Речевое развитие
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Схема конспекта непосредственно организованной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» составление рассказа по набору игрушек .
Возрастная группа воспитанников: подготовительная 6-7 лет
Тема непосредственно организованной образовательной деятельности «Составление рассказа по набору игрушек»
Цель: побуждать детей к самостоятельному составлению рассказа с использованием набора игрушек, развивать связную речь детей.
Задачи:
Образовательные: учить детей составлять небольшой рассказ по набору игрушек;
продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи
Развивающие: - Развивать память, мышление.; Обогащать словарь детей правильными названиями окружающих предметов(игрушек, их свойств и действий).
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к игрушкам, любовь к животным, желание о них рассказывать.
Интегрируемые образовательные области: Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Вид детской деятельности, лежащей в основе организации образовательной ситуации: коммуникативная.
Форма организации детей групповая
Материал и оборудование (раздаточный и демонстрационный) мягкая игрушка (щенок), кукла, бабочка, настольное панно в виде поляны с ручейком, технические средства обучения.
Методы и приемы: наглядный – показ игрушек, Словесный – рассказ воспитателя, рассказы детей, беседа, художественное слово. Игровой – воображаемая ситуация.
Предварительная деятельность с воспитанниками: составление описательных рассказов по игрушке.
Развитие словаря: активизировать в речи детей глаголы, прилагательные, объяснение значения слов остроносый, бесхвостый, за пазуху; учить согласовывать прилагательные и существительные в роде и числе;
учить детей слышать и правильно произносить звук [ш] изолированный, в словах и фразах, правильно регулировать темп и силу голоса, учить вслушиваться в слова.
Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Способы поддержки детской инициативы | |
1 часть – вводная | Цель: Мотивация детей к совместной деятельности Задачи создание эмоционального настроя, установки на предстоящую образовательную деятельность | ||
Создание образовательной ситуации | Ребята, сегодня мы поговорим об игрушках (Стук в дверь). | Создание ситуации развития любознательности | |
Мотивация детей на предстоящую деятельность | - Кто это может быть? Войдите. Заходит Буратино. -Здравствуйте, ребята! Я человечек деревянный На воде и под водой Ищу ключик золотой, Всюду нос сую свой длинный, Кто же я? Я знаю, что вы уже стали большими, умными и все знаете. Сейчас я загадаю вам загадки, а вы попробуйте их отгадать. | Приветствуют Буратино, отгадывают загадку: -Буратино Соглашаются отгадывать загадки | - стимулирование сопереживания, желания оказать помощь |
2 часть – основная | Цель: учить детей составлять небольшой рассказ по набору игрушек; Задачи: учить согласовывать прилагательные и существительные в роде и числе; учить детей слышать и правильно произносить звук [ш] изолированный, в словах и фразах, правильно регулировать темп и силу голоса, учить вслушиваться в слова. | ||
Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми | Буратино: -Ползун ползет, иголки везет. С хозяином дружит, Дом сторожит, Живет под крылечком, Хвост колечком- Кто это? Воспитатель: Буратино, а теперь ты отгадай загадку. Пушистый, бодрый, шустрый, веселый, лает. Буратино: собака, конечно. Воспитатель: ребята, правильно Буратино отгадал? - давайте поможем Буратино разобраться в загадке | - Ёжик - Собака ответ детей: нет Принимают цель занятия, соглашаются с ней. | |
Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым | - Как мы скажем о собаке, какая она? - А как называется детеныш собаки? - Это один щенок, а если их много, как мы скажем? -А щенок, какой? Молодцы! Посмотри, Буратино, что я приготовила. Садись. - Смотрите, здесь на стуле игрушки, а вот тут – полянка с ручейком. Давайте рассмотрим эти игрушки. (Подбор нескольких определений к существительному.) -Это щенок, назовем его Бишка. Какой Бишка? -Что он умеет делать? -Это ежик? Какой он? Это кукла Катя. Какая она? -Какая бабочка? Какая поляна? Ручей? А сейчас мы вместе придумаем рассказ о щенке Бишке. «Щенок Бишка» Убежал из дома щенок (кто?)… Пролез под забором и оказался на поляне. Здесь ему встретился…. Тронул его Бишка – колется. Вдруг Бишка увидел … – пеструю, красивую, воздушную – и побежал за ней. Бежал, бежал и свалился в ручей. Запищал Бишка, завертелся на месте и выскочил на сушу. Тут слышит голос: «Бишка, Бишка! Где ты?» Это бежала и кричала Катя, хозяйка щенка. Девочка подняла Бишку, погладила, посадила за пазуху и понесла домой. Уточнение понятий: за пазуху, отряхнулся, остроносый, бесхвостый. Воспитатель: устали ребята? Буратино хочет поиграть с вами. Физкультминутка «Буратино» Буратино потянулся, Раз – нагнулся, два – нагнулся! Руки в стороны развел, Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать. | - Пушистая, бодрая, шустрая, веселая. - щенок - Много щенков, щенят. Пушистый, веселый, игривый, добрый. Рассматривают мягкие игрушки и настольное панно - маленький, смешной, беспомощный, шустрый, красивый. (ответы детей) - колючий, остроносый, серый, бесхвостый. (ответы детей) - Бишка. - ежик. - бабочку Физкультминутка «Буратино» | - способствование стремлению детей делать собственные умозаключения - создание ситуации, позволяющей ребенку реализовать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников; |
Этап осуществления самостоятельной работы детьми | Воспитатель: Молодцы, ребята! Садитесь. А теперь, кто хочет рассказать о Бишке? Буратино: Я! «Из дома Бишка щенок убежал… Забором под пролез щенок… Поляне на ежика увидел щенок… Его лапой Бишка тронул… Бабочку Бишка увидел вдруг… На выскочил сушу щенок… Щенка Катя домой понесла… Воспитатель: Ай-ай-ай, Буратино все слова перепутал в предложениях. (просит детей навести порядок в предложениях). -Буратино, послушай, как надо правильно рассказывать. Дается позитивная оценка каждому рассказу, с указанием на недостатки, если таковые имеются. Воспитатель: А теперь угадайте, как лает Бишка? (имитирует лай: жалобно, сердито, радостно). - Покажите сами, как лает щенок - А как водичка в ручейке шумит? [ш-ш-ш]. Произнесите звук [ш] громко и протяжно. Кто сможет произнести этот звук длительно и на одном выдохе? - Я назову слова, а вы, услышав звук [ш] , хлопните один раз. Если в слове нет звука, хлопать не надо. (Шишка, зайка, кошка, замок, мишка, зонт, машина, танк, карандаш, ваза). Игра «Волшебные превращения» Цель: развивать воображение, выразительность речи и движений. Воспитатель: дети, представьте, что вы превратились в щенят. Что вы будете делать? - А теперь вы стали бабочками. И последнее превращение, вы снова стали детьми. | Дети рассказывают группами из 3-х человек, заслушиваются 3-4 рассказа. дети имитируют лай щенка: жалобно, сердито, весело. Выполняют задания воспитателя Игра «Волшебные превращения» дети под музыку изображают сначала щенят, затем бабочек | - создание ситуации обогащения личного опыта детей. - побуждать детей формировать и выражать собственную эстетическую оценку воспринимаемого, не навязывая им мнение взрослого; |
3 часть - заключительная | Цель: Создание ситуации успеха. Задачи: Развивать умение анализировать собственные ответы и ответы сверстников деятельности детей. | ||
Подведение итогов, деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей. | - Молодцы! С заданием справились. Давайте скажем Буратино «спасибо» за интересную игру и попрощаемся с ним. - Что мы делали сегодня на занятии? - Чьи рассказы вам понравились больше? -Почему? - Про кого бы вы хотели составить рассказ на следующем занятии? | Прощаются с Буратино. Закрепляют знания, полученные на занятии. Выражают свои эмоции и пожелания о проведенном и будущем занятиях. | -введение адекватной оценки результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования |
Плавный вывод детей из непосредственно образовательной деятельности | После занятия можно оставить игрушки на видном месте, чтобы дети продолжали играть с ними и упражнялись в составлении различных инсценировок. | - создание условий для разнообразной самостоятельной деятельности детей; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы и методы познавательно- речевого развития. Образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»
Данная презентация отражает основные методы и приёмы познавательно-речевого развития....
Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"
Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...
Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»
Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...
Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"
Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...
Конспект по познавательно-речевому развитию на тему «Одежда, обувь, головные уборы». Старшая группа. Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.
Цель: закрепление и систематизация знаний детей об одежде, обуви и головных уборах.Задачи:- формировать обобщающие понятия «одежда», «обувь», «головные уборы»...
Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье и в ДОУ. Профилактика задержки речевого развития.
У детей пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость...