Родительское собрание в форме деловой игры «Путешествие в страну «Речевичок»
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Куликова  Анастасия  Евгеньевна

Чтобы детство наших детей было счастливым главное место в их жизни должна занимать игра. И наша с вами задача удовлетворить потребность ребенка в игре, потому, что играя ребенок учиться и познаёт мир.

Дети четырех-пяти лет очень пытливы, они задают много вопросов, им интересны качества и свойства предметов, они могут установить простейшие связи между явлениями природы. Но, к сожалению, папа очень занят на работе, а у мамы столько хлопот по дому, что не остаётся времени на своего ребенка. И все же мы уверенны, что необходимо находить время и возможность для того, чтобы пообщаться со своим ребенком, поиграть с ним и чему - то научить.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание в форме деловой игры

«Путешествие в страну «Речевичок»

(для родителей средней группы № 16 )

Подготовили:  Куликова А.Е. – учитель-логопед,

____________________________________________________ - воспитатели

Дата проведения: _____________

Цель: повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития детей среднего дошкольного возраста через использование игровых упражнений, включение родителей в единое образовательное пространство МДОУ.

Форма проведения: Деловая игра

План проведения.

1 Вступительное слово (введение в проблему, создание игровой ситуации)

2. Деловая игра в форме" Путешествия на паровозике"

3 Подведение итогов.

Ход мероприятия:

Слайд № 1.(Воспитатель) Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо Вам, что нашли время посетить родительское собрание по теме «Путешествие в страну «Речевичок».

Слайд № 2. (Воспитатель). Компасом сегодняшнего семинара будут служить следующие строки:

Грамотная, чёткая, ритмичная речь ребенка – это не дар,

она приобретается благодаря совместным усилиям педагогов и родителей,

и многих других людей, в окружении которых растёт и развивается ребенок.

Философ - Георг Гегель

Чтобы детство наших детей было счастливым главное место в их жизни должна занимать игра. И наша с вами задача удовлетворить потребность ребенка в игре, потому, что играя ребенок учиться и познаёт мир.

Дети четырех-пяти лет очень пытливы, они задают много вопросов, им интересны качества и свойства предметов, они могут установить простейшие связи между явлениями природы. Но, к сожалению, папа очень занят на работе, а у мамы столько хлопот по дому, что не остаётся времени на своего ребенка. И все же мы уверенны, что необходимо находить время и возможность для того, чтобы пообщаться со своим ребенком, поиграть с ним и чему - то научить. Сегодня я предлагаю провести нашу встречу не совсем обычно.  Какие же существуют факторы от которых зависит успешное развитие речи? Как вы думаете какие это факты?

Слайд № 3.(Воспитатель) Существует ряд факторов от которых зависит успешное развитие речи.

* от эмоционального общение родителей с ребенком с младенческого возраста

* от общения ребенка со сверстниками

* от строения артикуляционного аппарата

* от речи взрослых - которая выступает, как образец для детей

* от развития мелкой моторики

* от регулярного чтения детям художественной литературы

* от игр ребенка со взрослыми и сверстниками.

Все эти факторы влияют на развитие речи ребенка.

Слайд № 4. (Учитель-логопед) Но для начала хотелось бы Вам рассказать о том, как развивается речь наших детей на протяжении пятого года жизни. Хорошо развитая речь ребенка способствует успешному обучению в школе. Нарушения речи сказываются на формировании детского характера, так как неисправленный во время речевой дефект делает ребенка неуверенным в себе. Ребенок становиться замкнутым, раздражительным.

Работая с детьми четырёх - пяти лет мы должны обратить внимание на формирование следующих сторон речи:

-формирование звуковой культуры речи

-обогащение словарного запаса

-формирование грамматического строя речи

- обучение рассказыванию, связной речи

- развитие выразительности речи.

Рассмотрим каждый из этих пунктов более подробно.

 Формирование звуковой культуры речи.

Становление нормального звукопроизношения завершается к пяти годам; у большинства детей звуки уже введены в речь, и наблюдается только некоторое смешение звуков Л и Р, С и Ш в многосложных словах, если в одном слове находятся оба парных звука (лаборатория, шерстяной).

Большой интерес дети проявляют к звуковому оформлению слова, начинают подбирать созвучные пары слов, составлять небольшие стихи.

 В этот период совершенствуется речевой слух детей. Они получают возможность различать слова, отличающиеся одной фонемой (палка – балка, мишка – малышка).

 Формирование грамматического строя речи.

 В возрасте от четырех до пяти лет ребенок усваивает основные грамматические формы: предложно-падежные формы имен существительных единственного и множественного числа, изменение имен прилагательных по падежам, числам и родам, правильное употребление глагольных форм, наречий. Имеют место нарушения согласования числительных с существительными в косвенных падежах. Употребляются предлоги в самых разнообразных значениях.

