Конспект образовательной деятельности в средней группе: «Мы заботимся о птицах».
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Ядринцева Ольга Анатольевна

Конспект  образовательной деятельности

в средней группе:

«Мы заботимся о птицах». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_beregite_ptits_otkrytoe.docx26.32 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 12 «АЛЕНКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА ГОРОДА ФУРМАНОВА.

Конспект  образовательной деятельности

в средней группе:

«Мы заботимся о птицах».

Исполнитель :  

О.А. Ядринцева

Фурманов

2020

Цель: закрепление знаний о зимующих птицах, их внешнем виде. Развитие связной речи.

Задачи:
 Образовательные:
1.Закреплять знания о  зимующих птицах;
2.Учить различать птиц по внешнему виду.

3.Активизировать словарь по теме (зимующие птицы, снегирь, синица, кормушка, корм для птиц, заботится о птицах, учить отвечать на вопросы полным предложением.

4.Совершенствовать грамматический строй речи: учить образовывать качественные прилагательные.

5. Закреплять представления детей о зимующих птицах (характерные внешние признаки, особенности жизни в зимних условиях); обобщающее понятие "Зимующие птицы".

6. Закреплять умения детей отвечать на вопросы полным предложением.

7. Учить самостоятельно составлять короткие рассказы о зимующих птицах с опорой на схему


 Развивающие:
1.Развивать внимание, память, логическое мышление.

2. Активизировать и расширять словарь по теме "Зимующие птицы".


Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к птицам, умение ухаживать за ними зимой.
Связная речь: продолжать учить детей следить за своей речью – контролировать умение составлять предложения по плану-схеме, отвечать на вопросы полным ответом.
Словарь:
предметный – столовая, синица, снегирь, корм, пропитание.
качественный – зимующие, перелётные, воробьиные, голубиные, птичья.
глагольный – зимовать, добывать, отступают (морозы), мастерить.
Грамматика: продолжать учить детей образовывать имена прилагательные от имён существительных.
Звуковая культура речи: продолжать вырабатывать у детей интонационную выразительность речи – ставить ударение в словах на нужном месте.
Методы и приёмы:
Практические: прослушивание пения птиц, физминутка «Воробьи и кот».
Наглядные: рассматривание картины «Зима в лесу»,  «Деревья зимой», «Птицы на дереве», рассматривание дидактических картинок «Зимующие птицы»
Словесные: беседа; ответы на вопросы; дидактические игры «Сосчитай птиц правильно», «Чей, чья, чьё?»
Материалы: аудиозапись пения птиц; ватман, скотч, ножницы для изготовления кормушки; картинки с изображением зимующих птиц.
Предварительная работа:  заучивание стихотворения «Птичья столовая»

Ход занятия

I часть

Воспитатель: 

Ребята, утром мне почтальон доставил посылку, я очень удивилась, но решила без вас ее не открывать. Давайте откроем и посмотрим, что в ней такое? (в коробке находится 6 фрагментов трех картин о зиме. Дети делятся на пары по одинакового цвету пазлов одной картины.)

Воспитатель:  Ребята, возьмите  пожалуйста по одному пазлу. Найдите товарища с пазлом такого же цвета как ваш и объединитесь в пару.

Дети: Объединяются в пары. Садятся на стульчики. Стульчики стоят тоже парами на небольшом расстоянии друг от друга

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам по очереди рассказать, что изображено на картине.

(обратная сторона картины синяя)

Дети: На картине   изображены дети. Они играют зимой : катаются на горке, лепят снежную бабу, играют в снежки, а значит на картине изображено время года –Зима

Если дети затрудняются ответить, воспитатель задает наводящие вопросы.

Дети соединяют зеленые листы и переворачивают.

Вторая картинка  – изображены деревья зимой.  

Дети: изображен лес, растут деревья, ветки деревьев в снегу они наклонились.

