Мастер класс для педагогов "Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста с ОНР"
консультация по логопедии

Добрый день, уважаемые педагоги! Представляю вашему вниманию мастер-класс на тему: «Здоровье сберегающая технология формирования правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста с нарушениями речи:

«Занимательные игры и упражнения для развития дыхания у детей».

Я хочу, чтобы вы сегодня были не только слушателями, но и активными участниками этого мастер - класса.

Наверняка многим из нас приходилось слышать, как дети разговаривают, быстро, торопливо, взахлеб. Слова мало понятны, окончания проглатываются, сложно вообще разобрать, что ребёнок пытается рассказать. Часто дети не договаривают окончания слов и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Или, напротив, ребенок, стараясь высказаться на вдохе, начинает частить, разговаривает очень быстро, в результате чего речь становится неразборчивой.    Все это является следствием нарушения речевого дыхания у детей. 

Правильное дыхание очень важно для развития речи, поскольку дыхательная система— энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_razvitie_rechevogo_dyhaniya.docx21.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад общеразвивающего вида № 25 «Теремок»

с приорететным осуществлением физического развития воспитанников»

города Невинномысска

Мастер-класс для педагогов «Формирования правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста с нарушениями речи:

«Занимательные игры и упражнения для развития дыхания у детей»

(Время проведения 24.11.2022г.  13.15 -14 .00)

                                                                             Учитель –логопед

                                                                              Гольцева О.В.

г. Невинномысск 2022г. 

Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах развития речевого дыхания дошкольников.

Задачи:

1. Продемонстрировать игры для развития речевого дыхания.

2. Рассказать воспитателям о необходимости развития у детей речевого дыхания.

3. Мотивировать педагогов на создание игр для развития речевого дыхания.

Оборудование: дидактические пособия для упражнений по развитию речевого дыхания (специальные, готовые тренажёры и сделанные собственными руками). Канцелярский нож; пластиковые бутылки; игрушки киндеры; ножницы; горячий клей; искусственный снег; одноразовые трубочки; декоративные украшения. Презентация на тему «Формирования правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста с нарушениями речи:

«Занимательные игры и упражнения для развития дыхания у детей».

План мастер-класса:

I. Теоретическая часть.

1. Что такое речевое дыхание?

2. Рекомендации по соблюдению условий проведения упражнений на развитие дыхания.

II. II. Практическая часть.

1. Усвоение правил проведения упражнений на развитие дыхания.

2. Усвоение приемов работы с игровыми пособиями по развитию дыхания.

3. Знакомство с пособиями, представленными на выставке «Игры для развития речевого дыхания» и наглядная демонстрация способов работы с ними.

4. Изготовление пособия для развития речевого дыхания своими руками.

Ход МК:

Добрый день, уважаемые педагоги! Представляю вашему вниманию мастер-класс на тему: «Здоровье сберегающая технология формирования правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста с нарушениями речи:

«Занимательные игры и упражнения для развития дыхания у детей».

Я хочу, чтобы вы сегодня были не только слушателями, но и активными участниками этого мастер - класса.

Наверняка многим из нас приходилось слышать, как дети разговаривают, быстро, торопливо, взахлеб. Слова мало понятны, окончания проглатываются, сложно вообще разобрать, что ребёнок пытается рассказать. Часто дети не договаривают окончания слов и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Или, напротив, ребенок, стараясь высказаться на вдохе, начинает частить, разговаривает очень быстро, в результате чего речь становится неразборчивой.    Все это является следствием нарушения речевого дыхания у детей.  

Правильное дыхание очень важно для развития речи, поскольку дыхательная система— энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.

Так что же такое речевое дыхание и зачем нужно его развивать?

Различают речевое и неречевое дыхание. Неречевое, или дыхание физиологическое, осуществляется в автоматическом режиме. Вдох равен выдоху и происходит через нос. Речевое дыхание произвольно, оно позволяет рациональнее расходовать выдыхаемый воздух. При говорении человек контролирует вдох и выдох, изменяя их и обеспечивая плавность, длительность и легкость произнесения слов и фраз. Правильное дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. 

Иными словами, речевое дыхание— дыхание в процессе речи.

