Мастер – класс на тему: «Использование метода «синквейн» в работе по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста»
презентация по развитию речи

Ярмухаметова Зиля Даниловна

Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день и является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальная научно – практическая конференция педагогических работников «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА «СИНКВЕЙН» В РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Слайд 2

ПРОБЛЕМА И ЕЁ АКТУАЛЬНОСТЬ Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день и является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников. «Изучая родной язык, ребенок усваивает не только слова, но и множество понятий, мыслей, чувств, художественных образов…» К. Д. Ушинский

Слайд 3

Принятие ФГОС ДО требует от воспитателя более глубокого продумывания методов и приёмов к организации образовательной деятельности , так как роль воспитателя является направляющей, развивающей. Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению инновационных педагогических технологий и методов одним из которых является Синквейн . ФГОС ДО

Слайд 4

Слово « синквейн » происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение пяти строк». В начале XX века, форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крепси , опиравшаяся на знакомство с японскими миниатюрами хайку и танка. Синквейны вошли в её посмертное собрание стихотворений, изданное в 1914 году. Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами. Сравнительно недавно педагоги стали применять синквейн для активизации познавательной деятельности и стали использовать его как метод развития речи .

Слайд 5

ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ СИНКВЕЙНА . Синквейн состоит из 5 строк; Его форма напоминает ёлочку. 1 строка – Название. Одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею (Кто, что?); 2 строка – Описание. Два слова, прилагательные, описывающие основную мысль (Какой, какая , какое, какие ?); 3 строка – Действие. Три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы (Что делает, что делают?); 4 строка – Фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту; 5 строка – Синоним названия темы. Одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта (обобщающее слово). Вывод, итог, ассоциация . Можно сказать, что синквейн - это стихи, в которых нет рифмы, но есть смысл.

Слайд 6

Дети . Родные, любимые. Играют, безобразничают, шалят. Самое ценное в жизни. Счастье! ПРИМЕР СИНКВЕЙНА.

Слайд 7

СИНКВЕЙН – один из эффективных методов развития речи дошкольников. В чём же его эффективность и значимость ? Е го простота. Синквейн могут составить все . В составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности. Синквейн является игровым приемом. Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу. Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Слайд 8

СПОСОБЫ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С СИНКВЕЙНАМИ. Составление краткого рассказа по готовому синквейну ( с использованием слов и фраз, входящих в состав последнего). Зима М орозная, снежная, красивая Заметает, засыпает, вьюжит Я очень люблю зиму. Новый год

Слайд 9

2. Составление синквейна по прослушанному рассказу или сказки . Составление синквейна по сказке « Заюшкина избушка». Петух. Смелый, отважный. Спас, защитил, выгнал (лису). Петух поступил смело. Сказочный герой . (Влад Ч.) Лиса. Хитрая, наглая. Выгнала, обманула, обхитрила. Лиса поступила плохо. Сказочный герой . (Варвара К.) Зайчик . Слабый , трусливый. Плачет , боится, просит (помощи). Мне жалко зайчика. Сказочный герой. (София М.)

Слайд 10

3. Коррекция и совершенствование готового синквейна . ( анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части. Например , дан синквейн без указания темы, первой строки – на основе существующих строк необходимо ее определить). ______ . Растёт. Стоит. Белоствольная. Стройная. Русская . Я любуюсь стройной . Дерево.

Слайд 11

4. Можно использовать синквейн : - на занятиях для закрепления изученной лексической темы; Тема: «Животные леса» Белка Шустрая, рыжая Прыгает, сушит, запасает Белочка живет в лесу. Хозяйка Волк Злой, серый Охотится, воет, бегает Волчок, серый бочок. Хищник

Слайд 12

5. При составлении синквейнов можно использовать соревнование Игра «Кто назовет больше нужных слов?». К слову «МАМА» Красивая, любимая, добрая, счастливая, милая, спортивная, модная, стройная, хорошенькая, улыбчивая, скромная, чудесная и т.п. В этом словесном соревновании, победила дружба!!!

Слайд 13

6. Синквейн – это способ контроля и самоконтроля ( дети могут сравнивать синквейны и оценивать их ). Осень. Солнечная, теплая. Дарит, радует, удивляет. В парке осыпаются листья. Золото! Осень. Ветреная, холодная. Дождит, шуршит, хмурится. Люди гуляют с зонтом. Грусть!

