Речевое развитие
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Якушева Евгения Сергеевна

"Составление рассказа по набору игрушек"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sostavlenie_rasskaza.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Схема конспекта непосредственно организованной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» составление рассказа по набору игрушек .

Возрастная группа воспитанников: подготовительная   6-7 лет

Тема непосредственно организованной образовательной деятельности «Составление рассказа по набору игрушек»

Цель: побуждать детей к самостоятельному составлению рассказа с использованием набора игрушек, развивать связную речь детей.

Задачи: 

Образовательные: учить детей составлять небольшой рассказ по набору игрушек;

 продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи

Развивающие: - Развивать память, мышление.; Обогащать словарь детей правильными названиями окружающих предметов(игрушек, их свойств и действий).

Воспитательные:

- Воспитывать бережное отношение к игрушкам, любовь к животным, желание о них рассказывать.

Интегрируемые образовательные области: Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Вид детской деятельности, лежащей в основе организации образовательной ситуации: коммуникативная.

Форма организации детей групповая

Материал и оборудование (раздаточный и демонстрационный) мягкая игрушка (щенок), кукла, бабочка, настольное панно в виде поляны с ручейком, технические средства обучения.

Методы и приемы: наглядный – показ игрушек, Словесный – рассказ воспитателя, рассказы детей, беседа, художественное слово. Игровой – воображаемая ситуация.

Предварительная деятельность с воспитанниками: составление описательных рассказов по игрушке.

Развитие словаря: активизировать в речи детей глаголы, прилагательные, объяснение значения слов остроносый, бесхвостый, за пазуху; учить согласовывать прилагательные и существительные в роде и числе;

учить детей слышать и правильно произносить звук [ш] изолированный, в словах и фразах, правильно регулировать темп и силу голоса, учить вслушиваться в слова.

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Способы поддержки  детской  инициативы

1 часть – вводная

Цель: Мотивация детей к совместной деятельности

Задачи создание эмоционального настроя, установки на предстоящую образовательную деятельность

Создание образовательной ситуации

Ребята, сегодня мы поговорим об игрушках (Стук в дверь).

Создание ситуации развития любознательности

Мотивация детей

на предстоящую деятельность

- Кто это может быть? Войдите.

Заходит Буратино.

-Здравствуйте, ребята!

Я человечек деревянный

На воде и под водой

Ищу ключик золотой,

Всюду нос сую свой длинный,

Кто же я?

Я знаю, что вы уже стали большими, умными и все знаете. Сейчас я загадаю вам загадки, а вы попробуйте их отгадать.

Приветствуют Буратино, отгадывают загадку:

-Буратино

Соглашаются отгадывать загадки

- стимулирование сопереживания, желания оказать помощь

2 часть – основная

Цель: учить детей составлять небольшой рассказ по набору игрушек;

Задачи: учить согласовывать прилагательные и существительные в роде и числе;

учить детей слышать и правильно произносить звук [ш] изолированный, в словах и фразах, правильно регулировать темп и силу голоса, учить вслушиваться в слова.

Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми

Буратино: -Ползун ползет, иголки везет.

С хозяином дружит, Дом сторожит,

Живет под крылечком, Хвост колечком-

Кто это?

Воспитатель: Буратино, а теперь ты отгадай загадку.

Пушистый, бодрый, шустрый, веселый, лает.

Буратино: собака, конечно.

Воспитатель: ребята, правильно Буратино отгадал?

- давайте поможем Буратино разобраться в загадке

- Ёжик

- Собака

ответ детей: нет

Принимают цель занятия, соглашаются с ней.

Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым

 - Как мы скажем о собаке, какая она?

- А как называется детеныш собаки?

- Это один щенок, а если их много, как мы скажем?

-А щенок, какой?

Молодцы! Посмотри, Буратино, что я приготовила. Садись.

- Смотрите, здесь на стуле игрушки, а вот тут – полянка с ручейком. Давайте рассмотрим эти игрушки.

(Подбор нескольких определений к существительному.)

-Это щенок, назовем его Бишка. Какой Бишка?

-Что он умеет делать?

-Это ежик? Какой он?

Это кукла Катя. Какая она?        

-Какая бабочка?

Какая поляна? Ручей?

 А сейчас мы вместе придумаем рассказ о щенке Бишке.

«Щенок Бишка»

Убежал из дома щенок (кто?)…

 Пролез под забором и оказался на поляне. Здесь ему встретился….

 Тронул его Бишка – колется.

Вдруг Бишка увидел …

 – пеструю, красивую, воздушную – и побежал за ней. Бежал, бежал и свалился в ручей. Запищал Бишка, завертелся на месте и выскочил на сушу.

