети: Клоун.

Воспитатель напротив рисунка «улыбка» рисует клоуна.

 Воспитатель: Ребята, Буратино это клоун?

Дети: Нет.

Воспитатель: Как мне показать, что он не клоун?

Дети: Зачеркнуть рисунок клоуна.

Показывая указкой на «улыбку», затем на зачеркнутую картинку «клоун» проговариваем вместе с детьми.

Воспитатель: Веселый, но не клоун. Чем Буратино отличается от других кукол? Дети: У него длинный нос.

Воспитатель рисует схематично нос.

Воспитатель: А у кого еще бывает длинный нос?

Дети: У комара.

Воспитатель напротив рисунка «длинный нос» рисует комара.

Воспитатель: Буратино это комар?

Дети: Нет.

Воспитатель: Как показать, что он не комар?

Дети: Зачеркнуть рисунок комара.

Показывая указкой на «длинный нос», затем на зачеркнутую картинку «комар» проговариваем вместе с детьми:

Воспитатель: Длинноносый, но не комар.

Воспитатель: Из чего его сделал Папа Карло?

Дети: Из дерева.

Воспитатель рисует дерево.

Воспитатель: Что еще делают из дерева?

Дети: Стол, стул…

Воспитатель: Буратино – это стол?

Дети: Нет.

Зачеркивает стол.

Воспитатель: Давайте еще раз повторим, что у нас получилось.

Дети: «Веселый, но не клоун; с длинным носом, но не комар; деревянный, но не стол».

Воспитатель: Какая интересная получилась загадка. Буратино вам дарит лепесток желтого цвета.

Дети прикрепляют.

Воспитатель: А мы идем дальше, искать третий лепесток, посмотрите на карту. Через что мы сейчас будем переходить?

Дети находят на карте цифру 3.

Дети: Через болото.

Воспитатель: Чтобы нам не промочить ноги и не утонуть в болоте, наступайте на кочки.

Дети переходят «Болото» по «Кочкам».

Воспитатель: Посмотрите, кто это в траве сидит?

Дети: Лягушка.

Воспитатель: Из какой она сказки?

Дети: «Царевна – лягушка».

Воспитатель: Почему-то лягушка загрустила? Давайте придумаем слова-рифмы к слову лягушка и развеселим её.

Дети: Лягушка-хлопушка, лягушка-подушка, лягушка-хохотушка, лягушка-попрыгушка, лягушка-толстушка.

Воспитатель: Молодцы ребята. Посмотрите, лягушка улыбнулась, значит, ей понравились наши рифмы. Она хочет нам подарить лепесток, как вы думаете каким цветом лепесток у лягушки?

Дети: Зеленый.

Дети прикрепляют зеленый лепесток.

Воспитатель: Посмотрим на карту, где находится четвертый лепесток?

Дети показывают на карте.

Воспитатель: Опять преграда на пути – лужи. Только в них не наступайте, перепрыгивайте.

Дети перепрыгивают через лужи.

Воспитатель: Вот из такой лужи один мальчик выпил воду и превратился в козленочка. В какой сказке это произошло?

Дети: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Воспитатель: Правильно. Как вы думаете, почему Иванушка, превратился в козлёночка?

Дети: Потому что нельзя пить грязную воду.

Воспитатель: Посмотрите, на столе стоит банка с водой. У этой воды интересная история. Она когда-то была снегом. Снег превратился в воду. Почему это произошло?

Дети: Потому что в детском саду тепло и снег растаял.

Воспитатель: Как вы считаете, эта вода чистая?

Дети: Нет.

Воспитатель: Хотите это проверить? Тогда мы с вами проведем эксперимент. Этот эксперимент вы будете проводить парами. Выбирайте себе пару, проходите за столы. Возьмите предметы, которые вам понадобятся, для очищения воды.

Дети выбирают пробирки, воронки, ватные диски.

Воспитатель: Решите между собой, кто будет держать пробирку с воронкой, а кто будет переливать воду. Присаживайтесь за столы. Подумайте, для чего нужна воронка?

Дети: Чтобы не пролить воду.

Воспитатель: Поставьте воронку в пробирку. Теперь положите на воронку ватный диск. Как вы думаете, зачем это нужно сделать?

Дети: Диск не пропустит грязь и мусор в воду.

Воспитатель: Для опыта все готово. Аккуратно перелейте воду из одной пробирки в другую.

Дети проводят эксперимент.

Воспитатель: Теперь посмотрите на ватный диск, изменился ли он?

Дети: Он стал грязный.

Воспитатель: Как вы думаете, что осталось на ватном диске?

Дети: Очень мелкие частички земли, песка, мусора.

Воспитатель: Какой можно сделать вывод из того, что мы увидели?

Дети: Вода была не чистая, а грязная. Такую воду пить нельзя.

Воспитатель: Теперь Иванушка точно не будет пить воду из лужи. За то, что научили его уму разуму, получите синий лепесток.

Дети прикрепляют голубой лепесток.

Воспитатель: А мы идем дальше, осталось найти последний лепесток. Что вы видите на карте?

Дети: Следы.

Воспитатель: А вот и следы, как вы думаете, чьи?

Дети: Лисьи, медвежьи, заячьи….

Воспитатель: Пойдем по следам и узнаем.

Подходят к мокрой игрушке зайцу, садятся вокруг него.

Воспитатель: Посмотрите, какой мокрый зайчик. Ребята как вы думаете, почему заяц мокрый?

Дети: Он купался, в лужу наступил, свалился в речку, попал под дождь.

Обсуждение с детьми противоречий в погоде.

Воспитатель: Ребята, как, по-вашему, дождь — хороший или плохой? Что хорошего в дожде?

Дети: Все растет, свежий воздух после дождя.

Воспитатель: А что плохого в дожде?

Дети: Можно промокнуть, заболеть.

Воспитатель: Значит, получается, что в дожде есть и хорошее и плохое. А солнце какое, хорошее или плохое? Ребята, что хорошего в солнце?

Дети: Оно ласковое, теплое, от него светло…

Воспитатель: А что плохого может быть в солнце?

Дети: Когда жарко — голова болит и пить хочется; все цветы завянут.

Воспитатель: Выходит, в солнце тоже есть что-то хорошее и что-то плохое.

Воспитатель: Как мы можем помочь зайцу?

Дети: Высушить, согреть одеялом, положить на солнышко.

Воспитатель: Давайте его укутаем теплым одеяльцем и согреем. Оказывается, зайчик совершенно забыл, из какой сказки к нам попал. Вспомните, какие сказки вы знаете, где есть герой заяц?

Дети: «Теремок», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Царевна – лягушка».

Воспитатель: Ребята, подождите, зайчик что-то говорит. Он вспомнил, что пришел из сказки «Теремок» и приглашает нас в свою сказку. А вот и домик – теремок.

Дети подходят к теремку.

Воспитатель: Зайчик пустит к себе только тех, кто чем-то похож на него. Выбирайте себе картинку. И расскажите, чем похож предмет на картинке и заяц.

Дети выбирают картинки, становятся друг за другом.

Дети: Тук, тук, кто в теремочке живет?

Воспитатель: Я, Зайчик. А ты кто?

Дети: А я - ежик. Пусти меня в теремок?

Воспитатель: Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.

Дети: Я тоже живу в лесу.

Гость помещает в домик карточку, и вступает в игру следующий участник игры. Остальные дети с картинками поочереди просятся в теремок (коза, снежинки, медведь, бобер, осиновый лист, снеговик, корова, котенок, ослик, мышка…).

Воспитатель: Молодцы, вы справились. Вот вам красный лепесток.

Дети прикрепляют лепесток.

На экране появляется девочка Женя. 

Женя: Ребята, у вас все получилось, большое вам спасибо! Я боюсь, что опять потрачу все лепестки на глупые желания, поэтому хочу подарить вам этот волшебный цветочек, пусть он живет у вас в группе и исполняет ваши добрые и полезные желания.

Воспитатель: Вы молодцы, ребята, вам понравилось путешествие?

Дети: Да!

Воспитатель: А что больше всего понравилось?

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте попрощаемся с гостями.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе № 4 с использованием ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)- РТВ (Развитие творческого воображения) технологии. «Принцесса Капелька».

Формирование у детей представлений о природном объекте - воде, о значении воды в природе через исследование свойств воды и установлении причинно-следственных связей; формирование экологической к...

Конспект непрерывной образовательной деятельности "В гостях у сказки" для детей среднего дошкольного возраста (с использованием технологии развития творческого мышления: арт- терапии)

Конспект может быть использован для занятия педагога- психолога или воспитателя в средней группе детского сада. Занятие можно проводить как с подгрупппой детей, так и в групповом формате....

Конспект интегрированного занятия с детьми 2 младшей группе «В гостях у сказке» с использованием ТРИЗ

Цель: развитие связной и диалогической речи детей через различные виды деятельности, активизация и обогащение словаря, обобщить и систематизировать знания детей о русских народных...

Конспект по развитию речи в подготовительной группе «В гостях у сказки» с использованием ТРИЗ элементов

Конспект по развитию речи в подготовительной группе «В гостях у сказки» с использованием ТРИЗ элементов...

КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ по речевому развитию НА ТЕМУ: «В гости к сказке» с использованием ТРИЗ-технологии «Круги Луллия»

Круги Луллия развивают фантазию детей, обучают мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Они представляются дошкольникам как чудесные кольца или загадочные круги, тем самым...

«В гости к сказкам» с использованием ТРИЗ элементов

Развивать связную речь, познавательную активность, творческие возможности с помощью элементов методики ТРИЗ....