Слайд 14

Актуальность и целесообразность использования синквейна объясняется тем, что прежде всего : открываются новые творческие интеллектуальные возможности; способствует обогащению и актуализации словаря является диагностическим инструментом (коммуникативные качества); носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление) используется для закрепления изученной темы является игровым приемом. Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условий для развития личности, способной критически мыслить, то есть исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

Слайд 15

Использование технологии « Синквейн » позволяет решить сразу несколько важнейших задач: придает лексическим единицам эмоциональную окраску и обеспечивает непроизвольное запоминание материала; закрепляет знания о частях речи, о предложении; значительно активизирует словарный запас; совершенствует навык использования в речи синонимов; активизирует мыслительную деятельность; совершенствует умение высказывать собственное отношение к чему-либо; стимулирует развитие творческого потенциала.

Слайд 16

Данный метод может легко интегрироваться со всеми образовательными областями, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра. Но нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы хорошо известные детьми и обязательно показывать образец. Самое главное, что мне очень импонирует в данном методе, это то, что Синквейн – получается у всех!

Слайд 17

Спасибо за внимание!!!



Предварительный просмотр:

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ - ЮГРА

(ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение город Нягань

«Детский сад № 9 «Белоснежка»

Проект для детей старшего дошкольного возраста

«В стране красивой речи»

Выполнила:

воспитатель Ярмухаметова Зиля Даниловна

Краткая информация о проекте:

Пояснительная записка:

Дошкольное образование - первый, самый ответственный уровень в системе общего образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно в дошкольном детстве ребенок особенно чувствителен к усвоению речи.

Речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка, совершенствует её и обогащается сама. Благодаря родному языку ребенок входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.

Умение общаться со сверстниками и другими людьми – одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребенка. В то же время, наличие перечисленных умений является показателем нормального развития детей.

Именно поэтому актуальность выбранной темы неоспорима.

Настоящий проект организован в логопедической группе, 10 из 30 детей которых имеют речевые нарушения. Для реализации проекта было принято решение привлечь и других специалистов ДОУ: логопеда и музыкального руководителя.

Цель: развитие речевых навыков детей в ходе совместной деятельности воспитателя, логопеда и музыкального руководителя.

Задачи:

Образовательные:

  • учить согласовывать прилагательные с существительными;
  • учить        детей        образовывать        слова        при        помощи        уменьшительное- ласкательных суффиксов;
  • учить составлять описательные загадки;
  • закреплять умение пользоваться притяжательными местоимениями и разделять слова по родовым признакам;
  • упражнять в употреблении нужного слова в определенном падеже;
  • учить детей правильному произношению всех звуков родного языка;
  • вырабатывать чёткое и ясное произношение каждого звука, а также слова и фразы в целом;
  • формировать нормальный темп речи;
  • формировать правильное произношение слов в соответствии с нормами орфоэпии русского литературного языка.

Развивающие:

  • развивать артикуляционный аппарат.
  • способствовать развитию правильного речевого дыхания.
  • способствовать развитию силы голоса;
  • развивать фонематический слух;
  • развивать мимическую мускулатуру;
  • развивать чувство ритма;
  • развивать мелкую моторику.

Воспитательные:

  • воспитывать умение пользоваться голосом в соответствии с условиями общения;
  • воспитывать интонационную выразительность речи;
  • воспитывать положительную самооценку и эмоциональную устойчивость;
  • воспитывать желание говорить красиво и правильно.

Предполагаемый результат работы над темой:

  • у детей улучшится произношение гласных и согласных звуков;
  • дети научаться различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук;
  • дети научаться подбирать слова, похожие по звучанию, вычленять из ряда слов те, в которых есть заданный звук;
  • дети научаться определять на слух громкость звучания голоса в речи, тембр голоса;
  • дети научаться говорить в нормальном темпе, не замедляясь и не торопясь;
  • дети научаться согласовывать прилагательные с существительными;
  • дети        научаться        образовывать        слова        при        помощи        уменьшительное- ласкательных суффиксов;
  • дети научаться составлять описательные загадки;
  • дети научаться пользоваться притяжательными местоимениями и разделять слова по родовым признакам;
  • дети научаться употреблять нужные слова в определенном падеже.

План реализации проекта:

Этапы

Мероприятия

Сроки

1 Подготовительный:

  1. Изучение методической литературы и опыта коллег по теме проекта, работа с интернет – источниками.
  2. Обогащение предметно – пространственной развивающей среды в соответствии с темой проекта:
  • оформление        картотек: артикуляционной гимнастики, игр по развитию речевого дыхания, игр по развитию звуковой культуры речи, игр на развитие словарного запаса, игр на развитие связной речи, чистоговорок и скороговорок ;
  • изготовление игр для развития речевого        дыхания:        «Футбол»,

«Прожорливое яблоко», «Есть у нас огород»;

  • изготовление        дыхательных тренажеров:        «Пчелка                Майя»,

«Лягушонок Кваки»;

  • оформление речевого центра «В мире красивой речи».

