Конспект занятия по развитию речи "Рассматривание картины "Собака со щенятами" средняя группа
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Черёмухина Светлана Юрьевна

Учить детей описывать картину в определенной последовательности, называть картину. Учить составлять короткий рассказ на тему из личного опыта (по аналогии с содержанием картины).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyati_sobaka_so_shchenyatami.docx55.65 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

  1. Организационная информация

1.1

Доминирующая

образовательная область

Речевая образовательная область

1.2

Виды деятельности

 детей

Игровая

Коммуникативная

Познавательно-исследовательская

Творческая активность

Двигательная активность 

Продуктивная

Музыкально – художественная

Трудовая

  1. Методическая информация

2.1

Тема занятия

Рассказывание по картине «Собака со щенятами» Чтение стихов о поздней осени.

2.2

Методы и приемы

реализации содержания

занятия

Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: проблемные вопросы; создание игровой ситуации.                                                        Приемы активизации деятельности детей в процессе занятия: сюрпризный момент; создание ситуации способствующей проявлению творческих способностей детей; дидактическая игра; подвижная игра; создание положительного эмоционального фона.                                              Приемы организации практической деятельности детей: рассматривание, игра; обследование; организация продуктивной деятельности детей.

Приемы поддержания интереса у детей: игровая ситуация, упражнения направленные на развитие внимания, имитирующие упражнения.

Приемы оценки и самооценки: совместная оценка занятия.

2.3

Возрастная группа

Группа общеразвивающей направленности детей 4-5 лет

2.4

Цель:

Научить детей составлять рассказ по картине.

2.5

Задачи:

Образовательные: Учить детей описывать картину в определенной последовательности, называть картину. Учить составлять короткий рассказ на тему из личного опыта (по аналогии с содержанием картины). 

Развивающие: Развивать связную речь. Воспитательные:  Воспитывать бережное отношение к животным. 

2.6

Планируемые

результаты

 Способен описывать картину в определенной последовательности, называть картину.                                       Способен составить короткий рассказ на тему из личного опыта.                                                                                               Развита связная речь.                                                      

2.7

Организация РППС

для проведения занятия

Материалыраскраски с изображением собаки, цветные карандаши.

 Оборудование: картина «Собаки с щенятами», мяч, материал с использованием ИКТ, музыка.

2.8

Обогащение словаря

Конура, будка,

2.9

Подготовка

к образовательной

деятельности

на занятии в

предшествующие

режимные моменты

беседы о домашних животных и их детенышах.

Чтение художественной литературы, беседы по содержанию.

Рассматривание сюжетных и предметных картинок по теме «Домашние животные.

Разучивание пальчиковых игр, физкультурных минуток. 

  1. Конспект занятия

3.1

Вводная часть

3.1.1

Введение в тему

(создание проблемной ситуации)

Звучит песня О.Газманова «Люси». Воспитатель привлекает детей.

- Ребята, слышите музыка звучит?

- Послушайте, о ком эта песня? /о собаке, которая потерялась/

3.1.2

Мотивация деятельности детей

- Ребята, однажды летом я гуляла по улице и услышала рядом с собой шорох, я посмотрела и увидела рядом с собой….А кого я увидела отгадайте загадку:                                         Кто у дверей встречает нас,                                                                     В тишине весь день, проспав                                                                 И от счастья начинает                                                            Громко лаять: «Гав-гав-гав!»?  (Собака)

- Как вы догадались, что это собака?

Дети обосновывают ответ

- Есть еще загадка. Вы мне поможете ее загадать (ребята договаривают последнее слово в предложении)

 Жил-был маленький ЩЕНОК
Он подрос, однако,
И теперь он не щенок -
Взрослая ... (собака).

- Собака, это какое животное? / домашнее животное/. Собаки – очень интересные животные.

3.1.3.

Целеполагание

Воспитатель: Ребята, слышите, кто-то лает у дверей? Давайте посмотрим, кто бы это мог быть. /достаёт из-за двери игрушку собаки/.

3.2.

Основная часть:

3.2.1

Актуализация ранее

приобретенных знаний

Игрушка Собака: Здравствуйте, дети! Я думал, вы меня не услышите. Я потерялся. И где моя семья, я не знаю.                 Воспитатель: Грустно, конечно. Ребята, чем мы можем помочь Собачке? (найти семью, отвести её домой и др.). ----Мы найдём твою семью. Посмотри наш фильм о собаках. Может быть, среди них ты найдёшь свою семью.        

           Видео-презентация "Собаки - наши друзья" 

Собака: Нет. Среди них нет моей семьи. /скулит/              Воспитатель: Собачка, не расстраивайся!  Посмотри на нашу картину. Может быть, это и есть твоя семья.

/ Воспитатель выставляет картину «Собака со щенятами». / 

Воспитатель: Сегодня мы с вами будем учиться составлять рассказ по этой картине.  Но сначала мы должны придумать название для этой картины. (Индивидуальные ответы. Воспитатель выслушивает детей, корректирует их ответы, объясняет, что название картины не должно быть очень длинным. Названия: «Собака и ее щеночки», «Собачий двор», «Про собачек» и т.п.)

Воспитатель: Мне нравится название «Собака со щенятами».                                                                                        Воспитатель: Погладьте нашу собаку, что вы чувствуете?                                                                                            Дети: Она мягкая, лохматая, теплая.                                           Воспитатель: Для того чтобы рассказ по картине получился интересный, без повторов, надо вначале рассказать все о собаке, потом – все о щенятах и, наконец, описать сам двор. Итак, внимание на собаку.                                        -Кого вы видите на этой картине? (Собаку и щенков)

Воспитатель: Собака какая?

 Дети: большая, пушистая, добрая

- Что делает собака? (лежит)

 - Щенки какие? (маленькие)

- Что делают щенята? (один щенок сидит около мамы-собаки, другой –стоит и смотрит на воробьев)

- Какой щенок вам нравится больше? Расскажите о нем. (Этот щенок коричневый. У него черные ушки, черная мордочка, и блестящие черные глазки, лапы у щенка белые).

-Расскажите о другом щенке, какой он? (Этот щенок коричневый. У него коричневые ушки, белая мордочка и белые лапки, хвостик у щенка коричневый с белым кончиком).

- Мама – собака большая, а щенки (маленькие)

- Куда смотрят собака и щенки? (на воробьев)

 - Что в лапах у собаки? (кость)

- Как вы думаете, есть хозяин у собаки со щенками? Как вы догадались, что хозяин есть? Как он заботится о собаке? -Почему собаку называют домашним животнымГде живут собаки? (в будке). Да, хозяин заботится о собаке со щенятами.

Воспитатель: А сейчас я проверю, какие вы внимательные. Ещё раз внимательно посмотрите на картину. Постарайтесь запомнить всё, что изображено на ней, затем я закрою, а вы должны будете ответить на мои вопросы.                                                                                        Игровое упражнение «Самый внимательный»                         -Сколько щенков на картине?                                                           - Кто сидит на миске с едой?  Сколько их?                                                  - Что делает Собака-мама?                                                                          - На кого смотрит Собака-мама?

Воспитатель: Сейчас я составлю рассказ по этой картине, а вы внимательно слушайте и запоминайте:                                                                         «На картине изображена собака со щенятами. Собака большая, лохматая, с коричневыми пятнами. У нее два щенка. Щенки маленькие, смешные, пушистые. Собака и щенки смотрят на воробьев, которые прилетели к миске с едой. Еду собакам принес хозяин. Воробьи не улетают, потому что не боятся собаки и щенков. Мне картина понравилась».                                                                                                                           - Ребята, а теперь придумайте свой рассказ по этой картине. А наша Собачка (игрушечная) послушает. В своем рассказе не забывайте использовать слова, которые вы говорили о щенках.              

(3-4 рассказа составленные детьми.   В случае необходимости воспитатель помогает, подсказывает начало предложения).

– Молодцы, у вас получились интересные рассказы.

 Сейчас я предлагаю вам немножко отдохнуть и поиграть в игру с мячом «Продолжи предложение».

          Игра с мячом «Продолжи предложение»

У собаки лапы – у щенка … лапки

У собаки глаза – у щенка … глазки

У собаки морда – у щенка … мордочка

У собаки хвост – у щенка … хвостик

У собаки когти – у щенка … коготки

У собаки зубы – у щенка … зубки

У собаки уши – у щенка … ушки

У собаки нос – у щенка … носик

У собаки спина – у щенка … спинка.

                                                                                                                   

3.2.2

Добывание

(сообщение и принятие)

нового знания

– Ребята, посмотрите еще раз на картину «Собака со щенятами» и скажите, как надо относиться к домашним животным?                                                                                                – У кого из вас есть дома собака?                                                                                            – Как вы к ней относитесь?

3.2.3

Самостоятельная/

продуктивная  деятельность детей по закреплению нового знания

Собачка: /радостно/ Ребята, я нашёл свою семью! Это моя мама. Это мой хозяин. Это моя будка. Спасибо вам!

Ребята, а еще я принёс маленький сюрприз – раскраски с моим изображением. В свободное время вы их раскрасите. А я побежал к соей семье. (убегает)

/Звучит музыка О. Газманова «Люси», дети раскрашивают раскраски/

3.3.

Заключительная часть

3.3.1

Рефлексия (анализ и самоанализ

деятельности детей)

- Хорошо,  давайте вспомним,  чем мы сегодня занимались? (помогали собачке найти свою семью, составляли рассказ по картине).                                                                              Чей рассказ вам больше всего понравился?                             - Молодцы, вы все сегодня хорошо занимались. Спасибо вам за занятие! Мне, очень приятно было с вами поиграть, а так же услышать ваши прекрасные рассказы. 

3.4.

Дальнейшая разработка темы

3.4.1

Указывается мероприятие

(экскурсия, выставка и т.д.), вид деятельности (чтение, художественно-творческая и т.п.)

Беседа о жизни собак, о их разных порлолах.  

рассматривание иллюстраций на тему «Домашние животные»,

Стихотворения о животных С.Михалкова «Трезор», 

Р.Сефа «Кто любит собак».

 Игры с игрушкой Собака.

Сюжетно- ролевая игра «Выставка собак» 

Выставка рисунков «Моя собака».

3.4.2

Длительность занятия:

20-25  минут


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по развитию речи детей старшей логопедической группы по теме: "Развитие творческих способностей"

Данное занятие упражняет детей в постановке логического ударения; учит менять силу и темп голоса, упражняет в передаче образа и характера героев при помощи жестов, движений, речи; развивает творческую...

План-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) по теме: Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе.

Мышление ребёнка способно воспринимать содержание экологического образования, которое опирается на понятия. В младшем возрасте дети могут прослеживать только единичные связи. В данном конспекте ...

конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы с задержкой психического развития

Это занятие рекомендовано для детей подготовительной группы (6-7лет) с задержкой психического развития ....

План-конспект занятия по развитию речи (1-я младшая группа) по теме: Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).

Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет)."Кто у бабушки живёт?"....

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе Тема занятия: «Ладушки – ладушки»

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группеТема занятия: «Ладушки – ладушки»...