Педагогический проект " Путешествие в страну культурной речи"
проект по развитию речи

Лосева Наталья Николаевна

Дети участся использоать вежливые слова и выражения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – «Детский сад № 125»

Проект познавательный,

информационно-творческий, групповой

Тема: «Путешествие в страну культурной речи по тропинкам сказок»

C:\Users\User\Desktop\2.jpg

Разработчик: Лосева Наталья Николаевна, воспитатель

Барнаул 2020

«Речевая культура человека –

зеркало его духовной культуры»

В.А. Сухомлинский

Проект познавательный, информационно-творческий, групповой «Путешествие в страну культурной речи по тропинкам сказок»

Интеграция образовательных областей: Речевое развитие; Познавательное развитие; Социально-коммуникативное развитие; Художественно-эстетическое развитие; Физическое развитие.

Продолжительность проекта:

Средней продолжительности (март-апрель 2020 г.)

Участники проекта:

- дети старшего возраста 5-6 лет

- родители

- воспитатель группы:  Лосева Наталья Николаевна

Введение.        

   Речь занимает центральное место в психическом развитии ребенка и внутренне связана с развитием мышления и сознания в целом. Основное назначение речи служить средством общения между людьми.

   Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Качество речи – показатель уровня интеллектуального и эмоционального развития ребенка.

   В сфере формирования коммуникативных универсальных учебных действий предполагается, что при поступлении в школу ребенок достигает определенного уровня развития общения. В состав абсолютно необходимых для начала обучения ребенка в школе предпосылок входят следующие компоненты по ФГОС:

• потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;

• владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;

• желательно эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;

• ориентация на партнера по общению;

• умение слушать собеседника.

   Образовательная область «Речевое развитие» - это не только и не столько развитие речи, сколько развитие общения. В этом случае развитие словаря, воспитание ЗКР, связной речи, грамматического строя являются не самоцелью, а средством развития навыков общения.

 Актуальность

   Родная культура и речь должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Знакомство с устным народным творчеством пробуждает интерес к родному языку, его истокам, к глубокому пониманию смысла произведений.

  В последнее время чтение сказок родители заменяют просмотром мультфильмов сомнительного содержания, забывая о том, что сказки – историческое, литературное наследие, имеющее воспитательное значение. Те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.

  Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку развивать речь.

  Активное приобщение детей к языковому богатству русского народа способствует развитию речи ребенка и определяет личность ребенка.

  На сегодняшнем этапе жизни современного общества данная тема является актуальной.

Цель проекта:

   Развитие коммуникативно-речевых способностей дошкольников через русскую народную сказку в условиях специально организованной образовательной деятельности через актуализацию собственного личностного опыта в процессе понимания и формирования интереса к речевому общению; воспитание у детей любви к русским народным сказкам, как к произведению искусства, возобновление традиции семейного чтения с помощью привлечения родителей к реализации проекта и дальнейшей совместной деятельности.

C:\Users\User\Desktop\1.jpg

Задачи проекта:

Для детей:

Образовательные:

• расширить представление детей о сказках;

• формировать умение детей рассуждать;

• формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать

эпизоды сказок;

• обогащать и расширять словарный запас детей.

Развивающие:

• развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться

связных высказываний;

• развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие

способности;

• развивать коммуникабельность и умение общаться с взрослыми

людьми в разных ситуациях;

Воспитательные:

• воспитывать культуру речи;

• воспитывать чувство дружбы и коллективизма.

Для родителей:

• способствовать развитию совместного творчества родителей и детей;

• развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу.

Для педагогов:

• развивать творческий потенциал ребенка;

• показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе

реализации проекта.

Формы и методы работы:

Игровые упражнения, речевые словесные игры, дидактические игры, разъяснение, моделирование, анализ и проигрывание игровых ситуаций, чтение сказок, пересказ разных сказок, рассматривание иллюстраций, фотографий, беседа с детьми, игры-драматизации, театрализация сказок, проблемные ситуации, придумывание авторских сказок.

Ожидаемый результат

Активизация связной речи детей, расширение словаря, совершенствование звукопроизношения.

Появление познавательного интереса к сказке и русскому народному творчеству.

Появление умения связно, последовательно и выразительно пересказывать сказки.

Творческие, партнерские отношения между всеми участниками образовательного процесса.

Пополнение книжного уголка книгами по разделу «Сказки»

Итоговое мероприятие: Викторина на тему:» Русские народные сказки», театрализация русской народной сказки «Хаврошечка».

Продукт проекта: Книга авторских сказок.