сентябрь

2 Основной.

Работа с воспитанниками:

Массаж лица и губ

Артикуляционная гимнастика

Сентябрь

Чистоговорки на звуки: а, о, и Игры на развитие словаря: «Какой? Какая? Какое?», «Назови ласково»

Игры на развитие ЗКР: «Замени звук»,

«Какого звука не хватает?»

Игры на развитие связной речи: «Найди картинке место», «Хорошо - плохо»,

«Где начало рассказа?»

Игры на развитие речевого дыхания:

«Отгадай, что за фрукт», «Отгадай, что за овощ»

Логоритмические упражнения: «Осень»,

«Осенью», «Помидор», «Капустка»,

«Репка», «Ягоды»

Взаимодействие с музыкальным руководителем:

Самомассаж губ и языка Артикуляционная гимнстика

Чистоговорки на звуки: м, мь, д Игры на развитие словаря: «Узнай по описанию»

Игры на развитие ЗКР: «Измени слово»,

«Третий лишний»

Игры на развитие связной речи: «Какая картинка не нужна?», «Составь два

рассказа», «Что изменилось?»

Игры на развитие речевого дыхания:

«Приятный запах», «Разноцветные

Октябрь

листочки»

Логоритмические упражнения:

«Яблоки», «Компот», «Сливы», «Сад- огород»

Взаимодействие с музыкальным

руководителем: «Запретное движение»

Самомассаж губ и языка Артикуляционная гимнастика

Чистоговорки на звуки: в, вь, н, нь, к, кь Игры на развитие словаря: «Съедобные

– ядовитые», «Улетели птицы» Игры на развитие ЗКР: «Чудесный художник», «Кто больше?»

Игры на развитие связной речи:

«Почемучкины вопросы», «Потому

что…», «Распространи предложение» Игры на развитие речевого дыхания:

«Фокус», «Подуем в трубочку» Логоритмические упражнения: «Птичий двор», «Индюк», «Это я», «Тарелка»,

«Помощник»

Взаимодействие с музыкальным руководителем: «Кривое зеркало»

Ноябрь

Массаж лица и губ

Артикуляционная гимнастика

Чистоговорки на звуки: х, хь, с, сь, з, зь Игры на развитие словаря: «Кто где

живет?», «Закончи предложение»

Декабрь

Игры на развитие ЗКР: «Услышишь — хлопни», «Нужное слово»

Игры на развитие связной речи: «Если бы...», «Составь рассказ», «Пойми меня» Игры на развитие речевого дыхания:

«Лестница», «Фокус с предметами» Логоритмические упражнения:

«Здравствуй, зимушка-зима!», «Варим суп», «Здравствуйте!», «Каша», «Я

перчатку надеваю», «Платье»

Взаимодействие с музыкальным руководителем: «Барабанщики»

Самомассаж губ и языка Артикуляционная гимнастика

Чистоговорки на звуки: ж, ч, г, гь Игры на развитие словаря: «Кто что делает», «Мой. Моя. Мое. Мои»

Игры на развитие ЗКР: «Назови картинку и найди первый звук»,

«Ловушка»

Игры на развитие связной речи:

«Нарисуй сказку», «Пословицы, поговорки», «А я бы…»

Игры на развитие речевого дыхания:

«Кто дольше?», «Загадай желание» Логоритмические упражнения: «Новые кроссовки», «Тапки», «Синичка»

Упражнение с пробками

Январь

Взаимодействие с музыкальным

руководителем: «Инопланетянин У»

Массаж лица и губ

Артикуляционная гимнастика Чистоговорки на звуки: й, п, пь,

Игры на развитие словаря: «Какое блюдо?», «Назови одним словом» Игры на развитие ЗКР: «Цепочка слов»,

«Эхо»

Игры на развитие связной речи:

«Закончи сам», «Придумай рекламу книге (платью и т.д.)», «Продавец и покупатель»

Игры на развитие речевого дыхания:

«Вьюга воет»,

«Лети, самолетик!» Логоритмические упражнения:

«Снегири», «Снежинки», «Гости»,

«Повстречались», «Кот на печку пошёл»

Взаимодействие с музыкальным руководителем: «Передай ритм»,

«Музыкальные стульчики»

Февраль

Самомассаж губ и языка Артикуляционная гимнастика

Чистоговорки на звуки: л, ль, р, рь Игры на развитие словаря: «Зоопарк»,

«Найди рифму»

Игры на развитие ЗКР: «Загадки

Март

«поющих» звуков, «Какой звук чаще звучит?»

