Конспект логопедического занятия в старшей группе «Дифференциация звуков С и Ш в словах»
план-конспект занятия по развитию речи
Цель: Учить детей различать звуки С и Ш по акустическим и артикуляционным признакам.
Упражнять в произнесении слов со звуками С и Ш различной трудности (в стечении с согласными, с наличием оппозиционных звуков в одном слове).
Закрепить умение пользоваться силой голоса, модуляцией голоса, плавностью речи.
Развивать внимание, память, творческое воображение, логическое мышление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_logo.zanyatiya_s-sh_sdelan.docx | 271.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию
администрации Ханты-Мансийского района
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Ханты-Мансийского района «Детский сад «Сказка»
п. Горноправдинск»
Конспект логопедического занятия в старшей группе
Тема «Дифференциация звуков С и Ш в словах»
Подготовила:
Учитель-логопед Абдукаримова Г.М.
2020 г.
Цель: Учить детей различать звуки С и Ш по акустическим и артикуляционным признакам.
Упражнять в произнесении слов со звуками С и Ш различной трудности (в стечении с согласными, с наличием оппозиционных звуков в одном слове).
Закрепить умение пользоваться силой голоса, модуляцией голоса, плавностью речи.
Развивать внимание, память, творческое воображение, логическое мышление.
Материал: снежинки, зеркала, таблицы звуков С и Ш, мнемотаблица, таблица «Сила голоса».
Рукавички кукольного театра: собачка, обезьяна, лягушка, медведь, утёнок. Ель, сосна, шишки, погремушки, карточки (перфокарточки), конверты, рабочие тетради, карандаши, сугроб загадок.
Ход занятия
Организация детей
Ребята, в этот зимний денёк мы собрались поиграть, пошутить и красиво говорить.
Чтоб мы могли друг - друга понимать
Мы правила речи должны все знать.
Подскажите мне словечко:
Кто хочет разговаривать,
Тот должен … (выговаривать)
Всё правильно и внятно,
Чтоб всем было … (понятно).
Мы будем разговаривать
И будем… (выговаривать)
Так правильно и внятно,
Чтоб всем было … (понятно)
Основная часть
Артикуляционные упражнения.
Разбудим язычок зарядкой!
(с зеркалом)
Улыбка - хоботок - трубочка. 5 р.
Язык на нижней губе - (1-5) 5 р.
Пошлёпать по языку 6-8 р.
Покусать язык 6-8 р.
Пощёлкать 5-6 р.
«Побелить потолок» 5-6 р.
«Качели» 5 р.
«Маятник» 6 р.
«Горка - катушка»
Уточнение артикуляционного уклада оппозиционных звуков
Мы с вами сейчас учимся различать звуки: один из них - свистит (С), другой - шипит (Ш).
Как они произносятся?
Интонационно - выразительное упражнение
Зимой всегда желанны снежинки. Вот они падают легко, красиво и опускаются на вашу ладошку. Сколько лучиков! Какой узор замысловатый! Полюбуйтесь снежинками!
(Логопед раздаёт детям снежинки)
Помните, мы учили стихотворение:
(Мнемотаблица на доске)
Мы его будем произносить по-разному, рука со снежинкой - дирижер.
(Таблица с кружочками - «Сила голоса»)
На полянку, на лужок
Тихо падает снежок (тихо)
Но подул вдруг ветерок –
Закружился наш снежок (громче)
Пляшут все пушинки,
Белые снежинки (громко)
(Логопед индивидуально спрашивает ребёнка)
Дыхательные упражнения:
Сдуйте снежинку.
Когда листок падает - это листопад,
Камни в горах падают - это камнепад
А когда падает снег - это... (снегопад)
- Так пусть же у нас будет снежная метель!
Пальчиковые упражнения:
Садитесь, ребята. Посмотрите:
О, сколько снега намело!
Наверное, руки - то замёрзли!? Согрейте их.
(X - X - X дыхательные упражнения)
Пошевелите пальчиками, согрейтесь!
а) «Пальчики здороваются»
б) «Колечки»
в) «Ладошка вверх, ладошка вниз, положили на бочок и зажали в кулачок».
(Правая, левая, обе)
г) «Крутить и вертеть» (Разным темпом рисуют рукой, глазами «динамические восьмёрки»)
Поиск соответствующего понятия
У меня для вас загадка. Отгадайте:
«Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная,
На Новый год я главная
Пускай как ёж колючая,
Но для ребят всех лучше я!»
(Ёлка)
Дифференциация звуков С и Ш на слух.