C:\Users\User\Desktop\13.jpg

Этапы реализации проекта:

1 этап - подготовительный 

(выявление проблемы, анализ имеющихся педагогических ресурсов, определение направлений деятельности)

РАБОТА С ДЕТЬМИ

1. Предварительные беседы по теме

2. Начальный мониторинг

3. Подбор иллюстраций, книг, видео и аудиозаписей, настольно-печатных и дидактических игр по теме проекта.

4. Изготовление декораций к сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов.

5. Оформление уголка «В гостях у сказки».

6.  Составление плана интеграции образовательных областей проекта.

Педагогические ресурсы

Вопросы мониторинга.

Анализ результатов мониторинга.

Интернет-ресурсы, методические пособия.

Русские народные пословицы, поговорки, загадки.

Книги русских народных сказок.

Разные виды театров (кукольного, настольного, пальчикового)

Задачи 1 этапа проекта:

1. Изучить состояние связной речи детей.

2. Изучить и выявить представления детей о сказках.

3. Спланировать деятельность во время проекта.

4. Подобрать материалы для работы над проектом.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

1. Ознакомление с темой проекта.

2. Консультирование родителей по теме проекта.

3. Привлечение родителей к созданию костюмов для театрализации.

Педагогические ресурсы

План интеграции.

Анкеты для родителей.

Презентация на тему.

Задачи

1. Развивать педагогическую инициативу родителей.

2. Повышать компетентность родителей в сфере развития речи детей.

3. Развивать интерес к жизни детей в детском саду.

4. Привлечь родителей к совместному  с детьми творчеству.

C:\Users\User\Desktop\12.jpg

2 этап – основной 

(содержание образовательной работы по освоению в рамках проекта)

План интеграции

содержания образовательных областей на основе проекта «Путешествие в страну культурной речи по тропинкам сказок»

Речевое развитие

Расширение словарного запаса детей старинными словами, названиями различных видов театра, материалов для изготовления декораций и кукол.

Совместное обсуждение сказок и выводы о морали сказки.

Чтение и обсуждение сказок. Просмотр мультфильмов.

Пересказ разных сказок.

Составление творческого рассказа: «Если бы я попал в сказку».

Отгадывание и придумывание загадок про сказки; заучивание пословиц и подбор подходящей сказки к этой пословице.

Презентация «Иллюстрации художников к русским народным сказкам»

Придумывание авторской сказки.

Заучивание слов к пальчиковым и подвижным играм.

НОД по сказкам «Лиса, заяц и петух», «Репка».

НОД по сказке «Заяц-хвастун».

Беседы с детьми о прочитанном.

Познавательное развитие

Чтение, просмотр и прослушивание русских народных, авторских сказок, проведение викторины по сказкам.

НОД «Знакомство с театром».

Беседа «Различные виды театров и театральных кукол» на основе презентации.

Беседы с детьми: "Моя любимая сказка", "Правила общения с книгой".

Рассматривание иллюстраций с изображением героев сказок. Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.

НОД по ФЭМП «Теремок»,

Социально-коммуникативное развитие

Дидактические игры:

«Расскажи сказку по картинке», «Из какой я сказки?», «Помнишь ли ты эти стихи», «Расскажи сказку по картинке», «Из какой я сказки?», «Сказки», «Исправь ошибку художника».

Речевые словесные  игры:

«Доскажи словечко», «Вежливый котик», «Кто из героев сказал эти слова?».

Развивающие игры:

 «Что не так», «Из какой это сказки», «Мои любимые сказки», «Слова наоборот».

Кубики и пазлы по разным сказкам.

Беседа о роли сказки в жизни человека.

Беседа о бережном отношении к книге, театральным атрибутам.

Проблемные ситуации: что может служить персонажем для театра, что делать, если у сказки потерялось начало (окончание), из каких материалов можно изготовить театральные куклы?

С/р игра «Библиотека», «Больница для книг», «Театр», «Ателье».

Спектакль «Теремок», «Лиса, заяц и петух», «Гуси-лебеди». 

Театрализация сказки «Хаврошечка».

Художественно-эстетическое развитие

Продуктивная деятельность: рисование, лепка, аппликация любимой сказки, сказочного персонажа.

Создание альбома с героями любимой сказки.

ООД «Мой любимый сказочный герой». (рисование)

ООД «Петушок – золотой гребешок». (рисование)

ООД «Платье для Василисы Прекрасной». (аппликация)

ООД «Сказочный домик». (аппликация)

Слушание и пение музыки на тему «Русские народные сказки».

Физическое развитие

Пальчиковая гимнастика «Будем сказки называть, будем пальчики считать».

Русская народная подвижная игра «Гуси-лебеди».

