Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Весна. Большая вода»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Митенькина Елена Николаевна

Конспект   по развитию речи  на тему: «Весна. Большая вода» способствует умению составлять описательный рассказ по картине, придерживаться структуры описательного рассказа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_vesna.docx26.71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект   по развитию речи в подготовительной группе

 на тему: «Весна. Большая вода»

Задачи.

  • Образовательные: учить составлять описательный рассказ по картине, придерживаться структуры описательного рассказа; формировать умение правильно определять, чувствовать настроение, отраженное художником в пейзаже и соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы, передавать его в своих высказываниях; расширять знания детей об изобразительном искусстве.
  • Развивающие: развивать воображение, художественное восприятие произведений изобразительного искусства; эмоциональный отклик на весенние проявления природы.
  • Воспитательные: воспитывать любовь к родной природе; умение самостоятельно выражать эмоциональное, эстетическое отношение к изобразительному искусству.

Обогащение словаря: половодье,  

  • Активизация словаря: долгожданная, ранняя, звонкая, разлив, отражаются.
  • Оборудование: портрет И.И. Левитана, репродукция картины И.И. Левитана «Весна. Большая вода»; запись П.И. Чайковского «Апрель», А.Вивальди «Времена года, колокольчик.
  • Предварительная работа: Рассматривание с детьми пейзажных картин И.Левитана, прослушивание произведений П.Чайковского из цикла «Времена года», А.Вивальди «Времена года», разучивание стихов и чтение произведений о природе русских и советских авторов, знакомство с пословицами, поговорками о природе, народными приметами. Беседы с детьми о весне. Рассматривание иллюстраций о весне. Чтение художественной литературы, стихов, пословиц, поговорок, исполнение и прослушивание песен о весне.

Организационный момент

Ребята  к нам пришли гости. Давайте поприветствуем их.

Минута релаксации (Звучит запись “Звуки весны”)

Воспитатель: Какой сегодня чудесный день!Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне и друг - другу. Мы спокойны, нам хорошо.

Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и             красоту этого дня. А выдохните через ротик все обиды и огорчения.      (Дети делают вдох и выдох три раза).

Подарим, друг другу улыбку.

2. Развитие временных представлений

- Ребята, скажите, а какие времена года вы знаете?

- Какое сейчас время года?        

 - Назовите весенние месяцы.

 - Какое время года было до весны?

 - Какое время года наступит после весны?

- Какое время года бывает между зимой и летом?

А сейчас послушайте, стихотворение  о весне  (зачитывает четверостишие)

Полюбуйся: весна наступает,

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает

И ручьи по оврагам шумят… -

 Какое настроение хотел донести до нас поэт? (Радостное, веселое, потому что пришла весна)

Ребята, а до нас весна никак не дойдёт, мы с вами ещё не ощущаем весеннее тепло, не видим всю красоту этого времени года. А что мы с вами должны сделать, ребята,   чтобы на смену холоду, пришло тепло, чтобы к нам пришла весна.

Ответы детей (сказать много красивых слов о весне, воспевать её,  может выполнить задания,  спеть песни о весне, рассмотреть картины о весне, составить рассказ по ним)

Да, ребята, вы всё правильно сказали,  весна несет всем людям радость жизни, творчества. Поэты пишут о ней стихи, композиторы музыку, воспевают всю её красоту,  а художники картины.  

С одним  из замечательных весенних пейзажей  мы с вами и познакомимся.

Присаживайтесь, пожалуйста,  на свои места.

Мы с вами будем рассматривать, и описывать картину художника И.И. Левитана. Много лет назад в нашей стране жил замечательный художник Исаак Левитан. Он любил Россию и писал картины, на которых изображал её природу. Картины Левитана любят и знают не только у нас, но и в других странах. Художник выбирал самые разные уголки природы: писал стройные берёзки, реки, небо.

Посмотрите на картину, которую нарисовал И.И. Левитан. Как же можно назвать его картину?

Воспитатель выставляет репродукцию картины И.И. Левитана «Весна. Большая вода».

Дети предлагают варианты названий картины.

-Называется она «Весна. Большая вода».

Беседа по картине.

- Почему картина называется «Весна. Большая вода»(Картина называется так, потому что художник изобразил разлив реки, большое весеннее половодье.)

Ребята, как вы думаете, что художнику хотелось рассказать нам про весну? (приметы весны, изменения в природе)

- А что художнику казалось красивым и интересным?

- Как вы думаете, почему Левитан назвал так свою картину? (он изобразил половодье)

- Правильно. «Половодье» - полая вода – значит большая вода. Когда реки вскрываются, освобождаются ото льда и выходят из берегов. Широко, привольно, бескрайне разлилась вода так, что кажется будто она слилась с голубым небом.

