Логоритмика-как эффективный метод развития речи детей
статья по развитию речи

Зарипова Ася Пикаливна

Одним из эффективных методов развития речи детей считаю включение в НОД и режимные моменты логоритмических упражнений и игр.

Логоритмика – способ коррекции речи, опирающийся на сочетание речи, музыки и движения. Это система двигательных упражнений, в которой различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала и музыкой. Другими словами, это интеграция образовательных областей: физическое развитие, художественно-эстетическое развитие и речевое развитие. Логоритмика является формой активной терапии, включает в себя здоровьесберегающие технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoritmika-kak_effektivnyy_metod_razvitiya_rechi_detey.docx17.42 КБ

Предварительный просмотр:

«Логоритмика-как эффективный метод развития речи детей»

Одним из эффективных методов развития речи детей считаю включение в НОД и режимные моменты логоритмических упражнений и игр.

Логоритмика – способ коррекции речи, опирающийся на сочетание речи, музыки и движения. Это система двигательных упражнений, в которой различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала и музыкой. Другими словами, это интеграция образовательных областей: физическое развитие, художественно-эстетическое развитие и речевое развитие. Логоритмика является формой активной терапии, включает в себя здоровьесберегающие технологии.

А главное логоритмика служит самым эмоциональным звеном работы по формированию правильной речи. Опираясь на связь музыки, движения и речи логоритмические игры и упражнения позволяют решать разнообразные задачи:

• развитие слухового и зрительного внимания;

• развитие фонематического слуха;

  • развитие пространственной организации движений, т. е. при использовании логоритмических игр и упражнений у детей формируется умение координировать движения рук, ног во время ходьбы и бега, правильная осанка, формируются навыки движения в коллективе, основные и имитационные движения, ориентировка в пространстве;
  • развитие общей и тонкой моторики, мимики;

• развитие физиологического и фонационного дыхания;

• формирование артикуляционной базы звуков;

• развитие чувства ритма;

• развитие переключаемости с одного поля деятельности на другое

  • развитие коммуникативных качеств.

Большая часть логоритмических упражнений и игр основана на жестах и движениях, выражающих дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, что дает ребятам радостные и положительные эмоции. Игры с выбором участника или приглашением позволяют задействовать застенчивых, малоактивных детей.

В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми:

1 направление - предусматривает развитие неречевых процессов:

- совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве;

- регуляция мышечного тонуса;

- развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей;

- активизация всех видов внимания и памяти.

2 направление – развитие речи детей и корректирование их речевых нарушений:

- развитие дыхания, голоса;

- выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности;

- развитие артикуляционной и мимической моторики;

- координацию речи с движением;

- воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

Пример, игра для развития дыхания: Поднять руки вверх — вдох, опуская руки — выдох. Постепенно можно усложнять задания. На выдохе — пропевать гласные звуки (а, о, у, и, затем пропевать их в сочетании с согласными звуками. Далее на выдохе можно пропевать слова: кот, дом, кит и т. д. Также можно пропевать междометия: «А! О! Ах! Ох! Ух! Ау!» и т. д.:

Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются детям в сочетании с ритмической основой: под музыку, под счёт, словесное или стихотворное сопровождение.

Важными условиями для организации логоритмических игр и упражнений является предметно-развивающая среда:

- Иллюстрации и репродукции.

- Дидактический материал.

- Игровые атрибуты.

- Музыкальные инструменты.

- Аудио - видеоматериалы.

- Живые игрушки (преподаватели или дети, одетые в соответствующие костюмы).

- Картотеки игр и упражнений.

При проведении логоритмических игр и упражнений включаются различные виды деятельности:

- пальчиковые игры или массаж пальцев;

- упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;

- стихотворения, сопровождаемые движениями

- упражнения, регулирующие мышечный тонус;

- речевые упражнения без музыкального сопровождения;

- чистоговорки;

- речевые и музыкальные игры;

- упражнения для развития музыкального слуха;

- различные виды ходьбы и бега под музыку

- ритмические упражнения, пение;

- упражнения в игре на музыкальных инструментах;

- подвижные игры, драматизации;

- мимические упражнения;

- упражнения на релаксацию под музыку.

Логоритмические игры и упражнения в режимных моментах:

1. Утренняя гимнастика с речевыми звукоподражаниями.

2. Проговаривание потешек, приговорок, чистоговорок во время режимных процессов - умывания, одевания на прогулку, подготовки к НОД.

3. Динамические паузы между НОД.

4. Физкультурные сюжетные формы НОД с использованием речевого материала.

5. Логоритмические физкультминутки во время образовательного процесса.

6. Бодрящая гимнастика со звукоподражанием.

7. Подвижные игры с речетативом и движениями.

8. Логоритмические досуги.

Логопедическая ритмика полезна всем детям! Под влиянием регулярного включения логоритмических упражнений и игр у детей происходит положительная перестройка речедвигательной, сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной и др. систем, улучшению качества коммуникации детей, а также эмоционально-волевых качеств личности.

Поэтому важно включать логоритмические игры в различные виды деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад для воспитателей Дома ребёнка «Куклотерапия как эффективный метод развития речи детей младшего дошкольного возраста в условиях Дома ребёнка»

Куклотерапия позволяет ребёнку с проблемами в развитии из пассивного слушателя постепенно превращаться в активного соучастника игры. Кукла учит, воспитывает, развивает, дарит положительные эмоции ребё...

Логоритмика как эффективный метод развития речи в дошкольном возрасте. Из опыта работы

«Лишь музыка, благодаря многообразию мелодической и ритмической структуры, может не только руководить движением, но и давать ему ту эмоциональную окраску, зарядку, в которой очень нуждаются наши дети ...

Пескотерапия как эффективный метод развития речи детей дошкольного возраста

Результаты многочисленных исследований констатируют в настоящее время, что большинство современных детей дошкольного возраста имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Так же отмечается увели...

Выступление на педагогическом совете "Логоритмика как эффективное средство развития речи детей средней группы" (из опыта работы)

В последнее время проблема развития речи детей дошкольного возраста становится особенно значимой. Речь – это сложнейший процесс, требующий скоординированной работы дыхания, ротовой полости, нерв...

Презентация Логоритмика как эффективный метод развития речи и моторики детей младшего дошкольного возраста

Презентация для воспитателей "Логоритмика как эффективный метод развития речи и моторики детей младшего дошкольного возраста"...

Консультация: "Логоритмика – как эффективный метод развития речи у детей, имеющих тяжелые нарушения речи"

Консультация для педагогов: Логоритмика – как эффективный метод развития речи у детей, имеющих тяжелые нарушения речи....


 

Комментарии

Чуева Наталья Сергеевна

Хорошая методическая разработка