Логоритмика как эффективный метод развития речи в дошкольном возрасте. Из опыта работы
методическая разработка по музыке по теме
«Лишь музыка, благодаря многообразию мелодической и ритмической структуры, может не только руководить движением, но и давать ему ту эмоциональную окраску, зарядку, в которой очень нуждаются наши дети логоневротики» (Самойленко Н., Гринер В., Логопедическая ритмика. М.,1941).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.19 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Статья. Из опыта работы по теме: Логоритмика – как эффективный метод развития речи в дошкольном возрасте.
Речь – не врождённая способность, она формируется постепенно. Не все дети к 5-ти годам овладевают чётким произношением всех звуков в силу ряда причин. Сами собой дефекты звукопроизношения не исправляются. Но при благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции. Системные логоритмические занятия для детей старшего возраста посещающих обычный детский сад, а не только логопедический, могут исправить речевые нарушения дошкольников.
Для детей с речевыми нарушениями используется ряд методик, направленных на решение коррекционных задач. Одно из важнейших методических средств это логоритмика.
Логоритмика – система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки и движения, музыки и слова, музыки, слова и движения, направленная на решение коррекционных образовательных и оздоровительных задач. Она самым тесным образом связана и с игротерапией, и с психогимнастикой, и с методикой музыкального воспитания в целом.
Цель логоритмики: профилактика и преодоление речевых расстройств у детей с 2-х до 5-ти лет путем развития, воспитания и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. В результате логоритмических занятий реализуются следующие задачи:
- - развитие автоматизации и дифференциации звуков;
- - расширение лексического запаса;
- - развитие слухового внимания, речевой и двигательной памяти;
- - развитие общей и мелкой моторики;
- - выработка координированных движений во взаимосвязи с речью;
- - развитие мелодико-интонационных компонентов, певческих данных и дыхания;
- - творческой фантазии и воображения.
Структура логоритмических занятий включает в себя развитие памяти, внимания, оптико-пространственных функций, слуховых функций, двигательной сферы, ручной моторики, артикуляционной моторики, речевой функциональной системы, звукопроизношения.
Основной принцип проведения занятий – взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом на логоритмических занятиях.
«Музыкальный ритм как организующий момент, лежит в основе метода» (Гринер В. А. Логопедическая ритмика для дошкольников, М., 1958).
Музыка используется для упорядочивания темы и характера движения ребёнка, развития мелодико-интонационных характеристик голоса и умения координировать пение, речь и движение.
Логоритмические занятия составлены с опорой на лексические темы, в них включены различные виды музыкальной деятельности детей: пение, слушание, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах.
Пение включает упражнения и попевки для тренировки периферических отделов речевого аппарата, а также упражнения для развития мелкой моторики и игры с пением, координации пения с движением.
Восприятие музыки используется для релаксации, для активизации и развития слухового внимания, а также развития волевых черт характера.
Музыкально-ритмические движения включают упражнения, игры с пением и словом, инструментальные игры для развития памяти, внимания, координации движений, ориентировки в пространстве, чувство ритма и т.д.
Игра на детских музыкальных инструментах способствует развитию чувства ритма и мелкой моторики
Многократное повторение изучаемого материала способствует выработке двигательных, слуховых, речевых певческих навыков.
Содержание занятий изменяется по мере поэтапного усложнения речевого материала. Построение их в форме спектаклей, сказок, игр создаёт доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребёнка принять активное участие в игровом процессе, поддерживает положительное эмоциональное состояние детей, познавательный интерес и внимание, активизирует речь.
Сюжетно-тематическая организация занятия наиболее соответствует детским психофизическим данным, так как в игре максимально реализуются возможности детей координировать свои движения. В результате занятия лучше усваиваются.
Логоритмические занятия включают следующие элементы:
- пальчиковые игры или массаж пальцев;
- гимнастика для глаз;
- логопедическую гимнастику;
- потешки, чистоговорки;
- фонопедические упражнения;
- песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития;
- плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти:
- речевые и музыкальные игры;
- упражнения для развития мимических мышц, эмоциональной сферы,
воображения и мышления;
- коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны
общения;
- упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического
напряжения.
Общеразвивающие упражнения должны соответствовать возрастным особенностям детей.
Логоритмические занятия рекомендуется проводить один раз в неделю.
Организатором занятия может выступать музыкальный руководитель, логопед или воспитатель. Желательна тесная связь в работе педагогов ДОУ.
Песенный и танцевальный репертуар разучивается на музыкальных занятиях.
