Конспект НОД ОО «Речевое развитие»: ЗиИКР Тема: Звук [с-с’] и буква Сс
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе знакомства детей со звуками [С] и [С’] и буквой С
Задачи:
-создать условия для закрепления навыка артикуляции звуков [С], [ С’];
-создать условия для закрепления навыка дифференциации твердости и мягкости звука,
-создать условия для развития:слуховой памяти, внимания, восприятия;
-создать условия для развития: умения концентрировать внимание;
- создать условия для развития:слухоречевой памяти, фонематического восприятия, мимики.
создать условия для воспитания умения работать индивидуально; желания помогать друг другу; интереса к играм со звуками и буквами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_na_otkrytoe_zanyatie.docx | 18.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Бутакова А.Г.
Конспект НОД
ОО «Речевое развитие»:
ЗиИКР
Тема: Звук [с-с’] и буква Сс
Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе знакомства детей со звуками [С] и [С’] и буквой С
Задачи:
-создать условия для закрепления навыка артикуляции звуков [С], [ С’];
-создать условия для закрепления навыка дифференциации твердости и мягкости звука,
-создать условия для развития:слуховой памяти, внимания, восприятия;
-создать условия для развития: умения концентрировать внимание;
- создать условия для развития:слухоречевой памяти, фонематического восприятия, мимики.
создать условия для воспитания умения работать индивидуально; желания помогать друг другу; интереса к играм со звуками и буквами.
Предварительная работа: разучивание физминутки, пальчиковой гимнастики, игра «1-много», «Угадай по 1 буквам» деление слов на слоги.
Интеграция НОД: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Соц. комм. развитие», «Физическое развитие».
Оборудование: игрушка Хомяк, картинки для игры «Поселим зверей», «Ребус», для загадок, картинка – полка, кассы букв, фишки красного, синего и зеленого цвета.
Ход НОД
Дети стоят на ковре в кругу с воспитателем, воспитатель читает приветствие, после которого дети садятся за столики.
Приветствие:
Встанем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
- Основная часть. Послушайте внимательно загадку и отгадайте, кто сегодня придет к нам в гости.
В поле зёрнышек за щёки
Два мешка набил толстяк.
В путь отправился далёкий
С этой ношею..(Хомяк).
В. Лактионов
Сообщение темы НОД. Верно, это хомячок по имени Саша. Он просит вас помочь ему узнать новый звук и новую букву. А какую вы мне сейчас должны будете сказать.
Воспитатель читает детям загадки, а дети должны угадать о ком они
Загадки:
- Вместо хвостика — крючок, Вместо носа — пятачок. Пятачок дырявый, А крючок вертлявый.. (Свинья)
- Гладишь – ласкается, дразнишь –
Кусается, на цепи сидит, дом сторожит. (Собака)
- У него четыре ножки,
Любят спать на нем все кошки.
Если кто-то хочет есть,
На него придется сесть…(Стул)
Воспитатель: Какой звук есть во всех этих словах?
Дети: звук С
- Основная часть. Сообщение темы занятия.
Воспитатель: Сегодня на занятии мы познакомимся со звуками С, Сь, научимся писать букву С и поможем Саше.
Воспитатель: Давайте произнесём звук С. (Дети произносят звук)
- Получится у нас его спеть? (Нет). Почему? (нам мешает преграда – спинка у языка поднимается вверх). Значит он какой? (Согласный). В каком домике будет жить этот звук? (В синем).
( Звук С согласный, твёрдый). Может встречаться в начале, в середине, в конце слова.
Воспитатель ставит на доску картинки: селедка ,лесенка лось и произносит эти слова.
Ребята, какой звук вы услышали во всех этих словах? (Звук сь). Какой это звук? (Мягкий). Звук сь – братец звука с.
А теперь мы поиграем в игру «Поймай звук». Воспитатель произносит слова, а дети слушают их с закрытыми глазами.
Игра «Поймай звук»
Закройте глаза, слушайте слова. Если в слове будет звук С, хлопните в ладошки, а если услышите звук Сь – поднимите руку.
Лист, самолёт, свёкла, гусь, лес, лиса, лось, ласка, слово, письмо, слон, рысь, солнце, селедка, скатерть, апельсин, коса, соловей, лесенка, сорока, оса, санки, велосипед, сирень, осень, скакалка, стакан, седло, редис, самокат, морс, сено, такси, осел, васильки
«Место звука в слове»
А теперь определим, где находятся звуки С или Сь в слове (в начале, в конце или в середине слова). Воспитатель произносит слова, а дети называют положение звука в слове.
Свеча, масса, аист, сахар, утконос, сом, квас, посуда, сабля, ласточка, автобус, скамейка, глобус, сапог, бокс, кактус, стадо, овёс, кекс, сосна, насос, колбаса, судак, ласты, краска, песок, мясо, весна, галстук, снег, парус, сумка, капуста, самосвал, куст, кокос, солдат, масло, смех, носорог, свисток, пастух, ананас
Игра «Поселим зверей»
Педагог выставляет на доску картонные изображения домиков в 1, 2, и 3 этажа. Показывая детям несколько изображений разных животных, педагог предлагает правильно расселить их в домики. Чтобы догадаться, кто в каком домике будет жить, нужно сосчитать число слогов в каждом слове. Слова: сова, лиса, собака, аист, сорока, гусак, сом, судак, оса, ласточка, соловей, утконос, слон. После того, как все картинки расставлены под изображениями соответствующих домиков, число слогов в названиях животных каждой группы уточняется различными способами.
Затем педагог просит выбрать животных с учетом положения звука с в их названии. Для зрительного закрепления можно вновь разделить картинки на 3 группы – выставить 3 полоски, где звук с обозначен в начале слова, в середине и в конце слова.
Физкультминутка «Буратино».
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел –
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
На носочки нужно встать.
Выбор слов со звуками с, сь из стихотворения.
Солнце село за селом,
Спят синицы, сойки спят,
Спит в реке усатый сом,
Спят и лес, и степь, и сад.
Стадо спит, пастух и пес,
Смолкли песни, слово, смех,
Сон в страну свою унес всех…
.«Ребусы».
Педагог говорит, что сейчас дети по первым звукам названий 3-х предметов, изображенных на картинках, должны будут составить новое слово, и подробно объясняет, как это делается на примере: самолет – утка – пароход (слово суп). Дети составляют односложные слова по названиям трех других предметов: сапоги – осы – корова, скатерть – автобус – молоко, скамейка – улитка – кровать.
Педагог берет в руки карточку с буквой с и предлагает добавить соответствующий звук в начало слова: ехал (съехал), летел, нес, дул, мел, ходил, кинул, тер, плел.
Воспитатель: Ребята, а чем отличается звук от буквы. (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем).
Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А еще его сказать.
Воспитатель: Какой же буквой обозначается звук С на письме?
Дети: Буквой С.
На доску вешаются картинки с заглавной и строчной буквой С
Знакомство с буквой С
Буква «О» жила на свете
Что же с ней случилось дети?
Вдруг кусочек «О» исчез,
Получилась буква «С».
Чтение слогов, слов и предложений: ас, ос, ус, ис, са, со, су, оса, коса, сок, сом, сук, суп, Мама, оса! Тут сук. У нас сок. У нас суп. У нас сом.
Анализ предложений. Написать букву и слова.
- Заключительная часть. Подведение итогов занятия. Оценка деятельности детей.
Воспитатель: Ребята, с каким звуком и буквой мы сегодня познакомились? (со звуками С и Сь и буквой С).
Вы сегодня все старались, Вы большие молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по Образовательной Области "Речевое развитие" по теме "Звук "С" для детей средней группы.
Знакомство со звуком"С" и произношение его в словах, слогах и фразах....
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию на тему «Звуки [г] и [г’] и буква Г» для детей подготовительной группы
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «Звуки [г] и [г’] и буква Г»для детей подготовительной группы...
Конспект НОД по ОО "Речевое развитие" на тему: "Звук [э], буквы Э,э"
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группеТема: Звук [э], буквы Э,э. Автор: Сокурова Венера Жантемировна - воспитатель ...
Конспект открытого образовательного занятия по области «Речевое развитие» на тему «Звуки Т–Ть»
Конспект открытого образовательного занятия по области «Речевое развитие» на тему «Звуки Т–Ть»Цель: закрепление навыков различения на слух и в произношении звуков Т...
Конспект НООД по речевому развитию с детьми старшей группы, по теме «Буква Р, р. Письмо буквы Р, р»
Конспект НООД по речевому развитию с детьми старшей группы,по теме «Буква Р, р. Письмо буквы Р, р»Цель: Ознакомление с согласным звуком [р, р,], буквой Р,р.Целевые ориентиры:Умет...
НОД речевому развитию на тему: «Звук [У], буква «У»
Познакомить детей со звуком [у], буквой «У», находить и обводить букву «У» Продолжить учить детей проводить звуковой анализ слов.Упражнять в составлении предложений по картине ...
Конспект занятия по речевому развитию (грамота) в подготовительной группе « Город потерянной буквы». Звуки [Б] [Б] И буква [Б].
Конспект занятия по речевому развитию (грамота) в подготовительной группе « Город потерянной буквы». Звуки [Б] [Б] И буква [Б].Ход занятия: Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас...