Конспект логопедического занятия по лексической теме: "Человек и части его тела"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему

Воробьева Ольга Викторовна

Цель: расширять представления детей о строении человеческого тела и назначении отдельных его частей.

Задачи.

Коррекционно-образовательные:

обогащать, активизировать и расширять словарь по теме «Части тела»;

закреплять умение пользоваться существительными множественного числа;

закреплять умение пользоваться существительными с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами;

обратить внимание детей на многозначность слов.

Коррекционно-развивающие:

развивать общую моторику и направленную воздушную струю;
стимулировать развитие зрительного и слухового внимания, памяти, логического мышления.

Воспитательные:

воспитывать культурно-гигиенические навыки;

положительное отношение к занятиям, контроль над собственной речью.

Оборудование: плакат с изображением строения тела человека, мяч, мультимедийное оборудование, пособия для дыхательной гимнастики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chelovek_otkr_zanyatie.docx21.53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедической НОД в подготовительной группе по теме: «Человек и части его тела».

Цель: расширять представления детей о строении человеческого тела и назначении отдельных его частей.

Задачи.

Коррекционно-образовательные:

обогащать, активизировать и расширять словарь по теме «Части тела»;

закреплять умение пользоваться существительными множественного числа;

закреплять умение пользоваться существительными с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами;

обратить внимание детей на многозначность слов.

Коррекционно-развивающие:

развивать общую моторику и направленную воздушную струю;
стимулировать развитие зрительного и слухового внимания, памяти, логического мышления.

Воспитательные:

воспитывать культурно-гигиенические навыки;

положительное отношение к занятиям, контроль над собственной речью.

Оборудование: плакат с изображением строения тела человека, мяч, мультимедийное оборудование, пособия для дыхательной гимнастики.

Ход НОД:

1 Организационный момент.

- Ребята, давайте мы с вами поздороваемся.

                    Здравствуйте, ладошки! (дети хлопают в ладоши: хлоп-хлоп)

                    Здравствуйте, сапожки! (топают: топ-топ)

                    Здравствуйте, лягушки! (квакают ква-ква)

                    Здравствуйте, кукушки! (кукуют:ку-ку)

                    Здравствуй, звонкий каблучок! (цокают языком: цок – цок)

                    И малышка светлячок! (на выдохе произносят:с-с-с)

                    Здравствуй, шустрый ветерок, (дуют)

                    Звонкий детский голосок! (болтают язычком: бл — бл)

2 Знакомство с темой.

-  Ребята послушайте загадку:

                  На Земле он всех сильней,

                  Потому что всех умней.

- Как вы думаете,  кто это? (человек).

Показ плаката со строением тела человека.

- Сегодня мы вспомним, какие части тела есть у человека, для чего они нужны. Как сохранить чистоту и здоровье нашего тела.

Слышится музыка из мультфильма «Приключения Буратино». С помощью проектора появляется изображение Буратино.

Буратино: Здравствуйте дети! Вы меня узнали? А зачем вы здесь собрались?

- Мы с ребятами говорим о человеке. Вот ты Буратино знаешь, какие части тела есть у человека?

Буратино: Конечно, знаю, у меня одна часть тела – нос.

- А для чего он нужен?

Буратино:  Чтоб его везде совать.

- Ребята, вы согласны со мной, что Буратино нужно остаться, чтобы он узнал,  какие еще части тела есть у человека и для чего они нужны?

Буратино: Спасибо, я с радостью останусь.

- Как называется самая большая часть тела человека? (туловище)

Логопед  вместе с детьми показывает на плакате, где находятся и как называются части тела. (грудь, живот, спина, бока)

- Туловище имеет руки и ноги. Ребята, назовите части руки.  (плечо, локоть, ладонь, пальцы, ногти)  А какие части ноги вы знаете? (бедро, колено, голень, ступня, пальцы, ногти, подошва, пятки)

Буратино: Я знаю, что у каждого человека есть голова – она может думать, смотреть, слушать, нюхать, пробовать на вкус.

- Правильно, у человека есть голова, но только она не сама все это может делать, а с помощью органов, которые находятся на ней,  послушайте загадки:

               У зверюшки  – на макушке,

               А у нас ниже глаз. (уши)

- Для чего нужны уши? (уши нужны для того, чтобы слышать, слушать)

                               Есть у каждого лица

                               Два красивых озерца,

                               Между ними есть гора. (глаза и нос) 

- Для чего нужны глаза? (глаза нужны для того, чтобы видеть, смотреть)

                              Красные двери в пещере моей,
                             Белые звери сидят у дверей.
                             И мясо, и хлеб - всю добычу мою -
                             Я с радостью белым зверям отдаю. (рот, губы, зубы)

- Для чего нужны зубы, язык? (ответы детей)

- А что еще находится на голове?

                       Растёт, но не цветок. 
                      Висит, но не фрукт. 
                      Похож на нитку, но живой. 
                      Один выпадает, другой вырастает. 
(волосы)

3 Дыхательная гимнастика.

- Ребята, к нам за помощью обратилась Машенька. Она помыла голову, чтобы не заболеть, ей нужно скорее высушить волосы. Как мы можем ей помочь? Правильно, подуть на них. Напомните пожалуйста, как правильно нужно делать вдох и выдох.

4 Игра с мячом: «Один – много».

- А сейчас мы поиграем в игру «Один много», я называю один предмет, а вы много.

Ухо – уши, шея- …, глаз - …, волос - …, голова - …, лоб-…,  рот - …, нос - …, щека - …, палец - …, локоть - …, бровь - ….

5 Игра «Дюймовочка, человек, Великан».

- У Буратино в Волшебной стране мультфильмов есть много друзей. Одни из них Дюймовочка и Великан. Как вы думаете, их части тела называются так же как и наши? Дюймовочка намного меньше человека, поэтому части её тела мы будем называть уменьшительно. А части тела могучего Великана будем увеличивать. Например: у человека – рука, у Дюймовочки – маленькая ручка, у Великана – большая ручища.

Нос, глаза, рука, нога.

6 Игра «Четвертый лишний».

- Следующая игра «Четвертый лишний», я называю 4 слова, а вам нужно догадаться, какое слово лишнее и почему.

Голова, шапка, уши, шея.
Нос, глаза, очки, щёки.
Нога, стопа, колено, сапоги.

7 Физминутка.

- Пришло время отдохнуть и размять наши части тела.

                  Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлоп.

                  Мы топаем ногами, топ, топ.

                  Качаем головой..

                  Мы руки поднимаем,

                  Мы руки опускаем.

                  Мы низко приседаем

                  И прямо мы встаём.

8 Многозначность слов.

- Ребята, в нашем родном языке есть слова, которые звучат одинаково, но обозначают разные предметы. Это многозначные слова. Предлагаю вам с ними познакомиться.

Нос – у самолета, у корабля, у чайника.

Ручка – у двери, у сумки, авторучка.

Спинка – у кровати, кресла, платья.

Кисти – малярная, кисть винограда, у платка, для рисования.

Ножки – у стула, у гриба.

9 Игра «Какие вещи нужны человеку, чтобы быть чистым и опрятным».

- Буратино, почему ты загрустил?

Буратино: Мальвина меня заставляет мыть руки и ещё, дала мне целый мешок каких-то предметов. А я не знаю, что с ними делать, зачем они мне нужны.

- Ребята, поможем Буратино разобраться, что это за предметы?

На мультимедийной доске появляются изображения  предметов ухода за телом: расчёска, зубная щетка, полотенце, мыло, мочалка, зубная паста, шампунь. Дети  составляют предложения. Например: Расческа нужна человеку, чтобы причесывать волосы.

- Ребята, как называются эти предметы из мешка Буратино? (предметы личной гигиены)

10 Итог.

- Ребята, сегодня мы с вами хорошо потрудились. Помогли Буратино узнать какие части тела есть у человека и зачем они нужны. Какие игры вам больше всего понравились? А какие показались вам самыми трудными?

- А ты, Буратино, что сегодня узнал?

Буратино: Спасибо ребята, теперь я знаю, какие части тела есть у человека и для чего они нужны. И что нужно каждый день пользоваться предметами гигиены. Досвидания!

- Молодцы! А сейчас пришло время прощаться с Буратино и нашими гостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по лексической теме "Детский сад"

Конспект логопедического занятия по лексической теме "Детский сад" в младшей логогруппе...

Конспект логопедического занятия по лексической теме «Лес. Грибы. Ягоды»

Образовательная область: речевое развитие;Вид деятельности: непосредственно-образовательная деятельность;Возрастная группа: старшая;Тема: Цель: Совершенствование лексико-грамматического строя речиПрог...

Конспект логопедического занятия по теме "Дом и его части"

Конспект подгруппового логопедического занятия для старших дошкольников с ОНР...

план интегрированного занятия по лексической теме Человек

приемы, используемые в интегрированном занятии, блог работы учителя-логопеда...

Конспект логопедического занятия по лексической теме "Человек. Части тела человека и лица"

Конспект логопедического занятия по лексической теме "Человек. Части тела человека и лица" для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект логопедического занятия на лексическую тему: «Тело человека».

Конспект логопедического занятия на лексическую тему "Тело человека" в старшей группе....

Конспект фронтального логопедического занятия по лексической теме «Человек и его части» в старшей группе.

Коррекционно-образовательные:-уточнить представление детей о строении человеческого тела и назначении отдельных частей тела;-практически усваивать словоизменение количественных числительных с существи...