Правильному речевому дыханию детей можно обучить, и лучшим способ для этого в дошкольном возрасте является - игра. Выполняя дыхательные упражнения в игровой форме, у ребенка формируется положительный эмоциональный настрой, снимается напряжение, происходит   формирование практических умений.

Во время проведения игр и упражнений, направленных на развитие речевого дыхания, необходим постоянный контроль, за правильностью дыхания и соблюдение следующих условий:

‒ проводить дыхательные упражнения в хорошо проветренном помещении;

‒ коррекционно-развивающую деятельность проводить до еды;

‒ заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде;

‒ воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать;

‒ выдох должен быть длительным, плавным;

‒ необходимо следить, чтобы не надувались щеки;

-  следить за точностью направления воздушной струи;

- после выдоха, перед новым вдохом, сделать остановку на 2 – 3 с

‒ в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, груди, живота;

‒ дыхательные упражнения можно выполнять как в положении сидя, так и стоя; ‒ достаточно трех-пяти повторений. Многократное выполнение дыхательных упражнений может привести к головокружению;

- занятия проводить ежедневно.

Для развития речевого дыхания используются разнообразные приёмы дыхательной гимнастики, игры и тренажёры направленные на развитие целенаправленной воздушной струи. С некоторыми из них я вас познакомлю.

Начнем с самых маленьких детей. Итак, цели упражнений — увеличение объема дыхания и нормализация их ритма. Я предлагаю вам самим проделать эти, на первый взгляд, простые упражнения.

Дыхательные упражнения выполняются под стихотворное сопровождение.

 Упражнение «Петушок»

И. п.: то же. Развести руки в стороны— вдох. На выдохе произнести: «Ку-ка-ре-ку». Повторить 5—6 раз.

Крыльями взмахнул петух,

Всех нас разбудил он вдруг.

Упражнение «Ныряльщик»

И. п.: стоя, ноги слегка расставлены. 1— взмах руками в стороны и вдох, 2— обхватываем себя руками и приседая («опускаясь под воду») выдох.

Под водою водолаз

Побывал уже сто раз.

 Упражнение «Ветерок»

И. п.: стоя, ноги слегка расставлены. 1- вдох. На выдохе изобразить завывание ветра: у-у-у.

Дует свежий ветерок,

Дует прямо на восток.

Упражнения на развитие речевого дыхания

Цель: формировать умение слитно на одном выдохе произносить фразы из 2—3, 4, 5—6 слов: Ветер качает листья. Ветер качает золотые листья. Ветер тихо качает золотые листья. Легкий ветер тихо качает золотые листья.

 «Снег идет»

Участники стоят в кругу. Вдох— руки поднять вверх. На выдохе, опуская руки, произносить: «Ш-ш-ш-ш!» Повторить 3—4 раза.

«Вьюга»

Педагог. Наступила весна. Но зима уходить не хочет. Она злится, посылает вьюги и метели. Воет вьюга: «У-у-у». Свистит ветер: «С-с-с-с». Ветер гнет деревья: «Ш-ш-ш-ш». (Участники громко произносят «у-у-у-у», «с-с-с-с», «ш-ш-ш-ш».) Но вот вьюга стала затихать. (Участники тихо произносят «у-у-у-у», «с-с-с-с», «ш-ш-ш-ш».) И затихла.

 «Поем песенку»

Вдохнуть воздух через нос, постепенно и медленно выдыхать воздух, произнося звук [а] (сочетания звуков [ау], [ауи] и т. д.). Выдох контролируется ладонью.

 «Цветок»

Участники стоят в кругу. У логопеда искусственный цветок, который он передает по кругу. Каждый участник нюхает цветок и на выдохе произносит фразу: «Ах, как пахнет цветок» или «Очень приятный запах» и т. д.

«Произнеси скороговорки»

Нужно глубоко вдохнуть и на выдохе сказать: «На пригорке, возле елки, жили тридцать три Егорки», «Раз Егорка, два Егорка, три Егорка».

Упражнения на развитие ротового выдоха.

Цель: формирование длительной, целенаправленной, непрерывной воздушной струи.

 «Снежинки»

Предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки или бумажные снежинки, тем самым превратить обычную группу в заснеженный лес. Губы должны быть округлены и слегка вытянуты вперед. При выполнении этого упражнения щеки не надувать.

