Мастер-класс для воспитателей "Развиваем речевое дыхание с помощью игр и тренажеров"
консультация по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Патутина Анна Александровна

«Развиваем речевое дыхание:

обзор эффективных игр и тренажеров»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patutina.docx31.78 КБ

Предварительный просмотр:

«Развиваем речевое дыхание:

обзор эффективных игр и тренажеров»

Добрый день, уважаемые коллеги! Все мы знаем, чтобы научить ребенка правильно и четко говорить, владеть голосом, нужно, прежде всего, научить его правильно дышать.

У детей, имеющих ослабленный вдох и выдох, нарушается плавность речи. Как правило, они говорят тихо, недоговаривают слова, в конце фразы произносят их шёпотом. Иногда говорят на вдохе, отчего речь становится нечёткой, судорожной, с захлёбыванием. Для правильного произношения звуков необходима сильная плавная воздушная струя. Мы должны помочь воспитанникам овладеть правильными техниками длинного выдоха и умением рационально расходовать запас воздуха во время речи.

Упражнения для развития речевого дыхания рекомендуется проводить в игровой форме, иначе ребенок будет отказываться их выполнять и потеряет интерес к такому виду дыхательных упражнений.

Разрешите представить игры и тренажеры для развития речевого дыхания, наиболее интересные и эффективные на наш взгляд.

Дыхательный тренажер с шариком «Аэробол». Игрушка представляет собой пластмассовый (или деревянный) мундштук с отверстием для воздуха и поддерживающим кольцом из пластика/дерева. В кольцо кладется шарик. Когда игрок выдыхает в мундштук, шарик взлетает в воздух. Задача игрока – силой своего дыхания удерживать шарик в воздухе как можно дольше, при это выдыхать нужно аккуратно и равномерно – иначе шарик просто улетит. В процессе такой игры, ребенок учится чувствовать свои органы дыхания и главное - управлять силой выдоха.

Еще один вариант для тренировки силы выдоха с помощью игры «POP IT». Ребенку необходимо дуть на шарик с помощью трубочки. За счет силы выдоха шарик будет перемещаться из ячейки в ячейку.

Декоративная свеча нам пригодится для выполнения классического упражнения «Задуй свечу». Лампа включается и выключается задуванием, как и обычная свечка – однако, она электронная, т.е. пожаробезопасная, об нее невозможно обжечься. Учащемуся необходимо сделать глубокий вдох носом и задуть свечу резким выдохом через рот. С помощью данной свечи развивается сила выдоха и активизируется работа мышц губ.

Свисток «Железная дорога». Игрушка советских времен, актуальная в наше время. На конце свистка - миниатюраная железная дорога с поездом, который приводится в движение, если дунуть в мундштук. Чем сильнее струя выпускаемого воздуха, тем быстрее движется паровоз. Издаваемый звук похож на гудок поезда.

В логопедии носовая флейта позволяет учить ребенка различать носовой и ротовой выдох. Рекомендуется использовать при инфантильном типе глотания, при заикании, дизартрии, а особенно при ринолалии.

Это пластиковое приспособление с подставкой для носа, в котором есть отверстие, идущее насквозь до окошка в нижней части флейты. «Окошко» плотно примыкает к открытым губам, таким образом, создается камера для выдыхаемого воздуха из носа во рту, что и создает характерных мелодичный звук.

Казу – это мембранный музыкальный инструмент. Состоит из фигурной пластиковой трубочки сужающейся к концу. Ближе к широкому краю трубочки есть "окошко" с мембраной из папиросной бумаги. В этот свисток нужно не дуть воздушной струей, а говорить. Казу способствует развитию длительности непрерывного ротового выдоха, тренирует окологубные мышцы. Он помогает менять силу и тембр голоса. С помощью него возможна автоматизация и дифференциация поставленных звуков.

Настольная игра «Сокровища гномов» (Лас Играс kids)

Логопедическая игра-тренажер «Сокровища гномов» предназначена для развития речевого дыхания у детей.

Цель игры – забрать у гномов как можно больше сокровищ. Главная задача ребенка подуть на шарик так, чтобы он оказался в одной из шахт на игровом поле. После того как шарик окажется в отверстии, игрок может забрать себе один из камней соответствующего цвета.

Подходит для индивидуальной и подгрупповой работы.

Игра «Магический аэробол» / «Воздушная гонка» 

В настольной игре "Воздушная гонка" ребёнку предстоит дуть на шарик и регулировать силу выдоха, чтобы проходить различные сложные трассы с горками, трамплинами, лесенками, кольцами. Благодаря такому способу тренируется речевое дыхание и отличная реакция! Настольная игра "Воздушная гонка" рекомендована для детей от 5 лет.

Игра «Воздушное лото» (другое название «Воздушный поединок») предназначена для развития речевого дыхания, лицевых мышц и тренировки координации движений в игровой форме. Задача игры «Воздушное лото» - при помощи дыхания переместить шарик из одного отверстия в другое, закрыв тем самым необходимые ячейки с рисунками. Подходит для индивидуальной и подгрупповой работы (до 4х человек).

Преимуществом данной игры являются сменные карточки. С помощью изображений на карточках ребенок изучает счет, алфавит, цвета, фрукты и ягоды, животных. Карточки можно изготавливать для данной игры самостоятельно в зависимости от дополнительных задач логопедического занятия, например, карточки на различные лексические темы. На игровом поле Цифры можно работать дополнительно над слоговым анализом слов. Сколько слогов в слове, на то число необходимо сдуть шарик. С помощью данной игры можно тренировать слухоречевую память – перечислить названия животных, ребенок запоминает и сдувает шарик в названном порядке.

Конечно, есть множество игр, диски-вертушки, поддувалочки, вентиляторы, свистки, перья и традиционная ватка. Все они хороши для отработки правильного речевого дыхания. Это лишь малую часть тех, которые на наш взгляд показались эффективны, интересны и которые используются повседневно в работе.

Если есть вопросы, готова на них ответить.

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Развитие речи и речевого дыхания посредством игр-упражнений"

Программное содержаниеЦель. Развивать речь дошкольников (обеспечивать нормальное звукообразование, громкость речи, соблюдение  пауз, сохранять плавность речи и ее интонационную выразительнос...

Мастер - класс «Игры для развития речевого дыхания у детей с ОНР в ДОУ»

Цель мастер – класса: Создать условия для овладения воспитателями ДОУ игровой технологией для развития плавного длинного речевого выдоха.Задачи: Познакомить воспитателей с понятием «речево...

Мастер класс для педагогов "Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста с ОНР"

Добрый день, уважаемые педагоги! Представляю вашему вниманию мастер-класс на тему: «Здоровье сберегающая технология формирования правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста с наруш...

Мастер - класс для родителей "Развитие речевого дыхания"

Мастер - класс для родителей "Развитие речевого дыхания"...

Мастер-класс для родителей "Развитие речевого дыхания у детей с ОНР "Новогодние колокольчики"

Мастер-класс для родителей на тему:«Развитие речевого дыхания у детейдошкольного возраста с ОНР «Новогодние колокольчики»»Цель: Информирование родителей о значимости работы по ...

Мастер -класс для педагогов "Развитие речевого дыхания у дошкольников."С презентацией

Когда малыш появляется на свет, он практически беспомощен. Но его окружают любимые люди, которые с первых дней его жизни учат малыша говорить. Да я не ошиблась. Вспомните, как мы улыбаемся деткам ,пок...

Формирование речевого дыхания дошкольников посредством использования игр-тренажеров

В дошкольном возрасте у детей в процессе речевого развития одновременно формируются речь и речевое дыхание. Использование игр-тренажеров развивает у детей умение координировать дыхание, речь и движени...