Конспект НОД с использованием ТРИЗ - технологии Образовательная область: Речевое развитие Тема: «Рассматривание картины «Собака со щенятами». Старшая группа
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цель: Развитие речевых навыков детей, мыслительных действий, творческого воображения.
Программные задачи:
Образовательные:
-продолжать закреплять у детей умение составлять рассказы по мотивам содержания картины;
-продолжать закреплять умение внимательно рассматривать картину, перечислять изображённые объекты;
- закреплять умение классифицировать объекты по заданным признакам;
- продолжать упражнять детей в умении объединять объекты в группы по разным основаниям;
- продолжать учить детей представлять возможные запахи и передавать свои представления в речи;
- продолжать учить детей ориентироваться на плоскости картины;
Развивающие:
- продолжать развивать внимание, память, сообразительность детей;
- продолжать развивать творческие способности детей в связной речи.
Воспитательные:
-продолжать воспитывать у детей умение внимательно выслушивать товарища, не перебивая его.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_s_roditelyami_sobaka_so_shchenyatami.docx | 25.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение № 7
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа рабочего посёлка (поселка городского типа) Ерофей Павлович (группы дошкольного образования)
Конспект НОД с использованием ТРИЗ - технологии
Образовательная область: Речевое развитие
Тема: «Рассматривание картины «Собака со щенятами».
Старшая группа
Воспитатель: Плетнева И.С.
п.г.т. Ерофей Павлович
2017 год.
Цель: Развитие речевых навыков детей, мыслительных действий, творческого воображения.
Программные задачи:
Образовательные:
-продолжать закреплять у детей умение составлять рассказы по мотивам содержания картины;
-продолжать закреплять умение внимательно рассматривать картину, перечислять изображённые объекты;
- закреплять умение классифицировать объекты по заданным признакам;
- продолжать упражнять детей в умении объединять объекты в группы по разным основаниям;
- продолжать учить детей представлять возможные запахи и передавать свои представления в речи;
- продолжать учить детей ориентироваться на плоскости картины;
Развивающие:
- продолжать развивать внимание, память, сообразительность детей;
- продолжать развивать творческие способности детей в связной речи.
Воспитательные:
-продолжать воспитывать у детей умение внимательно выслушивать товарища, не перебивая его.
Наглядность и материал: Музыкальный центр, визуальные изображения «Волшебников», схематические изображения объектов на картине, эмблемы этапов.
Планируемые результаты: дети покажут достаточный уровень самостоятельности при выполнении практических заданий.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».
Форма проведения: игровая, коммуникативная.
Словарная работа: активизировать в речи детей слова-признаки предметов, свойства предметов (прилагательные), действия (глаголы).
Ход непосредственно образовательной деятельности
Собрались ребята в круг.
Я твой друг и ты мой друг,
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: Ребята, посмотрите к нам пришли гости, они посмотрят, как мы с вами будем играть, давайте дружно поприветствуем их.
Ребята, вы обратили внимание, что у нас в группе появилась новая картина, а ведь эту картину принесли нам волшебники. Давайте с ней поиграем.
1 этап: "Определение состава картины".
1. Перечисление объектов на картине:
Воспитатель: Ребята пришёл Волшебник Деления и предлагает поиграть в игру «Кто самый внимательный». Посмотрите на картину с помощью волшебных «подзорных труб». Какие объекты вы видите? (собака (давайте её назовём), щенки, бабочка, птички, ошейник, будка, трава, цветы, дерево, небо, земля, тарелка)
Воспитатель: Кто ещё что видит?
2. Моделирование объектов
По мере называния объектов, воспитатель выставляет на доске их схематические изображения.
Воспитатель: Ребята, что мы сейчас делали?
Дети: Играли в игру «Кто самый внимательный».
Воспитатель: Молодцы ребята, вы все внимательны. Вот эмблема этой игры и ее правило: «Смотрю на картину и называю предметы, изображенные на ней».
2 этап: "Установление взаимосвязей между объектами на картине".
1. Выделение двух объектов на картине.
2. Обоснование связей между ними.
Воспитатель: Ребята пришёл Волшебник Объединения. Волшебник этот молчаливый и мы должны ему помочь – объяснить связи между объектами. Что с чем связано и почему?
Вот например собака с щенятами связаны между собой: собака мама щенят она за ними ухаживает и кормит. Что с чем связано и почему?
3. Объединение названных объектов стрелками
По мере называния связей между объектами, воспитатель чертит линии – соединения.
Воспитатель: Молодцы ребята. Вот эмблема этой игры и ее правило: «Один предмет связан с другим, потому что…».
3 этап: "Составление сравнений, загадок и метафор по картине".
Загадки.
1. Выбор объекта на картине
Воспитатель: Давайте составим загадку о собаке.
2. Выбор модели загадки («Свойства и качества», «Действия», «Части», «Часть и их количество»).
3. Подбор характеристик и сравнение с другими объектами.
Воспитатель: Собака какая?
- мягкая, пушистая, быстро бегает, охраняет дом;
Мягкая, как что, кто? (перина, шарфик и др.)
Пушистая, как что, кто? (белка, пух и др.)
Быстро бегает, как кто? (как заяц и др.)
Охраняет дом, как что? (как замок и т. д.)
4. Выбор наиболее удачных сравнений.
5. Связка сравнений в единый текст загадки с помощью речевых оборотов: «как», «но не».
6. Выразительное чтение загадки.
Загадка: Пушистая, но не шарфик,
Быстро бегает, но не заяц,
Охраняет дом, но не замок.
Воспитатель: Молодцы ребята. Вот эмблема этой игры и ее правило: «Я смотрю на объект и могу составить загадку».
4 этап: "Описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств"
1. Предложить «войти» в картину.
Воспитатель: Закройте на секунду глаза, и представьте, что вы находитесь в этой картине.
2. Выбрать орган чувств, который помогает «путешествовать» по картине.
3. Сделать речевую зарисовку возможных ощущений.
Волшебник «Я только слышу».
Воспитатель: Что мы слышим? (птички поют, щенок лает,т. д.);
Волшебник «Я чувствую запах».
Воспитатель: Чем пахнет на этой картине? (деревом, свежестью и др.);
Волшебник «Я ощущаю лицом и руками».
Воспитатель: Что на этой картине мы можем потрогать руками и ощутить лицом? (дерево – шероховатое, теплое; собака – мягкая, лохматая, теплая; ветер дует в лицо и т. д.)
Воспитатель: Молодцы ребята. Вот эмблема этой игры и ее правило: «Я смотрю на объект и представляю, чем он может пахнуть, какие издает звуки и какой он на ощупь».
6 этап: «Описание местонахождения объектов на картине».
1. Выбрать объект на картине и описать его местонахождение на плоскости.
Объект – бабочка.
2. Данный объект описать с точки зрения расположения других объектов по отношению к нему:
а) с позиции постороннего наблюдателя;
На картине бабочка. Она изображена выше центральной части, ближе к правой его стороне. Игра «Ожившая картина»: объект оживает и находит себе место на сцене (на ковре) или «Да-нет».
б) в роли самого объекта;
«Я – бабочка .Я летаю. Рядом лежит собака, чуть подальше – щенок.»
Объект - щенок
а) Щенок находиться в левой центральной части картины.
Воспитатель: Молодцы ребята. Вот эмблема этой игры и ее правило: «У каждого объекта есть свое место на картине».
Музыкальная физминутка
Во дворе щенок играл,
Прыгал, бегал и считал:
Один – прыжок и два кивка,
Два – направо голова,
Три – налево поворот
И помчался до ворот.
А потом вздохнул и сел:
Он устал и присмирел.
(Повторяется два раза).
Дети стоят возле картины.
7 этап: "Составление рассказов от лица разных объектов".
1. Выбрать объект (героя) на картине.
Объект – цветочек.
2. Определить его эмоциональное состояние, настроение или черту характера.
«цветочек – воображала».
3. Войти в образ героя.
4. Описать восприятие изображенного на картине с точки зрения выбранного объекта с заданной эмоциональной характеристикой.
Воспитатель: Молодцы ребята. Вот эмблема этой игры и ее правило: «Я превращаюсь в героя, изображенного на картине, и у меня … характер».
Игра «Перемещение во времени»
Воспитатель: Ребята, какое время года изображено на картине? Почему?
Дети: Лето, потому что цветы цветут, и т.д…
Воспитатель: Картина, которую нам подарили волшебники, называется «Собака со щенятами » Как вы думаете, почему она так называется?
Итоговое рассказывание детей
Воспитатель: Ребята, а теперь волшебники ждут от вас интересный рассказ по картине «Собака со щенятами ».
Давайте расскажем им все, что увидели и узнали. А я запишу ваши рассказы вот в эту книгу.
Воспитатель: Молодцы ребята, все ваши рассказы я записала в книгу, а сейчас я зачитаю то, что у нас получилось и наш рассказ мы подарим волшебникам.
Совместно с родителями нарисовать рисунки по картине к книжке…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по образовательной области "Речевое развитие" Рассматривание картины "Подрастают цыплята"
При рассматривании картины педагог обращает внимание на вопросы по содержанию картины, лаконичность рассказа. Цель: практическое овладение воспитанниками нормами речи, развитие интереса к расссматрива...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» по теме: «Составим сказку» в старшей группе.
Конспект непрерывной образовательной деятельности Возрастная группа: старшаяТема комплексно-тематического планирования: «Красота в искусстве и в жизни»Тема НОД: «Составлен...
Конспект непосредственно образовательного процесса по образовательной области "Речевое развитие". Рассматривание сюжетной картины "Зимние забавы" 2 группа раннего возраста
Конспект непосредственно образовательного процесса по образовательной области "Речевое развитие". Рассматривание сюжетной картины "Зимние забавы" 2 группа раннего возраста...
Конспект итогового интегрированного занятия по образовательным областям «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (рисование) в старшей группе на тему: «По дорожкам радуги в подготовительную группу»
Цель: обобщение и закрепление знания у детей старшей группы.Образовательные:1.закреплять характерные признаки времен года, названий месяцев, дней недели.2.упр...
План-конспект индивидуального интегрированного занятия по образовательным областям «Речевое развитие», «Художественно - эстетическое развитие» с ребёнком подготовительной группы. Тема: « Заучивание стихотворения М.Ю. Лермонтова «Парус».
Цель: Помочь правильно воспринимать содержание произведения, формировать художественный образ речи, выучить стихотворение наизусть с помощью дидактического пособия « Книга «Парус» М....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» /подготовка к обучению грамоте/ для детей группы общеразвивающей направленности от 5 до 6-ти лет «Звуковой анализ слова «замок»
Программное содержание:Обучающие задачи:продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова;закреплять знание о гласных, твердых и мягких согласных звуках;продолжать учить детей различать удар...
Конспект занятия по развитию речи "Рассматривание картины "Собака со щенятами" средняя группа
Учить детей описывать картину в определенной последовательности, называть картину. Учить составлять короткий рассказ на тему из личного опыта (по аналогии с содержанием картины)....