«Дикие и домашние животные. Чтение рассказа Л.Н. Толстого «Котенок». Беседа по содержанию»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Хакимова Гульназ Наильевна

Продолжать закреплять знания о диких и домашних животных.

Продолжать знакомить детей с творчеством JI. Толстого.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема

«Дикие и домашние животные.

Чтение рассказа Л.Н. Толстого «Котенок».

Беседа по содержанию»

Программа

"От рождения до школы"

Возраст

Старшая  группа

Направление

Речевое развитие

Основная образовательная область

Речевое развитие

Интегрированные образовательные области

 Художественно-эстетическое развитие, познавательное  развитие, социально-коммуникативное развитие

Форма проведения

Игровая

Цель

Продолжать закреплять знания о диких и домашних животных.

Продолжать знакомить детей с творчеством JI. Толстого.

Воспитательные

Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности. Воспитывать бережное отношение к животным; чувство товарищества

Развивающие

 Развивать связную речь. Вызвать интерес к жизни животных, формировать навыки экологически безопасного поведения; расширять словарный запас; развивать воображение, любознательность, память и мышление детей.

Активизировать и расширять словарь детей существительными :щавель, амбар, рассказ - быль

Образовательные

Продолжать учить детей классифицировать и называть диких и домашних животных

Совершенствовать грамматический строй речи

Продолжить формировать у детей интерес к книге и внутреннюю потребность в чтению художественных произведений

Планируемый результат

Дети способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения

Методы

Наглядные, словесные, практические

Приемы

Вопросы к детям, разъяснения, указания, показ

Наглядные средства обучения

Музыкальная композиция "Релакс", серия картинок «Логическая цепочка»,

Картинки с домашними и дикими животными, портрет Л.Н. Толстого, изображение амбара, щавеля;

Макет деревенского домика, лесная полянка из цветов

Индивидуальная работа

С Денисом–повторить пальчиковую  гимнастику «Есть у каждого свой дом», с Мусой  повторить движения подвижной  игры «У оленя дом большой»,  с Каримом закрепить названия диких и домашних животных, с Юсуфом – дыхательная гимнастика.

Словарная работа

Рассказ-быль, амбар, щавель

Предварительная работа

Просмотр изображений диких и домашних животных, их детёнышей, беседа о жизни животных, составление рассказов по картинкам. Чтение литературы по данной теме. Проведение дидактических игр: «Угадай по описанию», «Кто спрятался», «Кто, где живёт», «Кто лишний». Проведение подвижных игр «Волк и зайцы», «Лиса в курятнике».

Предшествующая

работа

Написание конспекта, изготовление  раздаточного материала

Структура ООД

1ч. Вводная

Приветствие

2ч. Основная

1.Игра «Найди маму и детеныша»

2. Проблемная ситуация «Где живут дикие и домашние животные и почему?»

3. Пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом»

4. Финская народная игра «У оленя дом большой»

5. Знакомство с творчеством Л.Н. Толстого

6. Чтение рассказа «Котенок»

7. Беседа по содержанию

8. Дидактическая игра «Собери логическую цепочку»

9.Раскраска котенка

3ч. Заключительная

Ход ООД

Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. А что это вы такие не веселые? Давайте поднимем друг другу настроение.

"Собрались все дети в круг.

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся"

Теперь у нас с вами весь день будет хорошее настроение.

Дети стоят  в кругу.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам пришел (Кошка). Как кошка будет на татарском языке?

Дети: песи

 Воспитатель: Да, верно. Она хочет что-то сказать (Воспитатель подносит к уху кошку). Кошка говорит, что произошел переполох и животные потеряли своих детенышей. Давайте отправимся на помощь и поможем кошке и другим животным отыскать своих детенышей.

Игра «Найди маму и детенышей» (карточки на двух столах, две команды, разобрать диких и домашних животных маму с детенышем. Убрать карточку с котенком

Где живут домашние животные? (они живут вблизи дома человека)

- Кто о них заботиться и как? (человек их кормит, поит, заготавливает корм на зиму, строит для них специальные дома : будки, загоны, стайки) .

