Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ц] и буква Ц»
учебно-методическое пособие по развитию речи (подготовительная группа)

ВАРГАНОВА ЛЮДМИЛА ГЕННАДЬЕВНА

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ц] и буква Ц»

Задачи:

-продолжать учить детей отгадывать загадки.

- познакомить с согласным, твёрдым звуком [Ц].

- закрепить навык произношения звука [ц];

- умение слышать в звуках, в слогах и в словах, выделять и называть звук;

- упражнять в определении места звука в слове,

- познакомить с буквой «Ц»;

- закреплять у детей навык образования существительных с уменьшительно –ласкательным значением при помощи суффиксов –ец-, иц-, -ц-.

- совершенствовать навык чтения.

- Воспитывать умение самостоятельно выполнять учебную задачу.

- развивать логическое мышление, память, внимание.

Оборудование: картинки со звуком в начале, середине и конце слова, буквы Ц, шарики со слогами, тетради, карандаши, раскраски с буквами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_ts.docx21.78 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ц] и буква Ц»

Задачи:

-продолжать учить детей отгадывать загадки.

- познакомить с согласным, твёрдым звуком [Ц].

- закрепить навык произношения звука [ц];

- умение слышать в звуках, в слогах и в словах, выделять и называть звук;

- упражнять в определении места звука в слове,

- познакомить с буквой «Ц»;

- закреплять у детей навык образования существительных с уменьшительно –ласкательным значением при помощи суффиксов –ец-, иц-, -ц-.

- совершенствовать навык чтения.

- Воспитывать умение самостоятельно выполнять учебную задачу.

- развивать логическое мышление, память, внимание.

Оборудование: картинки со звуком в начале, середине и конце слова, буквы Ц, шарики со слогами, тетради, карандаши, раскраски с буквами.

Ход.

Организационный момент. «Назови слово на заданную букву».

(показываю букву, а дети по очереди называют слово на заданную букву).

Отгадывание загадок.

- А вы любите загадки? Сейчас я вам их загадаю, а вы попытайтесь их отгадать и попробуйте догадаться с каким звуком мы сегодня с вами познакомимся.

 - По горам, по долам ходит шуба да кафтан (Овца);

- Явился в желтой шубке, прощайте две скорлупки (Цыпленок);

- У двух матерей по пять сыновей, одно имя всем (Пальцы);

- Два конца, два кольца, а посередине гвоздик (Ножницы);

- Большой подсолнух в небе, Цветет он много лет, Цветет зимой и летом, А семечек все нет (Солнце);

- Вы догадались о каком звуке сегодня на занятии будет идти речь?

- Правильно, мы сегодня будем изучать звук Ц.

Ц – это имя звука. А каждое имя надо произносить чётко и правильно. Скажите, а что участвует в произношении звука (губы, язык, зубы)

- Произнесите звук Ц(Губы улыбаются, зубы видны и язык за верхними зубами).

Звук Ц гласный или согласный? (согласный) Почему? (он не поётся и во рту появляется преграда зубы и язык).

- Правильно, ребята. Молодцы. А сейчас положите ладошку на горлышко и произнесите звук Ц. Наше горлышко спит или работает? (Горлышко спит).

- Если горлышко спит, значит звук Ц какой(Звук [Ц] глухой).

- А ещё я вам открою секрет, что это т звук всегда твёрдый.

- Итак, звук Ц согласный, твёрдый, глухой.

Игра «Внимательные ушки».

- Ребята, приготовьте свои ладошки. Я буду произносить звуки, слоги, слова. Вы хлопайте в ладоши, когда услышите звук [Ц], слог со звуком [Ц], слово со звуком [Ц].

А, Д, Ц, И, Ц, К, Р, Ц.

Теперь в слогах:   На, Цу, До, Зи, Ац, Цы

В словах:               Цапля, аист, ведро, яйцо, цыплёнок, роза, цветок, буквы, цифры.

Дети встают в круг, логопед бросает мяч ребенку и просит повторить чистоговорки:

Речевая зарядка.

Ац – оц – уц- иц   ца – цо – цу – цы

Ацл – оцл – уцл – ыцл   цва – цво – цву – цвы

Ца-ца-ца – у курицы два яйца

Цо-цо-цо – курица снесла яйцо

Цу-цу-цу – вот идут птенцы к яйцу

Цы-цы-цы – все птенцы молодцы

ца -ца -ца -стоит мальчик у крыльца;
цо - цо -цо - светит солнце нам в лицо;
цу -цу - цу - дали нам по огурцу;
цы -цы -цы -мы помыли огурцы;
ец - ец - ец - вот и съеден огурец, а наш мальчик молодец!

Физ. минутка «Цапля»

Очень трудно так стоять:

Ножку на пол не спускать,

И не падать, не качаться,

За соседа не держаться.

Знакомство с буквой Ц.

- У каждого звука есть буква. У звука Ц, какая буква?

- Ребята, а на что похожа буква Ц(показываю букву)

Вот такая буква Ц :

С коготочком на конце.

Коготок-царапка,

Как кошачья лапка.

Написание буквы Ц в воздухе.

- Сейчас приготовьте указательные пальцы. Мы напишем букву Ц в воздухе.

- А теперь напишите букву Ц на столе.

Чтение слоговых таблиц.

АЦ ЦА АЦА

ОЦ ЦО ОЦО

УЦ ЦУ УЦУ

ЭЦ ЦЭ ЭЦЭ

Игра "Детеныши заблудились".

Дети помогают детенышам животных найти свою маму.

львята - львица, тигрята - тигрица, медвежата - медведица, верблюжата - верблюдица, ослята - ослица, лисята - лисица, волчата - волчица, ягнята - овца, ящерки - ящерица.

Игра с мячом «Скажи ласково»

Дело – дельце

Задание – заданьице

Платье – платьице

Мыло – мыльце

Стихотворение – стихотвореньице

Расписание – расписаньице

Здание – зданьице

Шило – шильце

Зеркало – зеркальце

Одеяло – одеяльце

Масло – маслице

Варенье – вареньице

Печенье – печеньице

Украшение – украшеньице

- Найди букву Ц среди других букв и закрась(задание на отдельных листках)

Определение места звука в слове.

Заяц, огурец, цапля, цыпленок, птица, солнце.

- С каким звуком и буквой сегодня познакомились?

- Какой это звук?

- Как считаете, вы сегодня все справились? А кому было сложно?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте "Звуки [ф], [ф\']. Буква Ф"

Задачи:·         Закрепить правильное произношение звуков [ф, ф'].·         Продолжать учить выделять ...

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [Ф], [Ф’]. Буква Фф»

Конспект занятия по обучению  грамоте в подготовительной группе «Звуки [Ф], [Ф’]. Буква Фф»...

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [О] и буква О» в подготовительной группе

Цель: Познакомить со звуком [о], буквами «О», «о». Развивать навыки фонематического анализа (умение выделять заданный звук в слове в разных позициях и находить его среди других...

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [О] и буква О» в подготовительной группе

Цель: Познакомить со звуком [о], буквами «О», «о». Развивать навыки фонематического анализа (умение выделять заданный звук в слове в разных позициях и находить его среди других...

Конспект занятия по обучению грамоте "Звук Щ и буква Щ"

Конспект занятия по обучению грамоте звук и буква Щ...

Конспект занятия по обучению грамоте "Звук Ч и буква Ч"

Конспект занятия по обучению грамоте звук и буква Ч...