Конспект НОД "Чтение рассказа К.Г. Паустовского «Кот –ворюга»(речевое развитие)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Задачи
- Учить анализировать художественное произведение, внимательно относиться к художественному слову; определять основную мысль, давать характеристику действиям и поступкам героев.
- Развивать навык слушания, анализа текста по вопросам, навык работы в группе, творческие способности детей, умение аргументировать свою точку зрения, расширять словарный запас.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, доброту, прививать интерес к литературе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kot.docx | 26.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Чтение рассказа К.Г. Паустовского «Кот –ворюга».
Задачи
- Учить анализировать художественное произведение, внимательно относиться к художественному слову; определять основную мысль, давать характеристику действиям и поступкам героев.
- Развивать навык слушания, анализа текста по вопросам, навык работы в группе, творческие способности детей, умение аргументировать свою точку зрения, расширять словарный запас.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, доброту, прививать интерес к литературе.
Коммуникативная игра «Здравствуйте».
(воспитатель с детьми)
Здравствуй, солнце! Здравствуй, небо! Здравствуй, вся моя Земля! Мы проснулись очень рано, И приветствуем тебя!
| Поднимают руки к солнышку. Качают над головой руками. Руками делают круговые движения Трут кулачками глаза Руки разводят в разные стороны |
Лексическое упражнение «Подбери признак».
Воспитатель: Надо вспомнить все приметы весны. Что происходит с природой весной? Предлагаю ответить полным предложением, начиная его со слова «Весной». (Ответы детей. Например: Весной ярко светит солнце. Весной день становиться длиннее. Весной бегут ручьи. Весной тает снег).
Игра -загадка
«Да» - хлопать
«Нет» - топать
- У него бесшумная походка…
- У него прекрасный нюх…
- Он лает, если к дому подходит кто-то чужой…
- Он умеет мурлыкать…
- С ней человек ходит на охоту…
- Он узнает об окружающем мире с помощью усов…
- Его называют другом человека…
- Он умывается собственной лапкой…
(ответы детей)
Воспитатель: Поднимите руку, у кого дома есть кот или кошка?
(Дети называют клички своих кошек, составляют небольшие рассказы о своих питомцах)
Воспитатель: Дети, а хотите я вам прочитаю авторский рассказ?
Почему называется АВТОРСКИЙ рассказ ?
(ответы детей)
Воспитатель: Рассказ написал автор писатель Константин Паустовский (показ портрета)
Название произведения я говорить вам не буду, вы попробуйте догадаться сами. Оно состоит из двух слов (на доске два закрытых слова).
Первое слово вы узнаете, разгадав загадку:
Острые ушки, на лапках подушки,
Усы, как щетинка, дугою спинка,
Днём спит, на солнышке лежит.
Ночью бродит, на охоту ходит.
(ответы детей)
Воспитатель: Первое слова в заголовке - кот.
Второе слово вы узнаете, если внимательно послушаете произведение до конца.Прежде, чем познакомиться с рассказом, давайте разберем значения слов, которые могут быть вам непонятны.
1. Отчаяние – состояние крайней безнадёжности, ощущение безвыходности.
2. Кукан – веревка, на которую надевают, под жабру в рот, пойманную рыбу, пуская
её на привязи в воду.
3. Заросли – частый кустарник, которым заросло какое-нибудь место.
4. Плотица – небольшая пресноводная рыба
5. Лаз – узкое отверстие, через которое можно пролезть.
6. Шиворот – за ворот, за воротник.
7. Подпалины - рыжеватое или белёсое пятно на шерсти животного.
(Чтение произведения)
Беседа по содержанию рассказа.
Вопрос: За какие проделки так назвали Кота?
Вопрос: Какой смысл имеет слово ворюга в рассказе?
Вопрос: Как вы думаете, почему кот перестал воровать?
Вопрос: Как вы думаете этот рассказ весёлый или грустный? Почему так
решили?
(Ответы детей)
Тест-игра «Самый внимательный читатель»
Команда девочек и мальчиков.
- А теперь давайте посмотрим, на сколько внимательны вы были во время чтения, проведём тест-игру «Самый внимательный читатель».
1.Кот был:
а) серый б) белый в) рыжий
2. Удалось установить, что у кота разорвано ухо:
а) через 2 дня б) через неделю в) через 2 недели
3. Хвост у кота был:
а) пушистый б) облезлый в) грязный
4. Чтобы выследить кота потребовалось:
а) месяц б) 2 месяца в) 2 недели
5. Кот полез с колбасой:
а) на дуб б) на тополь в) на берёзу
- Кот свалился с берёзы:
а) как камень б) как футбольный мяч
7. Будил всех:
а) стук яблок б) стон кота в) ветер
8. Чтобы заманить кота, Лёнька прицепил:
а) окуня б) карася в) плотицу
9. Поесть давали коту:
а) сметану б) жареную свинину в) творожники
10. Кот совершил «благородный и неожиданный» поступок:
а) на следующее утро б) через день в) через 2 дня
(за правильный ответ команда зарабатывает балл)
Один балл = 1 сердечко- картинка
Рефлексия.