- Где живут дикие животные? (в лесу)

- Почему их так называют (потому что они живут в лесу и сами добывают себе пищу и строят жилища)

А как называются жилища диких животных мы с вами сейчас расскажем

Пальчиковая игра  «Есть у каждого свой дом» (Дети загибают пальцы на обеих руках: по одному пальцу на каждое двустишие.) Удары ладонями и кулачками поочередно.)

У лисы в лесу глухом

Есть нора — надежный дом

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет там лапу.

Есть у каждого свой дом,

Всем тепло, уютно в нем 

Ребята, а где у нас живет олень? Давайте поиграем в финскую народную игру «У оленя дом большой»

У оленя дом большой
У оленя дом большой,
Он глядит в своё окошко.
Зайка по лесу бежит,
В дверь ему стучит!
Стук, стук дверь открой,
там в лесу охотник злой,
зайка, зайка забегай
лапу мне давай
Быстро дверь олень открыл,
зайца в дверь к себе впустил,
заяц, заяц весь дрожит
еле говорит

ой, ой, страшно мне,
что-то мне не по себе,
сердце в пятки всё ушло
и не отошло
Не дрожи, зайчишка мой,
я глядел в своё окошко,
убежал охотник злой,
посиди со мной
Да, да посижу,
я теперь уж не дрожу,
у меня прошёл испуг,
ты хороший друг

По окончании игры педагог предлагает детям сесть полукругом на ковер 

Воспитатель:  Ребята, а сегодня мы узнаем , какая история произошла с котенком, о котором написал Лев Николаевич Толстой. Обратите внимание на портрет писателя. Лев Николаевич написал много рассказов о детях, животных, о дружбе детей с животными

Это произведение так и называется «Котенок». Это не просто рассказ. Это БЫЛЬ. Как вы думаете, что такое БЫЛЬ? (ответы детей) Быль – это то, что было на самом деле. То, что автор не выдумал. Это на самом деле произошло, а писатель нам об этом рассказал.

Педагог предлагает детям удобнее расположиться на ковре и читает рассказ.

Воспитатель: «Были брат и сестра — Вася и Катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали ее везде, но не могли найти. Один раз они играли подле амбара и услыхали — над головой кто-то мяучит тонкими голосами. Вася влез по лестнице под крышу амбара.А Катя стояла и все спрашивала:

-Нашел? Нашел?

Но Вася не отвечал ей. Наконец Вася закричал ей:

-Нашел! Наша кошка. и у нее котята; такие чудесные; иди сюда скорее.

Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке. Котят было пять.

Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали себе одного котенка, серого с белыми лапками, и принесли в дом. Мать раздала всех остальных котят, а этого оставила детям. Дети кормили его, играли с ним и клали с собой спать.

Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котенка. Ветер шевелил солому по дороге, а котенок играл с соломой, и дети радовались на него. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котенка. Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит«Назад, назад!» — и увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки увидали котенка и хотят схватить его. А котенок, глупый, вместо того чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак. Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася, что было духу, пустился к котенку и в одно время с собаками подбежал к нему. Собаки хотели схватить котенка, но Вася упал животом на котенка и закрыл его от собак. Охотник подскакал и отогнал собак, а Вася принес домой котенка и уж больше не брал его с собой в поле».

А вы помните, кто написал это произведение?

О ком это произведение? (О Васе, Кате и котенке)

Что случилось весной с кошкой? (она пропала)

А что случилось, когда Катя и Вася играли на улице? (они услышали, что над головой кто-то мяучит)

Какие действия предпринял Вася? (Вася влез по лестнице под крышу амбара

Кого он там нашел?( он нашел кошку с котятами)

-Котят у кошки было много? (Ответы детей.)

-Что сделала мама с котятами? (Мама раздала котят, а одного оставила детям)

-Опишите, какого котенка оставила мать детям. (Ответы детей.)

-Как дети заботились о котенке? (Ответы детей.)

-Куда пошли дети? (Ответы детей.)

-Почему котенок оказался один на дороге? (Ответы детей.)

-Что произошло с котенком, когда он остался один? (Ответы детей.)

А какие собаки побежали за котенком? (злые)

Как вы думаете, почему котенок не испугался и не побежал прочь, как Катя?

(Он был еще маленьким и глупым.)

-Правильно, котенок не понимал, что ему грозит серьезная опасность. А вот дети хорошо это поняли, но поступили по-разному. Чей поступок вам понравился и почему? (Вася поступил правильно, он защитил котенка от собак.)

-Мальчик спас котенка — он смелый. А еще какой? (Вася добрый, смелый, мужественный.)

-А можно про мальчика сказать, что он находчивый и отчаянный? Почему? (Да, он закрыл собой котенка, не побоялся, что его собаки покусают.)

Но Катю осуждать не нужно, это действительно смелый поступок, неизвестно, что произошло бы с Васей, если бы охотник не отогнал собак

 Дидактическая игра «Собери логическую цепочку»

Серия сюжетных картин по рассказу «Котенок»

 Среди них дети находят картинку с изображением Котенка и возвращают его к маме Кошке

-Чему учит нас этот рассказ Льва Толстого?

Не надо брать своих питомцев туда, где им угрожает опасность

(Надо беречь своих животных, заботиться о них и не оставлять их одних. Рассказ учит нас быть заботливыми, беречь своих друзей-животных.)

Воспитатель предлагает детям раскраску «Котенок» , дети раскрашивают, воспитатель включает тихую спокойную музыку

3. Заключительная часть.

-Я напомню вам, какими словами заканчивается рассказ: «Охотник подскакал и отогнал собак, а Вася принес домой котенка и уж больше не брал его с собой в поле». Что должны вы помнить, если у вас дома живет маленький котенок или щенок? (Не брать их с собой туда, где им может угрожать опасность.)

Анализ НОД

В: Ребята, о чем мы сегодня говорили?

Д: Мы сегодня говорили о домашних , диких животных и их детенышах. Слушали рассказ Л.Н. Толстого «Котенок»

В: Что нового мы узнали про них?

Д: ответы детей

В: Вы молодцы! Занятие окончено. Отдыхайте.

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида с группами для детей

с нарушениями речи №78» НМР РТ

                                                 

                     

КОНСПЕКТ

ОД по  речевому  развитию

на  тему: «Дикие и домашние животные.

Чтение рассказа Л.Н. Толстого «Котенок». Беседа по содержанию ».

с  детьми  логопедической старшей  группы №2

                     

                                                                     Подготовила  и  провела:

                                                                     воспитатель

                                                                     I квалификационной категории

                                                                     МАДОУ № 78

                                                                     Хакимова Гульназ Наильевна

                                        Республика  Татарстан

                                             г.  Нижнекамск


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Не скучные выходные 10.Чтение рассказа Л.Н.Толстого "Пожарные собаки". Лепка. "Собака".(Рекомендации для родителей о том, как заниматься с детьми среднего возраста в домашних условиях.)

Чтение - это отличный способ улучшить взаимоотношения с ребёнком. А проводя таким образом с ребёнком досуг, тёплые воспоминания останутся на всю жизнь.Читать детям - значит учить их анализировать, раз...

Конспект занятия по экологии «Дикие и домашние животные» (младшая группа) Тема: «Дикие и домашние животные

Цель: формирование у детей представлений о диких и домашних животных. Задачи: - образовательные: Закреплять умение детей различать и называть домашних и диких животных, их детенышей; Продолжать у...

Нод: Ознакомлению с окружающим миром Тема: «Дикие и домашние животные» Форма проведения: Путешествие. Цель: Закрепление знаний детей младшего дошкольного возраста о диких и домашних животных.

Нод: Ознакомлению с окружающим миромТема: «Дикие и домашние животные»Форма проведения: Путешествие.Цель: Закрепление знаний детей младшего дошкольного возраста о диких и домашних животных....