Конспект логопедического занятия по лексической теме "Посуда"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Сергеева Елизавета Сергеевна

Закрепление грамматических навыков на материале лексической темы "Посуда"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект40 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Посуда»

Цель: активизировать и обобщить словарь по  лексической теме «Посуда»

Задачи:

Образовательные: активизировать, уточнить и обобщить знания и словарь детей по теме «Посуда»;

закреплять умение детей выделять первый звук в слове;

учить образовывать имена существительные суффиксальным способом;

формировать у детей умение вычленять составные части имён существительных, образованных способом сложения двух основ;

Коррекционно-развивающие: развивать внимание, память, мышление;

развивать у детей чувство ритма, слуховую память, восприятие мелодики родного языка;

развивать мелкую моторику рук;

развивать зрительное восприятие предметов и зрительное узнавание предметов по его силуэтному изображению.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к посуде;

воспитывать интерес к творчеству отечественных писателей.

Оборудование: картинки с изображением помидора, облака, солнца, уха, дома и арфы,  предметные картинки с изображением предметов посуды, силуэтные изображения посуды.

Ход занятия

1. Организационное начало занятия

- Проведём небольшую разминку. Я буду задавать вам вопросы, а вы постарайтесь вспомнить на них ответы.

- Что надел на голову человек рассеянный с улицы Бассейной?

- В чём было варенье, которым лечился Карлсон?

- Какую посуду использовала Лиса для угощения Журавля?

- В чём варилась чудесная каша в сказке братьев Гримм?

- С чем пошла собирать ягоды Женя в сказке В. Катаева?

2. Сообщение темы занятия

- Посмотрите, на доске картинки (с изображением помидора, облака, солнца, уха, дома и арфы). Назовём их.

- Какой первый звук в слове «помидор»

[П О С У Д А]

- О чём будем говорить на занятии?

3. Работа по теме занятия

     а) Вводная беседа

- Какие предметы посуду вы знаете?

- Для чего нам нужна посуда?

- Различают кухонную, столовую и чайную посуду. Как вы думаете, какую посуду называют кухонной? Столовой? Чайной?

- Как одним словом назовем вилку, ложку, нож? (столовые приборы)

- Из каких материалов делают посуду?

     б) Упражнение «Для чего посуда?» 

Например:
посуда, в которую кладут хлеб - хлебница,
посуда, в которую кладут салат - салатница,
варенье - в вареньицу,
селедку - в селедочницу,
суп наливают - ... (в супницу),
перец хранят - ... (в перечнице),
соль насыпают - ... (в солонку),
горчицу кладут - ... (в горчичницу),
конфеты - ... (в конфетницу),
сухари - ... (в сухарницу),
масло - ... (в масленку).

4.Физминутка

Раз, два, три, четрые,
(удар кулачками друг о друга) 
Мы посуду перемыли.
(одна ладонь скользит по другой по кругу) 
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварешку.
(загибать пальчики по одному, начиная с большого пальца) 
Мы посуду перемыли,
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился,
(загибать пальчики по одному, начиная с большого пальца) 
Ложку мы чуть-чуть сломали,
Так мы маме помогали.
(удар кулачками друг о друга) 

5. Работа по теме занятия (продолжение)

      в) Игра «Узнай по силуэту»

- Сейчас мы поиграем в игру и узнаем, как хорошо вы знаете предметы посуды. Я буду показывать вам силуэты, а вы называть, какой это предмет посуды.

    г) Объяснение значения сложных слов

- Я вам назову сложные слова. Внимательно послушайте их, и попробуйте догадаться, почему эти предметы так назвали:

«картофелечистка», «овощерезка», «кофеварка», «соковыжималка», «мясорубка», «соковарка», «пароварка», «скороварка», «чеснокодавилка».
   
д) Чтение отрывка из произведения К. И. Чуковского «Федорино горе»

- Я прочитаю вам отрывок из произведения замечательного детского писателя К. И. Чуковского. Этот автор написал много произведений для детей, которые вам знакомы «Муха-цокотуха», «Доктор Айболит», «Тараканище» и много других интересных сказок.

- Кому из вас родители уже читали это произведение? О чём оно?

- Слушайте внимательно и запоминайте, какая посуда убежала от Федоры.

«И помчалися по улице ножи:
"Эй, держи, держи, держи, держи, держи!"

И кастрюля на бегу
Закричала утюгу:
"Я бегу, бегу, бегу,
Удержаться не могу!"

Вот и чайник за кофейником бежит,
Тараторит, тараторит, дребезжит...

Утюги бегут, покрякивают,
Через лужи, через лужи перескакивают.

А за ними блюдца, блюдца -
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
Вдоль по улице несутся -
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!

На стаканы - дзынь! - натыкаются,
И стаканы - дзынь! - разбиваются.

И бежит, бренчит, стучит сковорода:
"Вы куда? куда? куда? куда? куда?"

А за нею вилки,
Рюмки да бутылки,
Чашки да ложки
Скачут по дорожке.

Из окошка вывалился стол
И пошёл, пошёл, пошёл, пошёл, пошёл.

А на нём, а на нём,
Как на лошади верхом,
Самоварище сидит
И товарищам кричит:
"Уходите, бегите, спасайтеся!"

И в железную трубу:
"Бу-бу-бу! Бу-бу-бу!" …»

- Какие предметы посуды встретились в отрывке стихотворения?

- Почему от Федоры убежала посуда?

- Как с ней нужно обращаться?

6. Подведение итогов занятия. Рефлексия

- О чём говорили на занятии?

- Отрывок  из какого произведения вспомнили?

- Какие задания вам было трудно выполнять?

- Какие задания вам было выполнять интереснее всего?

 (Далее оценка деятельности детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по лексической теме "Детский сад"

Конспект логопедического занятия по лексической теме "Детский сад" в младшей логогруппе...

Конспект логопедического занятия по лексической теме «Лес. Грибы. Ягоды»

Образовательная область: речевое развитие;Вид деятельности: непосредственно-образовательная деятельность;Возрастная группа: старшая;Тема: Цель: Совершенствование лексико-грамматического строя речиПрог...

Конспект логопедического занятия по лексической теме "Моя Родина. День народного единства"

Конспект логопедического занятия по формирования лексико-грамматических категорий и связной речи по лексической теме "Моя Родина. День народного единства"...

Конспект логопедического занятия по лексической теме: «Зима»

Конспект логопедического занятия по лексической теме: «Зима»Задачи:активизация и расширение словаря по теме «Зима»;формирование и активизация знаний о признаках зимы;формирование умение подбирать родс...

Конспект логопедического занятия по лексической теме: «Животные севера»

Конспект логопедического занятия по лексической теме: «Животные севера»Задачи:Систематизировать знания детей о животных Севера: их место обитания, повадки, питание. Активизировать словарь детей сущест...

Конспект логопедического занятия по лексической теме: "Человек и части его тела"

Цель: расширять представления детей о строении человеческого тела и назначении отдельных его частей.Задачи.Коррекционно-образовательные:обогащать, активизировать и расширять словарь по теме «Части тел...

Конспекты логопедических занятий по лексическим темам

Конспекты логопедических занятий по лексическим темам.30 тем, 1 на каждую неделю в течении учебного года....