Диагностика уровня речевого развития детей старшей группы
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) на тему
Диагностический материал включает методику по двум аспектам речевого развития детей: лексики и грамматического строя речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagn_4_office_word_2.docx | 15.96 КБ |
Предварительный просмотр:
ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
ТЕМА: Исследование лексики и грамматического строя речи
СТАРШАЯ ГРУППА
1.Составление и называние целого предмета из его частей.
Назови по картинкам части тела: голова, ноги, руки, нос, грудь, живот, шея и др.
Назови по картинкам части одежды: рукав, воротник, пуговица.
Назови по картинкам части предметов мебели: спинка, ножка, сиденье.
Назови по картинкам части автомобиля: дверца, колеса, руль, кабина.
Цель: Развитие высших психических функции мышления – внимания, анализ и синтез частей и целого.
Материал: предметные картинки
Критерии: ребенок правильно называет и показывает части целого – 3 балла
допускает 1 – 2 ошибки – 2 балла
допускает 3 и более ошибки – 1 балл
2. Назови, какой формы предметы: круглый, овальный, треугольный, квадратный, прямоугольный и т.д.
Цель: умение согласовывать прилагательные с существительными в единственном числе.
Материал: предметные картинки
Критерии: ребенок правильно формы предметов – 3 балла
допускает одну ошибку – 2 балла
допускает 2 ошибки – 1 балл
3. Много чего? Шар – шаров, стол - …, дом - …, береза - …, чашка - …, книга - …, дерево - …, лист - …, стул - …, мяч - …, ключ - …, карандаш…
Цель: Выявить умение употреблять существительные в форме родительного падежа
множественного числа.
Материал: картинки с изображением названных предметов
Критерии: ребенок правильно называет и показывает предметы – 3 балла
допускает одну ошибку – 2 балла
допускает 2 ошибки – 1 балл
4. Как назвать маленький предмет? Стол, мяч, дом, кровать, береза, кукла, ложка, шкаф, миска.
Цель: Знание и умение употреблять существительные с уменьшительно – ласкательными
суффиксами.
Материал: предметные картинки
Критерии: ребенок правильно назвал все предметы – 3 балла
допускает одну ошибку – 2 балла
допускает 2 ошибки – 1 балл
5. Назови, чьи это предметы. Хвост зайца – …
Лапа медведя - …
Шерсть волка - …
Цель: Умение образовывать притяжательных прилагательных от существительных.
/Чей? Чья? /
Материал: картинки
Критерии: ребенок правильно называет – 3 балла
допускает одну ошибку – 2 балла
допускает 2 ошибки – 1 балл
6.Закончи предложение:
Мы поехали в зоопарк /на чем?/ (метро)
Моя сестра учится играть /на чем?/ (на пианино)
Цель: Умение пользоваться несклоняемыми существительными.
Материал: предметные картинки
Критерии: ребенок правильно заканчивает предложение – 3 балла
допускает одну ошибку – 2 балла
допускает 2 ошибки – 1 балл
7.Найди, покажи и расскажи. Где мама – белка и ее бельчата.
Цель: Понимание предложно – падежных конструкций с предлогами: В, НА, ЗА, ПОД.
Материал: картинки
Критерии: ребенок правильно образовывает существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами – 3 балла
допускает одну ошибку – 2 балла
допускает 2 ошибки – 1 балл
8.Посмотри внимательно на картинки. Назови профессии тех, кто на ней изображен.
Цель: выявить знания детей о труде взрослых.
Материал: картинки с изображением строителя, продавца, учителя.
Критерии: ребенок правильно образовывает существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами – 3 балла
допускает одну ошибку – 2 балла
допускает 2 ошибки – 1 балл
9.Расскажи, где находится котенок.
Цель: Понимание предложно – падежных конструкций с предлогами: В, НА, ЗА, ПОД.
Материал: картинки
Критерии: ребенок правильно понимает значение предлогов : В, НА, ЗА, ПОД – 3 балла
допускает одну ошибку – 2 балла
допускает 2 ошибки – 1 балл
10. Закончи предложение: Один дом, два …
Одна кукла, две …
Один шар, два …
Один жук, два …
Цель: умение детьми согласовывать существительные с числительными.
Материал: предметные картинки
Критерии: ребенок правильно – 3 балла
допускает одну ошибку – 2 балла
допускает 2 ошибки – 1 балл
Инструкция к проведению:
Перед каждым заданием на стол выкладывается набор картинок подобранный к данному вопросу.
1. Перед ребенком кладут карточки с изображением целого предмета и отдельных фрагментов, ребенку предлагается подобрать и назвать части к целому.
2. Перед ребенком кладут поочередно карточки с изображением различных предметов и предлагают назвать части из которых состоит .
3. Перед ребенком кладут поочередно карточки с изображением различных предметов и предлагают ответить на вопрос.
4. Ребенку предлагается рассмотреть карточки и назвать изображенные на них предметы ласково.
5.Перед ребенком кладут карточки с изображением животных и частей тела , и предлагают назвать чьи это части .
6.Предложить ребенку закончить предложение.
7.Перед ребенком кладут карточки с изображением белки и бельчат, просят ребенка сказать, куда спрятались бельчата от мамы белки.
8.Попросить ребенка перечислить профессии на карточках и ответить на вопрос «Кто чем, занимается?»
9.Перед ребенком кладут карточки, просят ребенка рассказать, где находится котенок.
10.Предложить ребенку закончить предложение по картинке.
Итоговая оценка:
24 – 30 баллов – высокий уровень
14 – 23 баллов - средний уровень
13 и менее баллов – низкий уровень
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детская журналистика как средство повышения уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста
Проблема развития диалогической речи остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение я...
Диагностика уровней артистического развития детей средней группы
Диагностика артистического развития...
диагностика уровня речевого развития детей II мл. группы
Диагностический материал включает методику по двум аспектам речевого развития детей: лексики, грамматического строя речи....
Диагностика уровня речевого развития детей средней группы
Диагностический материал включает методику по двум аспектам речевого развития детей: лексики и грамматического строя речи....
Диагностика уровня речевого развития детей подготовительной группы
Диагностический материал включает методику по двум аспектам речевого развития детей: лексики и грамматического строя речи....
Использование приемов мнемотехники для повышения уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Описан опыт работы с мнемотаблицами по развитию связной речи у детей с ТНР...
Детская журналистика, как средство повышения уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста
Детская журналистика, как средство повышения уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста...