презентация "Технологии речевого развития"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

презентация содержит технологии речевого развития, которые способствуют развитию речевого творчества дошкольников: сочинение загадок, сказок.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие речевого творчества дошкольников Подготовила воспитатель Татьянина Валентина Семеновна

Слайд 2

Технологии речевого развития Логоритмика . (Речевые упражнения с движениями) Сказкотерапия . (Сочинение детьми сказок) Экспериментирование. Пальчиковая гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Дидактические игры и пособия на развитие речи Мнемотехника и многие другие

Слайд 3

Технология обучения детей составлению сравнений Модель составления сравнений по признаку цвета 1)Ель (объект №1); 2)по цвету (признак); 3)зеленая (значение признака); 4)такая же зеленая (значение признака) по цвету (признак), как кузнечик.(объект № 2) Ель по цвету, такая же зеленая по цвету, как кузнечик. Предложить детям найти объекты с данным значением признака (зеленое по цвету – огурец, трава, кактус и.т д.) Модель составления сравнений по признаку формы 1)Апельсин (объект №1); 2) по форме (признак); 3) круглый (значение признака); 4) такой же круглый (значение признака) по форме (признак), как мяч. Апельсин по форме, такой же круглый по форме, как мяч. Предложить детям найти объекты с данным значением признака ( круглое по форме - солнце, колесо, тарелка и.т д.) Модель составления сравнений по признаку вкуса 1)Груша (объект №1); 2) по вкусу (признак); 3) сладкая (значение признака); 4) такая же сладкая (значение признака) по вкусу (признак), как сахар. (объект № 2). Груша по вкусу, такая же сладкая по вкусу, как сахар. Предложить детям найти объекты с данным значением признака ( сладкое по вкусу - конфета, мед, варенье, мармелад и.т д.)

Слайд 4

Модель составления сравнений по признаку звука 1)Барабан (объект №1); 2)по звуку (признак); 3) громкий (значение признака); 4) такой же громкий (значение признака) по звуку (признак), как гром. (объект № 2) Барабан по звуку , такой же громкий по звуку, как гром. Предложить детям найти объекты с данным значением признака ( громкий по звуку - крик, голос и.т д.) Модель составления сравнений по признаку температуры 1)Чай (объект №1); 1) Чай (объект №1) 2)по температуре (признак); 3) горячий(значение признака); 4) такой же горячий (значение признака) по температуре (признак), как огонь. (объект № 2). Чай по температуре , такой же горячий по температуре, как огонь. Предложить детям найти объекты с данным значением признака ( горячий по температуре - солнце, вода и.т д.) Пример: Находясь на прогулке, педагог предлагает детям сравнить внезапно начавшийся дождь по температуре с какими-либо другими объектами. Воспитатель помогает ребенку составить фразы типа: "Дождь на улице по температуре такой же теплый, как молоко". Пример: Развитию творческой речевой деятельности способствует продуктивная деятельность на занятиях по рисованию, лепке ,аппликации где так же идет сравнение. Голова по форме какая? Какие фрукты бывают такой же формы? Что это? (Глаза), какие они по цвету? (голубые, синие). Какие цветы бывают такого же синего цвета? ( васильки, анютины глазки, колокольчики) Получилось следующее сравнение: Глаза синие, как васильки.

Слайд 5

Технология обучения детей составлению загадок Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Но, к сожалению, опыт показывает, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников или же путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями. Верный ответ одаренного ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ. Поэтому, развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые. Обучение детей составлению загадок начинается с 3,5 лет. В практике работы с детьми дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок. Обучение должно идти следующим образом. Перед детьми вывешивается одна из табличек с изображением модели составления загадки и предлагается детям составить загадку про какой-либо объект. Модель 1. «Какой?» «Что бывает таким же?» Определение свойств и качеств, выбранного объекта. Для составления загадки выбран объект (снег). Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам. Целесообразно значение признака в левой части таблицы обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части допустима зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом. - Какой снег по цвету? - Белый. Воспитатель записывает это слово в первой строчке левой части таблицы. - Какой снег по действиям? - Скрипучий (заполняется вторая строчка левой части таблицы). - Какой он на ощупь? - холодный (заполняется третья строчка левой части таблицы). Воспитатель просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполняет правые строчки таблицы: Какой? Что бывает таким же? Белый Мел Скрипучий Пол Холодный Лед Легкий Пух После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки "Как" или "Но не". Пример: Белый, как мел, скрипучий, но не пол, холодный как лед, легкий, но не пух. Чтение загадки может происходить коллективно всей группой детей или каким-либо одним ребенком.

