Консультация: "Логоритмика – как эффективный метод развития речи у детей, имеющих тяжелые нарушения речи"
консультация по логопедии

Жалина Наталья Викторовна
Консультация для педагогов: Логоритмика – как эффективный метод развития речи у детей, имеющих тяжелые нарушения речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx20.02 КБ

Предварительный просмотр:

Логоритмика – как эффективный метод развития речи у детей,

имеющих тяжелые нарушения речи.

Жалина Наталья Викторовна,

учитель-логопед

МДОУ «Д/с №8 «Сказка»

« Жизнь есть музыка  с ее живым и творящим ритмом»

(Э. Жак-Далькроз)

В настоящее время отмечается резкое увеличение детей с отклонениями в психомоторном и речевом развитии. Заметно возросло количество коррекционных групп и классов, всевозможных реабилитационных центров и консультаций. Недостатки звуковой культуры речи и психомоторики неблагоприятно отражаются на личности ребенка: он становится замкнутым, резким, неусидчивым, у него падает любознательность, может возникнуть умственное отставание, а впоследствии и неуспеваемость в школе. Важно чистое звукопроизношение, так как правильно слышимый и произносимый звук - основа обучения грамоте, правильной письменной речи. Поэтому вопрос коррекции речевых нарушений у дошкольников встает с каждым годом все острее.

Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специально подобранного речевого материала и музыкального сопровождения.

Целью является преодоление речевого нарушения путём развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Ребёнок познаёт мир через движения и эмоции, и преодолеть ему речевые проблемы помогут логоритмические упражнения, занятия, способствующие развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а так же активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).

Содержание занятия напрямую связано с изучаемой лексической темой и задачами логопедической коррекции.

Структура логоритмического занятия:

Подготовительная часть  

Используются вводные упражнения, которые дают установку на разнообразный темп движения с помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку внимания, памяти, координации движений, регулировку мышечного тонуса.

Основная часть  

Включает в себя слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения, пение, игру на детских музыкальных инструментах, подвижные и малоподвижные игры.

Заключительная часть

В неё входят упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, релаксационные упражнения.

Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы:

  • артикуляционная гимнастика
  • упражнения для развития правильного речевого дыхания
  • игры для автоматизации и дифференциации звуков
  • упражнения под музыку на развитие общей моторики,

соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга

  • коммуникативные игры для развития динамической стороны общения,
  • эмоциональности, позитивного самоощущения
  • игры для развития чувства музыкального темпа
  • упражнения для выражения эмоционального состояния
  • упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.

Таким образом, говоря о детях с тяжёлыми нарушениями речи, можно сказать о том, что логоритмические занятия необходимы для такой категории детей. Поскольку такие занятия способствуют развитию не только двигательной сферы, об особенностях которой у детей с ТНР речь пойдет дальше, но и осуществляется коррекция и развитие как психологической сферы, так и речи, что несомненно, очень важно для работы с детьми данной категории, и что должно определять основные этапы работы с такими детьми.

Литература:

  1. Волкова Г.А. «Логопедическая ритмика». – 2002 г
  2. Картушина М.Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. 2006г.
  3. Логоритмические минутки : тематические занятия для дошкольников / авт.-сост. В.

А. Кныш [и др.]. — Минск: Аверсэв, 2009. — 188 с.: ил. — (В помощь логопеду). ISBN 978-985-509-901-8.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности речевого развития детей, имеющих тяжелые нарушения речи.

Консультация для родителей. Родителям необходимо закреплять с детьми знания и умения, полученные на занятиях у логопеда, в свободном речевом общении....

Конспект по развитию речи для детей с тяжелыми нарушениями речи по сюжету русской народной сказки «Гуси-лебеди»

Цель:Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи с использованием опорных схем на материале русской народной сказки «Гуси- лебеди».Задачи:1. Содействовать приобщению к истокам русской нар...

«ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДОШКОЛЬНИКОВ, ИМЕЮЩИХ ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ, В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» "Проект "Чудо-дерево"

laquo;ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДОШКОЛЬНИКОВ, ИМЕЮЩИХ ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ, В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»«Только вместе с родителями, общими у...

Представление из опыта работы по теме: «Нетрадиционные методы в работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. Игры с прищепками».

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего развития детей. Статистические данные последних лет показывают, что значительно возросло число детей с речевой патологией.С течением времен...

Использование пластилинографии, как нетрадиционного метода коррекции речи у детей с тяжелыми нарушения речи.

Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка к школе. Среди показателей готовности к обучению выделяют уровень развития мелкой моторики. Одним из основных условий...

Рабочая программа коррекционного курса "Развитие речи" для детей с тяжелыми нарушениями речи (Вариант 5.1,5.2)

Рабочая программа учителя-логопеда разработана на основе федеральной адаптированной общеобразовательной  программы начального общего образования,  для детей с тяжелыми нарушениями речи (вари...

«Дидактическая игра, как средство развития речи у детей с тяжелым нарушением речи»

Актуальной задачей дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе, всестороннее психическое и интеллектуальное развитие. Дошкольный возраст – период интенсивного разви...