Развитие речевого творчества у дошкольников
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
Методические рекомендации по развитию речевого творчества у дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методические рекомендации для педагогов и родителей | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБДОУ детский сад № 16 Красногвардейского района СПб
Методические рекомендации
«Развитие речевого творчества дошкольников»
При подготовке детей к школьному обучению большое значение приобретает формирование и развитие монологической речи как важнейшего условия полноценного усвоения знаний, развитие логического мышления, творческих способностей и других сторон психической деятельности.
ФГОС ДО указывает на необходимость включения в содержание образовательной области «Речевое развитие» развитие речевого творчества дошкольников. В «Законе об образовании РФ» говорится о том, что дошкольное образование должно быть направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных, формирование предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста, что подтверждает актуальность исследуемой темы.
Процесс развития речи детей дошкольного возраста средствами речевого творчества должен происходить не только в непрерывной образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов. Важно, чтобы дети были активными субъектами этого процесса (проявляли интерес, самостоятельность в рассказывании, сочинительстве, рифмовании).
Под речевой творческой деятельностью мы понимаем речевую деятельность, направленную на создание нового, что обеспечивается способностью человеческого мозга создавать новые образы посредством необычного сочетания, комбинирования уже известных.
В содержании образовательного процесса следует предусмотреть:
- Включение в систему организационно-педагогических мероприятий ДОО демонстрации речевого творчества старших дошкольников для детей средних групп и родителей;
- Активное использование в образовательном процессе произведений русского народного творчества: скороговорок, потешек, пословиц, поговорок, потешек и т.д.;
- Организация проектов по теме;
- Участие в конкурсах детского творчества: «Моя сказка», «Я рифмую», «Конкурс стихов»;
- Организация непрерывной образовательной деятельности по темам: «Придумывает сказку», «Труд писателя и поэта», «День поэзии», «Может быть у сказки другой конец?»;
- Подбор синонимов, антонимов, определений, характеризующих персонажа, его настроение, состояние, действия и поступки;
- Оживление иллюстраций, проигрывание сцен, соединение (контаминация) сюжетов произведений разных жанров, ролевые, творческие литературные игры, театрализованные игры: «Придумай загадку», «Оживи картинку», «Как звучит сказка», «Приключения колобка» и т.д.
В средствах и методах обучения и воспитания образовательного процесса следует применять:
- Обогащение развивающей предметно пространственной среды иллюстрациями и сюжетными картинками;
- Собрать подборку художественного слова, физ. минуток, динамических пауз, загадок;
- Создание уголка ряженья для переодевания детей, для самовыражения пения, плясок, театрализованных игр;
- Расширение теоретических методов обучения: работа с мультимедийным пособием «Сочинители сказок», составление творческих рассказов;
- Использование дидактические пособий: «Путешествие в сказку», «Отгадай загадку», «Как по-сказочному сказать?»;
- Создание сборника для детей, родителей и педагогов «Литературная копилка»;
- Составление кроссвордов и ребусов по мотивам сказок и детских рассказов;
- Использование в работе интерактивной доски.
Развитие речевого творчества дошкольников
В дошкольном возрасте начинает развиваться способность к творческой деятельности, в том числе и речевой.
Дети придумывают не просто так, обычно детям хочется рассказать о чем-то значительном и интересном для них.
Взрослый, записывая рассказ, помогая ребенку оформить его, провоцирует ряд детских открытий:
- Любое сообщение можно записать.
- Записанное сообщение никуда не пропадет, его можно перечитывать, показывать.
- Своим сочинительством ребенок может быть интересен другим детям, взрослым.
Как вывод, ребенок понимает, как важно самому учиться читать, писать, что бы почувствовать себя более уверенным и взрослым.
- Открытие для взрослых: нужно идти вслед за ребенком, создать условия для творческой деятельности, поощрять его интересы к различной деятельности.
Что может послужить сюжетом книжки-самоделки?
События, важные для ребенка, включая домашние «Мой счастливый день», «Мой день рождения». Иллюстрации к загадкам, пословицам. «Книга открытий».
Изготовление книжки для детей средней группы.
Составление комиксов по сказкам.
Речевое творчество, умело сочетаемое с жизненными наблюдениями, с различными видами детской деятельности способствует постижению ребенком окружающего мира, учит его понимать и любить прекрасное, закладывает основы нравственности человеческой личности.
Система развития речевого творчества включает в себя следующие средства, технологии и методики:
- Речевые игры и упражнения, направленные на совершенствование дикции детей: «Егорки», «Вежливый поклон», «Перекличка», «Аквалангист».
- Беседы о прочитанном, толкование поэтического словаря;
- Выразительное чтение, совместное скандирование, сопоставление литературного произведение с другими видами искусства, оживление личных впечатлений по ассоциации с текстом;
- Иллюстрирование, составление диафильма, комикса «Зайкина избушка», «Айболит и Бармолей», «Лиса со скалочкой»;
- Народные песенки, потешки, пестушки также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать на занятиях по развитию речи детей дошкольного возраста. С их помощью возможно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, при чем исполняются на мотив народных мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщают именно к такой форме изложения собственных мыслей, способствует формированию образности речи дошкольников, словесному творчеству детей;
- Игры: предлагать детям проиллюстрировать ту или иную пословицу, поговорку, сказку. Умение передать художественный образ в рисунке, расширял возможность его выражения в слове,
- Чтобы дети быстрее овладевали описательной формой речи, надо обращать их внимание на языковые особенности загадки. Учитывая материал загадки, необходимо научить детей видеть композиционные особенности загадки, чувствовать своеобразие ее ритмов и синтаксических конструкций. Овладение навыками описательной речи будет успешнее, если наряду с загадками в качестве образцов брать литературные произведения, иллюстрации, картины,
- Организация праздника «Сочинители и рифмоплеты».