- Недавно мы веселились на Новогоднем празднике. В гостях у ёлки были сказочные герои, зверята. Им тоже хотелось петь песни, водить хороводы.
Научите их правильно говорить:
(Индивидуально дети демонстрируют положение языка на звуки С и Ш, повторяют слово с модуляцией голоса)
Повторим вместе со мной:
Сыр, шапка, снег, шуба, сметана, сахар, крошка.
Молодцы!
Слого - ритмическое упражнение с мелодическим рисунком.
(Детям раздаются погремушки)
- Споём с вами зимнюю песенку со слогом «ЛА», затем со слогом «СА» и «ША».
(Используется мелодия «В лесу родилась ёлочка»)
А теперь у нас будут «Шипульки» и «Свистульки» играть отдельно и вместе!
У нас получится целый оркестр! А я буду дирижёром и буду показывать, кто сейчас будет играть.
Дифференциация звуков С - Ш в словах:
Мы сыграем в игру «С какой ветки детки?»
В этой корзине - шишки.
Давайте разберёмся, на каком дереве они выросли:
На сосне - шишки, со звуком «С», а на ели со звуком «Ш».
Развесьте их на веточки.
(Дети разбирают шишки с картинками со звуком «С» -
на сосну, со звуком «Ш» - на ель.)
Дифференциация звуков С и Ш на карточках в словах.
- Ребята, вам пришли письма от Незнайки. Помогите ему разобраться с картинками.
Подумайте, как нужно произнести слова - названия картинок? Посчитайте части слов, нарисуйте бусы.
(Дети индивидуально работают с карточками, определяя количество слогов)
Уточнение переносного значения слов.
Дети, что может расти?
А что растёт летом? (растения)
А осенью? (лужи, грибы)
А весной? (день, когда уменьшается ночь, листочки, цветы)
А зимой? (сосульки)
А у нас вырос сугроб с загадками.
Поиск соответствующего понятия с имитацией движений, пантомимой.
Первый комочек сугроба возьмёт Саша.
(Логопед читает принесённую загадку и предлагает ребёнку изобразить отгадку. Выполняют вместе с детьми.)
Длинноухий зайка серый обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь, в спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Зимой)
Он вошёл - никто не видел,
Он сказал - никто не слышал.
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес. (Мороз)
Мы проворные сестрицы,
Быстро бегать мастерицы
В дождь лежим, в снег - бежим,
Уж такой у нас режим. (Лыжи)
Ой, насыпало снежка! Вывожу коня дружка.
За верёвочку - узду через двор его веду,
С горки на нём лечу, а назад его тащу. (Санки)
Он чёрной тучей был сначала,
Он белым пухом лёг на лес,
Покрыл всю землю одеялом,
А по весне совсем исчез. (Снег)
Меня растили, из снега слепили,
Вместо носа ловко вставили морковку
Глаза - угольки, губы - сучки.
Холодная, большая, кто я такая? (Снежная баба)
Что за стол среди берёз под открытым небом?
Угощает он в мороз птиц зерном и хлебом. (Кормушка)
Подведение итогов занятия.
Рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия в старшей группе. Тема: Звуки [З] - [З’]. Зимние забавы
Конспект логопедического занятия в старшей группеТема: Звуки [З] - [З’]. Зимние забавы...
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Дифференциация звуков [Л]-[Р]»
Цель: учить детей дифференцировать в речи звуки [Л] и [Р].Задачи:Коррекционно – образовательные: закреплять понятия «предложение», «начало» и «конец» предложе...
Конспект логопедического занятия в старшей группе "Дифференциация звуков С-Ш"
Конспект фронтального занятия по формированию правильного звукопроизношения в старшей логопедической группе для детей с ОНР....
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе. Дифференциация звуков [с] - [з]
Дифференциация звуков [с] - [з]. Данный конспект может быть использован на подгрупповых и индивидуальных занятиях...
КОНСПЕКТ логопедического занятия в старшей группе: «Дифференциация звуков С и Ш в словах».
Конспект логопедического занятия в старшей группе: «Дифференциация звуков С и Ш в словах». Цель: Учить детей различать звуки С и Ш по акустическим и артикуляционным признакам.Упражнят...
Конспект логопедического занятия в старшей группе «Автоматизация звука [С] в слогах, словах и предложениях»
Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях.Задачи:Коррекционно-образовательные:закрепить навыки правильного произношения звука [С] в слогах, сло...
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе «Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах»
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе «Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах»...