Слайд 6

Модель 1. «Какой?» «Что бывает таким же?» Определение свойств и качеств, выбранного объекта. Для составления загадки выбран объект (снег). Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам. Целесообразно значение признака в левой части таблицы обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части допустима зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом. - Какой снег по цвету? - Белый. Воспитатель записывает это слово в первой строчке левой части таблицы. - Какой снег по действиям? - Скрипучий (заполняется вторая строчка левой части таблицы). - Какой он на ощупь? - холодный (заполняется третья строчка левой части таблицы). Воспитатель просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполняет правые строчки таблицы: Какой? Что бывает таким же? Белый Мел Скрипучий Пол Холодный Лед Легкий Пух После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки "Как" или "Но не". Пример: Белый, как мел, скрипучий, но не пол, холодный как лед, легкий, но не пух. Чтение загадки может происходить коллективно всей группой детей или каким-либо одним ребенком.

Слайд 7

Модель 2. Составление загадок в сравнении с действиями предмета. «Что делает?» «Что (кто) делает так же?» Методика работы с моделью 2 аналогична работе с первой моделью. Перед детьми вывешивается таблица, которая постепенно заполняется (сначала в левой, а потом в правой части). Пример составления загадки про белку с детьми 5 лет. - Что делает белка? - Прыгает, карабкается, собирает, грызет. - Прыгает как кто или что? - Прыгает как зайчик. - Карабкается как обезьяна. - Собирает как хозяйка. - Грызет, как хомяк. Что делает? Что (кто) делает так же? Прыгает Зайчик Карабкается Обезьяна Собирает Хозяюшка Грызет Хомяк Далее воспитатель предлагает составить загадку в целом, используя связки "Как", "Но не". Можно попросить детей дать образные характеристики объектам. Пример: Составление загадки про белочку: "Прыгает, как резвый зайчик; карабкается, как ловкая обезьяна; собирает, как хорошая хозяюшка; грызет, но не прожорливый хомяк.

Слайд 8

Модель 3. Сравнение одного объекта с каким-либо другим объектом, находя между ними общее и различное . Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное. Пример составления загадки про цветок: - На что похож цветок? - На бабочку. - А чем отличается от бабочки? – Цветок не летает. - Еще на что похож? - На зонтик, но маленький. - А еще? - На бантик, но бантик не живой. На что похоже? Чем отличается? Бабочка Не летает Зонтик Маленький Бантик Живой Текст получившейся загадки: "Похож на бабочку, но не летает; похож на зонтик, но маленький; как бантик, но живой".

Слайд 9

Технология обучения детей составлению метафор Как известно, метафора - это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых объектов. В традиционной педагогике работа с метафорой сводится к общим рекомендациям типа "побуждать детей делать сложные сравнения", "учить детей раскрывать смысл метафор" и т. д. При таком подходе нельзя гарантировать, что дети будут составлять фразы метафорического плана в описательных рассказах, а, тем более, в реальной жизни. Мыслительные операции, которые позволяют составить метафору, вполне усваиваются умственно одаренными детьми уже в 4-5 лет. Основная цель педагога: создание условий для усвоения детьми алгоритма составления метафор. Если ребенок усвоил модель составления метафоры, то он вполне может самостоятельно создавать фразу метафорического плана. Сначала целесообразно использовать наиболее простой алгоритм составления метафоры. Берется объект 1 (радуга). Про него и будет составлена метафора. У него выявляется специфическое свойство (разноцветная). Выбирается объект 2 с таким же свойством (цветочная поляна). Определяется место расположения объекта 1 (небо после дождя). Для метафорической фразы необходимо взять объект 2 и указать место расположения объекта 1 (Цветочная поляна - небо после дождя). Составить предложение с этими словами (цветочная небесная поляна ярко засияла после дождя).

