Конспект занятия «Кот-ворюга» К.Г. Паустовский.
план-конспект занятия по развитию речи
Цель: Познакомить с рассказом К. Паустовского « Кот- ворюга»
Задачи:
1.Учить анализировать художественное произведение, внимательно относиться к художественному слову; осознанно воспринимать при чтении содержание произведения, осознавать сущность поведения героев, делать выводы;
2. Расширять словарный запас;
3. Развивать творческие способности детей, устную речь
4. Воспитывать нравственные качества: чувство сострадания, сопереживания;
5. Прививать интерес к литературе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 547.55 КБ |
kot-voryuga.docx | 18.39 КБ |
Предварительный просмотр:
«Кот-ворюга» К.Г. Паустовский.
Цель: Познакомить с рассказом К. Паустовского « Кот- ворюга»
Задачи:
1.Учить анализировать художественное произведение, внимательно относиться к художественному слову; осознанно воспринимать при чтении содержание произведения, осознавать сущность поведения героев, делать выводы;
2. Расширять словарный запас;
3. Развивать творческие способности детей, устную речь
4. Воспитывать нравственные качества: чувство сострадания, сопереживания;
5. Прививать интерес к литературе.
Материал и оборудование: иллюстрации котов домашних, уличных; портрет К. Паустовского, рассказ "Кот-ворюга".
Ход занятия
Воспитатель | Дети |
-Поднимите руку, у кого дома есть кот или кошка? - Как он у вас появился? - Какие чувства возникают у вас, когда вы видите своего питомца? (показываю портрет) - А сегодня мы познакомимся с рассказом К.Г. Паустовского «Кот-ворюга». - Ребята, а кто такой ворюга? - А как вы думаете. почему кота назвали ворюгой? -Мы прочитаем рассказ и поймем, правильно ли вы думаете. | -радость, счастье - тот. кто ворует. - он что-то своровал. |
Прежде, чем познакомиться с рассказом, давайте разберем значения слов, которые могут быть вам непонятны. 1. Отчаяние – состояние крайней безнадёжности, ощущение безвыходности. 2. Кукан – веревка, на которую надевают, под жабру в рот, пойманную рыбу, пуская её на привязи в воду. 3. Заросли – частый кустарник, которым заросло какое-нибудь место. 4. Плотица – небольшая пресноводная рыба 5. Лаз – узкое отверстие, через которое можно пролезть. 6. Шиворот – за ворот, за воротник. 7. Подпалины - рыжеватое или белёсое пятно на шерсти животного. 8. Бухало – производить сильный и глухой звук. 9. Припадок – внезапное и обычно повторяющееся острое проявление какой–нибудь болезни (Потеря сознания, судороги). Чтение рассказа
- Вам кота стало жалко, а ведь Паустовский назвал его ворюгой. Давайте разберёмся, а таков ли кот на самом деле? - Перед вами изображения кошек. Какие здесь кошки, коты? – А здесь? – А у нас какой кот в начале рассказа? – Как к нему отнеслись сначала ребята? - Как бы вы отнеслись к такому коту, если бы он оказался рядом с вами? -Как кот попался? -Почему именно Лёнька смог выманить кота? -Почему Ленька предложил накормить кота как следует?