Игры на развитие связной речи:

«Опиши-угадай», «Опиши игрушку»,

«Черный ящик»

Игры на развитие речевого дыхания:

«Фокус», «Подуем в трубочку» Логоритмические упражнения: «Зайка»,

«Есть у каждого свой дом», «Белочка»,

«Хобот слоненка», «Мы идем та-та- та…»

Взаимодействие с музыкальным

руководителем: «Хитрая шляпа»

Массаж лица и губ

Артикуляционная гимнастика Чистоговорки на звуки: ш, щ, ц Игры на развитие словаря:

«Спортсмены», «Чем (кем) был раньше? Игры на развитие ЗКР: «Громко- шепотом», «Лодочка и пароход»

Игры на развитие связной речи:

«Отгадай-ка», «Как ты узнал?», «Верно ли это?»

Игры на развитие речевого дыхания:

«Лети, одуванчик!», «Надувайся, шар!» Логоритмические упражнения: «Едет поезд», «Пароходик», «Грузовик»,

«Молоточки», «Новый дом»

Апрель

Взаимодействие с музыкальным

руководителем: «Говорящий коврик»,

«Волшебный сундучок»

Самомассаж губ и языка

Май

Артикуляционная гимнастика

Чистоговорки на звуки: т, ть, б

Игры на развитие словаря: «Мой. Моя.

Мое. Мои»

«Найди рифму»

Игры на развитие ЗКР: «Третий

лишний», «Эхо»

Игры на развитие связной речи: «Чего

на свете не бывает», «Объясни, что

такое»

Игры на развитие речевого дыхания:

«Вертушка»

«Птички (бабочки)»

Логоритмические упражнения:

«Мебель», «Много мебели в квартире»,

«Радуются взрослые и дети», «Что

делать после дождика?»

Взаимодействие с музыкальным

руководителем: «Конкурс певцов»,

«Придумай песенку»

Работа с родителями:

Помощь в изготовлении пособий для

В        течение

развития речевого дыхания.

срока

реализации

Анкета        «Развитие        речи        детей        моего ребенка»

Консультация        «Воспитание        звуковой культуры речи в домашних условиях»

Консультация «Чистоговорки — что это и для чего они нужны»

Консультация        «Речь        как        средство общения»

Семинар-практикум для родителей

«Развитие связной речи детей 5–6 лет в детском саду и дома»

проекта Сентябрь

Ноябрь Декабрь

Февраль Апрель

Заключительный этап.

Продукт: Квест - игра «В мире звуков». Отчёт        по        теме        проекта        на        итоговом

педсовете.

Список использованной литературы

  1. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение, 2001г.
  2. Колесникова Е.В. Развитие звуковой культуры речи у детей 5-6 лет. – М.: Изд-во «Ювента», 2012.
  3. Комратова Н.Г. Учимся говорить правильно: Учеб.-метод.пособие по развитию речи детей 3–7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
  4. Крупенчук О.И. Стихи для развития речи.– СПб.: ИД “Литера”, 2013.
  5. Светлова И.Е. Звук / Ил.А.Проскурякова. – М.: Изд-во Эксмо, 2015.
  6. Сохина        Ф.А.        Развитие        речи        детей        дошкольного        возраста.        Москва

«Просвещение» 2004г.

  1. Ушакова        О.        С.        Развитие        речи        и        творчества        дошкольников:.        Игры, упражнения, конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2007.
  2. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. Москва ТС Сфера 2004г.
  3. Ушакова О.С. Занятия по развитию речи в детском саду. М. Издательство

«Совершенство», 2001г.



Предварительный просмотр:

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ - ЮГРА

(ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение город Нягань

«Детский сад № 9 «Белоснежка»

ПРОЕКТ

«Сторителлинг – интерактивный метод работы с детьми

как средство развития речи и творчества дошкольников»

C:\Users\5\Desktop\3c508e0b34672d0b5628a673cd70f286.jpg.jpg

Автор проекта: Ярмухаметова З.Д

Нягань, 2020

«Чтобы научиться говорить, надо говорить».

М.Р.Львов

Введение

Проблема развития речи - одна из самых острых в современном образовании. Педагоги в своей работе используют самые разнообразные методы, формы и технологии для развития связной речи, формирования правильных грамматических форм, обогащения активного словаря, развития воображения. Однако приходится иногда сталкиваться с некоторыми трудностями у детей, когда надо, например, придумать рассказ или сказку, придумать окончание истории. У детей недостаточно  развито воображение, поэтому дети затрудняются при составлении различного рода рассказов.

Актуальность проекта:

Для чего детям нужны сказки, истории, мультики и фильмы? В первую очередь для того, чтобы передавать практический опыт, рассказывать о различных действиях их последствиях, совершенствовать воображение и пробуждать эмоции. Это необходимо для развития человека. По сути, любая из этих форм повествования является направлением сторителлинга. Сторителлинг – педагогическая техника, выстроенная в применении историй с конкретной структурой и интересным героем, которая направлена на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития и обучения. Сторителлинг помогает не только развить речь ребёнка, но и раскрывает его творческие способности, развивает познавательный интерес, помогает поверить в себя, свои силы.

