Развитие речевого творчества у дошкольников
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Смирнова Елена Евгеньевна

Методические рекомендации по развитию речевого творчества у дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

 ГБДОУ детский сад № 16 Красногвардейского района СПб

Методические рекомендации

«Развитие речевого творчества дошкольников»

        При подготовке детей к школьному обучению большое значение приобретает формирование и развитие монологической речи как важнейшего условия полноценного усвоения знаний, развитие логического мышления, творческих способностей и других сторон психической деятельности.

        ФГОС ДО указывает на необходимость включения в содержание образовательной области «Речевое развитие» развитие речевого творчества дошкольников. В «Законе об образовании РФ» говорится о том, что дошкольное образование должно быть направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных, формирование предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста, что подтверждает актуальность исследуемой темы.

        Процесс развития речи детей дошкольного возраста средствами речевого творчества должен происходить не только в непрерывной образовательной деятельности, но и в  ходе режимных моментов.  Важно, чтобы дети были активными субъектами этого процесса (проявляли интерес, самостоятельность в рассказывании, сочинительстве, рифмовании).

        Под речевой творческой деятельностью мы понимаем речевую деятельность, направленную на создание нового, что обеспечивается способностью человеческого мозга создавать новые образы посредством необычного сочетания, комбинирования уже известных.

 

В содержании образовательного процесса следует предусмотреть:

  1. Включение в систему организационно-педагогических мероприятий ДОО демонстрации речевого творчества старших дошкольников для детей средних групп и родителей;
  2. Активное использование в образовательном процессе произведений русского народного творчества: скороговорок, потешек, пословиц, поговорок, потешек и т.д.;
  3. Организация проектов по теме;
  4. Участие в конкурсах детского творчества: «Моя сказка», «Я рифмую», «Конкурс стихов»;
  5. Организация непрерывной образовательной деятельности по темам: «Придумывает сказку», «Труд писателя и поэта», «День поэзии», «Может быть у сказки другой конец?»;
  6. Подбор синонимов, антонимов, определений, характеризующих персонажа, его настроение, состояние, действия и поступки;
  7. Оживление иллюстраций, проигрывание сцен, соединение (контаминация) сюжетов произведений разных жанров, ролевые, творческие литературные игры, театрализованные игры: «Придумай загадку», «Оживи картинку», «Как звучит сказка», «Приключения колобка» и т.д.

В средствах и методах обучения и воспитания образовательного процесса следует применять:

  1. Обогащение развивающей предметно пространственной среды иллюстрациями и сюжетными картинками;
  2. Собрать подборку художественного слова, физ. минуток, динамических пауз, загадок;
  3. Создание уголка ряженья для переодевания детей, для самовыражения пения, плясок, театрализованных игр;
  4. Расширение теоретических методов обучения: работа с мультимедийным пособием «Сочинители сказок», составление творческих рассказов;
  5. Использование дидактические пособий: «Путешествие в сказку», «Отгадай загадку», «Как по-сказочному сказать?»;
  6. Создание сборника для детей, родителей и педагогов «Литературная копилка»;
  7. Составление кроссвордов и ребусов по мотивам сказок и детских рассказов;
  8. Использование в работе интерактивной доски.

Развитие речевого творчества дошкольников

        В дошкольном возрасте начинает развиваться способность к творческой деятельности, в том числе и речевой.

        Дети придумывают не просто так, обычно детям хочется рассказать о чем-то значительном и интересном для них.

Взрослый, записывая рассказ, помогая ребенку оформить его, провоцирует ряд детских открытий:

  1. Любое сообщение можно записать.
  2. Записанное сообщение никуда не пропадет, его можно перечитывать, показывать.
  3. Своим сочинительством ребенок может быть интересен другим детям, взрослым.

Как вывод, ребенок понимает, как важно самому учиться читать, писать, что бы почувствовать себя более уверенным и взрослым.

  1. Открытие для взрослых: нужно идти вслед за ребенком, создать условия для творческой деятельности, поощрять его интересы к различной деятельности.

Что может послужить сюжетом книжки-самоделки?

        События, важные для ребенка, включая домашние «Мой счастливый день», «Мой день рождения».  Иллюстрации к загадкам, пословицам. «Книга открытий».

Изготовление книжки для детей средней группы.

Составление комиксов по сказкам.

Речевое творчество, умело сочетаемое с жизненными наблюдениями, с различными видами детской деятельности способствует постижению ребенком окружающего мира, учит его понимать и любить прекрасное, закладывает основы нравственности человеческой личности.

  Система развития речевого творчества включает в себя следующие средства, технологии и методики:

  • Речевые игры и упражнения, направленные на совершенствование дикции детей: «Егорки», «Вежливый поклон», «Перекличка», «Аквалангист».
  • Беседы о прочитанном, толкование поэтического словаря;
  • Выразительное чтение, совместное скандирование, сопоставление литературного произведение с другими видами искусства, оживление личных впечатлений по ассоциации с текстом;
  • Иллюстрирование, составление диафильма, комикса «Зайкина избушка», «Айболит и Бармолей», «Лиса со скалочкой»;
  • Народные песенки, потешки, пестушки также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать на занятиях по развитию речи детей дошкольного возраста. С их помощью возможно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, при чем исполняются на мотив народных мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщают именно к такой форме изложения собственных мыслей, способствует формированию образности речи дошкольников, словесному творчеству детей;
  • Игры: предлагать детям проиллюстрировать ту или иную пословицу, поговорку, сказку. Умение передать художественный образ в рисунке, расширял возможность его выражения в слове,
  • Чтобы дети быстрее овладевали описательной формой речи, надо обращать их внимание на языковые особенности загадки. Учитывая материал загадки, необходимо научить детей видеть композиционные особенности загадки, чувствовать своеобразие ее ритмов и синтаксических конструкций. Овладение навыками описательной речи будет успешнее, если наряду с загадками в качестве образцов брать литературные произведения, иллюстрации, картины,
  • Организация праздника «Сочинители и рифмоплеты».

