Проект " Путешествие в страну культурной речи"
проект по развитию речи
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – «Детский сад № 125»
Проект познавательный,
информационно-творческий, групповой
Тема: «Путешествие в страну культурной речи по тропинкам сказок»
Разработчик: Лосева Наталья Николаевна, воспитатель
Барнаул 2020
«Речевая культура человека –
зеркало его духовной культуры»
В.А. Сухомлинский
Проект познавательный, информационно-творческий, групповой «Путешествие в страну культурной речи по тропинкам сказок»
Интеграция образовательных областей: Речевое развитие; Познавательное развитие; Социально-коммуникативное развитие; Художественно-эстетическое развитие; Физическое развитие.
Продолжительность проекта:
Средней продолжительности (март-апрель 2020 г.)
Участники проекта:
- дети старшего возраста 5-6 лет
- родители
- воспитатель группы: Лосева Наталья Николаевна
Введение.
Речь занимает центральное место в психическом развитии ребенка и внутренне связана с развитием мышления и сознания в целом. Основное назначение речи служить средством общения между людьми.
Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Качество речи – показатель уровня интеллектуального и эмоционального развития ребенка.
В сфере формирования коммуникативных универсальных учебных действий предполагается, что при поступлении в школу ребенок достигает определенного уровня развития общения. В состав абсолютно необходимых для начала обучения ребенка в школе предпосылок входят следующие компоненты по ФГОС:
• потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;
• владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
• желательно эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;
• ориентация на партнера по общению;
• умение слушать собеседника.
Образовательная область «Речевое развитие» - это не только и не столько развитие речи, сколько развитие общения. В этом случае развитие словаря, воспитание ЗКР, связной речи, грамматического строя являются не самоцелью, а средством развития навыков общения.
Актуальность
Родная культура и речь должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Знакомство с устным народным творчеством пробуждает интерес к родному языку, его истокам, к глубокому пониманию смысла произведений.
В последнее время чтение сказок родители заменяют просмотром мультфильмов сомнительного содержания, забывая о том, что сказки – историческое, литературное наследие, имеющее воспитательное значение. Те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.
Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку развивать речь.
Активное приобщение детей к языковому богатству русского народа способствует развитию речи ребенка и определяет личность ребенка.
На сегодняшнем этапе жизни современного общества данная тема является актуальной.
Цель проекта:
Развитие коммуникативно-речевых способностей дошкольников через русскую народную сказку в условиях специально организованной образовательной деятельности через актуализацию собственного личностного опыта в процессе понимания и формирования интереса к речевому общению; воспитание у детей любви к русским народным сказкам, как к произведению искусства, возобновление традиции семейного чтения с помощью привлечения родителей к реализации проекта и дальнейшей совместной деятельности.
Задачи проекта:
Для детей:
Образовательные:
• расширить представление детей о сказках;
• формировать умение детей рассуждать;
• формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать
эпизоды сказок;
• обогащать и расширять словарный запас детей.
Развивающие:
• развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться
связных высказываний;
• развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие
способности;
• развивать коммуникабельность и умение общаться с взрослыми
людьми в разных ситуациях;
Воспитательные:
• воспитывать культуру речи;
• воспитывать чувство дружбы и коллективизма.
Для родителей:
• способствовать развитию совместного творчества родителей и детей;
• развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу.
Для педагогов:
• развивать творческий потенциал ребенка;
• показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе
реализации проекта.
Формы и методы работы:
Игровые упражнения, речевые словесные игры, дидактические игры, разъяснение, моделирование, анализ и проигрывание игровых ситуаций, чтение сказок, пересказ разных сказок, рассматривание иллюстраций, фотографий, беседа с детьми, игры-драматизации, театрализация сказок, проблемные ситуации, придумывание авторских сказок.
Ожидаемый результат
Активизация связной речи детей, расширение словаря, совершенствование звукопроизношения.
Появление познавательного интереса к сказке и русскому народному творчеству.
Появление умения связно, последовательно и выразительно пересказывать сказки.
Творческие, партнерские отношения между всеми участниками образовательного процесса.
Пополнение книжного уголка книгами по разделу «Сказки»
Итоговое мероприятие: Викторина на тему:» Русские народные сказки», театрализация русской народной сказки «Хаврошечка».