Воспитатель: Продолжим рассматривать наши картинки

Дети: (обратная сторона желтая) На третьей картине показан зимний лес, заяц поменял свою шубку на белую, лиса ищет корм.

Дети: В лесу птицам нет еды, все замело снегом.

Проводится психогимнастика.

Воспитатель :Какая погода зимой на улице?

Дети: Снежная морозная, ветреная холодная.

Воспитатель: Давайте покажем, как мы с вами замерзли на улице попрыгаем на правой ноге, на левой, съёжились. А теперь давайте согреемся: потрите ладони друг о друга и согрейте их своим теплым дыханием. Вот мы и согрелись, расслабимся. Ведь мы мороза не боимся. (повтор 2 раза).

Воспитатель достает 4 картину.

Воспитатель: Ребята, расскажите а что вы видите на этой картине?

Дети: Прилетели птицы и дети их кормят.

Воспитатель: Ребята, а вы догадались  о ком сегодня пойдет речь? (если дети затрудняются ответить воспитатель задает наводящие вопросы)

Ребята какое время года изображено на всех картинах? Кого вы видите на картине?

Дети : О птицах

Воспитатель: Верно о каких птицах?

1)Дети: Воробей, сорока, ворона…

Воспитатель: Ребята, как мы можем этих птиц назвать одним словом?

Дети: Зимующие.

Воспитатель: Что значит зимующие?

2)Воспитатель: Давайте вспомним где эти птицы живут зимой?

Дети: остаются на зиму и живут здесь

II часть

  1.  В группе раздаётся пение птиц.

Воспитатель обращает на это внимание детей.
Воспитатель: мальчики и девочки, вы слышите – как поют птицы? Сегодня немного потеплело, и они радуются, что морозы чуть-чуть отступили, ослабли. 

2. Воспитатель: А почему птицы не очень любят морозов?
Дети: потому, что им холодно, в сильные морозы они стараются найти себе местечко потеплее – под крышей дома, в ветвях деревьев. А когда морозы чуть-чуть отступают, птицы начинают звонко петь.

Воспитатель: Давайте с вами присядем на стульчики и послушаем ещё раз – как поют пернатые жители леса.


Воспитатель включает ещё раз аудиозапись пения птиц, дети рассаживаются на места и слушают пение.



3. Воспитатель загадывает загадки (ответы детей сопровождает показом картинок с изображением птиц):

Любит прыгать и летать,

Хлеб и зернышки клевать.

Вместо "Здравствуйте" привык

Говорить всем "Чик-чирик". (Воробей.)

Черная шапочка

И полоска шарфика

У желтогрудой птички

По имени. (синичка).

Эта птица всем знакома -

Важно ходит возле дома,

Кар-Кар -Кар вдруг закричит

И спокойно улетит.

Очень хитрая персона,

А зовут её. (ворона).

Кто приносит на хвосте

Много разных новостей?

Всем расскажет все до срока

Белобокая. (сорока).

Посмотрите на балкон:

Он с утра воркует тут.

Эта птица - почтальон,

Пролетит любой маршрут. (Голубь.)

Я по дереву стучу,

Червяка добыть хочу,

Хоть он скрылся под корой,

Все равно он будет мой. (Дятел.)

Воспитатель показывает картинку с изображением этой птицы и вешает на мольберт.


4.  Воспитатель: чем же питаются зимующие птицы, ведь зимой нет ни жучков, ни червячков, ни травки.


Дети: ягодами, которые остались на ветвях кустарников и деревьев.
Воспитатель: верно! А ещё как они добывают себе пищу?
Дети: люди развешивают на улицах кормушки и насыпают туда семечки, хлебные крошки, зерно.

Воспитатель: Ребята а оказывается у птиц, как и у людей есть любимые лакомства:  выставляет птиц и знакомит чем кто питается

Воробей  - семена, крупа, хлебные крошки,

Синица  - крошки, ягоды, семечки,

Ворона  - семена, ягоды, остатки пищи,

Сорока  - ягоды, семена,

Снегирь  - семена деревьев, семечки арбуза, тыквы.