Поскольку становление речевого творчества взаимосвязано с целым рядом психических процессов (мышление, память, воображение, восприятие, речь - целесообразно применять в работе различные методы и приемы, усложняя их по мере овладения:
- красочные обложки;
- пятистишия;
- игра «На что похоже» - это прием из мнемотехники, на одной половинке страницы можно нарисовать что-то, а на второй на что это похоже (лента похожа на речку, речка похожа на дорогу и т.д.);
- игра «Превращалки» (пояс можно превратить в обруч, обруч в солнышко, солнышко в цветок одуванчика и т.д.;
- игра «Допиши две строчки» (Косолапые медведи размечтались на обеде. Дайте меду с курагой мы из клетки ни ногой.);
- игра «Перевертыши»;
- «Перевирание сказок» (Жили-были дядя с тетей. Нет, бабушка с дедушкой и т.д.);
- придумывание историй с обязательными словами (предложить придумать историю, в которой есть такие персонажи: Маша, велосипед, медведь, грибы, заяц, конфета;
- «Салат из сказок» (в сказке встречаются герои из разных сказок и приключения их зависят от фантазии и творчества детей);
- оживление обычных предметов (можно оживить самые различные предметы, которые окружают нас: стол, пылесос, ложку, вилку, мыло и др.);
- введение в сказку ребенка (наша Маша вместе с Крошечкой-Хаврошечкой пошли пасти коровушку и что с ними случилось дальше?);
- игра «Вопрос-ответ» (что было бы, если бы…), учит быстро находить ответ на любой вопрос;
- игра «Доскажи словечко»
На лугу среди ромашек
Поднялся переполох,
Оттеснил семью ромашек,
Великан………. (чертополох)
- составление рассказов по схемам и опорным картинкам.
Рекомендации для воспитателей:
- Заинтересовать детей книгоиздательской деятельностью можно, используя для начала рассматривание различных книг и книг-самоделок других детей;
- организовать в группе вместе с детьми уголок книгоиздательской деятельности;
- сделать вместе с детьми первую книжку-самоделку;
- провести занятие по типу « Открытие» Как родилась книга;
- привлечь родителей к этой работе, собрать фотографии и сделать книгу-альбом «Мы и наша группа».
- предложить детям самим сделать книгу с иллюстрациями и рассказами о своем дне рождения или любой другой темой близкой для детей;
- поддерживать интерес детей к этой творческой деятельности, используя различные методы и приемы, описанные выше.
Сотрудничество с родителями
- Родительское собрание с проведением анкетирования «Речевое творчество в жизни ребенка».
- Консультации: «Помогите ребенку овладеть родным языком», «Игры в рифму».
- Совместное посещение театра и детской библиотеки.
- Участие в конкурсе «Моя сказка».
- Изготовление книжек самоделок.
- Составление сборника своих колыбельных песен, которые поют детям.
- Совместная работа педагогов и родителей по созданию предметно-развивающей среды.
Список используемой литературы и ресурсов
- Леонтьев, А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии / А.А. Леотьев. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.
- Миронова, Н. Использование текстов художественной литературы в
речевом развитии дошкольников / Н. Миронова // «Дошкольное воспитание», № 10, 2006 г.
- Ушакова, О.С. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников / О.С. Ушакова. - М.: ИПТ, 2001 г.
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по развитию речевого творчества старших дошкольников
анализ исходной ситуации, теоретическая база исследования, критерии оценки для диагностического обследования детей, система работы, включающая описание методов и приемов...
Система работы по развитию речевого творчества старших дошкольников
анализ исходной ситуации, теоретическая база исследования, критерии оценки для диагностического обследования детей, система работы, включающая описание методов и приемов...
«Развитие речевого творчества старших дошкольников в процессе обучения сочинению сказок»
Художественная литература требует от читателей особых качеств восприятия: развитого творческого воображения и наблюдательности,умения чувствовать образное слово, целостность произведения, понимания мо...
Особенности развития речевого творчества у дошкольников
статья об актуальности развития речевого творчества, сочинительства....
карты Проппа как средство развития речевого творчества старших дошкольников
В данном материале указано описание технологии карт Проппа, описание функций карт, целесообразность их использования, методика работы с картами; актуальность использования карт Проппа; исследовательск...
Карты Проппа как средство развития речевого творчества старших дошкольников
В данном материале описывается современные технологии такие как карты Проппа, помогающие дошкольникам развивать речь и ее функции. В материал включено описание карт, их функции и основное значение, уп...
Методическая разработка: "Развитие речевого творчества у дошкольников"
В статье описаны методы и приемы работы с дошкольниками по развитию речевого творчества, представлен материал на основе которого детям предоставлена возможность придумывать считалки, загадки, потешки,...