Продукт проекта: Книга авторских сказок.
Этапы реализации проекта:
1 этап - подготовительный
(выявление проблемы, анализ имеющихся педагогических ресурсов, определение направлений деятельности)
РАБОТА С ДЕТЬМИ
1. Предварительные беседы по теме
2. Начальный мониторинг
3. Подбор иллюстраций, книг, видео и аудиозаписей, настольно-печатных и дидактических игр по теме проекта.
4. Изготовление декораций к сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов.
5. Оформление уголка «В гостях у сказки».
6. Составление плана интеграции образовательных областей проекта.
Педагогические ресурсы
Вопросы мониторинга.
Анализ результатов мониторинга.
Интернет-ресурсы, методические пособия.
Русские народные пословицы, поговорки, загадки.
Книги русских народных сказок.
Разные виды театров (кукольного, настольного, пальчикового)
Задачи 1 этапа проекта:
1. Изучить состояние связной речи детей.
2. Изучить и выявить представления детей о сказках.
3. Спланировать деятельность во время проекта.
4. Подобрать материалы для работы над проектом.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
1. Ознакомление с темой проекта.
2. Консультирование родителей по теме проекта.
3. Привлечение родителей к созданию костюмов для театрализации.
Педагогические ресурсы
План интеграции.
Анкеты для родителей.
Презентация на тему.
Задачи
1. Развивать педагогическую инициативу родителей.
2. Повышать компетентность родителей в сфере развития речи детей.
3. Развивать интерес к жизни детей в детском саду.
4. Привлечь родителей к совместному с детьми творчеству.
2 этап – основной
(содержание образовательной работы по освоению в рамках проекта)
План интеграции
содержания образовательных областей на основе проекта «Путешествие в страну культурной речи по тропинкам сказок»
Речевое развитие | Расширение словарного запаса детей старинными словами, названиями различных видов театра, материалов для изготовления декораций и кукол. Совместное обсуждение сказок и выводы о морали сказки. Чтение и обсуждение сказок. Просмотр мультфильмов. Пересказ разных сказок. Составление творческого рассказа: «Если бы я попал в сказку». Отгадывание и придумывание загадок про сказки; заучивание пословиц и подбор подходящей сказки к этой пословице. Презентация «Иллюстрации художников к русским народным сказкам» Придумывание авторской сказки. Заучивание слов к пальчиковым и подвижным играм. НОД по сказкам «Лиса, заяц и петух», «Репка». НОД по сказке «Заяц-хвастун». Беседы с детьми о прочитанном. |
Познавательное развитие | Чтение, просмотр и прослушивание русских народных, авторских сказок, проведение викторины по сказкам. НОД «Знакомство с театром». Беседа «Различные виды театров и театральных кукол» на основе презентации. Беседы с детьми: "Моя любимая сказка", "Правила общения с книгой". Рассматривание иллюстраций с изображением героев сказок. Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам. НОД по ФЭМП «Теремок», |
Социально-коммуникативное развитие | Дидактические игры: «Расскажи сказку по картинке», «Из какой я сказки?», «Помнишь ли ты эти стихи», «Расскажи сказку по картинке», «Из какой я сказки?», «Сказки», «Исправь ошибку художника». Речевые словесные игры: «Доскажи словечко», «Вежливый котик», «Кто из героев сказал эти слова?». Развивающие игры: «Что не так», «Из какой это сказки», «Мои любимые сказки», «Слова наоборот». Кубики и пазлы по разным сказкам. Беседа о роли сказки в жизни человека. Беседа о бережном отношении к книге, театральным атрибутам. Проблемные ситуации: что может служить персонажем для театра, что делать, если у сказки потерялось начало (окончание), из каких материалов можно изготовить театральные куклы? С/р игра «Библиотека», «Больница для книг», «Театр», «Ателье». Спектакль «Теремок», «Лиса, заяц и петух», «Гуси-лебеди». Театрализация сказки «Хаврошечка». |
Художественно-эстетическое развитие | Продуктивная деятельность: рисование, лепка, аппликация любимой сказки, сказочного персонажа. Создание альбома с героями любимой сказки. ООД «Мой любимый сказочный герой». (рисование) ООД «Петушок – золотой гребешок». (рисование) ООД «Платье для Василисы Прекрасной». (аппликация) ООД «Сказочный домик». (аппликация) Слушание и пение музыки на тему «Русские народные сказки». |
Физическое развитие | Пальчиковая гимнастика «Будем сказки называть, будем пальчики считать». Русская народная подвижная игра «Гуси-лебеди». |
Работа с родителями | Консультация «Читайте детям сказки». Консультация «Воспитание сказкой – радость встречи с книгой». Консультация «Сказка в жизни ребенка». Помощь в изготовлении костюмов для спектакля «Хаврошечка. Выставка поделок различных театров. |
3 этап – итоговый
Презентация проекта
Представление результатов проекта в МБДОУ в виде:
1. Итоговые открытые мероприятия:
- Театрализация сказки «Хаврошечка».