Работа с родителями

Консультация «Читайте детям сказки».

Консультация «Воспитание сказкой – радость встречи с книгой».

Консультация «Сказка в жизни ребенка».

Помощь в изготовлении костюмов для спектакля «Хаврошечка.

Выставка поделок различных театров.

3 этап – итоговый

Презентация проекта

Представление результатов проекта в МБДОУ в виде:

1. Итоговые открытые мероприятия:

- Театрализация сказки «Хаврошечка».

- Викторина по русским народным сказкам.

Цель: актуализация знаний и умений детей, полученных в ходе реализации проекта.

2. Создание «Книги авторских сказок».

3. Подведение итогов, анализ ожидаемого результата, обобщение результатов работы, формулировка выводов.

C:\Users\User\Desktop\21.jpg

Мы сделали вывод:

     Таким образом, при помощи проектной деятельности, мы убедились в том, что через русскую народную сказку в условиях специально организованной интегрированной деятельности можно благоприятно воздействовать на факторы развития речи старших дошкольников.

     Дети успешно овладели грамотной и связной речью, улучшилось звукопроизношение, правильно употребляют лексико-грамматические категории. Появился интерес к занятиям, доброжелательное отношение к взрослым и друг к другу. Повысился культурный уровень дошкольников.  Дети используют в своей речи элементы устного народного творчества: пословицы, поговорки; в сюжетно-ролевых играх – потешки; самостоятельно организуют игры с помощью считалок. В диалогической речи дети, разговаривая с собеседником, дают и сжатые и развернутые ответы.

Родители вовлечены в единое пространство «семья – детский сад».

              Эта тема очень интересна не только детям, но и остальным участникам развивающего процесса (родителям, воспитателям).

Оснащение предметно-развивающей среды:

  1. Разработка картотек:

- Загадки, пословицы, поговорки, потешки, считалки по сказкам.

- Речевые словесные игры и упражнения, дидактические игры по сказкам.

      2. Оформление тематического уголка «В мире сказок» (выставка художественной и познавательной литературы «В мире сказок»).

      3. Создание альбома с героями любимой сказки.

      4. Оформление: «Книга авторских сказок».

      5. Презентация «Иллюстрации художников к русским народным сказкам».

 

   

Список литературы:

Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. –М.: Академия, 2000.

Большева Т.В. Учимся по сказке. -  СПб., 2001.

Гурович Л.М. Ребёнок  и книга / Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, В.И. Логинова. – М., 1999.

Методика развития речи. Бородич А.М. –М. : Просвещение, 1981.

От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — м.: мозаика-синтез, 2014.

Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). –М.: Просвещение, 1981.

Ушакова О.С, Струнина Е.М «Методика развития речи детей…» М., Владос, 2004; 

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М: Центр педагогического образования, 2014.

Шадрина Л.Г, Е.Н.Судакова «Развитие образности речи детей старшего дошкольного возраста в разных типах высказываний » Ульяновск, «Вектор-С», 2009.

C:\Users\User\Desktop\20.jpg

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект « Путешествие в страну знаний»

Самым важным условием успешного обучения в начальной школе является наличие у ребенка соответствующих мотивов обучения: т.е. отношение к учебе как к важному, значимому делу, стремление к приобретению ...

Педагогический проект "Путешествие в страну дорожных знаков"

Обеспечение безопасности движения из года в год становится всё актуальнее, поскольку количество автомобилей на улицах города, села растёт устрашающими темпами. Возрастающее число транспортных средств ...

Педагогический проект «Путешествие в страну Театралию» в старшей группе

Тип проекта: познавательно-творческийСрок реализации: декабрь 2016 г., январь 2017 г.Целевая аудитория: дети 5-6 лет.Участники проекта - дети, родители, педагоги....

Педагогический проект "Путешествие в страну красивой и правильной речи" в старшей группе

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Игра имеет важное зн...

Педагогический проект «Путешествие в страну красивой и грамотной речи» «Эффективность работы по речевому развитию детей в рамках реализации ФГОС»

Педагогический проект  «Путешествие в страну красивой и грамотной речи» Составили:  старший воспитатель И.Б. Симонова,   педагог-психолог Л.В. Савуляк,  ...

«Эффективность работы по речевому развитию детей в рамках реализации ФГОС» Педагогический проект «Путешествие в страну красивой и грамотной речи» (с детьми старшей группы)

laquo;Эффективность работы по речевому развитию детейв рамках реализации ФГОС»Педагогический проект «Путешествие в страну красивой и грамотной речи»(с детьми старшей группы)...

Проект " Путешествие в страну культурной речи"

Информационно - творческий проект...