Тема: «Угадайте, кто пришел!»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Деревянкина Анна Викторовна

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

 

Задачи:                                                                                                                                              

 1. Актуализация знаний о звуках М и Мь и  букве М. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа; упражнение в подборе слов на заданный звук, выделении первого звука в словах; закрепление образа изучения букв; освоение навыка слогового чтения; развитие фонематического слуха, слуховой памяти. «Речевое развитие».

2. Развивать умение планировать предстоящую деятельность, умение выкладывать  букву из предложенного материала «Познавательное развитие».

3. Способствовать установлению эмоциональных контактов между сверстниками; совершенствовать умение работать в паре (группе), выполнять общее дело, умение договариваться.  «Социально-коммуникативное развитие».

 

Методы и приемы:  

Практические: выкладывание буквы из различного материала, динамическая разминка.

Словесные: интерактивные технологии «Дерево знаний», «Работа парами»

Наглядные: набор картинок.

 

Материалы и оборудования: Картинки: корова, теленок; набор предметных картинок, в названии которых встречаются звуки М и Мь; стилизованная буква М; материал для выкладывания букв: семечки, бусинки, веревочки, палочки; магнитные буквы: М, А, О, У; слоги: МА, МО, МУ; набор картинок, в названии которых есть данные слоги; микрофон.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 05.10.2022_sr.docx24.67 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект

Тема: «Угадайте, кто пришел!»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Задачи:                  

 1. Актуализация знаний о звуках М и Мь и  букве М. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа; упражнение в подборе слов на заданный звук, выделении первого звука в словах; закрепление образа изучения букв; освоение навыка слогового чтения; развитие фонематического слуха, слуховой памяти. «Речевое развитие».

2. Развивать умение планировать предстоящую деятельность, умение выкладывать  букву из предложенного материала «Познавательное развитие».

3. Способствовать установлению эмоциональных контактов между сверстниками; совершенствовать умение работать в паре (группе), выполнять общее дело, умение договариваться.  «Социально-коммуникативное развитие».

Методы и приемы:  

Практические: выкладывание буквы из различного материала, динамическая разминка.

Словесные: интерактивные технологии «Дерево знаний», «Работа парами»

Наглядные: набор картинок.

Материалы и оборудования: Картинки: корова, теленок; набор предметных картинок, в названии которых встречаются звуки М и Мь; стилизованная буква М; материал для выкладывания букв: семечки, бусинки, веревочки, палочки; магнитные буквы: М, А, О, У; слоги: МА, МО, МУ; набор картинок, в названии которых есть данные слоги; микрофон.

  

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

динамическая разминка

Игровая

игровые технологии

Коммуникативная

беседа, ответы, вопросы

Поисково-исследовательская

моделирование


Этап занятия

Задачи

(с обозначением

обр. области)

Деятельность воспитателя

Деятельность

воспитанников

Ожидаемые результаты

Мотивационно-организационный

Игровая ситуация

«М-у-у-у! помогите м-м-м-не!» кто же это просит о помощи? (Корова)

- Ребята, корова нам принесла новый звук, он живет вот в этих словах: молоко, малина, морской.

- Что это за звук? (М)

- Что же у тебя случилось, корова? Говорит, что она потеряла своего теленка.

- Давайте поможем корове отыскать ее теленка! Слышите, мне кажется, нас кто-то зовет, а голосок-то звучит так нежно, мягко – Мь.

Дети стоят в кругу. Приветствуют гостя, соглашаются ему помочь.

Деятельностный

Актуализация знаний о звуках М и Мь и  букве М.

Представление звука М

Знают о звуках М и Мь. Ознакомлены с буквой М.

Давайте помычим, как коровки: М-М-М. этот звук можно тянуть? (Да)

- А петь его можно? (Нет)

- Что мешает этому звуку при произношении? (Губы)

- Действительно, звук М встречает преграду, его нельзя петь, значит, он согласный. Когда этот звук М произносила корова, ее голос звучал уверенно, твердо, а наш подбородек опускается вниз, этот звук – твердый согласный, твердый, как синий лед. А когда этот звук произносил теленок, голосок его звучал нежно, мягко; звук Мь – мягкий, как зеленая травка.

Мы чат как корова, отвечают на вопросы педагога.

Упражнение в подборе слов на заданный звук, выделении первого звука в словах.

Технология «Карусель»

Выделяют первый звук в словах, определяют какой он М или Мь, соответственно поднимают фишки.

Вы любите кататься на карусели? Но сегодня вы будете не только «кататься» на карусели, но и определять, какой звук в слове твердый, как синий лед (М), или мягкий, как зеленая травка (звук Мь).

Для этого вам необходимо договориться, кто с кем в паре будет играть, кто из пары будет во внешнем круге, а кто во внутреннем.

Дети, которые стоят во внутреннем круге, возьмите картинку. Дети, стоящие во внешнем круге, возьмите одну зеленую фишку и одну синюю.

Те дети, у кого картинка, четко произносят слово, голосом выделяя звук М. если в названии картинки вы услышите мягкий согласный Мь, то поднимите зеленую фишку, если твердый М – синюю.

Вам понравилась наша карусель? «Катаясь», вы закрепили, что звук М может быть твердым, а может быть мягким согласным.

Договариваются, кто будет во внешнем круге, а кто во внутреннем, вспоминают правила сотрудничества: дослушивать ответы, в случае необходимости исправлять ошибки, осуществлять переход по хлопку.

Дети разбирают предложенный материал. Образуют два круга: внутренний и внешний.