 «Загони мяч в ворота»

Вытянуть губы трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, стараясь, чтобы он попал в ворота.

«Накорми животных» 

Ребенку предлагается подуть на вату, направив её в «открытый» рот животного. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения.

«Забей гол»

 Постройте из деталей ЛЕГО футбольные ворота, мячиком может выступить лёгкий шар от пинг-понга. Ребёнку, выполняющему роль футболиста, нужно так дуть на шарик, чтобы тот оказался в воротах. Вы можете также поучаствовать в игре в роли «вратаря».

Так же для развития плавного выдоха можно дуть мыльные пузыри, использовать детские игрушки: 2-3 яркие бумажные бабочки, подвешенные на палочку; бумажные султанчики; игрушку-вертушки; свистки; различные духовые музыкальные инструменты.

Сегодня мы познакомились с некоторыми игровыми приемами дыхательной гимнастики. Вы можете применить всю свою фантазию, чтобы придумать, что-то новое, разнообразить дыхательные упражнения, подобрать стихи.

Дыхательную гимнастику можно использовать в различных режимных моментах: как часть физкультурного занятия, в музыкальной образовательной деятельности, утренней гимнастике, после дневного сна, на прогулке, в игровой деятельности и т. д.

В заключение я хочу вас проинформировать: прежде чем проводить дыхательную гимнастику, следует ознакомиться с медицинскими картами детей. Дыхательная гимнастика не рекомендуется дошкольникам, имеющим травмы головного мозга, позвоночника, при кровотечениях, высоком артериальном и внутричерепном давлении, пороках сердца и некоторых других заболеваниях.

Изготовление педагогами дыхательного тренажёра «Зимняя кутерьма».

  1. Обрезается пластиковая бутылка. Оставляется верхняя часть.
  2. На крышку для банок приклеивается по центру игрушка из-под «Киндер сюрприза»
  3. Верхняя часть, обрезанной бутылки склеивается горячим клеем с крышкой.
  4.  Во внутрь бутылки засыпается крупный пенеплен, который имитирует снег. (Мелкие детали сыпать нельзя!)
  5. В крышке бутылки делается отверстие для трубочки. Плотно закручиваем.
  6. Украшаем декоративными элементами.
  7. Раскалённым   шилом в нижней части изделия проделываем многочисленные, мелкие отверстия для выхода воздуха.

Посмотрите, какие замечательные пособия вы изготовили. Давайте попробуем, в них поиграть.

Молодцы, надеюсь на этом фантазия ваша не иссякнет, и вы сможете придумать еще много подобных игрушек.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование физиологического и речевого дыхания у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Из опыта работы правильного формирования физиологического и речевого дыхания у детей....

Мастер-класс для родителей на тему: «Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста с ОНР»

Цель: Информирование родителей о значимости работы по развитию речевого дыхания у детей с ОНР. Демонстрация и обучение родителей играм и игровым упражнений для развития плавного ротового выдоха....

Этапы логопедической работы по формированию правильного звукопроизношения. Формирование физиологического и речевого дыхания у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей независимо от вида их речевого дефекта.У большинства детей с речевыми нарушениями наблюдается слабое п...

Мастер-класс логопеда для педагогов «Изготовление пособий для развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста»

Данная разработка представлена для педагогов детского сада, будет полезна учителям-дефектологам, учителям-логопедам. Она раскрывает алгоритм проведения мастер-класса, включает игры и упражнения, спосо...

Мастер-класс для родителей на тему: «Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста с ОНР»

Информирование родителей о значимости работы по развитию речевого дыхания у детей с ОНР.Демонстрация и обучение родителей играм и игровым упражнений для развития плавного ротового выдоха....

Мастер-класс для педагогов «Формирования правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста с нарушениями речи: «Занимательные игры и упражнения для развития дыхания у детей»

Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах развития речевого дыхания дошкольников.Задачи:1. Продемонстрировать игры для развития речевого дыхания.2. Рассказать воспитателям о необходимо...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста с помощью игр и упражнений»

       Воспитание здорового ребенка – одна из главных задач семьи и детского сада.   Какими способами и средствами выработать у дошкольника осознанное отноше...