Педагогический сторителлинг как техника подачи познавательной информации выполняет следующие функции: наставническая, мотивирующая, воспитательная, образовательная, развивающая.

Таким образом, можно выделить следующие преимущества использования техники сторителлинг с детьми дошкольного возраста.

1. Сторителлинг – отличный способ разнообразить занятия, чтобы найти подход и заинтересовать любого ребенка. Не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время.

2. Техника сторителлинга имеет форму дискурса, потому что рассказы представляют большой интерес, а также развивают фантазию, логику и повышают культурное образование.

3. Детям сторителлинг помогает научиться умственному восприятию и переработке внешней информации, обогащает устную речь, усиливает культурное самосознание, помогает запомнить материал, развивает грамотность;

4. Сторителлинг может успешно использоваться в проектной и совместной деятельности детей. Дошкольникам намного проще запомнить материал в виде интересной истории. Сухие факты запоминаются плохо, в то время как красочные истории остаются с нами надолго. Сторителлинг  - это замечательный метод преподавания.

Гипотеза проекта:

За основу исследования была положена первая годовая задача:

« Повысить качество образовательного процесса в ДОУ через внедрение современных технологий»

Технология сторитейллинга позволяет;

Разнообразить образовательную деятельность с детьми;

Заинтересовать каждого ребенка в происходящем действии;

Научить воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию;

Обогатить устную речь дошкольников;

Облегчить процесс запоминания сюжета.

Новизна

Дошкольникам намного проще запомнить материал в виде интересной истории. Сухие факты запоминаются плохо, в то время как красочные истории остаются с нами надолго. Сторителлинг – это замечательный метод преподавания любого материала.
Познавательно-речевое, творческое и социально-коммуникативное развитие дошкольников, посредством внедрения инновационной технологии сторителлинг в образовательный процесс.

Задачи проекта:

Образовательные: Внедрение инновационной педагогической технологии сторителлинг в образовательный процесс ДОУ.

Развивающие: Развитие всех сторон устной речи, познавательного интереса детей, творческого и логического мышления, социальных навыков посредством применения технологии сторителлинг;

Воспитательные: Воспитывать внимание, целеустремленность, устойчивый интерес к занятию.

Оздоровительные: Укреплять здоровье детей, используя, комплексы здоровьесберегающие технологий, благотворно влиять с помощью сторителлинга на эмоциональные состояние и психическое развитие детей.

Организация взаимодействия с семьями воспитанников на основе совместной          деятельности дети – родители – педагоги с применением технологии сторителлинг;

Цель и задачи настоящей работы определили выбор методов проекта:

Наглядный

Практический

Словесный

Формы работы: беседа, совместная деятельность родителей и детей.

Участники проекта: дети старшей группы, педагоги, родители.

Тип проекта: познавательно-речевой и творческий;

Продолжительность проекта: сентябрь 2020г. – май 2021 г

Варианты решения проблемы

Внедрение технологии Сторителлинг в образовательный процесс – поможет активизировать  познавательно-речевую  деятельность дошкольников,  эффективно донести информацию, лучше ее усвоить,  развить их коммуникативные умения, способствовать развитию воображения, творческой деятельности.

Сторителлинг поможет объединить детей и родителей, а так же выявить проблемы во взаимоотношении и воспитании.

Сторителлинг даст возможность выявить талантливых детей.

Сам прием не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время. Эффективен в процессе рассуждения, потому что импровизированные рассказы вызывают у детей большой интерес, развивают фантазию, логику.

Основные социально-значимые результаты:

Эффективное внедрение технологии сторителлинг в образовательный процесс ДОУ;

Повышение уровня познавательно-речевого, творческого, социально-коммуникативного развития дошкольников;

Выявление и поддержка талантливых детей;

Организация взаимодействия с родителями воспитанников, повышение педагогической компетентности.

Разработка методических рекомендаций по применению технологии «Сторителлинг» в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.

Повышение профессиональной компетентности педагогов.