Слайд 10

Составление метафоры о снегирях на зимних елях Детям предлагается взглянуть на картину зимнего пейзажа, где на заснеженных елях сидят снегири. Задача: составить метафору относительно этих птиц. Работу с детьми следует организовывать в форме обсуждения. В качестве пособия может быть использован лист бумаги, на котором воспитатель обозначает последовательность мыслительных операций. - Что за птицы изображены на заснеженных елях? - Снегири (воспитатель на листе бумаги пишет букву "С" и ставит стрелку вправо). - А какие они? - Круглые, пушистые, красные (воспитатель уточняет - "красногрудые", и ставит букву "К" на листе бумаги). - А что еще бывает с такими красными бочками или красной грудкой? - Вишня, яблоки… (воспитатель ставит стрелку вправо от буквы "К" и рисует яблоко). - Снегири красногрудые, как яблоки. - А где снегири находятся? - На заснеженных елках (воспитатель ставит стрелочку вниз от буквы "С" и рисует схематично ель). - Давайте теперь объединим эти два слова (воспитатель обводит круговым движением руки изображения яблока и ели). - Произнесите эти два слова подряд! - Яблоки заснеженных елей. - Кто составит мне предложение с этими словами? - В зимнем лесу появились яблоки на заснеженных елях. Яблоки зимнего леса радовали глаз лыжников.

Слайд 11

Составление метафор про дождь, закат Метафора про дождь. Дождь капает, как слезы (сравнение с объектом). Дождь идет из туч (находится место расположения объекта). Слова для метафорической фразы: "слезы туч". Метафорические фразы: "Осенью тучи часто льют свои слезы", "Слезы туч были очень грустными и холодными". Метафора про закат. Закат пылает как костер (сравнение с объектом). Закат находится на вечернем небе (место расположения объекта). Словосочетание: "костер вечернего неба".

Слайд 12

Карты Проппа в речевом творчестве детей Методика фольклориста Владимира Яковлевича Проппа заключается в пересказе сказок и построении своих рассказов с использованием символических картинок. Тщательно изучив и проанализировав сказки народов мира, Владимир Пропп обнаружил, что волшебная сказка строится из набора сказочных ситуаций, теперь их называют «карты Проппа ». Такие ситуации – это своего рода кубики, из которых можно собрать любую сказку. Карты Проппа – это такие карточки, на которых изображен условный или карикатурный рисунок, по которым дети узнают события и эпизоды сказки. Одна карта – это и есть определенное событие сказки.