- Какими словами можно рассказать о воде, какая она? (Вода прозрачная, спокойная, обильная, холодная.)

Что художник изобразил на переднем плане картины? (На переднем плане художник изобразил плавно изгибающийся песчаный берег с лодкой).

- Такая лодка, выдолбленная из цельного куска дерева называется челнок.

Повторите !!!

Как называете лодка  выдолбленная из цельного куска дерева называется?

- Как вы думаете, как она здесь оказалась? (Наверное, её унесло течением).

- Что художник изобразил на дальнем плане картины? (На дальнем плане картины, сквозь рощицу видны маленькие домики. Некоторые из них затопила вода).

- Какой день изображён на картине? (На картине изображен ясный солнечный, безветренный день).

- Почему вы так думаете? (Солнца нет, но вся картина пронизана солнечным светом. На берегу пролегли чёткие тени от деревьев. На стволах берёз – солнечные блики).

- Что можно сказать о небе? (По небу плывут белые облака, которые несут на своих крыльях весну).

- Как художник изобразил деревья на картине? (Деревья затопила вода, которая разлилась при весеннем подъеме уровня воды в реке. Тоненькие молодые берёзки отражаются в чистой прозрачной воде, как в зеркале. Одна берёзка изогнулась, чтобы получше себя рассмотреть.)

- Какие деревья, кроме берёзок, вы видите? (На картине кроме берёзок мы видим ель и старую корявую осину).

- А как художник изобразил деревья, что слева на берегу? (Деревья, которые стоят на левом берегу тесно прижались друг к другу.) Они будто замерзли в ледяной талой воде и хотят согреться, прижавшись друг к другу.

- Какие краски выбрал художник для изображения этого времени года? (Все оттенки голубого, коричневого, желтого, белого).

- Как вы думаете, почему художник выбрал такие краски?

(Растаял снег, небо отразилось в воде, и всё стало голубым. Стоит солнечный день.)

- Что вы чувствуете, глядя на эту картину? (Глядя на картину, я чувствую радость: наступила весна, светит солнце, скоро станет совсем тепло. Но, немного жаль деревьев, которые оказались в воде.)

- Ребята, а давайте с вами поиграем? Становитесь дружно в круг. Посмотрите, у меня есть звонкий колокольчик:

 

Колокольчик расписной

Он всегда, всегда со мной.

Дин – дон, дин – дон

Раздает заданья  он!

Воспитатель. Ребята, встаньте в круг. Я буду подходить к каждому , и называть слово, а вы  повторяйте это же слово, но ставьте перед ним нужную форму слова «весенний».

Например, день — весенний день; погода — весенняя погода, солнце — весеннее солнце.

Слова:  настроение,  проталины,  гроза,  дождь,  месяцы,  лес,  трава,  небо, цветы,  деревья, солнце, погода, ручей   и т.

Физминутка.

VI. Физкультминутка “Пришла весна”.

Улыбаются все люди –
Весна, весна, весна! Хлопают руками над головой
Она везде, она повсюду 
Красна, красна, красна. Делают повороты туловища
По лугу, лесу и полянке
Идет, идет, идет. Ходьба на месте
На солнышке скорей погреться
Зовет, зовет, зовет. Машут обеими руками к себе

Образец составления рассказа по картине воспитателя

Пример воспитателя.

«На картине «Весна. Большая вода» художник И. Левитан изобразил реку во время разлива. Погода ясная, солнечная, теплая. По голубому небу плывут белые облака. Солнца не видно, но чувствуется его тепло. На переднем плане я вижу голубую, спокойную воду. В ней как в зеркале отражаются голые деревья. Слева рыжий изогнутый песчаный берег. По берегу легли темные загадочные тени от стволов берез. У берега стоит старая лодка, наверное, ее унесло течением. Среди тонких белоствольных березок видна зеленая стройная ель и старая  осина. Вдалеке виднеются стоящие в воде домики. В своей работе художник чаще всего использовал голубые и золотистые оттенки. Эта картина радостная, потому что наступила весна и скоро станет совсем тепло».

- А сейчас давайте попробуем мы с вами составить рассказ по картине.

- О чём мы сначала скажем? (Вначале я назову автора и название картины.)

- О чём мы расскажем потом? (Потом я расскажу о погоде, что находится на переднем плане и на заднем плане.)

- А в конце своего рассказа, о чём расскажете? (И в конце рассказа я расскажу о настроении картины.)

– Кто желает по этой замечательной картине сочинить рассказ?

Составление рассказа- описания детьми.

1 ответ На картине  мы видим реку в момент половодья, когда вода затопила  березовую рощицу, и поля, и часть деревни. В реке, спокойной и неподвижной, как в зеркале, отражается и весеннее голубое небо, и тонкие голые стволы и ветви деревьев.
На переднем плане - забытая лодка, а где-то очень далеко - высокий берег со скромными деревянными избами и несколько затопленных деревенских построек.
Искусно написана Левитаном узкая полоса желто-рыжего берега - красиво изгибаясь, он уводит взгляд зрителя вглубь картины.
Каждое деревце, изящное, трепетно-изогнутое, написано художником с любовью и восхищением. Пейзаж наполнен светлыми, чистыми красками, характерными для весенней русской природы.
Картина рассказывает о весеннем воскресении природы, и большая светлая радость исходит от него, наполняя нас оптимизмом, спокойствием и желанием жить.

2 ответ Весна - это удивительная пора года, когда все вокруг преображается, обновляется. И как-то вдруг наступает половодье. Реки выходят из берегов, Вдали Левитан изобразил обычные деревенские дома, которых много в русских селах. Большую часть картины занимает река, которая вышла из берегов  Для передачи неповторимости весны Левитан взял яркие краски. На картине преобладает желтый цвет, что придает картине позитивность. Благодаря этому, картина заряжает всех хорошим настроением.
3 0твет Весна. Наступило половодье Далеко на заднем плане стоят в воде пара домиков, Остальные домики в деревне стоят на пригорке и вода им не угрожает.

Часть леса затоплена, березки и дубок стоят в воде. Кто-то привязал лодку около берега, значит тут есть люди, а, может быть её принесло течением. Левитан нарисовал картину свежими, яркими красками. Синяя вода, немного бледное, весеннее небо, березки, все это создает радостное настроение. Да, в этом году вода большая, дошла туда, куда давно не доходила, иначе не построили бы домики внизу, но это весна, вода спадет и начнется расцвет природы.

Давайте поиграем с ним в игру «Волшебные цепочки»?
- Слушайте внимательно, запоминайте и добавляйте в цепочку новые звенья – слова.
Воспитатель  предлагает детям запомнить предложение, а затем повторить, добавив новое слово.

На картине изображен  день.

На картине изображен весенний  день.
На картине изображен весенний 
апрельский день.

По небу плывут облака.

По небу плывут белые облака.
По
 голубому небу плывут белые облака.

Вода затопила дома.

Холодная  вода затопила дома
Холодная  вода затопила дома и 
 лес.

По берегу легли тени.

По рыжему берегу легли тени.
По рыжему берегу легли 
темные тени.

Березки стоят в воде.

Стройные березки стоят в воде.
Стройные березки стоят в 
холодной воде.

Вдалеке виднеются домики.

Вдалеке виднеются деревянные домики.
Вдалеке виднеются  деревянные домики, 
стоящие в воде.

4 ответ «На картине «Весна. Большая вода» художник И. Левитан изобразил реку во время разлива.  Это апрельский полдень. Погода ясная, солнечная, теплая. По голубому небу плывут белые облака, похожие на барашков. Солнца не видно, но чувствуется его тепло. На первом плане я вижу голубую, спокойную воду. В ней как в зеркале отражаются голые деревья. Слева рыжий изогнутый берег. По берегу легли темные загадочные тени от стволов березок. У берега стоит старая ненадежная лодка, наверно  ее унесло течением.  В середине картины видна березовая роща, еще не одетая листвой. Среди тонких белоствольных березок видна  зеленая стройная ель и старая корявая осина. Вдалеке виднеются стоящие в воде  домишки, уцелели только те, которые стоят на пригорке. В своей работе художник чаще всего использовал голубые и золотистые оттенки. Эта картина радостная,  потому что наступила весна и скоро станет совсем тепло и зелено.»

5 ответ На картине «Весна. Большая вода» художник И. Левитан изобразил реку во время разлива. Погода ясная, солнечная, теплая. По голубому небу плывут белые облака. Солнца не видно, но чувствуется его тепло. На переднем плане я вижу голубую, спокойную воду. В ней как в зеркале отражаются голые деревья. Слева рыжий изогнутый песчаный берег. По берегу легли темные загадочные тени от стволов берез. У берега стоит старая лодка, наверное, ее унесло течением. Среди тонких белоствольных березок видна зеленая стройная ель и старая корявая осина. Вдалеке виднеются стоящие в воде домики. В своей работе художник чаще всего использовал голубые и золотистые оттенки. Эта картина радостная, потому что наступила весна и скоро станет совсем тепло и зелено».

6 ответ «На картине «Весна. Большая вода» художник И. Левитан изобразил реку во время разлива. Это апрельский полдень. Погода ясная, солнечная, теплая. По голубому небу плывут белые облака, похожие на барашков. Солнца не видно, но чувствуется его тепло. На переднем плане я вижу голубую, спокойную воду. В ней как в зеркале отражаются голые деревья. Слева рыжий изогнутый песчаный берег. По берегу легли темные загадочные тени от стволов берез. У берега стоит старая ненадежная лодка, наверно ее унесло течением. В середине картины видна березовая роща, еще не одетая листвой. Среди тонких белоствольных березок видна зеленая стройная ель и старая корявая осина. Вдалеке виднеются стоящие в воде домики, уцелели только те, которые стоят на пригорке. В своей работе художник чаще всего использовал голубые и золотистые оттенки. Эта картина радостная, потому что наступила весна и скоро станет совсем тепло и зелено».

А какому времени года посвятил его художник? Игра «Зимой или весной?» по подгруппам.

 Предлагаю вам поиграть в игру с сигнальными карточками «Зимой или весной?» и проверить себя, свои знания об изменениях в природе весной. Я буду показывать картинки, а вам нужно будет показать синий сигнал, если эта картинка относится к зиме, зелёный, если картинка относится к весне. Воспитатель просит детей объяснить свой выбор.

Весна                                                        Зима

Подснежник на проталине                        Сугробы

Скворец в скворечнике                                Птицы в кормушке

Серый заяц                                                Медведь в берлоге

Ветка с набухшими почками                        Рябина зимой

Ласточка                                                Снегирь

Кораблик                                                Лыжи

Сосулька _                                                Снеговик

Воспитатель: молодцы, ребята. Рассказы ваши были интересными. У всех они получились разными. Я думаю, что мы с вами  сказали столько красивых слов о весне,  что если она нас услышала,  то обязательно к нам придёт  

Под музыку входит Весна  с корзинкой в руках. Дети встают в круг вокруг Весны

Весна: Здравствуйте, ребята! Вот услышала, сколько замечательных слов вы обо мне сказали, и не смогла не зайти к вам. Я принесла вам теплоту, радость, красоту.  А как у вас это получилось? (Мы рассмотрели картину «Весна. Большая вода» художника  И. Левитана, слушали музыку о весне, поиграли в игры). А было ли вам сложно? Ответы детей

Сейчас каждый из вас возьмется за ленточку на Весне и скажет, за что он любит весну.

Воспитатель первым берет ленточку  говорит: Весна благоухающая. Дети по очереди берутся за ленточку и произносят слова: красивая, нарядная, праздничная, теплая, ласковая, звонкая, цветущая, душистая, лучистая и т.д.

Воспитатель: Посмотрите, что у нас получилось? (Солнце) А вы – его добрые, умные лучики, от которых всем тепло и радостно.

ВЕСНА: Здесь в корзинке у меня есть для вас подарки. Молодцы ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи в подготовительной группе. Тема: Весна

Предмет: итоговое занятие по развитию речиПродолжительность: 30 минутВозраст детей: подготовительная группа Цель: развитие у дошкольников умения воспринимать образ весны через разные жанры искусс...

Занятие по развитию речи в подготовительной группе. Тема: "Весна пришла, весне дорогу"

Закрепление знаний о характерных признаках весны, о поведении животных, птиц. Проговаривание скороговорок,стихов,отгадывание загадок....

Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Весна-время расцветать».

Данный конспект представляет собой  интегрированное занятие, в которое входят следующие направляения непосредственной организованной деятельности: ознакомление с окружающим миром, речевое ра...

Конспект по развитию речи в подготовительной группе тема "Весна-красна"

Конспект разработан для подготовительной группы. Тема конспекта: "Весна красна"....

Конспект совместной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе Тема : «Весна - красна»

Конспект предназначен для  воспитателей, работающих с детьми старшего дошкольного возраста  в группах  компенсирующе направленности....

Конспект по развитию речи в подготовительной группе Тема: «Составление творческих рассказов о своём городе»

Конспект по развитию речи в подготовительной группе Тема: «Составление творческих рассказов о своём городе» Задачи НОД:1. связная речь: продолжать развивать связную речь детей; учить детей...

Конспект по развитию речи в подготовительной группе Тема: Игра-викторина «В гостях у сказки»

Цель: развитие интереса к русским народным сказкам.Задачи:1. Обобщить знания детей по сказкам.2. Прививать интерес к чтению.3. Развивать речь, мышление, воображение, интерес, внимание.4. Воспитыв...