Поскольку становление речевого творчества взаимосвязано с целым рядом психических процессов (мышление, память, воображение, восприятие, речь - целесообразно применять в работе различные методы и приемы, усложняя их по мере овладения:

- красочные обложки;

- пятистишия;

- игра «На что похоже» - это прием из мнемотехники, на одной половинке страницы можно нарисовать что-то, а на второй на что это похоже (лента похожа на речку, речка похожа на дорогу и т.д.);

- игра «Превращалки»  (пояс можно превратить в обруч, обруч в солнышко, солнышко в цветок одуванчика и т.д.;

- игра «Допиши две строчки» (Косолапые медведи размечтались на обеде. Дайте меду с курагой мы из клетки ни ногой.);

- игра «Перевертыши»;

- «Перевирание сказок» (Жили-были дядя с тетей. Нет, бабушка с дедушкой и т.д.);

- придумывание историй с обязательными словами (предложить придумать историю, в которой есть такие персонажи: Маша, велосипед, медведь, грибы, заяц, конфета;

- «Салат из сказок» (в сказке встречаются герои из разных сказок и приключения их зависят от фантазии и творчества детей);

- оживление обычных предметов (можно оживить самые различные предметы, которые окружают нас: стол, пылесос, ложку, вилку, мыло и др.);

- введение в сказку ребенка (наша Маша вместе с Крошечкой-Хаврошечкой пошли пасти коровушку и что с ними случилось дальше?);

- игра «Вопрос-ответ» (что было бы, если бы…), учит быстро находить ответ на любой вопрос;

- игра «Доскажи словечко»

На лугу среди ромашек

Поднялся переполох,

Оттеснил семью ромашек,

Великан………. (чертополох)

- составление рассказов по схемам и опорным картинкам.

Рекомендации для воспитателей:

-         Заинтересовать детей книгоиздательской деятельностью можно, используя для начала рассматривание различных книг и книг-самоделок других детей;

-        организовать в группе вместе с детьми уголок книгоиздательской деятельности;

-        сделать вместе с детьми первую книжку-самоделку;

-        провести занятие по типу « Открытие» Как родилась книга;

-        привлечь родителей к этой работе, собрать фотографии и сделать книгу-альбом «Мы и наша группа».

-        предложить детям самим сделать книгу с иллюстрациями и рассказами о своем дне рождения или любой другой темой близкой для детей;

-        поддерживать интерес детей к этой творческой деятельности, используя различные методы и приемы, описанные выше.

Сотрудничество с родителями

  • Родительское собрание с проведением анкетирования «Речевое творчество в жизни ребенка».
  • Консультации: «Помогите ребенку овладеть родным языком», «Игры в рифму».
  • Совместное посещение театра и детской библиотеки.
  • Участие в конкурсе «Моя сказка».
  • Изготовление книжек самоделок.
  • Составление  сборника своих колыбельных песен, которые поют детям.
  • Совместная работа педагогов и родителей по созданию предметно-развивающей среды.

Список используемой литературы и ресурсов

  1. Леонтьев, А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии / А.А. Леотьев. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.
  2. Миронова, Н. Использование текстов художественной литературы в

речевом развитии дошкольников / Н. Миронова // «Дошкольное воспитание»,  № 10, 2006 г.

  1. Ушакова, О.С. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников / О.С. Ушакова. - М.: ИПТ, 2001 г.
  2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию речевого творчества старших дошкольников

анализ исходной ситуации, теоретическая база исследования, критерии оценки для диагностического обследования детей, система работы, включающая описание методов и приемов...

Система работы по развитию речевого творчества старших дошкольников

анализ исходной ситуации, теоретическая база исследования, критерии оценки для диагностического обследования детей, система работы, включающая описание методов и приемов...

«Развитие речевого творчества старших дошкольников в процессе обучения сочинению сказок»

Художественная литература требует от читателей особых качеств восприятия: развитого творческого воображения и наблюдательности,умения чувствовать образное слово, целостность произведения, понимания мо...

Особенности развития речевого творчества у дошкольников

статья об актуальности развития речевого творчества, сочинительства....

карты Проппа как средство развития речевого творчества старших дошкольников

В данном материале указано описание технологии карт Проппа, описание функций карт, целесообразность их использования, методика работы с картами; актуальность использования карт Проппа; исследовательск...

Карты Проппа как средство развития речевого творчества старших дошкольников

В данном материале описывается современные технологии такие как карты Проппа, помогающие дошкольникам развивать речь и ее функции. В материал включено описание карт, их функции и основное значение, уп...

Методическая разработка: "Развитие речевого творчества у дошкольников"

В статье описаны методы и приемы работы с дошкольниками по развитию речевого творчества, представлен материал на основе которого детям предоставлена возможность придумывать считалки, загадки, потешки,...