Слайд 13

20 сказочных ситуаций или функций 1. Жили-были. Введение в сказочное пространство. Этой фразой начинаются почти все сказки. 2. Запрет – наказ герою («не отворяй двери», не пей водицы»). 3. Нарушение запрета – герои сказок не слушаются и нарушают запреты (открывают двери, пьют из лужи и прочее). 4. Вредительство – намеренное или по незнанию (конь пшеницу ночами топчет; невестки сожгли шкуру лягушачью; сорвали яблочко молодильное в саду). 5. Отъезд героя - чаще всего это происходит, когда герой нарушает запрет (парень отправляется на поиски девушки, отец увозит дочь в лес по приказу мачехи). 6. Задача - особое обстоятельство («задумали братья жениться», «уехали родители и наказали Аленушке следить за Иванушкой», «солнце зашло за тучи». Точнее, что-то случилось, что поменяло привычный ход вещей. 7. Встреча с дарителем, помощником – появление друга-помощника (Серый волк, коровка Буренка, фея). Появление такого друга помогает решить проблемы героя – найти, указать дорогу. 8. Волшебные дары или волшебное средство - появление волшебного предмета (ковер-самолет, сапоги-скороходы, чудодейственные яблоки). С помощью них герой достигает цели, возвращается к жизни. 9. Появление героя – героя произведения или героя спасителя («вдруг, откуда то летит маленький комарик…»; сделал папа Карлу куклу, слепил дед с бабкой Снегурочку). 10. Вредитель или антигерой – появление антигероя или вредителя. 11. Борьба – схватка между героями и антигероем (врагом). 12. Победа – достижение победы (враг погибает, злые чары рушатся, герой побеждает в состязании) – враг повержен. 13. Возвращение домой – с хорошим или плохим настроением. (Принц вернулся домой так и не найдя настоящую принцессу, Емеля пришел с ведрами, которые шли сами). 14. И жили они долго и счастливо – счастливый финал (пир на весь мир или свадьба). 15. Ложный герой – появление ложного героя (тот, кто выдает себя за героя, присваивая его победы себе). 16. Трудные испытания – испытание героя (Баба-Яга просит выполнить задание, за выполнение его одаривает волшебным предметом). 17. Ликвидация беды – спасение от преследования (герой прячется в печку, превращается в дерево, бросает гребень, и за ним вырастает дремучий лес). 18. Узнавание героя – все обнаруживают подмену, изгоняют ложного героя и чествует настоящего. 19. Наказание ложного героя, врага – (заключение в темной, ссылка в далекие края, обязанность ухаживать оставшуюся жизнь, носить шкуру медведя). 20. Свадьба или счастливый конец – счастливый финал (пир на весь мир или свадьба).

Слайд 14

Этапы использования карт Проппа На первом этапе происходит знакомство детей со сказкой, как жанром литературного произведения – сказкой. Объясняем общую структуру сказки: • Присказка, зачин (приглашение в сказку); настраивает слушателей на особый лад, переносит в сказочный мир. Ее цель – подготовить аудиторию к слушанию сказки, заинтересовать. • Повествование – насыщено событиями и так называемыми сказочными формулами; • Концовка сказки как и «присказка» ограничивает сказку от реальной жизни и возвращает к реальной действительности (возвращение слушателя в реальную действительность). На втором этапе проводятся «Подготовительные игры». • «Чудеса в решете» - выявление различных чудес: как и с помощью чего осуществляется превращение, волшебство. • «Волшебные слова» или сказочные приговоры, несущие основную смысловую нагрузку. • «Волшебные или чудесные вещи» - в этой игре придумывается волшебнуая вещь для какого-либо героя. Она направлена на запоминание и освоение функций карт и т.д. На третьем этапе происходит знакомство с обозначениями карт Проппа (взрослый читает сказку и сопровождает ее выкладыванием карт). Для начала используется 4-6 карт, поэтому стоит подбирать небольшие сказки. На четвертом этапе детям предлагается пересказать сказку, опираясь на карты Проппа . На пятом этапе происходит сочинение собственной сказки.На этом этапе ребенок может сам выбрать героя, причем можно героем сделать антигероя, наделив его положительными качествами. Ребенок может изменить место действия и придумать свое. Придумать волшебный предмет, наделив повседневную вещь волшебными свойствами. Для этого отбираются 5-8 карт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы познавательно- речевого развития. Образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»

Данная презентация отражает основные методы и приёмы познавательно-речевого развития....

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Взаимодействие  работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников  Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»

Конспект  организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...

Конспект по познавательно-речевому развитию на тему «Одежда, обувь, головные уборы». Старшая группа. Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.

Цель: закрепление и систематизация знаний детей об одежде, обуви и головных уборах.Задачи:- формировать обобщающие понятия «одежда», «обувь», «головные уборы»...

Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье и в ДОУ. Профилактика задержки речевого развития.

    У детей пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость...