Артикуляционная гимнастика "Учимся правильно говорить"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Цель: создание условий для развития речи детей через активизацию органов артикуляции.
Задачи:
- подготовить артикуляционные органы к формированию правильного звукопроизношения;
- укреплять мышцы губ, языка и развивать их подвижность;
- формировать умение чётко проговаривать слова и слоги;
- развивать координацию движений и навык переключения движений;
- развивать внимание, познавательный интерес, мотивацию развития речи;
- закрепить знания детей о времени года - весна;
- совершенствовать умение слышать и слушать воспитателя;
- воспитывать интерес к артикуляционной гимнастике, доброжелательное отношение друг другу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
art._gimn.docx | 20.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: создание условий для развития речи детей через активизацию органов артикуляции.
Задачи:
- подготовить артикуляционные органы к формированию правильного звукопроизношения;
- укреплять мышцы губ, языка и развивать их подвижность;
- формировать умение чётко проговаривать слова и слоги;
- развивать координацию движений и навык переключения движений;
- развивать внимание, познавательный интерес, мотивацию развития речи;
- закрепить знания детей о времени года - весна;
- совершенствовать умение слышать и слушать воспитателя;
- воспитывать интерес к артикуляционной гимнастике, доброжелательное отношение друг другу.
Материал и оборудование: карточки артикуляционной гимнастики, зеркало.
Ход:
Вводная часть:
Воспитатель: Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: Сегодня мы с вами снова поговорим об очень важном органе нашего организма. Но, а каком, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Если б не было его,
Не сказал бы ничего….(язык)
Воспитатель: Молодцы, угадали. Ребята, для чего человеку нужен язычок? (Ответы детей)
Основная часть:
Воспитатель: Чтобы язычок стал ловким, выносливым и сильным его необходимо тренировать, выполнять специальные упражнения - зарядку, ведь если язык вялый, ленивый, то и говорит он некрасиво, неправильно. Научим ваш язычок правильно, красиво говорить? (Ответы детей)
(Воспитатель выставляет картинку на каждое упражнение и читает стихотворение. Зеркало для каждого ребенка. Общий комплекс упражнений для языка)
- «Лопаточка»
Язык лопатой положи
И спокойно подержи.
(Язык надо расслаблять. И под счет его держать. Счет до 5)
- «Накажем слегка непослушный язык»
Мы язык прижмем зубами
Та-та-та, та-та-та.
А потом прижмем губами
Пя-пя-пя, пя-пя-пя.
- «Чищу зубы» Нижние и верхние
Чищу зубы, чищу зубы
И снаружи, и внутри
Не болели, не темнели,
Не желтели чтоб они.
4. «Часики».
Влево-вправо, влево-вправо
Мой язык скользит лукаво:
Словно маятник часов
Покачаться он готов.
5.«Качели»
На качелях я качаюсь
Вверх- вниз, вверх-вниз.
Я до крыши поднимаюсь,
А потом спускаюсь вниз.
- «Лошадка»
Я – веселая лошадка,
Темная, как шоколадка.
Язычком пощелкай громко –
Стук копыт услышишь звонкий.
Воспитатель: Ребята, весной в лесу все звери просыпаются, сейчас мы с вами поиграем и будем их изображать. Вы готовы?
Артикуляционная гимнастика «В лесу».
Побывали мы в лесу,
Повстречали там лису.
У лисы мордочка острая длинная,
Вот такая.
(Вытянуть губы трубочкой и подержать их в таком положении несколько секунд)
Видели, за елкой,
Пробегали волки.
Зарычал волчище,
Показал зубищи.
(Длительно произносить звук «Ы». Для этого рот открыть, зубы скалить. При выполнении упражнения напрячься, руки сжать в кулаки)
А потом зубами щелк,
Чтобы знали кто здесь волк.
(Наморщить нос. Сделать оскал, обнажив два ряда зубов, а затем пощелкать зубами.)
Под сосной дремал медведь,
Как проснулся, стол реветь.
(Длительно произносить звук «Э» при этом рот открыть, губы слегка выдвинуть вперед)
Услыхал тот рев зайчишка
И помчался прочь вприпрыжку!
Через чащу проскакал,
Сел под кустиком - устал.
Рева больше он не слышит,
Но дрожит и еле дышит. Вот так…
Делать глубокий вдох носом и медленный выдох через рот.
(Ладони положить на живот и следить за его движениями — увеличением в объеме при вдохе и уменьшением при выдохе)
Без тропинок, без дорожек
По лесу шагает ежик.
Гриб нашел огромный,
Фыркает довольно. Вот так.
(Несколько раз подряд кратко произносить звук «Ф-ф-ф)
А по веткам - скок поскок
Скачет рыженький зверек.
Кто же это? (Белка)
Угостим ее орешками. Смотрите, белка орешек за щеку кладет, а потом за другую. Вот так.
(Кончиком языка упирается то в правую, то в левую щеку)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот теперь ваш язычок готов говорить красиво и правильно. Давайте попробуем проговорить скороговорки про весну:
- Две синицы прилетели на сосну, две синицы, две сестрицы засвистели про весну (д-с)
- Летит скворец - весны гонец. (с-ц)
- Галка села на палку, палка ударила галку. (г-п)
- Валин валенок, провалился в проталинок. (в-к)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Мы с вами еще знаем чистоговорку «Весна идет», давайте повторим.
Чи – чи – чи – чи,
С юга прилетят грачи.
Ведь – ведь – ведь – ведь,
Просыпается медведь.
Нег – нег – нег – нег,
На полях растаял снег.
Ёк – ёк – ёк – ёк,
Из – под снега ручеёк.
Йод – йод – йод – йод,
Затрещал на речке лёд.
Очки – очки – очки – очки,
На ветвях набухли почки.
Ист – ист – ист – ист,
Выглянул из почки лист.
Ель – ель – ель – ель,
Песенку поёт капель.
Вон – вон – вон – вон,
Капель звонкий перезвон.
Сна – сна – сна – сна,
В гости к нам идёт весна.
Ок – ок – ок – ок,
Дети вышли на лужок.
Ать – ать – ать – ать.
Побежим весну встречать.
Заключительная часть:
Воспитатель: Молодцы! У всех всё получилось? (Ответы детей) Что легко было выполнять, а что сложно? (Ответы детей) Как вы думаете, что нужно делать, чтобы наша речь стала красивой и правильной? (Ответы детей)
Воспитатель: Нужно делать упражнения, тренировать язычок, проговаривать скороговорки и чистоговорки.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Спасибо всем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
10 правил: как научить ребенка правильно говорить
Советы для родителей....
Учимся правильно говорить. Различение правильного произношения звуков [Ш] и [ж] в скороговорках c помощью приёмов мнемотехники.
Слово «мнемотехника» произошло от греческого mnemonikon – искусство запоминания и известна она ещё со времён античности. В дошкольном возрасте приёмы мнемотехники (в частности, мнемотехнические таблиц...
Артикуляционная гимнастика. Советы родителям: как помочь ребенку научиться правильно говорить.
Артикуляционная гимнастика. Упражнения для язычка....
Презентация к логопедическому проекту "Правильно дышим - правильно говорим"
Многие дети 4-7 плохо говорят, дефекты их речи носят стойкий характер с огромным количеством случаев межзубного, призубного и бокового сигматизма. Как известно произношение звуков те...
Логопедический проект "Правильно дышим - правильно говорим"
Многие дети 4-7 плохо говорят, дефекты их речи носят стойкий характер с огромным количеством случаев межзубного, призубного и бокового сигматизма. Как известно произношение звуков тесно св...
Конкурс "Дышим правильно - говорим правильно"
Благодаря установлению доверительно-партнерских отношений между всеми участниками коррекционного процесса, успешно преодолеваются не только нарушения речи, внимания, памяти, моторики, пов...
Учимся говорить красиво. Для чего надо красиво и правильно говорить
Речь не является врожденным качеством человека. Она формируется у ребенка после рождения в общении с родителями, другими взрослыми, детьми. Речь чрезвычайно тесно связана с мышлением, поведением, эмоц...