 К пяти годам ребенок в своей речи ребенок пользуется сложноподчиненными предложениями с союзами потому чтопоэтому, но при ответах на вопросы часто опускает главную часть предложения и начинает сразу с придаточного («Потому что болел»). Появляются предложения с однородными обстоятельствами.

 Обогащение словарного запаса.

 Количество слов растет, к концу года составляет примерно 3000 слов. Увеличивается количество местоимений, наречий, предлогов, союзов, так как дети употребляют в речи сложно-сочиненные и сложноподчиненные предложения.

 Освоение речи ребенком выражается не только в обогащении его словаря, в появлении новых слов, но и в другом осмыслении знакомых слов. Дети относят предметы к определенной категории (платье – одежда). Дети начинают использовать слова-обобщения тогда, кода, во-первых, в их активном словаре достаточно слов – названий конкретных предметов, и, во-вторых, они усвоили слова-обобщения. К тому же у ребенка должен быть накоплен определенный запас сведений об отдельных предметах, об их предназначении.

 Обучение рассказыванию и связной речи

Дети умеют не только слушать и понимать пожелания и просьбы взрослого, но и свободно разговаривать друг с другом, рассказывать о том, что они видели или слышали, спорить, рассуждать, делать выводы.

 В данном возрасте дети начинают овладевать монологической речью. Ребенок должен уметь связано рассказать о событиях из собственной жизни, описать животных или заменяющие их игрушки, рассказать об изображенном событии на картинке или на серии картинок. Он в состоянии пересказать знакомый текст.

 Развитие выразительности речи

Дети улавливают в речи взрослых различные интонационные средства выразительности и подражают им, пересказывая сказку. Они произвольно могут менять высоту, силу голоса с учетом содержания рассказа. В этом возрасте умеют уже говорить шепотом.

Слайд № 5. (Воспитатель). На каждом возрастном этапе свои задачи и методы обучения. Работа по развитию речи в детском саду осуществляется в разных видах деятельности: на специальных занятиях по развитию речи, а также на всех других занятиях, вне занятий- в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни. Сегодня мы предлагаем вам познакомиться с содержанием и приёмами, способствующими развитию речи детей среднего возраста, а также познакомиться с дидактическими играми и пособиями, которые при желании вы можете изготовить дома самостоятельно. Забудьте на время что вы взрослые и давайте поиграем. Вы хотите? Тогда мы отправляемся в путешествие в страну "Речевичок". (звучит фонограмма с записью стука колес, после остановки на каждой станции).

Слайд № 6. (Учитель-логопед). Первая станция «Веселый язычок на прогулке» - артикуляционная гимнастика.

Сейчас я предлагаю вам послушать сказку о "Весёлом язычке" и выполнить несколько простых, но очень полезных упражнений.

Жил - был язычок в своем домике. И было у него в домике двое дверей: первые это губки (вытянуть губы вперед), вторые это зубки(показать зубы). Однажды нашему язычку надоело сидеть дома и он решил пойти в зоопарк.

Открылись одни двери (улыбнулись), вторые двери (открыть рот). Вышел язычок на улицу (показать язык). Посмотрел вправо, влево, вниз, вверх(сделать движения языком вправо, влево, вверх, вниз) потянулся к солнышку(поднять руки вверх), улыбнулся (улыбнуться). Сел на лошадку и поехал в зоопарк (выполнить упражнение лошадка). Приехав в зоопарк язычок остановил лошадку (упражнение остановить лошадку) слез и пошел смотреть на животных. Сначала он увидел слона

Идет на встречу добрый слон,

длинный хобот тянет он...

Я водичку набираю(вдох)

И ребяток поливаю(Выдох)

Подражаю я слону

губы хоботком тяну.(Упр. хоботок)

Потом лягушку - Тянем губки прямо к ушкам,

                              Но как будто мы лягушки. (улыбочка)

Затем наш язычок увидел индюка, ( упражнение индюк) поздоровался с ним и пошел дальше. Вдруг из пруда показался кто - то огромный и рот широко открывает. Это был бегемот. Широко разинув рот

                                                   кушать просит бегемот. (широко открыть рот)

Потом наш язычок подошел к клетке со змеёй: Подражаем мы змее

                                                                               с ней мы будем наравне:

                                                                                высунем язык и спрячем

                                                                                только так и не иначе.

Вдруг змея зашипела (Ш Ш Ш Ш), наш язычок испугался побежал к лошадке сел и поехал домой(упражнение лошадка). приехав домой он остановил лошадку слез с неё, зашёл домой. Закрылись одни дверцы, вторые дверцы и язычок лёг спать.