Стратегия реализации проектной идеи:

1 этап. Организационно- подготовительный этап . (сентябрь)

2 этап. Основной. Реализация проекта.(октябрь- апрель)

3 этап. Обобщающий. (май)

Организационно- подготовительный этап  (сентябрь)

Изучение , анализ и обобщение методической литературы по теме

« Сторитейллинг»;

2.Определение содержания деятельности всех участников проекта;

3.Создание психолого-педагогических условий формирования диалоговой речи у воспитанников на основе игровой совместной деятельности;

4.Создание образовательной ситуации и игровой среды;

Разработка консультаций и бесед для родителей на тему «Сторитейллинг и его значение для детей»

Основной. Реализация проекта (октябрь- апрель)

Совместная деятельность детей и педагога:

1.Проведение тематической беседы с детьми с использованием наглядного материала

2. Совместная практическая деятельность детей и педагога;

3. Чтение детям художественной литературы с использованиет технологии «Старитейллинг»

4.Проведение тематических бесед с использованием наглядного материала;

Обобщающий (май)

Мониторинг речевого развития  дошкольников,

- анализ и оценка результатов проекта.

- публикация отчетов по работе на сайте ДОУ

- Определение новых перспектив.

План реализации проекта

Мероприятия

ОКТЯБРЬ

Чтение художественной литературы: М. Волошин «Осенью», К. Коровин «Белка», А. Ремизов «Хлебный голос», Н. Станчев «Осенняя гамма».

Рассматривание сюжетных картин.

Коллективная аппликация «Осенняя история».

Этюды на выразительность движений «Покажи историю»

Игра «Ленточки  историй»

Работа с родителями: наглядная информация «Что такое сторителлинг?»

НОЯБРЬ

Чтение художественной литературы: стихотворение С. В. Коноваленко «Времена года», 

Дидактические игры по развитию речи «Закончи предложение», «Где я был?», «Скажи какой», «Это правда или нет?», «Куда бежать?».

Осенняя сказка. Выполнение  сказочных историй по образцу с помощью мнемотаблиц, театральных атрибутов, музыкального озвучивания инструментами.

Свободное рисование своего «Я» (словами, предметами-ассоциациями, красками) – «Автопортрет».

Режиссерская игра по сочинению своего героя «Однажды…».

Мастер-класс для родителей «Знакомство с техникой сторителлинг».

ДЕКАБРЬ

Бумажная история «Как я узнал, что….»

Сторителлинг  на основе повествования по теме (придумываем концовку истории) «Кубики историй».

Сюжетная аппликация нетрадиционными техниками «Новогодние истории в картинках».

Режиссерская игра «Новогодняя ночь»

Работа с родителями: оказание помощи в подборе дидактического и  наглядного материала по темам проекта.

ЯНВАРЬ

Дидактические игры по развитию речи «Закончи», «Придумай рассказ», «Подскажи словечко», «Медвежонок и ослик разговаривают по телефону», «Разные слова»,  «Куб: природа и я».

Игры-драматизации по сказкам «Теремок», «Путешествие капельки», «У слоненка день рождения».

Игры, инсценировки на основе пальчиковой терапии «Волшебные слова».

Сторителлинг  на основе сценария.

Работа с родителями: семинар-практикум в технологии сторителлинг «Эти забавные истории».

ФЕВРАЛЬ

Чтение художественной литературы:   П. Бажов «Серебряное копытце»

Составление рассказов:  «Каким должен быть друг?», «Добрые поступки». Пересказ сказки. «Заяц хвастун».

Театр игрушек, инсценировка ситуаций «Если ….то….»

Сказочная мозаика «Картинка из книжки».

Сюжетное рисование «Моя история».

Работа в парах по созданию живых картинок – режиссерская игра.

Сторителлинг  на основе повествования по теме (придумываем концовку истории с постановкой проблемы) с использованием макета.

Работа с родителями: практическое занятие «Придумывайте вместе с детьми».

МАРТ

 Чтение художественной литературы:

 «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках» Р. Сеф, «Заплатка» Н. Носов, «Я спас Деда Мороза» С. Георгиев, «Разгром» Э. Успенский, «Каждый свое получил», обр. М. Булатова.

Дидактические игры по развитию речи «Как медвежонок катался на машине», «Кто позвал?», «Какое слово заблудилось?», «О чем еще так говорят?»,  «Я начну, а ты продолжи…».  

Составление  рассказов по серии сюжетных картин «Как звери спасли ежика», «Как ежик выручил зайца», на предложенный сюжет.  

Сторителлинг на основе проблемных ситуаций (способ решения проблемы с наилучшим выходом из ситуации)

Работа с родителями: оказание помощи в создании  мультфильма на основе технологии сторителлинг.

АПРЕЛЬ

Беседы по тематике: «Моя Родина», «Достопримечательности города», «Животные родного края».

Заучивание стихотворений о родине.

Рассматривание фотографий родного города, страны.

Продуктивная деятельность

Рисование: «Моя улица», «Мой город», «Детский сад», «Природа родного края».

Аппликация:  «Дом, в котором ты живешь».

Составление описательных рассказов «Родной  город», «Наш детский сад».

Показ мультимедийных презентаций «Природа родного края», Сторителлинг на основе проблемных ситуаций (способ решения проблемы с наилучшим выходом из ситуации).

Работа с родителями: совместное создание сборника историй.

МАЙ

Создание мультфильма с использованием техники сторителлинг.

Театр актеров. Сказка «Сочиняем сказку сами».

Работа с педагогами

Консультация для педагогов:  «Сторителлинг – интерактивный метод работы с детьми дошкольного возраста по развитию речи»;

Консультация  для педагогов: «Кубики историй», «Карты Проппа».

Педагогическая гостиная «Сторителлинг - как метод развития речи и творчества детей».  

Продукт проекта:

Система упражнений для обучения детей навыкам рассказывания по сюжетным картинам.

Методические рекомендации для родителей по развитию связной речи детей при рассказывании по картинам

Модели рассказа.


Ожидаемый результат:

Апробирована система упражнений для обучения детей навыкам рассказывания по сюжетным картинам.

Повышение уровня развития связной речи у детей при составлении рассказов по картинам.

Критерии оценки проекта: в проекте участвовало 100% детей и родителей старшей группы.

Сравнительная характеристика показателей диагностики связной речи детей при рассказывании по сюжетным картинкам на подготовительном и итоговом этапах показала, что:

 на подготовительном этапе 40% детей показали высокий уровень умения рассказывать по сюжетным картинам, 50% - средний уровень, 10% - низкий уровень.

На итоговом этапе 60% детей показали высокий уровень умения рассказывать по сюжетным картинам, 40% - средний уровень.

Таким образом, из результатов диагностики виден рост умений детей рассказывать по сюжетным картинам, что является показателем того, что при осуществлении данного проекта можно сформировать связную речь детей при рассказывании по сюжетным картинкам.

Заключение

Анализируя полученные результаты, мы пришли к выводу, что данный

проект дал толчок к формированию связной речи дошкольников, помог

умственному восприятию и переработке внешней информации, обогатил

устную речь, помог в запоминании материала, способствовал развитию

грамотности, фантазии, логики. В период пандемии оказалось, что

технология сторителлинга очень удобна в удаленной работе.

Сторителлинг – отличный способ разнообразить занятия, чтобы найти подход и заинтересовать любого ребенка. Не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время.

Техника сторителлинга имеет форму дискурса, потому что рассказы представляют большой интерес, а также развивают фантазию, логику и повышают культурное образование.

Использование цифрового сторителлинга и ИКТ технологии помогает визуализировать придуманные истории, эмоционально обогатить материал.

Сторителлинг может успешно использоваться в проектной деятельности детей. 

Сторителлинг объединяет родителей и детей. Присутствие родителей на занятиях и активное включение их в воспитательно-образовательный процесс помогает им решать вопросы взаимопонимания и воспитания детей. 

Список литературы:

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. - СПб.: Златоуст, 1998. - 355 с. Пастернак Н. Сказки нужны ребенку как воздух // Дошкольное образование. — 2008. - №8. - С. 23-35.

Русакова А.С. Ключи к детской душе. Как рассказывать и сочинять истории и сказки. - М.: Обруч, 2015. -192 с.

Симмонс А. Сторителлинг. Как использовать силу историй. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 177 с.

Федорова С. В., Барчева А. А. Использование техники сторителлинг в работе с детьми дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №16. — С. 515-518.

       



Предварительный просмотр:

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ - ЮГРА

(ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение город Нягань

«Детский сад № 9 «Белоснежка»

Статья для воспитателей и родителей

                                     «Использования Су-Джок терапии.

подготовила воспитатель:

Ярмухаметова Зиля Даниловна

В поисках эффективных средств коррекции отклонений в развитии речи и высших психических функций детей с ОВЗ, возникает необходимость ориентироваться на новейшие технологии развития этих компонентов.

Специалисты, пришли к выводу о необходимости комплексного сопровождения ребенка на основе универсальных нейробиологических и социо-культурных механизмов развития и причиной тому служит значительное увеличение количества детей с отклонениями в психическом развитии. С точки зрения нейропсихологического подхода данные трудности связаны с внутриутробной и (или) возникшей в младенчестве дисфункцией определенных структур мозга, и в первую очередь стволовых. Последствия этого для онтогенеза заключаются в нарушениях и искажениях подкорково-корковых и межполушарных взаимодействий.

Смягчить или устранить эти последствия можно с помощью кинезиологических (телесно-ориентированных) упражнений, которые позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики.

Занятия эффективны для детей с задержкой речевого развития (ЗРР), общим недоразвитием речи (ОНР), задержкой психического развития (ЗПР) и др.

