«Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры»
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Игра - один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания, обучения их различным действиям с предметами, способами и средствами общения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 86 комбинированного вида»

Ново-Савиновского района г. Казани

«Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры»

Воспитатель МАДОУ

«Детский сад № 86»

Ново-Савиновского района

                                                                                                                                Царёва Р. Р.

г. Казань.

«Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры»

Игра - один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания, обучения их различным действиям с предметами, способами и средствами общения.

Речь – это вид человеческой деятельности, который выполняет функции общения и сообщения, самовыражения и воздействия на других людей, а также процесс реализации мышления на основе использования средств язык(слов, словосочетаний, предложений и т.п.)
В раннем детстве ребёнок овладевает величайшим достоянием    человечества - речью. На втором году он понимает обращённую к нему речь, сам начинает говорить и к трём годам довольно свободно объясняется с окружающими.

Учиться играя! Эта идея увлекала многих педагогов и воспитателей. Чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями, речью, разнообразными умениями и навыками, их этому надо учить.

Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание ребёнку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Дидактические игры очень важны для умственного воспитания маленьких детей. Во время их проведения у ребенка вырабатываются важные качества, необходимые для успешного умственного развитие воспитывается способность сосредоточится на том, что ему показывает и говорит взрослый. Опираясь на способность и склонность маленьких детей к подражанию, воспитатель побуждает их воспроизводить показанные действия, сказанные слова.

Они дают хороший результат лишь в том случае, если воспитатель ясно представляет, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения и в чем особенности их организации на ступени раннего детства.

Классификация дидактических   игр

  1. Игры с предметами. Детям предлагается сравнить, разделить на группы, объединить по одному из признаков игрушки, фигурки животных, детали конструктора и т. д. Это могут быть предметы природы, игрушки (плоды, семена, неваляшка, пирамидка, матрешка и т.д.). Игры с предметами дают возможность расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции, совершенствовать речь, памяти, внимания.
  2. Словесные игры. Эти игры развивают речь, слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам речи, повторять звукосочетания и слова. Направлены на речевое развитие воспитанников, расширение кругозора, отработку навыков правильного использования слов и коррекцию произношения. В основе таких дидактических игр лежит сочетание действий и слов. Дети учатся вести диалог с окружающими, грамотно формулировать свои высказывания, увеличивают словарный запас.
  3.  Настольно-печатные игры. Они способствуют развитию наглядно-действенного мышления. Их цель: закрепление знаний о предметах и их назначении; классификация, обобщение предметов по существенным признакам; установление взаимосвязи между предметами; составление целого из частей.

Хочу предложить вам игры для детей раннего возраста

      Игра «Найди половинку»

Цель игры: развить связную речь, внимание, логическое мышление.

Ход игры: перед ребенком на столе разложены картинки – половинки. Каждый ребенок берёт одну половинку, находит вторую половинку иназывает , что на картинке изображено.

Если играть несколько детей, раздать левые половинки картинок поровну. Затем педагог поочередно показывает детям правые половинки, они берут себе те, которые подходят.

Игра «Предметы и контуры»

Цель игры: развить внимание, речь, зрительное восприятие, мышление.

Ход игры: Разложите перед ребенком карточки с контурами и сами объекты. Дайте малышу изучить картинки.Покажите как находить соответствия. Задача игры — правильно выложить все предметы на карты с контурами. Предложите ребенку рассмотреть и запомнить контуры предметов, изображенные на карте. Переверните или отложите карточку. Пусть малыш по памяти выберет эти объекты. Вернитесь к карточке с контурами и проверьте правильность выполненного задания.

Игра «Весёлые кубики»

Цель игры: Развивать речь, учить выбирать предметы, ориентируясь на их цвет, действовать с предметами в зависимости от поставленной задачи. Добиваться понимания инструкции: «Дай такой же Кубик», а затем: «Дай красный (зеленый, желтый, синий) кубик». Активизировать словарь прилагательных.

Ход игры: предлагаются различные действия по инструкции: «Дай красный (зеленый, желтый, синий) кубик. «Сделай постройку как у меня». Педагог просит ребенка дать по словесной инструкции. «Дай такой же кубик», а затем: «Дай красный (зеленый, желтый, синий) кубик».  «Что ты дал?»

Игра «Подбери по цвету»

Цель игры: закреплять с детьми названия

 разных цветов (красный, желтый, зеленый, синий). Развивать память, внимание, речь детей.

Ход игры: на столе раскладываются картинки с машинками (бабочками). Ребенок берет любую картинку, говорит, что это машинка (бабочка) и какого она цвета, и кладет на карточку, на которой изображен домик (цветок), такого же цвета как его картинка.

Игра «Какая игрушка спряталась?»

Цель игры: развивать речь, зрительное восприятие, память, внимание.

Ход игры: перед ребенком выкладывается от трех до пяти игрушки в картинках. Взрослый объясняет, что игрушкам скучно, они хотят поиграть в прятки. Ребенку предлагается рассмотреть и назвать каждую игрушку. По команде взрослого он закрывает глаза или отворачивается, а взрослый прячет одну из картинок. Открыв глаза, ребенок должен назвать, какая игрушка спряталась.

Игра «Бормоталки»

Эта игра учит ребёнка произносить сложные звуки, помогает чувствовать ритм, прорабатывают артикуляцию для красивой и правильной речи.

Игра развивает и радует ребенка, делает его счастливым. В игре ребенок совершает первые открытия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры

Предлагаю свою работу тем педагогам,кто работает с маленькими детьми,знаю,как это сложно.Здесь есть некоторые игры,консультации для родителей,диагностики....

Педагогический проект "Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры"

Проблема многих детей, пришедших из дома в детский сад, это недостаточно развитая речь.   Се­годня вопросы развития правильной речи у детей раннего возраста очень актуальны, т. к. развитие р...

консультация для родителей: "Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры"

Данный материал содержит дидактические игры способствующие развитию речи детей раннего возраста...

Педагогический проект «Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры с предметами»

Формировать у детей и родителей заинтересованность и умение играть в дидактические игры с предметами, а так же управлять поведением детей с помощью дидактической игры....

Обобщённый педагогический опыт Тема: «Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры»

Обобщённый педагогический опыт  Тема:«Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры»...

Педагогический проект «Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры»

Педагогический проект«Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры»...

Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры в младшей группе.

Проблема многих детей, пришедших из дома в детский сад, это недостаточно развитая речь. Речь можно развить различными способами: устная форма, мелкая моторика, а также при помощи игры. ...