Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ц] и буква Ц»
учебно-методическое пособие по развитию речи (подготовительная группа)
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ц] и буква Ц»
Задачи:
-продолжать учить детей отгадывать загадки.
- познакомить с согласным, твёрдым звуком [Ц].
- закрепить навык произношения звука [ц];
- умение слышать в звуках, в слогах и в словах, выделять и называть звук;
- упражнять в определении места звука в слове,
- познакомить с буквой «Ц»;
- закреплять у детей навык образования существительных с уменьшительно –ласкательным значением при помощи суффиксов –ец-, иц-, -ц-.
- совершенствовать навык чтения.
- Воспитывать умение самостоятельно выполнять учебную задачу.
- развивать логическое мышление, память, внимание.
Оборудование: картинки со звуком в начале, середине и конце слова, буквы Ц, шарики со слогами, тетради, карандаши, раскраски с буквами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bukva_ts.docx | 21.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ц] и буква Ц»
Задачи:
-продолжать учить детей отгадывать загадки.
- познакомить с согласным, твёрдым звуком [Ц].
- закрепить навык произношения звука [ц];
- умение слышать в звуках, в слогах и в словах, выделять и называть звук;
- упражнять в определении места звука в слове,
- познакомить с буквой «Ц»;
- закреплять у детей навык образования существительных с уменьшительно –ласкательным значением при помощи суффиксов –ец-, иц-, -ц-.
- совершенствовать навык чтения.
- Воспитывать умение самостоятельно выполнять учебную задачу.
- развивать логическое мышление, память, внимание.
Оборудование: картинки со звуком в начале, середине и конце слова, буквы Ц, шарики со слогами, тетради, карандаши, раскраски с буквами.
Ход.
Организационный момент. «Назови слово на заданную букву».
(показываю букву, а дети по очереди называют слово на заданную букву).
Отгадывание загадок.
- А вы любите загадки? Сейчас я вам их загадаю, а вы попытайтесь их отгадать и попробуйте догадаться с каким звуком мы сегодня с вами познакомимся.
- По горам, по долам ходит шуба да кафтан (Овца);
- Явился в желтой шубке, прощайте две скорлупки (Цыпленок);
- У двух матерей по пять сыновей, одно имя всем (Пальцы);
- Два конца, два кольца, а посередине гвоздик (Ножницы);
- Большой подсолнух в небе, Цветет он много лет, Цветет зимой и летом, А семечек все нет (Солнце);
- Вы догадались о каком звуке сегодня на занятии будет идти речь?
- Правильно, мы сегодня будем изучать звук Ц.
Ц – это имя звука. А каждое имя надо произносить чётко и правильно. Скажите, а что участвует в произношении звука (губы, язык, зубы)
- Произнесите звук Ц. (Губы улыбаются, зубы видны и язык за верхними зубами).
- Звук Ц гласный или согласный? (согласный) Почему? (он не поётся и во рту появляется преграда зубы и язык).
- Правильно, ребята. Молодцы. А сейчас положите ладошку на горлышко и произнесите звук Ц. Наше горлышко спит или работает? (Горлышко спит).
- Если горлышко спит, значит звук Ц какой? (Звук [Ц] глухой).
- А ещё я вам открою секрет, что это т звук всегда твёрдый.
- Итак, звук Ц согласный, твёрдый, глухой.
Игра «Внимательные ушки».
- Ребята, приготовьте свои ладошки. Я буду произносить звуки, слоги, слова. Вы хлопайте в ладоши, когда услышите звук [Ц], слог со звуком [Ц], слово со звуком [Ц].
А, Д, Ц, И, Ц, К, Р, Ц.
Теперь в слогах: На, Цу, До, Зи, Ац, Цы
В словах: Цапля, аист, ведро, яйцо, цыплёнок, роза, цветок, буквы, цифры.
Дети встают в круг, логопед бросает мяч ребенку и просит повторить чистоговорки:
Речевая зарядка.
Ац – оц – уц- иц ца – цо – цу – цы
Ацл – оцл – уцл – ыцл цва – цво – цву – цвы
Ца-ца-ца – у курицы два яйца
Цо-цо-цо – курица снесла яйцо
Цу-цу-цу – вот идут птенцы к яйцу
Цы-цы-цы – все птенцы молодцы
ца -ца -ца -стоит мальчик у крыльца;
цо - цо -цо - светит солнце нам в лицо;
цу -цу - цу - дали нам по огурцу;
цы -цы -цы -мы помыли огурцы;
ец - ец - ец - вот и съеден огурец, а наш мальчик молодец!
Физ. минутка «Цапля»
Очень трудно так стоять:
Ножку на пол не спускать,
И не падать, не качаться,
За соседа не держаться.
Знакомство с буквой Ц.
- У каждого звука есть буква. У звука Ц, какая буква?
- Ребята, а на что похожа буква Ц? (показываю букву)
Вот такая буква Ц :
С коготочком на конце.
Коготок-царапка,
Как кошачья лапка.
Написание буквы Ц в воздухе.
- Сейчас приготовьте указательные пальцы. Мы напишем букву Ц в воздухе.
- А теперь напишите букву Ц на столе.
Чтение слоговых таблиц.
АЦ ЦА АЦА
ОЦ ЦО ОЦО
УЦ ЦУ УЦУ
ЭЦ ЦЭ ЭЦЭ
Игра "Детеныши заблудились".
Дети помогают детенышам животных найти свою маму.
львята - львица, тигрята - тигрица, медвежата - медведица, верблюжата - верблюдица, ослята - ослица, лисята - лисица, волчата - волчица, ягнята - овца, ящерки - ящерица.
Игра с мячом «Скажи ласково»
Дело – дельце
Задание – заданьице
Платье – платьице
Мыло – мыльце
Стихотворение – стихотвореньице
Расписание – расписаньице
Здание – зданьице
Шило – шильце
Зеркало – зеркальце
Одеяло – одеяльце
Масло – маслице
Варенье – вареньице
Печенье – печеньице
Украшение – украшеньице
- Найди букву Ц среди других букв и закрась. (задание на отдельных листках)
Определение места звука в слове.
Заяц, огурец, цапля, цыпленок, птица, солнце.
- С каким звуком и буквой сегодня познакомились?
- Какой это звук?
- Как считаете, вы сегодня все справились? А кому было сложно?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте "Звуки [ф], [ф\']. Буква Ф"
Задачи:· Закрепить правильное произношение звуков [ф, ф'].· Продолжать учить выделять ...
Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [Ф], [Ф’]. Буква Фф»
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [Ф], [Ф’]. Буква Фф»...
Конспект занятия по обучению грамоте. Звуки Л, ЛЬ. Буква Л. Лексическая тема "Защитники Отечества"
конспект занятия по обучению грамоте....
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [О] и буква О» в подготовительной группе
Цель: Познакомить со звуком [о], буквами «О», «о». Развивать навыки фонематического анализа (умение выделять заданный звук в слове в разных позициях и находить его среди других...
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [О] и буква О» в подготовительной группе
Цель: Познакомить со звуком [о], буквами «О», «о». Развивать навыки фонематического анализа (умение выделять заданный звук в слове в разных позициях и находить его среди других...
Конспект занятия по обучению грамоте "Звук Щ и буква Щ"
Конспект занятия по обучению грамоте звук и буква Щ...
Конспект занятия по обучению грамоте "Звук Ч и буква Ч"
Конспект занятия по обучению грамоте звук и буква Ч...