Необходимо применять наглядный материал по лексическим темам (иллюстрации, элементы костюмов, игрушки, картинки для фланелеграфа).
Приблизительная схема построения занятий по логоритмике.
1 часть. Вводная, подготовительная к занятию, к речевой, и моторной нагрузке. (Используются упражнения, способствующие развитию основных движений и чувства ритма).
2 часть. Основная. Включает разные виды упражнений на развитие внимания, координации движений, речи с движением, мышечного тонуса; чувства ритма, речевых и мимических движений; мелкой моторики, а также слушание, пение, игру.
3 часть. Заключительная. Возвращает детей к уравновешенному, спокойному состоянию (спокойная ходьба).
Но из своей практики работы с детьми с речевыми нарушениями допускаю использовать не только данную схему, но и её разнообразные варианты. Это может зависеть от ряда причин: а) от коррекционных задач на данный период; б) от времени проведения занятия; в) от психофизического состояния группы в момент проведения занятия.
При правильном подборе упражнений, песен, игр, танцев занятие по логоритмике не будет традиционным музыкальным занятием, а будет в первую очередь способствовать решению коррекционных задач.
Главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребёнку, учёт его возрастных, психофизиологических и речевых возможностей.
Важно следить за состоянием детей, их активностью на протяжении всего занятия и при необходимости менять очерёдность заданий.
Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речевой, и других систем, а также воспитание эмоционально - волевых качеств личности.
В течении многих лет работая музыкальным руководителем в дошкольных учреждениях коррекционного вида и используя разнообразный материал на занятиях по логоритмике, я постепенно отбирала то, что давало наиболее ощутимые результаты в коррекционной работе с детьми с нарушением речи.. В эту «копилку» материала для занятий вошли : игры, со словом, игры с пением, музыкально-дидактические игры и упражнения, а также разнообразные упражнения для формирования основных движений, ориентировки в пространстве, упражнения воспитывающее музыкально-ритмическое чувство; упражнения для развития внимания и памяти. Упражнения проводятся и с предметами (флажки, султанчики, обручи, скакалки, мячи, ленты, платочки и т.д. Многие упражнения и игры легко запоминаются детьми, они с удовольствием играют в группе в свободное от занятий время, на прогулке, дома.
На занятиях использую музыку классическую и народную, а также музыку предложенную авторами.
Хорошие упражнения для развития основных движений под музыку можно найти в сборниках:
- «Ритмика» Музыкальное движение», ред.С.Рудневой, Э.Фиш. М.,1972;
- «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду», ред. Е. Раевской, С.Рудлневой М.,1969;
- «Музыка и движение», авт.-сост: С.И.Бекина, Т.П. Ломова. М.,1981,1983,1984.
- «Музыка для утренней гимнастики в детском саду» Н.А. Метлов, М., 1965 и М., 1970;
- «Музыкальные игры, пляски, упражнения в детском саду», сост: Л.Н. Кондрашова, Е.Е. Каява, С.Д. Руднева. И.,1957.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/18/picture-256333-1368890790.jpg)
Пескотерапия как эффективный метод развития речи детей дошкольного возраста
Результаты многочисленных исследований констатируют в настоящее время, что большинство современных детей дошкольного возраста имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Так же отмечается увели...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/09/picture-1038989-1578557800.jpg)
Песочные игры как эффективный метод развития речи детей дошкольного возраста
laquo;Наилучшая для малыша та игрушка, которую он может заставить по-разному изменяться; для маленьких детей наилучшая игрушка – это куча песка».К. Д. Ушинский...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/13/picture-1277993-1602601905.jpg)
Песочная терапия как эффективный метод развития речи детей дошкольного возраста
На сегодняшний день в арсенале педагогов имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Одним из эффективных методов развити...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/27/picture-1396754-1679915157.jpg)
Песочная терапия как эффективный метод развития речи детей дошкольного возраста»
Актуальность песочной терапии очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают влияние песочной терапии на речевое развитие ребёнка.Д...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/19/picture-1083344-1542639785.jpg)
«Песочная терапия, как эффективный метод развития речи детей дошкольного возраста»
Песочная терапия – игра с песком как способ развития речи ребёнка....
Выступление на педагогическом совете "Логоритмика как эффективное средство развития речи детей средней группы" (из опыта работы)
В последнее время проблема развития речи детей дошкольного возраста становится особенно значимой. Речь – это сложнейший процесс, требующий скоординированной работы дыхания, ротовой полости, нерв...