Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Составление сюжетного рассказа по набору игрушек»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Дисенбаева Анара Хусаеновна

О.С.Ушакова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx19.4 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия  по развитию речи в старшей группе по теме «Составление сюжетного рассказа по набору игрушек».

Доминирующая ОО: речевое развитие.

Интеграция ОО:  познавательное, физическое, художественно- эстетическое, социально-личностное, физическое развитие

Вид деятельности детей: коммуникативная, игровая, двигательная.

Программное содержание

Цель: побуждать детей к самостоятельному составлению рассказа с использованием набора игрушек, развивать монологическую речь детей

Задачи:

-Связная речь: учить составлять сюжетный рассказ, выбирая для него соответствующих персонажей (игрушки); давать описание и характеристику персонажей, вводить в повествование диалог

-Словарь и грамматика: учить подбирать определения к заданным словам; учить составлять предложения из набора слов с помощью воспитателя и из двух-трёх слов – самостоятельно.

Звуковая культура речи: учить различать на слух звуки «с», «сь», «щ» в словах, четко произносить слова с этими звуками.

Материалы и оборудование: игрушки –зайчонок, котёнок, щенок, медвежонок, ёлочка; картинки – сова, поросёнок, слонёнок, щенок, щегол, щетка.

Предварительная работа:  рассматривание картинок с домашними животными, повторение песенки-игры «Серенькая кошечка», отгадывание загадок о домашних животных.

Планируемый результат: умеют составлять сюжетный рассказ, выбирая для него соответствующих персонажей (игрушки); дают описание и характеристику персонажей, вводят в повествование диалог; умеют подбирать определения к заданным словам; различают на слух звуки «с», «сь», «щ» в словах, четко произносят слова с этими звуками.

Структура занятия

1.Вводная часть

Отгадывание загадок

2 мин

2.Основная часть

Составление рассказов детьми об игрушках

Физкультминутка.

Работа по картинкам и словам со звуком «с» и «Щ»

20 мин

3.Заключительная часть

Прощание с игрушками

3 мин

Длительность занятия 25 мин

Ход занятия

1.Вводная часть.

Отгадайте, о чем идет речь.

Лежит – молчит,

Подойдешь – зарычит.

(Щенок)

Мохнатенький, усатенький,

Сядет – песенку поет.

(Котенок)

Маленький, беленький,

По лесочку прыг, прыг,

По снежочку тык, тык.

(Зайчонок)

Весной цвету,

Летом плод приношу,

Осенью не увядаю,

Зимой не умираю.

(Ель, сосна)

Я – забавная игрушка:

Не пила, не погремушка.

Девочки со мной играют,

На руках меня качают.

(Кукла)

Воспитатель привлекает внимание детей на игрушки, стоящие у него на столе. Про каждую игрушку спрашивает: «Какая она (кукла)?» А какая она по характеру? Как зовут девочку?

2.Основная часть.

Воспитатель: Теперь составьте рассказ,  про девочку. Девочка пошла в лес. Кого она встретила?

Дети: Зайчика, медвежонка.

Воспитатель: Что произошло дальше, вы расскажете сами.

А если бы девочка пошла не в лес, кого она могла встретить?

Дети: Котенка, щенка.

Воспитатель: Когда будете рассказывать, берите эти игрушки и показывайте то, что вы про них придумали. Подумайте, о чём разговаривала девочка со зверятами, какой был день?

Воспитатель предлагает, чтобы несколько детей объединились в группу для рассказывания.

Воспитатель: О чем вам надо договориться? Кто о чем будет рассказывать, кто начнёт рассказ?

Каждый ребёнок берёт игрушку, дети договариваются, о чем они будут рассказывать. Остальные выслушают рассказ, придумают для него название и дают оценку.

Физкультминутка

Давайте поиграем в игру «Живые слова». Пусть ко мне сейчас подойдут 6 детей. Они будут разными словами. Воспитатель говорит каждому каким он будет словом. После этого проверяет, запомнили ли они слова. Набор слов : котёнок, девочка, весело, быстро, бежит, прыгает.

Из этих  слов можно составить различные предложения про девочку и котёнка. Предложение должно состоять из 2-3 слов. Кто придумает предложение поднимет руку. Заранее говорить какое предложение, не следует – нужно выстроить слова по порядку, а потом уже «прочитать».

Ребёнок выходит к столу и , не называя слов, составляет предложение.

Воспитатель: Теперь скажи, какое предложение ты придумал.

Ребёнок называет предложение.

Воспитатель: Проверим, правильно ли ты поставил слова. Слова, называйте себя по порядку. (проверяется соответствие названного ребёнком предложения тому, которое он составил из «живых слов»)

Воспитатель спрашивает, кто придумал другие предложения из этих слов., и приглашает поднявшего руку к столу и т.д.

Воспитатель: Видите, ребята, как много предложений можно придумать из этих слов: Девочка бежит. Девочка бежит быстро. Девочка весело прыгает. Весело прыгает котёнок и др.

Воспитатель: Посмотрите на картинки. Оля, назови, что на них нарисовано (сова, поросёнок, слонёнок, щегол, щенок, щётка). Подойдите ко мне Витя и Петя. Витя будет водить, а Петя прятать картинки. Витя должен сказать, кого или чего не стало.

Один ребёнок прячет, второй её называет.

Воспитатель: Не стало щегла. Послушайте как звучит слово щ-щ-щегол. Какой звук слышится в этом слове?  (дети отвечают)

Петя, скажи слово, так, чтобы слышился звук «Щ» (ребёнок выполняет). Посмотрите на рисунки ещё раз, скажите, какой звук «с» или «щ» - слышится в словах?

Дети отвечают по каждому слову.

3.Заключительная часть.

Давайте попрощаемся с нашими гостями, а теперь с нашими друзьями. И скажем спасибо Котенку и Собачке. Чему они вас научили? (Жить дружно и играть вместе). Позовем их еще в гости? (Приходите к нам еще. До свидания)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему: « Составление описательных рассказов «Дети мира», рассказы о разных народах»

Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему: « Составление описательных рассказов «Дети мира», рассказы о разных народах» Задачи: закреплять навык словоизменения в процессе согласов...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему "Составление описательного рассказа о предметах посуды"

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему "Составление описательного рассказа о предметах посуды"...

Конспект НОД по речевому развитию (развитие речи) в старшей группе на тему: "Составление коллективного рассказа по картине «Зимние забавы»".

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе на тему: "Составление коллективного рассказа по картине "Зимние забавы""....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: Составление описательного рассказа по картине «Кошка с котятами» Учебно методический материал

Цель: развитие умения составлять описательный рассказ по картине «Кошка с котятами».Задачи:-учить составлять описательный рассказ по картинке вместе с воспитателем и самостоятельно: расска...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Составление описательного рассказа на тему «Зима».

Доминирующая ОО: речевое развитие.Интеграция ОО:  познавательное, физическое, художественно- эстетическое, социально-личностное, физическое развитиеПрограммное содержаниеЗадачи:-Связная речь: учи...

Конспект по развитию речи в старшей группе на тему "Составление описательного рассказа про куклу"

С помощью дидактического упражнения "Рассказываем вместе" помочь уяснить план описания куклы....

Речевое развитие в средней группе на тему "Составление сюжетного рассказа по набору игрушек «Случай в лесу». " .

Связная речь: продолжать учить детей составлять короткие рассказы, исходя из набора игрушек.Словарь и грамматика: словарь и грамматика: учить правильно использовать в речи предлоги в, на, под, между; ...