Мастер-класс для родителей: «Развитие речевого дыхания»
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Борздых Наталья Александровна

Информирование родителей о значимости работы по развитию речевого дыхания у детей. Ознакомление и демонстрирование игр и игровых упражнений для развития плавного ротового выдоха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-klass_razvitie_rechevogo_dyhaniya.docx741.7 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей: «Развитие речевого дыхания» 

     Цель: Информирование родителей о значимости работы по развитию речевого дыхания у детей. Ознакомление и демонстрирование игр и игровых упражнений для развития плавного ротового выдоха.

                                                                     

Задачи:

1. Продемонстрировать игры для развития речевого дыхания.

2. Рассказать родителям о необходимости развития у детей речевого дыхания.

3. Мотивировать родителей к занятиям с ребенком.

Подготовка к мастер-классу: оформление выставки «Игры для развития речевого дыхания», создание презентации «Развитие речевого дыхания у детей 5-6 лет группы компенсирующей направленности с ОНР»

     

      - Добрый день, уважаемые родители!  Дыхание – это жизнь. Справедливость такого утверждения вряд ли у кого-нибудь вызовет возражение. Действительно, если без твердой пищи организм может обходиться несколько месяцев, без воды — несколько дней, то без воздуха — всего несколько минут.

      Многим из нас приходилось слышать, как ребенок разговаривает, быстро, торопливо, взахлеб. Слова мало понятны, окончания проглатываются, сложно вообще разобрать, что ребёнок пытается рассказать. Часто дети не договаривают окончания слов и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Или, напротив, ребенок, стараясь высказаться на вдохе, начинает частить, разговаривает очень быстро, в результате чего речь становится неразборчивой.                                                                      

      Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Воздушная струя является энергетической основой звука, слога, слова, фразы.                                                                                                                                                Развитие речевого дыхания — один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на дошкольников с речевыми нарушениями.                                                                        

    Речевое дыхание — основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Хорошо поставленное дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков. Формирование речевого дыхания зависит от правильного функционирования физиологического дыхания. Оно отличается от речевого тем, что в процессе высказывания после вдоха, который чаще всего осуществляется одновременно через рот и нос, следует пауза, а затем плавный выдох (при физиологическом дыхании после вдоха сразу следует выдох, а потом пауза).

     Речевое дыхание осуществляется произвольно, неречевое — автоматически.                                                                           При речевом дыхании выдох в зависимости от содержания высказывания может быть то короче, то длиннее; вдох осуществляется одним импульсом, выдох — несколькими и постоянно меняется по своей силе.                                                                                                                                  Чтобы научить ребёнка владеть голосом, надо научить его правильно дышать: и та и другая функция выполняются одними и теми же органами. Правильное дыхание — это короткий глубокий вдох и плавный, экономный выдох. Такое выполнение движений представляет трудность для детей, у которых имеются речевые нарушения. С ними необходимо планомерно работать над формированием речевого дыхания, начиная с лёгких дыхательных упражнений, переходя к более сложным. В норме речевое дыхание окончательно формируется у детей к 10-летнему возрасту произвольно.

Во время проведения игр и упражнений необходим постоянный контроль за правильностью дыхания и соблюдение следующих условий:

‒ проводить дыхательные упражнения в хорошо проветренном помещении;

‒ коррекционно-развивающую деятельность проводить до еды;

‒ заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде;

‒ воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать;

‒ выдох должен быть длительным, плавным;

‒ необходимо следить, чтобы не надувались щеки;

‒ в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, груди, живота;

‒ дыхательные упражнения можно выполнять как в положении сидя, так и стоя; ‒ достаточно трех-пяти повторений. Многократное выполнение дыхательных упражнений может привести к головокружению;

- занятия проводить ежедневно.

При выполнении упражнений необходимо соблюдать определенные правила.

1. Перед выдохом ребенок делает вдох через нос, глубокий и сильный, как говорят, «набирает воздуха полную грудь».

2. Совершает выдох плавно, не толчками. Во время выдоха губы не сжимает, а складывает их трубочкой. Щеки не надувать (можно придерживать щеки руками). Плечи не поднимать. И вообще, не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди (плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе);

Во время выдоха нельзя допускать, чтобы воздух у ребенка выходил через нос, только через рот! 

3. Выдох должен быть длинным, экономичным и плавным, губы лучше немного округлить (вытянуть). Выдыхать надо до тех пор, пока не закончится воздух.

4. Следить за точностью направления воздушной струи;

5. После выдоха, перед новым вдохом, сделать остановку на 2 – 3 с


 Для развития дыхания ребенка используются разнообразные дыхательные игры. С некоторыми из них я вас познакомлю.

«Загони мяч в ворота».