Воспитатель: Сегодня мы познакомились с еще одним котом. Как его зовут? (кто-то говорит, что кот - ворюга, а как его можно теперь назвать?)
(ответы детей)
Кто и как помог коту в этом?
(Люди. Они накормили кота,, и в благодарность, он совершил благородный поступок – прогнал кур со стола, тем самым произошло его перерождение в кота-сторожа. помощника, охранника)
- Можем ли мы сказать, что люди совершили волшебство?
(Да, можем.)
- В этом и заключается еще одна из тайн преображения кота. Написав этот рассказ, Паустовский К.Г. хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь. Какую?
(Животных надо любить, ухаживать за ними, кормить и не обижать их. Добрый поступок способен изменить характер, не только доброе слово кошке приятно, но доброе действие по отношению к бродячим животным: накормить голодную кошку, собаку (пусть облезлую, с подпалинами, грязную) – ведь это человек довёл её до такого состояния)
Дети в подарок вам кот передал раскраски.
(дети раскрашивают)
Посмотрите, наш кот-ворюга с помощью ваших рисунков превратился в милого кота, ждущего от вас ласки, заботы, любви. Нет большего волшебника на Земле, чем сам человек. Это в его силах сделать грустное весёлым, серое – ярким, злое – добрым. И этому всему учит нас своими рассказами К. Паустовский. Его книги ждут вас.
Использованная литература:
1. Арушанова, А. Коммуникативное развитие: проблемы и перспективы /А. Арушанова - МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014-126с.
2. Венгер, Л.А. Воспитание детей в игре/Л.А. Венгер.- М.: Профессиональное образование,2013.-267с.
3. Выгодский, Л.С.Психология/Л.С. Выгодский .- М.6 ЭКСИМО-Пресс,2002.-1008с.
4. Деркунская, В. А., Харчевникова, А.Н. Педагогическое сопровождение сюжетно – ролевых игр детей 4-5 лет/В.А. Деркунская, А.Н. Харчевникова М.: Просвещение,2013.-169с.
Тест-игра «Самый внимательный читатель»
- А теперь давайте посмотрим, на сколько внимательны вы были во время чтения, проведём тест-игру «Самый внимательный читатель».
Тест-игра.
- Кот был:
а) серый б) белый в) рыжий
2. Удалось установить, что у кота разорвано ухо:
а) через 2 дня б) через неделю в) через 2 недели
3. Хвост у кота был:
а) пушистый б) облезлый в) грязный
4. Чтобы выследить кота потребовалось:
а) месяц б) 2 месяца в) 2 недели
5. Кот полез с колбасой:
а) на дуб б) на тополь в) на берёзу
- Кот свалился с берёзы:
а) как камень б) как футбольный мяч
7. Будил всех:
а) стук яблок б) стон кота в) ветер
8. Чтобы заманить кота, Лёнька прицепил:
а) окуня б) карася в) плотИИИИцу
9. Поесть давали коту:
а) сметану б) жареную свинину в) творожники
10. Кот совершил «благородный и неожиданный» поступок:
а) на следующее утро б) через день в) через 2 дня
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия. Чтение рассказа Паустовского "Кот Варюга"
Знакомство детей с замечательным рассказом Паустовского "Кот Варюга"...
Чтение рассказа К. Г. Паустовского «Кот – ворюга».
Цель:Развивать устную речь, мышление, внимание, зрительное и слуховое восприятие ;Воспитывать чуткое, доброе отношение к животным. Ребята, сегодня мы познакомимся с произведением Константина...
Чтение рассказа К. Г. Паустовского «Кот-ворюга»
Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы. Чтение рассказа К. Г. Паустовского «Кот-ворюга»...
Развитие речи. Чтение рассказа К.Г. Паустовского «Кот – ворюга».
Развитие речи. Чтение рассказа К.Г. Паустовского «Кот – ворюга»....
Развитие речи. Чтение рассказа К. Г. Паустовского "Кот - ворюга".
Развитие речи. Чтение рассказа К.Г. Паустовского " Кот-ворюга"....
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ Чтение рассказа К. Г. Паустовского «Кот – ворюга».
Технологическая карта занятияОбразовательная область: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развити...