Кинезеологические упражнения позволяют: улучшить память, внимание, речь, лучше освоить пространственные представления, мелкую и общую моторику, снизить утомляемость, повысить способность к произвольному контролю.

В данной статье мы хотели бы остановиться на применении Су - Джок терапии, как метод кинезиологического направления.  Су-Джок терапия была предложена российским практикам профессором из Южной Кореи Пак Чже Ву в 1986 году.

В основе Су – Джок лежит взгляд на организм человека как на единую энергетическую структуру, процессы в которой взаимосвязаны. Считается, что болезни человека, вызванная дисгармонией потенциального состояния тела и проявляется в заболеваниях вызванных на физическом уровне. Чтобы исключить это необходимо воздействовать на энергетический уровень, путем активации биологически активных точек.

В логопедической и психологической практике в последнее время многими специалистами - практиками используется метод Су – Джок терапии.

Этот метод терапии один из эффективнейших способов преодоления речевых трудностей и недоразвитий высших психических функций дошкольного возраста.

Вместе с пальчиковыми играми, стишками, потешками, штриховками, лепкой, мозаикой, рисованием в логопедических целях Су - Джок терапия активизирует развитие речи ребенка.

С помощью шариков («суджиков») и колечек удобно массировать пальцы для благотворного влияние на весь организм. Дети активно включаются в игру с яркими, колючими шариками. Катая его в ладошках, малыши проговаривают слова пальчиковых игр в соответствие с текстом:

-Еж, еж, Где живешь?                    В норку яблоки несу,

 Еж, еж, Что несешь?                      Буду яблоки делить,

 - Я живу в густом лесу,                 Своих деток кормить.

Воздействуя на каждый пальчик металлическим колечком, сначала на правую затем на левой руке, проговаривая текст гимнастики:

 Этот пальчик дедушка,                      Этот пальчик мамочка,

 Этот пальчик бабушка,                      Этот пальчик я,

 Этот пальчик папочка,                       Вот и вся моя семья.

Благодаря партнерским принципам взаимодействия с семьями детей с ОВЗ усилия педагогов более продуктивны.

Результаты достигаемые при помощи работы с «суджиками» слеющие: нормализация мышечного тонуса,  опосредованное стимулирование речевых областей в коре головного мозга, повышение потенциального энергетического уровня ребенка, обогащение его знаниями о собственном теле, развитие тактильной чувствительности.

Развивая мелкую моторику, мы создаём предпосылки для становления многих психических процессов.

Практика показывает, что под влиянием сенсомоторной работы с помощью Су – Джок инструментария в организме происходят положительные структурные изменения. Совершенствуется регулирующая  и координирующая роль нервной системы.

Список литературы

1. Алтухова Т.А. Нейропсихологические основы предупреждения и коррекции нарушений письменной речи: учеб.-метод. пособие. – Белгород:Изд-во БелГУ, 2008.- 64 с.

2. Ермакова И.А. Развиваем мелкую моторику у малышей. СПб.: Издательский дом «Литера» 2007

3. Косинова Е.М. Уроки логопеда: игры для развития речи. М.: Эксмо: ОЛИСС, 2011. – 192с.        

4.  Пак Чжэ Ву. Вопросы терапии и практики Су-Джок терапии: Серии книг по Су-Джок терапии. Су-Джок Академия, 2009.

5. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб пособие для высш. учеб заведений. – М.: Издательский центр «Академия» 2002. -232с.

6. Сиротюк А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. М.:ТЦ Сфера, 2003. – 288с.

7.  http://dohcolonoc.ru

8.  http://samopoznanie.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация работы по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС».

laquo;Организация работы по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС».Дошкольный возраст — период активного познавательного развития. Одна из основных ли...

Использование ИКТ в образовательной деятельности по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста.

В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены, связанные с внедрением Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования. Практика ...

«Использование метода «синквейн» в работе по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста» ( в рамках муниципальной научно - практической конференции педагогических работников 21. 12. 2021 г.)

laquo;Изучая родной язык, ребенок усваивает не только слова, но и множество понятий, мыслей, чувств, художественных образов…»К.Д.УшинскийПроблема формирования речи у детей дошкольного во...

План работы по самообразованию по теме:«Использование теории решения изобретательских задач в работе по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста».

План работы по самообразованиювоспитателя  высшей квалификационной категорииподготовительной к школе группе.Пахомовой Ларисы Борисовнына 2021 – 2022 учебный год. По теме: «И...

«Использование конструктора лего на занятиях по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста».

(фронтальное логопедическое занятие для детей подготовительной группы)...

Консультация для воспитателей по теме «Использование методов и приемов ТРИЗ в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»

Консультация для воспитателейпо теме«Использование методов и приемов ТРИЗ в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»...