- Викторина по русским народным сказкам.
Цель: актуализация знаний и умений детей, полученных в ходе реализации проекта.
2. Создание «Книги авторских сказок».
3. Подведение итогов, анализ ожидаемого результата, обобщение результатов работы, формулировка выводов.
Мы сделали вывод:
Таким образом, при помощи проектной деятельности, мы убедились в том, что через русскую народную сказку в условиях специально организованной интегрированной деятельности можно благоприятно воздействовать на факторы развития речи старших дошкольников.
Дети успешно овладели грамотной и связной речью, улучшилось звукопроизношение, правильно употребляют лексико-грамматические категории. Появился интерес к занятиям, доброжелательное отношение к взрослым и друг к другу. Повысился культурный уровень дошкольников. Дети используют в своей речи элементы устного народного творчества: пословицы, поговорки; в сюжетно-ролевых играх – потешки; самостоятельно организуют игры с помощью считалок. В диалогической речи дети, разговаривая с собеседником, дают и сжатые и развернутые ответы.
Родители вовлечены в единое пространство «семья – детский сад».
Эта тема очень интересна не только детям, но и остальным участникам развивающего процесса (родителям, воспитателям).
Оснащение предметно-развивающей среды:
- Разработка картотек:
- Загадки, пословицы, поговорки, потешки, считалки по сказкам.
- Речевые словесные игры и упражнения, дидактические игры по сказкам.
2. Оформление тематического уголка «В мире сказок» (выставка художественной и познавательной литературы «В мире сказок»).
3. Создание альбома с героями любимой сказки.
4. Оформление: «Книга авторских сказок».
5. Презентация «Иллюстрации художников к русским народным сказкам».
Список литературы:
Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. –М.: Академия, 2000.
Большева Т.В. Учимся по сказке. - СПб., 2001.
Гурович Л.М. Ребёнок и книга / Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, В.И. Логинова. – М., 1999.
Методика развития речи. Бородич А.М. –М. : Просвещение, 1981.
От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — м.: мозаика-синтез, 2014.
Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). –М.: Просвещение, 1981.
Ушакова О.С, Струнина Е.М «Методика развития речи детей…» М., Владос, 2004;
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М: Центр педагогического образования, 2014.
Шадрина Л.Г, Е.Н.Судакова «Развитие образности речи детей старшего дошкольного возраста в разных типах высказываний » Ульяновск, «Вектор-С», 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект - «Путешествие в страну красивой речи!»
laquo;Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых он...
Конспект образовательной деятельности по культурной практике «Развитие речи» с элементами обучения грамоте» в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи»
Цель: Закрепление полученных знаний в учебном году.Задачи: образовательные:• Развивать умение игрового и делового общения со сверстниками, желание участвовать в совместной коллективной деяте...
ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ КРАСИВОЙ РЕЧИ»
ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ КРАСИВОЙ РЕЧИ»...
Проект по развитию речи «Путешествие по стране красивой речи»
Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особо остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса,...
Презентация проекта по развитию речи в средней группе «Путешествие по стране красивой речи»
Для достижения хороших результатов в работе по развитию речи мы решили использовать дидактические игры. Дидактические игры развивают речь детей, пополняется и активизируется словарь, формируется прави...
Рабочий паспорт проекта: «Путешествие в страну красивой речи» старшая группа от 5-и до 6-и лет
Цель проекта:Развитие речевых навыков детей в ходе совместной деятельности воспитателя, логопеда и музыкального руководителя....
Педагогический проект " Путешествие в страну культурной речи"
Дети участся использоать вежливые слова и выражения...