5.  Воспитатель:  ребята, я приготовила вам заготовку кормушки, давайте смастерим кормушку и покормим птиц.

Перед изготовлением кормушки проводится Пальчиковая гимнастика

«Птички зимой»

Прилетайте, птички!

(«Зовущие» движения пальцами обеих рук)

Сала дам синичке.

(«Режущие движения» одной ладони по другой)

Приготовлю крошки,

(Пальцы щепоткой – «крошить» хлеб)

Хлебушка немножко.

(Тереть подушечки пальцев друг о друга)

Эти крошки – голубям,

(Вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью)

Эти крошки – воробьям.

(Тоже самое с левой ладонью)

Галки да вороны,

Ешьте макароны!

(Тереть ладонь о ладонь, катая из хлеба макароны)

Птицы  стоят на подставке (голубь, синица, сорока, ворона) и дети ставят ее в «кормушку»

Дети с помощью воспитателя готовят кормушку и «вешают ее на дерево» и «кормят» птиц выбирая для каждой птицы свое любимое лакомство из предложенных тарелочек и сыпят их в «кормушку» «угощая» птиц

 

7.  Воспитатель: посмотрите, ребята, как много птиц прилетело к этой кормушке!


«Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли
Воробей, снегирь – сосед
Будет вам зимой обед.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели,
А во - вторник, посмотри
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду
Мы не ждали их к обеду
А в четверг со всех краев
Стая серых воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу, в воскресенье
Было общее веселье».
Вот как много птиц прилетело в нашу столовую!

Воспитатель: давайте отдохнём и поиграем в игру «Воробьи и кот».

Физминутка
Проводится подвижная игра «Воробьи и кот».
Воспитатель: ай да воробьи! Ни один коту не попался! Молодцы! Ну давайте ещё посмотрим – кто же прилетел к нашей кормушке.
Воспитатель называет 2-3 детей по очереди, напоминает план рассказа про птиц, выслушивает ответы детей.

8.  Ребята, давайте рассмотрим и познакомимся с этими птицами поближе. Расскажите про одну птиц, которые прилетела к кормушке. (Предлагая картинки птиц)

Воспитатель вывешивает мнемотаблицу – дети рассказывают про птиц.

 
- Что это за птица;
- Какого цвета у неё перья;
- Длинный или короткий клюв;
- Какого цвета лапы;
- Чем питается зимой.

Воспитатель называет 2-3 детей, которые рассказывают про остальных 2-3 птиц на картинке по плану.


9.  Воспитатель:  Теперь я предлагаю вам ещё одну игру, которая называется «Чей хвост, чей клюв». Я вам задаю вопрос, а вы мне отвечаете.
- У воробья чьи ноги? (воробьиные);
- У вороны хвост чей? (вороний);
- У голубя клюв чей? (голубиный);
- У снегиря перья чьи? (снегириные).

III часть


Мальчики и девочки, давайте вспомним – как называются птицы, которые остаются здесь  жить, которые никуда не  ?
Ответы детей (зимующие).
Воспитатель: верно. Назовите мне зимующих птиц.
Ответы детей (воробей, снегирь, синица, голубь, дятел).
Воспитатель: молодцы! Я предлагаю вам сегодня во время нашей прогулки покормить птиц семенами и крошками. Согласны?
Ответы детей (конечно, согласны).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно-образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром и природой для детей средней группы на тему: «Зимующие птицы».

Непосредственно-образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром и природой для детей средней группы на тему: «Зимующие птицы». Направление: Экологическое.Образовательная обла...

Конспект психоречемоторной непосредственно образовательной деятельности в средней группе по теме «Зимующие птицы»

Перед вами развернуты конспект   психоречемоторной непосредственно образовательной деятельности  в средней  группе  по теме «Зимующие птицы»...