- Почему вы так решили? Как хотели поступить с котом? – Был ли у вас такой случай, когда вам пришлось защитить свое животное (будь то кошка или собака)? Расскажите. – Итак, коту дали замечательный ужин. Каким и как он вышел из чулана, наевшись? – Как вы думаете, что изменило кота? - Как кот отплатил за добро людей? – Как вы думаете, для чего Константин Паустовский написал этот рассказа? Он хотел, чтобы мы поняли одну очень важную вещь, какую? - Важно ли быть добрыми? | Дети слушают рассказ - жалко кота -Самодовольные, спокойные, ухоженные. -Голодные, уличные, брошенные. - злой, жестокий, беспризорник, настороженный, беспомощный -Выслеживали, поклялись поймать кота, вздуть его за бандитские проделки. Ответы детей -Был голодный, схватил рыбу. - Он был ловким и бесстрашным. - он был добрым,понял, в чем причина такого поведения кота. - Защитил. - хотели его выдрать -довольный, веселый, доверчивый, добрый -доброта, жалость, он почувствовал, что теперь он не один, у него есть хозяин - Стал гонять кур, которые воровали еду. -Изменило кота – добро людей |
Физкультминутка: Два хлопка над головой – раз, два. Два хлопка перед собой – раз, два. Две руки за спину спрячем. И на двух ногах поскачем. Раз – согнуться, разогнуться. Два – нагнуться, потянуться. Три в ладоши три хлопка. Головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять, шесть – дружно присесть. | |
Какая часть наиболее понравилась? Давайте ее перечитаем | Ответы детей |
- С каким рассказом мы сегодня с вами познакомились? Кто автор этого произведения? | К. Паустовский «Кот – ворюга» |
Предварительный просмотр:
Константин Георгиевич Паустовский (1892 —1968)
«Кот-ворюга»
Мы пришли в отчаяние. Мы не знали, как поймать этого рыжего кота. Он обворовывал нас каждую ночь. Он так ловко прятался, что никто из нас его толком не видел. Только через неделю удалось, наконец, установить, что у кота разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста. Это был кот, потерявший всякую совесть, кот- бродяга и бандит. Звали его за глаза Ворюгой.
Он воровал все: рыбу, мясо, сметану и хлеб. Однажды он даже разрыл в чулане жестяную банку с червями. Их он не съел, но на разрытую банку сбежались куры и склевали весь наш запас червей. Объевшиеся куры лежали на солнце и стонали. Мы ходили около них и ругались, но рыбная ловля все равно была сорвана.
Почти месяц мы потратили на то, чтобы выследить рыжего кота. Деревенские мальчишки помогали нам в этом. Однажды они примчались и, запыхавшись, рассказали, что на рассвете кот пронесся, приседая, через огороды и протащил в зубах кукан с окунями. Мы бросились в погреб и обнаружили пропажу кукана; на нем было десять жирных окуней, пойманных на Прорве. Это было уже не воровство, а грабеж средь бела дня. Мы поклялись поймать кота и вздуть его за бандитские проделки.
Кот попался этим же вечером. Он украл со стола кусок ливерной колбасы и полез с ним на березу. Мы начали трясти березу. Кот уронил колбасу, она упала на голову Рувиму. Кот смотрел на нас сверху дикими глазами и грозно выл. Но спасения не было, и кот решился на отчаянный поступок. С ужасающим воем он сорвался с березы, упал на землю, подскочил, как футбольный мяч, и умчался под дом.
Дом был маленький. Он стоял в глухом, заброшенном саду. Каждую ночь нас будил стук диких яблок, падавших с веток на его тесовую крышу. Дом был завален удочками, дробью, яблоками и сухими листьями. Мы в нем только ночевали. Все дни, от рассвета до темноты, мы проводили на берегах бесчисленных протоков и озер. Там мы ловили рыбу и разводили костры в прибрежных зарослях. Чтобы пройти к берегу озер, приходилось вытаптывать узкие тропинки в душистых высоких травах. Их венчики качались над головами и осыпали плечи желтой цветочной пылью. Возвращались мы вечером, исцарапанные шиповником, усталые, сожженные солнцем, со связками серебристой рыбы, и каждый раз нас встречали рассказами о новых босяцких выходках рыжего кота. Но, наконец, кот попался. Он залез под дом в единственный узкий лаз. Выхода оттуда не было.
Мы заложили лаз старой рыболовной сетью и начали ждать. Но кот не выходил. Он противно выл, как подземный дух, выл непрерывно и без всякого утомления. Прошел час, два, три... Пора было ложиться спать, но кот выл и ругался под домом, и это действовало нам на нервы.
Тогда был вызван Ленька, сын деревенского сапожника. Ленька славился бесстрашием и ловкостью. Ему поручили вытащить из-под дома кота. Ленька взял шелковую леску, привязал к ней за хвост пойманную днем плотицу и закинул ее через лаз в подполье. Вой прекратился. Мы услышали хруст и хищное щелканье - кот вцепился зубами в рыбью голову. Он вцепился мертвой хваткой. Ленька потащил за леску, Кот отчаянно упирался, но Ленька был сильнее, и, кроме того, кот не хотел выпускать вкусную рыбу. Через минуту голова кота с зажатой в зубах плотицей показалась в отверстии лаза. Ленька схватил кота за шиворот и поднял над землей. Мы впервые его рассмотрели как следует.
Кот зажмурил глаза и прижал уши. Хвост он на всякий случай подобрал под себя. Это оказался тощий, несмотря на постоянное воровство, огненно-рыжий кот-беспризорник с белыми подпалинами на животе.
Рассмотрев кота, Рувим задумчиво спросил:
- Что же нам с ним делать?
- Выдрать! - сказал я.
- Не поможет, - сказал Ленька. - У него с детства характер такой. Попробуйте его накормить как следует.
Кот ждал, зажмурив глаза. Мы последовали этому совету, втащили кота в чулан и дали ему замечательный ужин: жареную свинину, заливное из окуней, творожники и сметану. Кот ел больше часа. Он вышел из чулана пошатываясь, сел на пороге и мылся, поглядывая на нас и на низкие звезды зелеными нахальными глазами. После умывания он долго фыркал и терся головой о пол. Это, очевидно, должно было обозначать веселье. Мы боялись, что он протрет себе шерсть на затылке. Потом кот перевернулся на спину, поймал свой хвост, пожевал его, выплюнул, растянулся у печки и мирно захрапел.
С этого дня он у нас прижился и перестал воровать. На следующее утро он даже совершил благородный и неожиданный поступок. Куры влезли на стол в саду и, толкая друг друга и переругиваясь, начали склевывать из тарелок гречневую кашу. Кот, дрожа от негодования, прокрался к курам и с коротким победным криком прыгнул на стол. Куры взлетели с отчаянным воплем. Они перевернули кувшин с молоком и бросились, теряя перья, удирать из сада.
Впереди мчался, икая, голенастый петух-дурак, прозванный "Горлачом". Кот несся за ним на трех лапах, а четвертой, передней лапой бил петуха по спине. От петуха летели пыль и пух. Внутри его от каждого удара что-то бухало и гудело, будто кот бил по резиновому мячу. После этого петух несколько минут лежал в припадке, закатив глаза, и тихо стонал. Его облили холодной водой, и он отошел. С тех пор куры опасались воровать. Увидев кота, они с писком и толкотней прятались под домом.
Кот ходил по дому и саду, как хозяин и сторож. Он терся головой о наши ноги. Он требовал благодарности, оставляя на наших брюках клочья рыжей шерсти. Мы переименовали его из Ворюги в Милиционера. Хотя Рувим и утверждал, что это не совсем удобно, но мы были уверены, что милиционеры не будут на нас за это в обиде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия. Чтение рассказа Паустовского "Кот Варюга"
Знакомство детей с замечательным рассказом Паустовского "Кот Варюга"...
Конспект занятия в детском саду для старших дошкольников. Тема: Чтение сказки К.Паустовского «Теплый хлеб»
Познакомить детей с литературной сказкой К. Паустовского. Дать понять, что мудрая сказка помогает усвоить высоконравственную ценность в поведении человека и ещё раз убедиться к чему приводит грубое и ...
Конспект НОД "Чтение рассказа К.Г. Паустовского «Кот –ворюга»(речевое развитие)
ЗадачиУчить анализировать художественное произведение, внимательно относиться к художественному слову; определять основную мысль, давать характеристику действиям и поступкам героев.Развивать навык слу...
В помощь родителям ОО "Развитие речи" ООД Тема:"Чтение рассказа "Кот - ворюга"" К. Г. Паустовского
Атмосфера юмора, доброты, наполняет сказки и рассказы Константина Георгиевича Паустовского.Прошлое, настоящее и будущее объединяются в писательских писаниях, призывают поверить в ...
Дистанционное обучение в детском саду. Конспект занятия по развитию речи: "Чтение рассказа К. Паустовского "Кот-ворюга".Старшая группа.
Конспект занятия по развитию речи. Тема: Чтение рассказа К. Паустовского "Кот ворюга".Старшая группа....
2021. Технологическая карта НОД по развитию речи тема: Чтение рассказа «Кот-ворюга» К.Г. Паустовского Старшая группа
Технологическая карта НОД по развитию речи тема: Чтение рассказа «Кот-ворюга» К.Г. ПаустовскогоСтаршая группа...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ Чтение рассказа К. Г. Паустовского «Кот – ворюга».
Технологическая карта занятияОбразовательная область: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развити...