Тут слышит голос: «Бишка, Бишка! Где ты?» Это бежала и кричала Катя, хозяйка щенка. Девочка подняла Бишку, погладила, посадила за пазуху и понесла домой.

Уточнение понятий: за пазуху, отряхнулся, остроносый, бесхвостый.

 Воспитатель: устали ребята? Буратино хочет поиграть с вами.

Физкультминутка «Буратино»

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся, два – нагнулся!

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

- Пушистая, бодрая, шустрая, веселая.

- щенок

- Много щенков, щенят.

Пушистый, веселый, игривый, добрый.

Рассматривают мягкие игрушки и настольное панно

- маленький, смешной, беспомощный, шустрый, красивый.

(ответы детей)

- колючий, остроносый, серый, бесхвостый.

(ответы детей)

- Бишка.

- ежик.

- бабочку

Физкультминутка «Буратино»

- способствование стремлению детей делать собственные умозаключения

- создание ситуации, позволяющей ребенку реализовать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников;

Этап осуществления самостоятельной работы детьми

 Воспитатель: Молодцы, ребята! Садитесь. А теперь, кто хочет рассказать о Бишке?

Буратино: Я!

«Из дома Бишка щенок убежал…

Забором под пролез щенок…

Поляне на ежика увидел щенок…

Его лапой Бишка тронул…

Бабочку Бишка увидел вдруг…

На выскочил сушу щенок…

Щенка Катя домой понесла…

Воспитатель: Ай-ай-ай, Буратино все слова перепутал в предложениях.

(просит детей навести порядок в предложениях).

-Буратино, послушай, как надо правильно рассказывать.

Дается позитивная оценка каждому рассказу, с указанием на недостатки, если таковые имеются.

Воспитатель: А теперь угадайте, как лает Бишка? (имитирует лай: жалобно, сердито, радостно).

- Покажите  сами, как лает щенок

- А как водичка в ручейке шумит? [ш-ш-ш]. Произнесите звук [ш] громко и протяжно. Кто сможет произнести этот звук длительно и на одном выдохе?

- Я назову слова, а вы, услышав звук [ш] , хлопните один раз. Если в слове нет звука, хлопать не надо. (Шишка, зайка, кошка, замок, мишка, зонт, машина, танк, карандаш, ваза).

Игра «Волшебные превращения»

Цель: развивать воображение, выразительность речи и движений.

Воспитатель: дети, представьте, что вы превратились в щенят. Что вы будете делать?

- А теперь вы стали бабочками.

И последнее превращение, вы снова стали детьми.

Дети рассказывают группами из 3-х человек, заслушиваются 3-4 рассказа.

дети имитируют лай щенка: жалобно, сердито, весело.

Выполняют задания воспитателя

Игра «Волшебные превращения»

дети под музыку изображают сначала щенят, затем бабочек

- создание ситуации обогащения личного опыта детей.

-        побуждать детей формировать и выражать собственную эстетическую оценку воспринимаемого, не навязывая им мнение взрослого;

3 часть - заключительная

Цель: Создание ситуации успеха.

Задачи: Развивать умение анализировать собственные ответы и ответы сверстников деятельности детей.

Подведение итогов, деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей.

- Молодцы! С заданием справились. Давайте скажем Буратино «спасибо» за интересную игру и попрощаемся с ним.

- Что мы делали сегодня на занятии?

- Чьи рассказы вам понравились больше?

-Почему?

- Про кого бы вы хотели составить рассказ на следующем занятии?

Прощаются с Буратино.

Закрепляют знания, полученные на занятии.

Выражают свои эмоции и пожелания о проведенном и будущем занятиях.

-введение адекватной оценки результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования

Плавный вывод  детей из непосредственно образовательной деятельности

После занятия можно оставить игрушки на видном месте, чтобы дети продолжали играть с ними и упражнялись в составлении различных инсценировок.

- создание условий для разнообразной самостоятельной деятельности детей;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы познавательно- речевого развития. Образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»

Данная презентация отражает основные методы и приёмы познавательно-речевого развития....

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Взаимодействие  работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников  Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»

Конспект  организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...

Конспект по познавательно-речевому развитию на тему «Одежда, обувь, головные уборы». Старшая группа. Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.

Цель: закрепление и систематизация знаний детей об одежде, обуви и головных уборах.Задачи:- формировать обобщающие понятия «одежда», «обувь», «головные уборы»...

Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье и в ДОУ. Профилактика задержки речевого развития.

    У детей пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость...