Конспект НОД "Чтение рассказа К.Г. Паустовского «Кот –ворюга»(речевое развитие)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Задачи

  1. Учить анализировать художественное произведение, внимательно относиться к художественному слову; определять основную мысль, давать характеристику действиям и поступкам героев.
  2. Развивать навык слушания, анализа текста по вопросам, навык работы в группе, творческие способности детей, умение аргументировать свою точку зрения, расширять словарный запас.
  3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, доброту, прививать интерес к литературе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kot.docx26.16 КБ

Предварительный просмотр:

Чтение рассказа К.Г. Паустовского «Кот –ворюга».

Задачи

  1. Учить анализировать художественное произведение, внимательно относиться к художественному слову; определять основную мысль, давать характеристику действиям и поступкам героев.
  2. Развивать навык слушания, анализа текста по вопросам, навык работы в группе, творческие способности детей, умение аргументировать свою точку зрения, расширять словарный запас.
  3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, доброту, прививать интерес к литературе.

Коммуникативная игра «Здравствуйте».

(воспитатель с детьми)

Здравствуй, солнце!

Здравствуй, небо!

Здравствуй, вся моя Земля!

Мы проснулись очень рано,

И приветствуем тебя!

 

Поднимают руки к солнышку.

Качают над головой руками.

 Руками делают круговые движения

Трут кулачками глаза

Руки разводят в разные стороны

Лексическое упражнение «Подбери признак».

Воспитатель: Надо вспомнить все приметы весны.    Что происходит с природой весной? Предлагаю  ответить полным  предложением, начиная его со слова «Весной». (Ответы детей. Например: Весной ярко светит солнце. Весной день становиться длиннее. Весной бегут ручьи. Весной тает снег).

Игра -загадка

«Да» - хлопать

«Нет» - топать

- У него бесшумная походка…

- У него прекрасный нюх…

- Он лает, если к дому подходит кто-то чужой…

- Он умеет мурлыкать…

- С ней человек ходит на охоту…

- Он узнает об окружающем мире с помощью усов…

- Его называют другом человека…

- Он умывается собственной лапкой…

(ответы детей)

Воспитатель: Поднимите руку, у кого дома есть кот или кошка?

(Дети называют клички своих кошек, составляют небольшие рассказы  о своих питомцах)

Воспитатель: Дети, а хотите я вам прочитаю  авторский рассказ?

 Почему называется АВТОРСКИЙ рассказ ?

(ответы детей)

Воспитатель: Рассказ написал автор писатель Константин Паустовский (показ портрета)

Название произведения я говорить вам не буду, вы попробуйте догадаться сами. Оно состоит из двух слов (на доске два закрытых слова).

Первое слово вы узнаете, разгадав загадку:

Острые ушки, на лапках подушки,
Усы, как щетинка, дугою спинка,
Днём спит, на солнышке лежит.
Ночью бродит, на охоту ходит.

(ответы детей)

 

Воспитатель: Первое слова в заголовке - кот.

Второе слово вы узнаете, если внимательно послушаете произведение до конца.Прежде, чем познакомиться с рассказом, давайте разберем значения слов, которые могут быть вам непонятны.

1. Отчаяние – состояние крайней безнадёжности, ощущение безвыходности.

2. Кукан – веревка, на которую надевают, под жабру в рот, пойманную рыбу, пуская 

её на привязи в воду.

3. Заросли – частый кустарник, которым заросло какое-нибудь место.

4. Плотица – небольшая пресноводная рыба

5. Лаз – узкое отверстие, через которое можно пролезть.

6. Шиворот – за ворот, за воротник.

7. Подпалины - рыжеватое или  белёсое пятно на шерсти животного.

(Чтение произведения)

Беседа по содержанию рассказа.

Вопрос: За какие проделки так назвали Кота?

Вопрос: Какой смысл имеет слово ворюга в рассказе?

Вопрос: Как вы думаете, почему кот перестал воровать?

Вопрос: Как вы думаете этот рассказ весёлый или грустный? Почему так

решили?

(Ответы детей)

Тест-игра «Самый внимательный читатель» 

Команда девочек и  мальчиков.

- А теперь давайте посмотрим, на сколько внимательны вы были во время чтения, проведём тест-игру «Самый внимательный читатель».

