Занятие по развитию речи в старшей группе "Воробьишко" М. Горького
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Дарья Дмитриевна Крюкова

ФИО  

 Крюкова Дарья Дмитриевна

Образовательная область

«Речевое развитие»

Возрастная группа

Средняя группа (5-6 лет)

Тема познавательного занятия

«Воробьишко» М. Горького

Цель

Заполнение страницы читательского дневника по сказке «Воробьишко» М. Горького в процессе речевого занятия

Задачи:

 

образовательная

Ознакомиться с произведением «Воробьишко М. Горького в ходе художественной литературы

Узнать и называть качества главного героя(воробьишко)в ходе чтения художественной литературы

развивающая

Подбирать нужные качества героя(воробьищко) в ходе дидактической игры

воспитательная

Соблюдать правила в ходе дидактической игры и при заполнении страницы читательского дневника

Дополнительная задача

Дидактическая задача: Подбирать в процессе нужные качества героя (воробьишко) дидактической игры;  

Игровая задача: Быстрее и правильнее соперника выполнить задание

Словарная работа

Чин, прочь, чушь

Планируемый результат занятия

Дети заполнили страницу читательского дневника по «Воробьишко» М. Горького в процессе речевого занятия; ознакомились с произведением «Воробьишко» М. Горького и подобрали нужные качества героя, договаривались с партнером в ходе дидактической игры и при заполнении страницы читательского дневника

Материалы и оборудование

Smart-доска; ноутбук; дидактическая игра «Подбери качество»; хрестоматия с сказкой «Воробьишко» М. Горького

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_razvitiyu_rechi_dlya_detey_5-6_let.docx28.88 КБ

Предварительный просмотр:

Визитка

ФИО  

 Крюкова Дарья Дмитриевна

Образовательная область

«Речевое развитие»

Возрастная группа

Средняя группа (5-6 лет)

Тема познавательного занятия

«Воробьишко» М. Горького

Цель

Заполнение страницы читательского дневника по сказке «Воробьишко» М. Горького в процессе речевого занятия

Задачи:

образовательная

Ознакомиться с произведением «Воробьишко М. Горького в ходе художественной литературы

Узнать и называть качества главного героя(воробьишко)в ходе чтения художественной литературы

развивающая

Подбирать нужные качества героя(воробьищко) в ходе дидактической игры

воспитательная

Соблюдать правила в ходе дидактической игры и при заполнении страницы читательского дневника

Дополнительная задача

Дидактическая задача: Подбирать в процессе нужные качества героя (воробьишко) дидактической игры;  

Игровая задача: Быстрее и правильнее соперника выполнить задание

Словарная работа

Чин, прочь, чушь

Планируемый результат занятия

Дети заполнили страницу читательского дневника по «Воробьишко» М. Горького в процессе речевого занятия; ознакомились с произведением «Воробьишко» М. Горького и подобрали нужные качества героя, договаривались с партнером в ходе дидактической игры и при заполнении страницы читательского дневника

Материалы и оборудование

Smart-доска; ноутбук; дидактическая игра «Подбери качество»; хрестоматия с сказкой «Воробьишко» М. Горького


Технологическая карта

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы и приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемый результат

1.

Организационно - мотивационный   этап

Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме занятия

- Дети, послушайте внимательно, и угадайте загадку:

В них живут рассказы, сказки,

Комиксы, стихи, раскраски.

Все девчонки и мальчишки

Любят их. Ведь это… (Книжки)

- Вы абсолютно правы, сегодня мы с вами будем говорить о книге.

Загадывание загадки

Групповая форма

Дети слушают педагога, отгадывают загадку

У детей сформировался интерес к теме занятия

2.

Основной этап

2.1

Этап постановки проблемы

Создание проблемной ситуации, формулировка задач в доступной для детей форме

- Сегодня мне прислали письмо, хотите послушать его? (Ответы детей)

Педагог читает детям письмо, где помощи просит журналист. Когда я оформлял читательский дневник, что бы его уже сдать, я обнаружил, что последняя страница, с  характеристикой героев сказки была заполнена, но я этого не делал.  Если там будет допущена ошибка, то меня могут уволить с работы, а времени чтобы проверять и исправлять у меня совсем нет. Пожалуйста помогите мне.

- Дети, журналист отправил мне эту самую книгу. Ее название «Воробьишко» Вам известна такая сказка? (Ответы детей)

- Верно, мы ее уже читали. Журналист прислал страницу читательского дневника, на нем изображен главный герой книги - воробьишко. Посмотрите внимательно, действительно ли тут что-то напутано? (Сабрина говорит нет, Оля спорит с ней)

- Так, давайте же тогда вспомним и поможем журналисту? Что же нам для этого надо сделать? (Предположения детей)

Проблемный вопрос: как помочь журналисту  правильно подобрать качества героя книги?

- Только подумайте, как много у нас вариантов, но какой же из них вернее? Давайте разбираться!

Сюрпризный момент (письмо)

Вопросы детям

Постановка проблемного вопроса

Групповая форма

Дети отвечают на вопросы, ставят проблемную ситуацию и выдвигают гипотезу

Дети создали проблемную ситуацию, сформулировали задачи занятия

2.2

Этап ознакомления с материалом

Ознакомление с литературным произведением «Воробьишко» М.Горького

- Дети, сейчас мы вспомним про автора «Воробьишко» - писателя Максима Горького, Он писал очень много книг, особенно сказок для детей, потому что очень любил их.

- Сейчас вы услышите историю.

Маленький воробей Пудик недавно родился.

Он был любознательным и постоянно спрашивал, что и почему.

Мама терпеливо объясняла ему, но Пудик не верил.

Он думал, что сам всё знает.

Однажды Пудик увидел человека и развеселился.

Он не верил, что у человека нет крыльев, и думал, что их просто оборвали.

Он стал насмехаться над человеком и вывалился из гнезда.

К нему бросилась кошка, но мама встала на защиту Пудика.

От страха Пудик сумел взлететь, а кошка выдрала у мамы хвост.

Но всё закончилось благополучно.

- Мне нравится сказка Максима Горького «Воробьишко» тем, что она очень поучительная и учит нас быть послушными!

- Дети, сядьте, пожалуйста, удобнее, выпрямите спинку, приготовьтесь внимательно слушать.

Выразительное чтение отрывка сказки «Воробьишко» М. Горького

О ком говорится в рассказе? (о воробьишке (пудике), его маме, папе, кошке)

- Какие качества для пудика вы можете подобрать?(глупый,самоуверенный, любопытный, наивный, непослушный) 

-Что с ним произошло? («Он сидел на самом краю гнезда и во все горло распевал стихи. Пел, пел, да и вывалился из гнезда».)

-Кто спас воробьишку?  (воробьишку спасла мама)

-Какая она? (любящая, смелая, храбрая, отважная.)

-Почему так произошло с воробьишкой? (потому что он не слушал маму)

- В сказке нам встретились такие слова, как «чин», «прочь», «чушь».

– Что означают слова «чин», «прочь», «чушь»? (Ответы детей)

Чин-это должность или звание государственного служащего. От этого слова произошло слово чиновник.

Прочь–отойти от кого ни будь, в сторону, дальше от кого-чего-нибудь.

Чушь, чепуха – ерунда, нелепость (значит кто-то говорит неправду)

- А теперь проверим, как внимательно вы слушали сказку. Я вам прочитаю песенку воробьшки, а вы будете добавлять предложение одним словом. Хорошо?

Игровое упражнение «Закончи предложение»

Эх, бескрылый человек,

У тебя две ножки,

Хоть и очень ты велик,

Едят тебя мошки!

А я маленький совсем,

Зато сам мошек ем. 

- Какой же момент вам понравился больше всего? (Ответы детей)

- Хотите послушать его еще раз? (Педагог повторно прочитывает понравившийся фрагмент сказки)

- Молодцы, ребята, вы очень внимательно слушали сказку и отвечали на все вопросы. Посмотрите, на нашей доске два игровых поля и качества героя, эта игра поможет нам, в дальнейшем, когда будем заполнять страницу читательского дневника.

- Но, перед тем, как начать нашу работу, мы немного разомнемся:

Раз, два, три, четыре, пять –

Все умеем мы считать.

Раз! Подняться потянуться.

Два! Согнуться, разогнуться.

Три! В ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире.

Пять - руками помахать.

Беседа

Выразительное чтение произведение педагогом

Вопросы детям

Толкование слов

Игровое упражнение «Закончи предложение»

Повторное чтение

Упражнение (физминтука)

Групповая форма

Дети слушают педагога, читают сказку, отвечают на вопросы, делают физминутку

Дети ознакомились с литературным произведением «Воробьишко» М. Горького

2.3

Этап практического решения проблемы

Освоение путей и способов решения поставленной проблемы

- Для того, чтобы успешно справиться с заданием, вам нужно соблюдать следующие действия и правила. 1. Вам необходимо вспомнить сказку; 2. Найти нужные качества героя; 3. Соотнести их к персонажу.

- А чтобы победить в этой игре, вам нужно играть на своем игровом поле, во время игры не мешать друг другу, а кто быстрее и правильнее справится с заданием, тот и будет считаться победителями. Победитель первым начнет заполнять страницу читательского дневника. Но помните про технику безопасности - руки сухие, стоим на расстоянии вытянутой руки.

Проводится дидактическая игра на ИКТ.

- Дети, посмотрите внимательно, все ли верно подобрали качества? За отличную работу я даю вам такие фишки. А кто оказался быстрее? (Ответы детей)

- Я согласна, что Сабрина выполнила задание быстрее и правильнее, она получает еще одну фишку и первая будет заполнять страницу.

- Дети, на смарт-доске страница читательского дневника. Сабрина, заполни первую ячейку нашего дневника - первое качество нашего воробьишки.

Дети в парах заполняют страницу, педагог проводит индивидуальную работу.

Дидактическая игра

Объяснение правил и действий

Заполнение страницы дневника

Групповая форма

Дети играют в игру, заполняют страницу

Дети освоили пути и способы решения поставленной проблемы

3.

Заключительный этап

Подведение итогов и обобщение полученного опыта

- Только посмотрите, какая полезная страница читательского дневника у нас получилась.

- Теперь отвернитесь от смарт-доски, пусть наши глазки немного отдохнут

- давайте подними глазками вверх и поищем воробышка.

Влево, вправо поискали.

Вниз теперь глазки, нет ли кошки на земле.

- Какая проблема перед нами возникла в начале?

- Что мы делали, чтобы ее решить? (заполняли страницу дневника) 

-У всех ли получилось? (да)

- Сегодня вы большие молодцы!

Беседа

Поощрение

Групповая форма

Дети, отвечая на вопросы педагога, подводят итоги деятельности

Дети подвели итоги и обобщили полученный опыт


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре»

Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре»Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре»Занятие по...

Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре»

Занятие по развитию речи в старшей группе для формирования у детей умения осмысленно работать над собственным произношением, развивая интонационную выразительность речи....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...