Дети активно взаимодействуют друг с другом, определяют, какой звук в слове твердый М или мягкий Мь, соответственно поднимают фишку.

Закрепление образа изучения букв. Развивать умение планировать предстоящую деятельность, умение выкладывать  букву из предложенного материала

Представление буквы М. Технология «Работа в парах»

Выкладывают букву М из предложенного материала.

Для того чтобы познакомиться с буквой М, договоритесь, с кем в паре вы сегодня поработаете. Слушайте внимательно стихотворение и выполняйте движения, о которых говориться в этом стихотворении:

«Взялись за руки друзья

И сказали: «Ты и я –

Это мы»

А между тем

Получилась буква М»

- Какая буква у вас получилась?

- Договоритесь, из какого материала вы бы хотели выложить букву М (семечки, нитки, палочки), и приступайте к работе. Выполнив задание, договоритесь, кто в паре будет отвечать. Напоминаю, что нужно рассказать, какую букву вы выложили, из какого материала и на что она похожа.

Встают парами, изображают букву М.

Выбирают материал из какого хотели бы выложить букву М.

Выполнив задание, договоритесь, кто в паре будет отвечать.

Освоение навыка слогового чтения; развитие фонематического слуха, слуховой памяти

Чтение слогов

Освоен навык слогового чтения.

Буквы очень любят ходить друг к другу в гости; посмотрите, здесь живет буква М, а здесь – буква А. Давайте поможем им встретиться, проведем дорожку, а пока идем до буквы А, будем тянуть букву М.

М------------------А

М-------------------О

М-------------------У

Дети совместно с воспитателем читают слоги МА, МО, МУ.

Совершенствование навыков звукового и слогового анализа.

Интерактивная работа «Дерево знаний»

Выделяют в словах слоги МА, Мо, МУ.

Следующая игра называется «Подбери слово». Хотите в нее поиграть? Подходите к Дереву знаний. Договоритесь, с кем вы будете работать в паре, вспомните правила сотрудничества. Договоритесь в паре, карту с каким слогом вы возьмете, прочитайте его. Выберете с Дерева знаний картинки, в названии которых есть данный слог. После выполнения задания договоритесь в паре, кто будет отвечать. Молодцы, вы дружно справились с заданием, и все картинки в парах подобраны правильно.

Договариваются, кто с кем будет работать в паре, и вспоминают правила сотрудничества. Каждая пара выбирает карту и подбирает соответствующие картинки. Обсуждают выбор картинки.

Договариваются, кто из пары будет отвечать.

Закрепление образа изучения букв. Развивать умение выделять букву М в тексте.

Интерактивная технология «Аквариум»

Закреплен образ буквы М, выделяют её в тексте.

Вы внимательные дети? Хотите это узнать? Тогда поиграем и выполним задание в «Аквариуме». Договоритесь, какая группа будет выполнять задание первой, а какая будет находиться в роли наблюдателя. Синим карандашом подчеркните только согласную букву М. После того, как задание будет выполнено, договоритесь, кто будет отвечать. (для второй подгруппы – зеленым карандашом обвести букву М). Молодцы, благодаря тому, что вы работали дружно и были внимательными, все буквы М вы подчеркнули и обвели правильно.

Договариваются, кто будет выполнять задание, а кто будет в роли наблюдателя, уточняют правила сотрудничества.

Дети, активно взаимодействуя, подчёркивают букву в тексте.

Заключительный

Технология «Интервью»

Вот и нашла корова своего теленка. А наше знакомство с буквой и звуком М подошло к концу. А вот чтобы вспомнить, что мы сегодня узнали нового, я предлагаю игру «Журналисты». Кто хочет быть журналистом и взять интервью?

Ребенок-журналист задает вопросы:

- С какими же новыми звуками нас познакомили корова с теленком?

- Какую новую букву мы узнали?

- Что вам понравилось на занятии?

- Что делали?

- Что нового услышали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по развитию речи Тема: "Угадай сказку"

Открытое занятие по развитию речи Тема: "Угадай сказку"...

Открытое занятие на тему "Угадай, кто в корзине" 1 мл. гр.

Развивает сообразительность, внимание, желание высказывание    инициативе, пополняет словарь за счет глаголов в единственном и множественном числе; упражняет звукопроизношение....

Презентация на тему: "Угадай сказку"

В презентации подобраны загадки по сказкам для детей старшей группы....

Комплексно-тематическое планирование МАДОУ детский сад № 2 «Росинка» Тема месяца: Апрель «Пришел апрель, на дворе звенит капель» Тема недели: Витамины для здоровья (неделя здоровья)

Воспитывать дружеские отношения между детьми, коммуникативные качества, создавать радостный эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу.Расширять представления о полезной и вредной пище, об ...

Презентация на тему: "Угадай сказку"

Закрепить названия русских народных сказок с детьми дошкольного возраста....

Статья. Непосредственно-образовательная деятельность учителя-дефектолога с детьми 3-го года жизни. Тема: " Угадай кто пришел?"

В статье предложен конспект непосредственно-образовательной деятельности учителя-дефектолога с детьми 3-го года жизни.  В НОД реализованы образовательные области: позавательное развитие. реч...

Конспект коррекционно-развивающего мероприятия для детей с ЗПР (Подгрупповая коррекция) Подготовительная группа Тема: «Угадай настроение» Тема недели: «Профессии». Картотека №5

Задачи:Закреплять знания детей об основных эмоциональных состояниях.Упражнять детей в двигательной импровизации.Формировать способность обладать приёмами саморасслабления.Развивать умение распознавать...