Конспект по развитию речи в подготовительной группе тема "Весна-красна"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Михайлова Вера Сергеевна

Конспект разработан для подготовительной группы. Тема конспекта: "Весна красна".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx25.37 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по развитию речи в подготовительной группе.

Тема: «Весна красна»

Цель: развитие связной речи у детей. 
Задачи: 

- Упражнять детей в умении образовывать уменьшительно-ласкательные существительные, определять количество слогов в слове.Закреплять знания детей о характерных признаках весны.

-Развивать умение отвечать полным ответом, логическое мышление и внимание.

-Воспитывать у детей отзывчивость, любовь и уважение к  природе.
Словарная работа: подснежник, весняночка, веснушки, капель, проталинка.
Материал:   проектор для показа презентации о весне, разрезные картинки, иллюстрации солнца и тучки.
Дети рассматривают разложенные картинки «Времена года».

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на иллюстрации, как вы считаете, что общего на этих картинках?( времена года).

А какое же время года у нас сейчас? (весна)

 - Ребята, а вы хотите отправиться в виртуальное путешествие ввесенний  лес? Не за грибами, не за цветами, а за лесными чудесами! (дети – «Да!») Тогда отправимся вот по этой тропинке.(слайд 2)

( начало показа слайдов о весне)
- В лес по сказочной тропинке
Попадем мы прямиком. 
Воспитатель: - Посмотрите внимательно на картину, которую написал Исаак Ильич Левитан какое время года изображено? (весна)(слайд 3)

Почему вы так решили?  (половодье, начинают набухать почки, солнце светит ярко). Произошли ли какие - то изменения со снегом по сравнению с зимой? ( Да, снег стал темный, рыхлый, появились первые проталины, ручейки побежали)

А какие признаки весны вы ещё знаете?(Слайд 4)
Воспитатель: - Вот  я вижу на картине улыбку весны. А что дарит весне улыбку? Дети: (Солнце).(слайд 5)

Какое мы знаем стихотворение о весне?

 Ф.Тютчев

Зима недаром злится
Прошла её пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.

И всё засуетилось,
Всё гонит зиму вон.
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.

Зима ещё хлопочет
И на весну ворчит.

Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит!

Взбесилась ведьма злая
И снегу, захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…

Весне и горя мало,
Умылася в снегу.
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.

А давайте вспомним как же мы ведём себя в лесу? ( не разоряем гнёзда и не трогаем их руками, не кричим, не ломаем ветки деревьев, не сорим, не ловим насекомых).(Слайд 6)

Воспитатель: А как меняется жизнь у животных весной? (У них появляются детки) Давайте поиграем в игру. Я буду называть вам животных, а вы их детенышей. (Весной у лосихи появился …(лосёнок), У волчицы…(волчонок), у зайчихи …(зайчонок), у медведицы…(медвежонок), у лисы…(лисенок), у белки…(бельчонок), у барсучихи….(барсучонок), у ежихи (ежонок). (слайд 7-14)
Воспитатель: - Молодцы ребята. А теперь закройте глаза и прислушайтесь, о чем говорит лес? 
Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и просит детей послушать звуки (пение птиц, шорох веток, и т.д.)

Затем предлагает детям высказаться, что бы это могло быть.
Ответы детей.
А кого же мы ещё можем встретить  в лесу, кроме животных и их детёнышей? (Птицы)

Воспитатель: - Какая птица открывает весну? (загадывает загадку) 
Всех прилетных птиц черней, 
Чистит пашню от червей, 
Целый день на пашне вскачь
И зовется птица… грач.
(слайд 15)
Почему в народе так говорят: «Грач открывает весну»? (дети отвечают)
Каких весенних певцов вы знаете еще? (соловей, ласточка, дятел)

Отгадайте загадку:
На шесте – дворец,
Во дворе – певец,
А зовут его…Скворец 

А какое мы стихотворение знаем, об этой удивительной птице?

В. Орлов

Ты лети к нам, скворушка.

Принеси нам солнышко!

Разбуди весну скорей

Звонкой песенкой своей!

Через кручи горные,

Через тучи черные,

Ты лети, лети, лети —

Не сворачивай с пути!

Ты лети к нам, скворушка —

Шелковое перышко!

На березе новый дом

Ждет тебя

В краю родном!

Воспитатель: - Как называется домик у скворца? Кто строит скворечник – люди или птицы? Давайте, и мы построим уютные домики для наших скворцов, которые прилетели к нам на занятие. (слайд 16)

Дети выкладывают скворечники из разрезных картинок

Воспитатель: А всё ли мы назвали, что можем встретить в весеннем лесу?

( нет, мы забыли про цветы)

А какое же растение появляется самым первым? (подснежник)(слайд 17)

Как вы считаете почему его так назвали? (начинает таить снег, и он появляется из под снега).

А какое стихотворения мы знаем про подснежник?

П. Соловьёв

В лесу, где берёзки столпились гурьбой,
Подснежника глянул глазок голубой.
Сперва понемножку
Зелёную выставил ножку,
Потом потянулся из всех своих маленьких сил
И тихо спросил:
"Я вижу, погода тепла и ясна,
Скажите, ведь правда, что это весна?"

А какие ещё цветы появляются весной?(медуница, нарцисс, ветреница, примула)(слайд 18)

Давайте поиграем в игру.

На слайде будут появляться различные предметы,, а вы постараетесь определить — сколько слогов в каждом слове. У вас карточки с цифрами. И если я называю слово с одним слогом, то вы  поднимаете карточку с какой цифрой, как вы считаете? Правильно, с цифрой «1», если в слове два слога, то поднимаете карточку с цифрой «2», и т. д. Слушайте внимательно!

(весна, дождь,, капель, лужа, туча, ручей, грязь). (слайд 19-25)
Воспитатель: А вы знаете сколько же месяцев продлится весна? Давайте проверим: 
Игра «Доскажи словечко». (появляются картинки о каждом месяце)
Прошла зима
И каждый рад. 
Спешит весна,
И месяц … (март!) (26 слайд)
(показ слайда о марте)
За ним другой стучится в дверь,
Он называется … (апрель!) (27 слайд)
(Показ о месяце апреле)
И третий месяц вспоминай,
И называется он…(май) (28 слайд)

(показ слайда о мае)
Воспитатель: - Ребята вы знаете, что у каждого слова есть слова-родственники. Этой зимой было много снега. Слова-родственники к слову «снег» (снежок, снежинка, снежная, подснежник). А сейчас найдите родственников к слову «весна» (весняночка, веснушки, весенние и т.д.). О чём можно сказать «весенний»? (ручей, дождь, день, сад). «Весенняя»? (вода, лужа, капель, проталинка, река). «Весеннее»? (облако, настроение, солнце, небо, утро) Придумайте определения к слову «весна». Какая она? (тёплая, красивая, добрая, ранняя).
Молодцы! Вот сколько хороших и красивых слов мы вспомнили!

Воспитатель: Молодцы ребята, вы всё правильно рассказали.

Игра «Лишнее слово»

1. Март, Апрель, Май, Декабрь. Воспитатель: Почему ты (вы) так думаешь?

Дети: ответы детей.

2. Мать-и-мачеха, Медуница, Ромашка, Подснежник.

Воспитатель: Почему ты (вы) так думаешь?

Дети: ответы детей.

3. Медведь, бельчонок, телёнок, зайчонок.

Воспитатель: Почему ты (вы) так думаешь?

Дети: ответы детей.

4. Бабочка, шмель, воробей.

Воспитатель: Почему ты (вы) так думаешь?

Дети: ответы детей.

Малоподвижная игра «Мы весною в лес пришли».

Дети образуют круг, берутся за руки друг с другом.

Мы весною в лес пришли,       Идут по кругу, взявшись за руки (хороводом)

Хоровод наш завели.                 Останавливаются, поворачиваются лицом в

Я- осинка, ты- дубок,                 центр круга, стучат кулачками друг о друга.

Я –березка, ты- кленок.

 

Свежий ветер прилетел,            Поднимаю руки через стороны вверх, качают

По ветвям прошелестел.             руками из стороны в сторону (вправо-влево)          

За сосну, он зацепился,               Приседают, обхватывают руками колени.

Сразу стих остановился.

 

Чей там хвост мелькнул за елкой.     Поворачивают туловище вправо-влево, Неужели злые волки?   руки на поясе.

Это – рыжая лисица,                             Выполняют «пружинку», руки на поясе                            

Летит меж елок будто птица.

Пойдемте, дети, по тропинке.             Идут по кругу друг за другом, руки вниз

Вот это- кустики малинки.

Вы их, дети, не топчите,                    Идут с высоким подниманием коленей,

Малину, дети, берегите!                     руки за спину.

Посмотрите, между кленов                 Хлопают в ладоши.

Показался дом зеленый.

Вышли прямо мы к детсаду,                Руки от груди разводят в стороны с

Нас встречают, все нам рады!              небольшим наклоном туловища вперед.

Итог:
Воспитатель: Ребята, наше путешествие в лес подошло концу, пора возвращаться в детский сад. (слайд 29)

 О чем  мы  сегодня  с вами говорили ?

- Что вам понравилось больше всего?

-Что было самым  сложным?

- С каким настроением заканчивается для вас занятие?

-Почему ты так считаешь?

 Приклейте значок на коврограф. (слайд 30)

Варианты значков:

«Солнышко» - на душе светло, радостно.

«Тучка» – на душе пасмурно и грустно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Поляна сказок»

Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Поляна сказок»...

Конспект по развитию речи в подготовительной группе Лексическая тема: «Праздник Новый год» (логопедическая группа)

Конспектпо развитию речи в подготовительной группеЛексическая тема: «Праздник Новый год»(логопедическая группа)...

Конспект по развитию речи в подготовительной группе Лексическая теми: “Насекомые” (логопедическая группа)

Конспектпо развитию речи в подготовительной группеЛексическая теми: “Насекомые”(логопедическая группа)...

Конспект по развитию речи в подготовительной группе в «Путешествие в страну Красивой речи»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-эстетическое развитие, физическое развитие.Цель: Обогащать словарный запа...

Конспект по развитию речи в подготовительной группе по теме «Путешествие в страну красивой и правильной речи».

Данное занятие  расширит словарный запас через участие в словесно-речевых играх,  закрепит  навыки правильного произношения звуков в словах и фразах,  умение детей делить слова на ...