Методическая разработка: "Развитие речевого творчества у дошкольников"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Перелома Галина Григорьевна

В статье описаны методы и приемы работы с дошкольниками по развитию речевого творчества, представлен материал на основе которого детям предоставлена возможность придумывать считалки, загадки, потешки, сказки и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechevogo_tvorchestva_u_doshkolnikov_.docx11.8 КБ

Предварительный просмотр:

Мир сказок, загадок близок и понятен ребенку. Это радостная встреча с волшебством, выдумкой, фантазией.

«Сказки пишут для храбрых,

Зачем равнодушному сказка?

Что чудес не бывает,

Он знает со школьной скамьи.

Для него хороша незаметная,

Серая краска,

Он уверен:

Невзрачны на вид соловьи.

Соловьи золотые.

Их видело детство такими...»

                А. Коваленков

        Соловьи золотые... Для того, кто умеет видеть, ценить и создавать красоту.

Развитие творческой личности - одна из задач дошкольного детства.

В работе с детьми я уделяю большое внимание развитию речевого творчества дошкольников. Неоценимое воздействие в данном случае оказывают сказки, загадки, потешки, считалки. Ведь именно они поднимают у детей настроение, развивают юмор, смекалку, творческое воображение.

Дети с удовольствием придумывают считалки, для ребенка это увлекательный процесс, так как как потом он использует их в своих играх.

        Вова Д., 6 лет.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем вместе мы считать

Выезжают три машины

«Мерседес», «Москвич» и «Нива»,

Раз, два, три — выходи!»

        Многие детские высказывания, сравнения кажутся неожиданными для взрослых, подчас необыкновенно удачными и точными, а иногда весьма сомнительными. Но каковы бы они не были, они заслуживают поощрения, потому что это проялвления наблюдательности, творческого подхода к миру. Так, придумывая загадки, дети выражают свой взгляд на мир.

  • «Ножницы щелкают, а гвоздика нет» (трава)
  • «Моргает глазами, скрипит тормозами» (машина)
  • «Разные цвета  на небе блестят» (радуга)
  • «Прыгает по дереву, запасает орехи, рыженькая с пушистым хвостиком» (белка)

        Ребенку трудно описать какое-либо явление, событие. Он еще не владеет техникой «словесного рисования», и мы ему помогаем справиться с заданием. Учим детей подбирать прилагательные к словам. Спрашиваем: «Дождь какой?» ответы детей: «Мокрый, синий, голубой, холодный, сильный, веселый, радостный, моросящий, бьет по крыше». И тут же придумывают загадку: «Что льет с неба, как из ведра?». На вопрос: «Какой снег?» дети отвечают: «Белый, чистый, холодный, пушистый, мелкий, мягкий, как ковер, как иголочки, как звездочки, как цветочки». На вопрос: «Какая радуга и на что похоже?» дети ответили: «Разноцветная, очень красивая, семь цветов, семицветик, горбатая, как мостик, как горка, как Мишкина берлога, как изогнутая труба, как брови, как холмик».

        Особенно вызывают интерес и творческую активность у детей сказочные персонажи. На вопрос: «Какой Буратино?» дети с удовольствием отвечают: «Деревянный, сделан из полена, веселый, длинноносый, озорной, радостный, отчаянный». Интересно, что дети подбирают прилагательные, указывающие на разные признаки героя: характер и поведение, особенности внешнего вида, материал для изготовления персонажа.

Чтобы речь ребенка обогащалась эпитетами, сравнениями, часто предлагаю ответить на вопросы типа: «Такой же пушистый, как что?». Дети отвечают: «Как кошечка, зайчик, лисичка, снег, шуба, шапка, шарф, пух». На вопрос: «Такой же веселый, как...?» Ответы были следующие: «Как клоун, как мальчик Вова, как фотография, как салют, как радуга, как зайчик, как солнышко, как облачко, как семья, как мамочка, как обезьянка».

        В сказках, потешках, перевертышах детей больше всего привлекают волшебные превращения, небылицы. Учим детей замечать нелогичные ситауции, объяснять их.

Играем в игру «Кто больше заметит небылиц?». Читаю «Путаницу» К. Чуковского, а дети на каждую замеченную небылицу выставляют фишку.

        В свободное время предлагаю игру на развитие словесного воображения: «Зверь, птица, небылица». Игра проводится в кругу. Ведущий, указывает рукой на кого-либо из детей, произносит: «Зверь». Ребенок должен назвать любое животное. Далее ведущий произносит: «Птица». Следующий ребенок называет любую птицу. Далее ведущий произносит: «Небылица», и ребенок должен выдумать коротку небылицу.