Слайд № 7. (Воспитатель). Вторая станция «Ловкие пальчики» - пальчиковая гимнастика. Мы с вами знаем, что развитие мелкой моторики рук и развитие речи тесно связаны. К упражнениям на развитие мелкой моторики рук относятся не только игры с пазлами, крупой, шнуровками, но и игры, в которых речь сочетается с движениями рук. (Музыкально-пальчиковая игра «Бегемотики», «Зайки и морковка»)

         Слайд № 8. (Учитель-логопед). Третья станция «Фокусы-покусы» - дыхательная гимнастика

        Слайд № 9. (Воспитатель) Четвертая станция «Игровая». Все игры проводятся с опорой на наглядный материал, а также при проведении игр можно использовать массажный мяч

*Игра «Какой, какая, какие». Цель: учить использовать в речи прилагательные и правильно согласовывать их с существительными. Родителям предлагается подобрать как можно больше слов, к слову, ЁЛКА, ЗИМА - передавая при это мяч и не повторяться.

*Игра «Один – много». Цель: обучение детей правильно образовывать в речи существительные единственного и множественного числа. Одна шапка - много шапок и так далее.

*«Назови ласково». Цель: учить образовывать уменьшитель - ласкательные существительные. Ход: показать родителям большую картинку и спросить, как называется то, что на ней изображено; затем объяснить, что это большой предмет (например, «Это большое яблоко.») и спросить родителя, как ласково назвать такой же маленький предмет (например, «Как ласково назвать маленькое яблоко?»). 

* Игра «Весёлый счет». Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными. Развитие ловкости, быстроты реакции. Ход: Ведущий бросает мяч родителю и произносит сочетание существительного с числительным «один», а родитель, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять». Сначала лучше называть сочетания по принципу сходства окончаний имен существительных. Примеры: один стол - пять столов один слон — пять слонов 

Слайд № 10. (Учитель-логопед). Пятая станция «Внимательные ушки» - слуховое восприятие. Родителям предлагается выйти, взять мешочек и встать в круг. Ход игры: родители ходят по кругу под музыку и удерживают мешочек на любой части тела, педагог в это время произносит ряд звуков, но только когда ты услышишь звук «И» сбрось мешочек.

Слайд № 11. (Воспитатель) Шестая станция «Конечная». Наше путешествие закончилось, и я предлагаю вам посмотреть на своих детей (Включается презентация, в которой показано, как дети играют в предложенные игры в течение дня). Сегодня мы с вами еще раз подтвердили тот факт, что взрослые должны сами видеть окружающий нас мир и открывать на него глаза ребенку. При стихийном речевом развитии лишь не многие дети достигают высокого уровня. поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создать у детей интерес к родному языку. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию. таким образом, овладение родным языком необходимо для формирования личности ребенка.

        Слайд № 12. (Воспитатель) Подведение итогов. Мы обратили Ваше внимание на то, что в детском саду и дома необходимо проводить с детьми дидактические и пальчиковые игры по развитию речи, цель которых помочь детям обогатить словарный запас, развивать связную речь и речевое творчество. В форме обратной связи просим вам продолжить фразу «Для того чтобы речь моего ребенка развивалась я буду….» ответ отразить на бумаге. Далее педагог зачитывает ответы. Спасибо за внимание! Вручение буклетов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий родительского собрания в форме деловой игры "Защитим наших детей"

Цель:Уточнить, закрепить и углубить знания родителей о правах человека;Систематизировать знания по осуществлению прав ребенка в семье;Раскрыть содержание правового воспитания;Развивать у родителей ини...

Родительское собрание в форме деловой игры в подготовительной группе

В материале даны практические рекоендации по формированию грамматического строя речи старших дошкольников....

Родительское собрание в средней группе в форме деловой игры "Путешествие в страну красивой речи"

Родительское собрание в средней группе в форме деловой игры "Путешествие в страну красивой речи"...

Родительское собрание в форме КВЕСТ-игры «Путешествие за здоровьем» в старшей группе детского сада

квест - игра - это приключенческая командная игра, идея которой очень проста – команды, перемещаясь от одного этапа к другому, выполняют различные задания....

Родительское собрание в форме КВЕСТ-игры «Путешествие за здоровьем» в старшей группе детского сада

квест - игра - это приключенческая командная игра, идея которой очень проста – команды, перемещаясь от одного этапа к другому, выполняют различные задания....

Родительское собрание в стиле деловой игры: "Путешествие по миру возрастных особенностей 4-5 лет"

Родительское собрание в стиле деловой игры: "Путешествие по миру возрастных особенностей 4-5 лет"...