    Для игры нам понадобятся конструктор и небольшой кусочек ваты. Из конструктора мы сделаем на столе ворота. А из ваты скатаем шарик. Это будет наш мяч. Его мы и будем задувать в ворота.

    Положим мяч перед собой на стол и подуем на него. Сделайте губы трубочкой. Дуем плавно, выдыхаем воздух через рот. Щеки не надуваем. Стараемся попасть в ворота. На мячик можно дуть один раз. (Родители выполняют упражнение.) Попробуйте еще раз.

  • сейчас попробуем подуть по – другому: положите широкий язык на нижнюю губу и подуйте на него. Молодцы! Играя с детьми, вы можете посоревноваться и посмотреть, кто забьет больше голов.

 

«Буря в стакане». Следующая игра называется «Буря в стакане». Многие родители считают эту игру баловством, но на самом деле она очень полезна для развития дыхания. Для этой игры нам нужен стакан и трубочка для коктейля. На половину наполните стакан водой, поставьте в него трубочку и подуйте в нее. Делаем вдох носом и плавно выдыхаем в трубочку. Хорошо! У нас получилась настоящая буря в стакане. А теперь попробуйте сами. Молодцы!

 

«Катись, карандаш!» Для этого упражнения понадобится ребристый карандаш. Сможете ли вы сдвинуть его с места при помощи своего дыхания? Давайте попробуем. Положите карандаш на стол и подуйте на него. Дуть можно только один раз. Делаем вдох, а затем плавный, долгий выдох. Щеки не надуваем. Игру можно превратить в соревнование: победит тот, чей карандаш укатится дальше. Дуть на карандаш можно также только один раз.

 «Бабочка, лети». А сейчас нам понадобится бумажная бабочка на ниточке.

Давайте поможем нашей бабочке полететь и закружиться в красивом танце. Возьмите бабочку за нитку и подуйте на нее. Губы вытягиваем вперед. Дуем плавно и долго. Воздух добирать нельзя. Молодцы!

 «Перышко, лети», «Листочки». Также можно дуть на перышко, бумажные листочки или снежинки.

  • Посмотрите, как это нужно делать. Возьмите перышко и положите его на ладошку. А теперь подуйте на него. Губы делаем трубочкой. Щеки не надуваем. Мое перышко улетело. Попробуйте и вы подуть на перышко. (Выполняют.) Давайте попробуем еще раз, только теперь широкий язык положим на нижнюю губу. Молодцы! У вас хорошо получается.

Точно также можно играть с бумажными листочками или снежинками. Давайте попробуем.

«Ветерок». («Султанчик или вертушка»)

Для дыхательных упражнений отлично подойдет вертушка. Что нужно сделать, чтобы она закрутилась? Конечно, на нее нужно подуть. Сделаем губы трубочкой и подуем на вертушку. Дуть будем по – разному. Не забывайте, что выдох должен быть плавным и долгим.

«Изготовление пособий по дыхательной гимнастике»

Цель: научить родителей самостоятельно изготавливать тренажер по дыхательной гимнастике;     

создать атмосферу дружелюбия и хорошего настроения при совместной работе.

Материал для изготовления пособий: картон зелёного цвета,  одноразовый пластиковый прозрачный стаканчик, салфетки белые, ножницы, клей. 

Теоретическая часть

Уважаемые родители! Мы предлагаем Вам сегодня узнать, как можно изготовить простые, но в тоже время интересные тренажёры для развития речевого дыхания; дыхательной гимнастики вашего ребенка.

                        

               

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Формы методы и приёмы работы с родителями и семьёй. Практикум для родителей "Развитие речевого дыхания у детей"

Данный мастер-класс позволяет познакомить родителей с некоторыми играми и упражнениями на развитие речевого дыхания....

Презентация "Мастер-класс "Формы, методы и приёмы работы с родителями. Практикум для родителей "Развитие речевого дыхания"

Эта презентация для сопровождения мастер-класса "Формы, методы и приёмы работы с родителями. Практикум для родителей "Развитие речевого дыхания у детей"...

Мастер-класс «Изготовление пособий для развития речевого дыхания детей»

Для формирования у ребенка правильного звукопроизношения необходимо правильное речевое дыхание, в развитии которого может помочь дыхательная гимнастика.  Специальные дыхательные упражнения способ...

Мастер-класс для педагогов «Формирования правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста с нарушениями речи: «Занимательные игры и упражнения для развития дыхания у детей»

Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах развития речевого дыхания дошкольников.Задачи:1. Продемонстрировать игры для развития речевого дыхания.2. Рассказать воспитателям о необходимо...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста с помощью игр и упражнений»

       Воспитание здорового ребенка – одна из главных задач семьи и детского сада.   Какими способами и средствами выработать у дошкольника осознанное отноше...

Мастер - класс для родителей "Развитие речевого дыхания"

Мастер - класс для родителей "Развитие речевого дыхания"...