       

        Костя П., 6 лет.

Пошел мальчик в лес и увидел говорящее дерево. Оно сказало: «Пойдешь направо — увидишь простой лес, пойдешь прямо — найдешь небылицу». Пошел мальчик прямо и увидел на полянке блины, они росли на траве. Из каждого блина бил маленький фонтанчик из пепси-колы. Мальчик поел, попил и пошел домой.

        Нравятся детям играть в игры-добавлялки, где необходимо подобрать подходящее слово. Например в стихотворении Д. Хармса «Очень-очень вкусный пирог»:

«Я хотел устроить бал,

И я гостей к себе...

Купил муку, купил творог,

Испек рассыпчатый...»

        Считаю полезным использовать в работе с детьми пересказы. Для этого берем открытки по сказкам, книги со сказками с иллюстрациями различных худождников. Для пересказа широко использую не только сказки, а также потешки, пословицы, поговорки. По ним мы тоже составлям рассказы и пересказы. Вот какой рассказ по пословице «Тише едешь  - дальше будешь» получился у Ромы Я. (6 лет):

        «Ехали по дороге «Мерседес» и «Жигули». «Жигули» ехали медленно, а «Мерседес» очень быстро. Мелькали дома, светофоры, «Жигули» остались далего позади. Но вдруг «Мерседес» на большой скорости не сумел вовремя затормозить и врезался в машину. Водитель пострадал, машина разбилась. А «Жигули» догнала их и спокойно поехала домой».

        Дети знают много сказок, и мы любим отправляться в путешествие в гости к сказкам. Ребенок рисует своих любимых сказочных героев или делает их из природного материала, придумываем с ними головоломки для других детей. Например, вспомни сказку, где есть царь, три сына, стрелы, болото, лягушка. Интересно предложить детям прием превращения в какой-либо предмет или в сказочного героя и от его имени составить рассказ. Например, поиграем так: «Раз, два, три, покрутись, в Буратино превратись».

        Кристина С.

«Я — веселый Буратино,

Я люблю тебя Мальвина»

        Вова Д.

«Я — Буратино, я очень любопытный и сделан из полена, это меня так папа Карло сделал. Я люблю гулять, везде бегать и любопытничать. Мне все интересно».

        В работе над развитием речевого творчества нам помогают родители. Вместе с мамами, папами, бабушками дети придумывали колыбельные песенки для своих кукол, для любимых членов семьи, например:

«Баю — баюшки — баю,

Маме песенку пою.

Милая родная ты,

Работала, устала,

А теперь ты отдыхай,

Только книжку почитай».

        Творческим достижениям ребенка уделяю особое внимание. Вместе с детьми и родителями делаем альбомы, книжечки, оформляем их красиво, привлекательно, с красочной оболожкой, с любимыми наклейками, с рисунками и рассказами детей.

        Мы поняли сами и убедили родителей, что если дружить со сказкой, развивать творческое воображение с дошкольных лет, то ребенок растет внутренне свободным, и в будущем будет стремиться к успеху, что поможет ему реализовать себя в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Развитие детской речевой деятельности через пальчиковые игры

Разработка содержит теоретический и практический материал по организации пальчиковых игр . Пальчиковая игровая деятельность связанная с мелкой моторикой очень благоприятно влияет на развитие реч...

Методическая разработка «Развитие детского изо-творчества в совместной деятельности педагога и детей раннего возраста»

Даже самые маленькие дети способны воспринимать красоту окружающего мира, проявлять интерес  к произведениям изобразительного искусства, поэзии. Эти ранние впечатления обогащают эмоциональную сфе...

Методическая разработка "Развитие мелкой моторики рук у дошкольников посредством стола-планшета для рисования песком"

В разработке содержится план работы,список музыкальных произведений,текст упражнений,консультация для родителей....

Методическая разработка "Развитие вокально-хоровых навыков у дошкольников"

Методическая разработка "Развитие вокально-хоровых навыков у дошкольников"...

Методическая разработка «Развитие познавательно-исследовательской деятельности младших дошкольников в процессе экспериментирования»

Методическая разработка «Развитие познавательно-исследовательской деятельности младших дошкольников в процессе экспериментирования»...

Методическая разработка "Развитие математических способностей у старших дошкольников посредством сложных игр"

Одним из основных источников познания ребенка-дошкольника является чувственное восприятие, полученное из опыта и наблюдений.Представления о количественных и пространственных свойствах и отношениях реа...

Методическая разработка: «Развитие познавательных способностей у старших дошкольников в процессе познавательной и экспериментальной деятельности»

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания ...