Родительское собрание в форме деловой игры в подготовительной группе
материал (подготовительная группа) по теме
В материале даны практические рекоендации по формированию грамматического строя речи старших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie.docx | 22.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
«Формирование грамматического строя речи старших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим».
Деловая игра
Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее его отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но в настоящее время много детей дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии. Таким детям трудно усваивать программу детского сада, а в дальнейшем им тяжело при обучении в школе. Основные трудности проявляются при развернутых ответах на сложные вопросы, дети не могут последовательно, грамотно и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, они испытывают трудности при написании изложений, сочинений. Поэтому проблема формирования лексико-грамматического строя речи является одной из самых актуальных проблем.
Дошкольный возраст является самым сенситивным периодом для развития речевой функции. Именно в этом возрасте ребёнок должен увидеть словарное богатство русского языка, почувствовать его «вкус», развить своё лексическое чутьё. Словарная работа тесно связана с овладением грамматическим строем речи.
Грамматика – это наука о строе языка, о его законах. Она делает нашу речь организованной и понятной для окружающих. Она изучает свойства слов, изменения слов, соединения слов в словосочетания и предложения.
Пути формирования грамматической стороны речи у детей:
1.Создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи; повышение речевой культуры взрослых.
2.Специальное обучение детей трудным грамматическим формам, направленное на предупреждение ошибок.
3.Формирование грамматических навыков в практике речевого общения.
4.Исправление грамматических ошибок.
Ваш ребенок скоро пойдет в школу. Всем в семье хочется, чтобы он учился с интересом, радостью, старанием. Но все ли вы сделали для того чтобы ребенок был готов к этому? Достаточно ли развита его речь? Ведь от этого зависит его успехи в усвоении абсолютно всех предметов в школьной программе.
К 6 годам речь ребёнка должна быть сформирована: он должен правильно строить фразу, чётко произносить все звуки родной речи, его словарный запас должен быть достаточно обширен и богат / более 4000 слов/.
Словарь дошкольника обогащается преимущественно в процессе игры. Игры по расширению словарного запаса разнообразны и проводятся с использованием большого количества наглядного материала. В обогащении речи ребенка существительными, глаголами, прилагательными, обобщающими словами, в уточнении уже имеющихся у него слов, привитие ребенку простейших навыков образования новых слов большое значение могут иметь игры.
Игры необходимо регулярно проводить родителям, с их помощью можно ежедневно закреплять употребление обобщающих слов в речи детей. В свободное время дети охотно играют в эти игры. Важно обращать внимание на различные способы словообразования, слова целесообразно разделить на 3 группы: слова в которых основа слова, обозначающего взрослого животного сохраняется неизменной (у козы–козлёнок, у гуся–гусенок); слова с чередованием согласных в корне (у медведя–медвежонок); слова с различной основой слова (у овцы – ягненок). Другой способ увеличения в словаре ребенка имен существительных – это добавление уменьшительно-ласкательных суффиксов (стол–столик).
Употребление в речи глаголов является основой фразы и мыслительной деятельности человека. Глагольный словарь детей можно разделить по следующим разделам:
- бытовые глаголы (одевается, умывается, играет) ;
- глаголы, обозначающие движения и крики животных (крадется, прыгает, кукарекает);
- глаголы движения (ходит, бегает, прыгает);
- глаголы, выражающие чувства людей (улыбается, плачет, радуется);
- глаголы, связанные с профессиями (лечит, строит, продает);
- глаголы, связанные с процессами, происходящими в природе (светает, вечереет, смеркается).
Часто детям с большим трудом дается подбор слов с противоположным значением (антонимов). Закрепление в речи ребенка противоположных признаков предметов важно и для их ориентировки в пространстве. Прилагательные в речи детей часто бывают однотипными и могут ограничиваться словами «хороший – плохой», «маленький – большой». Все прилагательные в речевом словаре детей можно подразделить на несколько смысловых групп:
- величина – большой (маленький, высокий (низкий, широкий (узкий) ;
- форма – круглый, овальный, продолговатый, квадратный;
- цвет – основные (красный, синий, промежуточные (оранжевый, голубой) ;
- вкус – горький, сладкий, солёный, кислый, кисло-сладкий, вкусный, невкусный;
- запах – приятный, неприятный, цветочный;
- температура – холодный, горячий, теплый, прохладный;
- материал, из которого сделан предмет – деревянный, стеклянный, железный;
- принадлежности предмета – мамин, папин, медвежий, лисий;
- другие признаки – шероховатый, мягкий, колючий, добрый, злой, честный.
Сейчас мы с вами поиграем.
1. Игра с мячом «Животные и их детеныши»
Цель: закрепление в речи детей названий детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развития ловкости, внимания, памяти.
Ход игры: бросая мяч ребенку, взрослый называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч, называет детеныша этого животного.
Например: у тигра - тигрята, у льва – львята, у лисы – лисята.
2. Игра с мячом «Скажи ласково»
Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости и быстроты реакции.
Ход игры: бросая мяч ребенку, взрослый называет первое слово, а ребенок, возвращая мяч, называет второе слово.
Например: шар – шарик, ключ-ключик.
3. Игра с мячом «Веселый счет»
Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными, развитие ловкости и быстроты реакции.
Ход игры: взрослый, бросая мяч ребенку, произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребенок, возвращая мяч, в ответ называет это существительное, но в сочетании с числительным «пять».
Например: один стол – пять столов, один лебедь - пять лебедей, один стол-пять столов.
4. Игра с мячом «Какая посуда»
Цель: образование относительных прилагательных.
Ход игры: взрослый, бросая мяч, задает вопрос ребенку, а ребенок, возвращая мяч, называет ответ.
Например: стакан из стекла какой? (стеклянный стакан),
чашка из фарфора какая? (фарфоровая чашка, столовая, чайная, кухонная).
5. Игра с мячом «Что происходит в природе? »
Цель: закрепление, употребление в речи глаголов, согласование слов в предложении.
Ход игры: взрослый, бросая мяч ребенку, задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить.
Например: солнце – что делает? (светит, греет, ручьи – что делают? (бегут, журчат) .
6. Игра с мячом «Горячий-холодный»
Цель: закрепление в представлении и словаре ребенка противоположных признаков предметов или слов антонимов.
Ход игры: бросая мяч ребенку, взрослый произносит одно прилагательное, а ребенок, возвращая мяч, называет другое - с противоположным значением.
Например: веселый – грустный, высокий – низкий, добрый – злой.
7. Игра «Чей хвост? »
Цель: образование притяжательных прилагательных.
Ход игры: взрослый показывает картинку животного и задает вопрос «Чей хвост? », а ребенок должен на заданный вопрос ответить.
Например: волчий хвост, лисий хвост, заячий хвост.
9. Игра «Где мяч? »
Цель: закрепление в речи детей правильного употребления предлогов, развитие умения ориентироваться в пространстве.
Ход игры: дети отвечают на вопрос «Где лежит мяч? » (на столе, на полу, около стола, в углу, под столом)
11. Игра «Расставим ударения»
газопровóд
гравирóванный
диспансéр
договóр,
донéльзя
завсегдáтай
облегчúть [не облéгчить]
ободрúть [не обóдрить]
подросткóвый
принýдить
11. Игра «Форма родительного падежа множественного числа».
Валенок-валенок | полотенце - полотенец |
Сегодня вы можете ознакомиться с тем методическим и игровым материалом по формированию лексико-грамматического строя речи, который есть в группе. Хочется вам подарить памятки, которые помогут организовать упражнения, помогающие ребенку овладеть грамматически правильной речью
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в форме деловой игры «Современный детский сад 21 века»
Прилагается практический материал аппликаций....
Сценарий родительского собрания в форме деловой игры "Защитим наших детей"
Цель:Уточнить, закрепить и углубить знания родителей о правах человека;Систематизировать знания по осуществлению прав ребенка в семье;Раскрыть содержание правового воспитания;Развивать у родителей ини...
родительское собрание в форме деловой игры "Развитие диалогической речи дошкольников в игре"
привлечь внимание родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей. Предложить игры для развития диалогической речи....
Родительского собрания в форме деловой игры с родителями старшей-подготовительной группы: «Витаминиада»
Существует правило: "Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести! ".«Берегите здоровье смолоду! » - эта пословица имеет глубокий смысл.Формиро...
Родительское собрание в форме деловой игры "Развитие диалогической речи дошкольников в игре"
Показать родителям значимость диалогических умений дошкольников, что является важной предпосылкой их благополучия в социальном и интеллектуальном развитии....
Родительское собрание в форме деловой игры - викторины «Счастливый случай» в старшей группе на тему: «Воспитание культуры поведения у дошкольников»
Методическая разработка игры с родителями...