1.Кот был:

а) серый б) белый в) рыжий

2. Удалось установить, что у кота разорвано ухо:

а) через 2 дня б) через неделю в) через 2 недели

3. Хвост у кота был:

а) пушистый б) облезлый в) грязный

4. Чтобы выследить кота потребовалось:

а) месяц б) 2 месяца в) 2 недели

5. Кот полез с колбасой:

а) на дуб б) на тополь в) на берёзу

  1. Кот свалился с берёзы:

а) как камень б) как футбольный мяч

7. Будил всех:

а) стук яблок б) стон кота в) ветер

8. Чтобы заманить кота, Лёнька прицепил:

а) окуня б) карася в) плотицу

9. Поесть давали коту:

а) сметану б) жареную свинину в) творожники

10. Кот совершил «благородный и неожиданный» поступок:

а) на следующее утро б) через день в) через 2 дня

(за правильный ответ команда зарабатывает балл)

Один балл = 1 сердечко- картинка

 Рефлексия.

Воспитатель: Сегодня мы познакомились с еще одним котом. Как его зовут? (кто-то говорит, что кот - ворюга, а как его можно теперь назвать?)

(ответы детей)

 Кто и как помог коту в этом?

 (Люди. Они накормили кота,, и в благодарность, он совершил благородный поступок – прогнал кур со стола, тем самым произошло его перерождение в кота-сторожа. помощника, охранника)

- Можем ли мы сказать, что люди совершили волшебство?

(Да, можем.)

- В этом и заключается еще одна из тайн преображения кота. Написав этот рассказ, Паустовский К.Г. хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь. Какую?

(Животных надо любить, ухаживать за ними, кормить и не обижать их. Добрый поступок способен изменить характер, не только доброе слово кошке приятно, но доброе действие по отношению к бродячим животным: накормить голодную кошку, собаку (пусть облезлую, с подпалинами, грязную) – ведь это человек довёл её до такого состояния)

Дети в подарок вам кот передал раскраски.

 (дети раскрашивают)

Посмотрите, наш кот-ворюга с помощью ваших рисунков превратился в милого кота, ждущего от вас ласки, заботы, любви. Нет большего волшебника на Земле, чем сам человек. Это в его силах сделать грустное весёлым, серое – ярким, злое – добрым. И этому всему учит нас своими рассказами К. Паустовский. Его книги ждут вас.

Использованная литература:

1. Арушанова, А. Коммуникативное развитие: проблемы и перспективы /А. Арушанова  - МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014-126с.

2. Венгер, Л.А. Воспитание детей в игре/Л.А. Венгер.- М.: Профессиональное образование,2013.-267с.

3. Выгодский, Л.С.Психология/Л.С. Выгодский .- М.6 ЭКСИМО-Пресс,2002.-1008с.
4. Деркунская, В. А., Харчевникова, А.Н. Педагогическое сопровождение  сюжетно – ролевых игр детей 4-5 лет/В.А. Деркунская, А.Н. Харчевникова М.: Просвещение,2013.-169с.

Тест-игра «Самый внимательный читатель» 

 - А теперь давайте посмотрим, на сколько внимательны вы были во время чтения, проведём тест-игру «Самый внимательный читатель».

Тест-игра.

  1. Кот был:

а) серый б) белый в) рыжий

2. Удалось установить, что у кота разорвано ухо:

а) через 2 дня б) через неделю в) через 2 недели

3. Хвост у кота был:

а) пушистый б) облезлый в) грязный

4. Чтобы выследить кота потребовалось:

а) месяц б) 2 месяца в) 2 недели

5. Кот полез с колбасой:

а) на дуб б) на тополь в) на берёзу

  1. Кот свалился с берёзы:

а) как камень б) как футбольный мяч

7. Будил всех:

а) стук яблок б) стон кота в) ветер

8. Чтобы заманить кота, Лёнька прицепил:

а) окуня б) карася в) плотИИИИцу

9. Поесть давали коту:

а) сметану б) жареную свинину в) творожники

10. Кот совершил «благородный и неожиданный» поступок:

а) на следующее утро б) через день в) через 2 дня


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия. Чтение рассказа Паустовского "Кот Варюга"

Знакомство детей с замечательным рассказом Паустовского "Кот Варюга"...

Чтение рассказа К. Г. Паустовского «Кот – ворюга».

Цель:Развивать устную речь, мышление, внимание, зрительное и слуховое восприятие ;Воспитывать чуткое, доброе отношение к животным. Ребята, сегодня мы познакомимся с произведением Константина...

Чтение рассказа К. Г. Паустовского «Кот-ворюга»

Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы. Чтение рассказа К. Г. Паустовского «Кот-ворюга»...

Развитие речи. Чтение рассказа К.Г. Паустовского «Кот – ворюга».

Развитие речи. Чтение рассказа К.Г. Паустовского «Кот – ворюга»....

Развитие речи. Чтение рассказа К. Г. Паустовского "Кот - ворюга".

Развитие речи. Чтение рассказа К.Г. Паустовского " Кот-ворюга"....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ Чтение рассказа К. Г. Паустовского «Кот – ворюга».

Технологическая карта занятияОбразовательная область: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развити...