Логоритмика как эффективный метод развития речи в дошкольном возрасте. Из опыта работы
методическая разработка по музыке по теме

Зюзина Ольга Николаевна

«Лишь музыка, благодаря многообразию мелодической и ритмической структуры, может не только руководить движением, но и давать ему ту эмоциональную окраску, зарядку, в которой очень нуждаются наши дети логоневротики» (Самойленко Н., Гринер В., Логопедическая ритмика. М.,1941).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stat_logoritmika_2.docx22.19 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Статья. Из опыта работы  по теме:  Логоритмика – как эффективный  метод развития речи в дошкольном возрасте.

Речь – не врождённая способность, она формируется постепенно. Не все дети к 5-ти годам овладевают чётким произношением всех звуков в силу ряда причин. Сами собой дефекты звукопроизношения не исправляются. Но при благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции. Системные логоритмические занятия для детей старшего возраста посещающих  обычный детский сад, а не только  логопедический, могут исправить речевые нарушения дошкольников.

Для детей с речевыми нарушениями используется ряд методик, направленных на решение коррекционных задач. Одно из важнейших методических средств это логоритмика. 

Логоритмика – система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки и движения, музыки и слова, музыки, слова и движения, направленная на решение коррекционных образовательных и оздоровительных задач. Она самым тесным образом связана и с игротерапией, и с психогимнастикой, и с методикой музыкального воспитания в целом.

Цель логоритмики: профилактика и преодоление речевых расстройств у детей с 2-х до 5-ти лет путем развития, воспитания и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.                                          В результате логоритмических занятий реализуются следующие задачи:

  • - развитие автоматизации и дифференциации звуков;
  • -  расширение лексического запаса;
  • -  развитие слухового внимания, речевой  и двигательной памяти;
  • - развитие общей и мелкой моторики;
  • - выработка координированных движений во взаимосвязи с речью;
  • - развитие мелодико-интонационных компонентов, певческих данных и дыхания;
  • -  творческой фантазии и воображения.

Структура логоритмических занятий включает в себя развитие памяти, внимания, оптико-пространственных функций, слуховых функций, двигательной сферы, ручной моторики, артикуляционной моторики, речевой функциональной системы, звукопроизношения.

Основной принцип проведения занятий – взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом на логоритмических занятиях.

«Музыкальный ритм как организующий момент, лежит в основе метода» (Гринер В. А. Логопедическая ритмика для дошкольников, М., 1958).

Музыка используется для упорядочивания темы и характера движения ребёнка, развития мелодико-интонационных характеристик голоса и умения координировать пение, речь и движение.

     Логоритмические занятия составлены с опорой на лексические темы, в них включены различные виды музыкальной деятельности детей: пение, слушание, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах.

Пение включает упражнения и попевки для тренировки периферических отделов речевого аппарата, а также упражнения для развития мелкой моторики и игры с пением, координации пения с движением.

Восприятие музыки используется для релаксации, для активизации и развития слухового внимания, а также развития волевых черт характера.

Музыкально-ритмические движения включают упражнения, игры с пением и словом, инструментальные игры для развития памяти, внимания, координации движений, ориентировки в пространстве, чувство ритма и т.д.

Игра на детских музыкальных инструментах способствует развитию чувства ритма и мелкой моторики

 Многократное повторение изучаемого материала способствует выработке двигательных, слуховых, речевых певческих навыков.

Содержание занятий изменяется по мере поэтапного усложнения речевого материала. Построение их в форме спектаклей, сказок, игр создаёт доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребёнка принять активное участие в игровом  процессе, поддерживает положительное эмоциональное состояние детей, познавательный интерес и внимание, активизирует речь.

   Сюжетно-тематическая организация занятия наиболее соответствует детским психофизическим данным, так как  в игре максимально реализуются возможности детей координировать свои движения. В результате занятия лучше усваиваются.

    Логоритмические занятия включают следующие элементы:

  •  пальчиковые игры или массаж пальцев;  
  •  гимнастика для глаз;
  •  логопедическую гимнастику;
  •  потешки, чистоговорки;
  • фонопедические упражнения;
  •  песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития;  
  • плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти:
  • речевые и музыкальные игры;
  • упражнения для развития мимических мышц, эмоциональной сферы,

воображения и мышления;

  • коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны

общения;

  • упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического    

напряжения.

Общеразвивающие упражнения должны соответствовать возрастным особенностям детей.

Логоритмические занятия рекомендуется проводить один раз в неделю.

Организатором занятия может выступать музыкальный руководитель, логопед или воспитатель. Желательна тесная связь в работе педагогов ДОУ.

Песенный и танцевальный репертуар разучивается на музыкальных занятиях.

Необходимо применять наглядный материал по лексическим темам (иллюстрации, элементы костюмов, игрушки, картинки для фланелеграфа).

Приблизительная схема построения занятий по логоритмике.

1 часть. Вводная, подготовительная к занятию, к речевой, и моторной нагрузке. (Используются упражнения, способствующие развитию основных движений и чувства ритма).

2 часть. Основная. Включает разные виды упражнений на развитие внимания, координации движений, речи с движением, мышечного тонуса; чувства ритма, речевых и мимических движений; мелкой моторики, а также слушание, пение, игру.

3 часть. Заключительная. Возвращает детей к уравновешенному, спокойному состоянию (спокойная ходьба).

Но из своей практики работы с детьми  с речевыми нарушениями допускаю использовать не только данную схему, но и её разнообразные варианты. Это может зависеть от ряда причин: а) от коррекционных задач на данный период; б) от  времени проведения занятия; в) от психофизического состояния группы в момент проведения занятия.

При правильном подборе упражнений, песен, игр, танцев занятие по логоритмике не будет традиционным музыкальным занятием, а будет в первую очередь способствовать решению коррекционных задач.

Главный принцип достижения  эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребёнку, учёт его возрастных, психофизиологических и речевых возможностей.

Важно следить за состоянием детей, их активностью на протяжении всего занятия и при необходимости менять очерёдность заданий.

Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речевой, и других систем, а также воспитание эмоционально - волевых качеств личности.

В течении многих лет работая музыкальным руководителем в дошкольных учреждениях коррекционного вида и используя разнообразный материал на занятиях по логоритмике, я постепенно отбирала то, что давало наиболее ощутимые результаты в коррекционной работе с детьми с нарушением речи.. В эту «копилку» материала для занятий вошли : игры, со словом, игры с пением, музыкально-дидактические игры и упражнения, а также разнообразные упражнения для формирования основных движений, ориентировки в пространстве, упражнения воспитывающее музыкально-ритмическое чувство; упражнения для развития внимания и памяти. Упражнения проводятся и с предметами (флажки, султанчики, обручи, скакалки, мячи, ленты, платочки и т.д. Многие упражнения и игры легко запоминаются детьми, они с удовольствием играют в группе  в свободное от занятий время, на прогулке, дома.

На занятиях использую музыку классическую и народную, а также музыку предложенную авторами.

Хорошие упражнения для развития основных движений под музыку можно найти в сборниках:

  1. «Ритмика» Музыкальное движение», ред.С.Рудневой, Э.Фиш. М.,1972;
  2. «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду», ред. Е. Раевской, С.Рудлневой М.,1969;  
  3. «Музыка и движение», авт.-сост: С.И.Бекина, Т.П. Ломова. М.,1981,1983,1984.
  4. «Музыка для утренней гимнастики в детском саду» Н.А. Метлов, М., 1965 и М., 1970;  
  5. «Музыкальные игры, пляски, упражнения в детском саду», сост: Л.Н. Кондрашова, Е.Е. Каява, С.Д. Руднева. И.,1957.                                                                                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пескотерапия как эффективный метод развития речи детей дошкольного возраста

Результаты многочисленных исследований констатируют в настоящее время, что большинство современных детей дошкольного возраста имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Так же отмечается увели...

Песочные игры как эффективный метод развития речи детей дошкольного возраста

laquo;Наилучшая для малыша та игрушка, которую он может заставить по-разному изменяться; для маленьких детей наилучшая игрушка – это куча песка».К. Д. Ушинский...

Песочная терапия как эффективный метод развития речи детей дошкольного возраста

На сегодняшний день в арсенале педагогов имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Одним из эффективных методов развити...

Песочная терапия как эффективный метод развития речи детей дошкольного возраста»

Актуальность песочной терапии очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают влияние песочной терапии на речевое развитие ребёнка.Д...

«Песочная терапия, как эффективный метод развития речи детей дошкольного возраста»

Песочная терапия – игра с песком как способ развития речи ребёнка....

Выступление на педагогическом совете "Логоритмика как эффективное средство развития речи детей средней группы" (из опыта работы)

В последнее время проблема развития речи детей дошкольного возраста становится особенно значимой. Речь – это сложнейший процесс, требующий скоординированной работы дыхания, ротовой полости, нерв...