«Дикие и домашние животные. Чтение рассказа Л.Н. Толстого «Котенок». Беседа по содержанию»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Продолжать закреплять знания о диких и домашних животных. Продолжать знакомить детей с творчеством JI. Толстого. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_zanyatiya_dikie_i_domashnie_zhivotnye_chtenie_kotenok.docx | 29.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема | «Дикие и домашние животные. Чтение рассказа Л.Н. Толстого «Котенок». Беседа по содержанию» |
Программа | "От рождения до школы" |
Возраст | Старшая группа |
Направление | Речевое развитие |
Основная образовательная область | Речевое развитие |
Интегрированные образовательные области | Художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие |
Форма проведения | Игровая |
Цель | Продолжать закреплять знания о диких и домашних животных. Продолжать знакомить детей с творчеством JI. Толстого. |
Воспитательные | Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности. Воспитывать бережное отношение к животным; чувство товарищества |
Развивающие | Развивать связную речь. Вызвать интерес к жизни животных, формировать навыки экологически безопасного поведения; расширять словарный запас; развивать воображение, любознательность, память и мышление детей. Активизировать и расширять словарь детей существительными :щавель, амбар, рассказ - быль |
Образовательные | Продолжать учить детей классифицировать и называть диких и домашних животных Совершенствовать грамматический строй речи Продолжить формировать у детей интерес к книге и внутреннюю потребность в чтению художественных произведений |
Планируемый результат | Дети способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения |
Методы | Наглядные, словесные, практические |
Приемы | Вопросы к детям, разъяснения, указания, показ |
Наглядные средства обучения | Музыкальная композиция "Релакс", серия картинок «Логическая цепочка», Картинки с домашними и дикими животными, портрет Л.Н. Толстого, изображение амбара, щавеля; Макет деревенского домика, лесная полянка из цветов |
Индивидуальная работа | С Денисом–повторить пальчиковую гимнастику «Есть у каждого свой дом», с Мусой повторить движения подвижной игры «У оленя дом большой», с Каримом закрепить названия диких и домашних животных, с Юсуфом – дыхательная гимнастика. |
Словарная работа | Рассказ-быль, амбар, щавель |
Предварительная работа | Просмотр изображений диких и домашних животных, их детёнышей, беседа о жизни животных, составление рассказов по картинкам. Чтение литературы по данной теме. Проведение дидактических игр: «Угадай по описанию», «Кто спрятался», «Кто, где живёт», «Кто лишний». Проведение подвижных игр «Волк и зайцы», «Лиса в курятнике». |
Предшествующая работа | Написание конспекта, изготовление раздаточного материала |
Структура ООД | 1ч. Вводная Приветствие 2ч. Основная 1.Игра «Найди маму и детеныша» 2. Проблемная ситуация «Где живут дикие и домашние животные и почему?» 3. Пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом» 4. Финская народная игра «У оленя дом большой» 5. Знакомство с творчеством Л.Н. Толстого 6. Чтение рассказа «Котенок» 7. Беседа по содержанию 8. Дидактическая игра «Собери логическую цепочку» 9.Раскраска котенка 3ч. Заключительная |
Ход ООД | Организационный момент. - Здравствуйте, ребята. А что это вы такие не веселые? Давайте поднимем друг другу настроение. "Собрались все дети в круг. Я твой друг и ты мой друг. Крепко за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся" Теперь у нас с вами весь день будет хорошее настроение. Дети стоят в кругу. Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам пришел (Кошка). Как кошка будет на татарском языке? Дети: песи Воспитатель: Да, верно. Она хочет что-то сказать (Воспитатель подносит к уху кошку). Кошка говорит, что произошел переполох и животные потеряли своих детенышей. Давайте отправимся на помощь и поможем кошке и другим животным отыскать своих детенышей. Игра «Найди маму и детенышей» (карточки на двух столах, две команды, разобрать диких и домашних животных маму с детенышем. Убрать карточку с котенком Где живут домашние животные? (они живут вблизи дома человека) - Кто о них заботиться и как? (человек их кормит, поит, заготавливает корм на зиму, строит для них специальные дома : будки, загоны, стайки) . - Где живут дикие животные? (в лесу) - Почему их так называют (потому что они живут в лесу и сами добывают себе пищу и строят жилища) А как называются жилища диких животных мы с вами сейчас расскажем Пальчиковая игра «Есть у каждого свой дом» (Дети загибают пальцы на обеих руках: по одному пальцу на каждое двустишие.) Удары ладонями и кулачками поочередно.) У лисы в лесу глухом Есть нора — надежный дом Не страшны зимой метели Белочке в дупле на ели. Под кустами еж колючий Нагребает листья в кучу. Из ветвей, корней, коры Хатки делают бобры. Спит в берлоге косолапый, До весны сосет там лапу. Есть у каждого свой дом, Всем тепло, уютно в нем Ребята, а где у нас живет олень? Давайте поиграем в финскую народную игру «У оленя дом большой» У оленя дом большой ой, ой, страшно мне, По окончании игры педагог предлагает детям сесть полукругом на ковер Воспитатель: Ребята, а сегодня мы узнаем , какая история произошла с котенком, о котором написал Лев Николаевич Толстой. Обратите внимание на портрет писателя. Лев Николаевич написал много рассказов о детях, животных, о дружбе детей с животными Это произведение так и называется «Котенок». Это не просто рассказ. Это БЫЛЬ. Как вы думаете, что такое БЫЛЬ? (ответы детей) Быль – это то, что было на самом деле. То, что автор не выдумал. Это на самом деле произошло, а писатель нам об этом рассказал. Педагог предлагает детям удобнее расположиться на ковре и читает рассказ. Воспитатель: «Были брат и сестра — Вася и Катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали ее везде, но не могли найти. Один раз они играли подле амбара и услыхали — над головой кто-то мяучит тонкими голосами. Вася влез по лестнице под крышу амбара.А Катя стояла и все спрашивала: -Нашел? Нашел? Но Вася не отвечал ей. Наконец Вася закричал ей: -Нашел! Наша кошка. и у нее котята; такие чудесные; иди сюда скорее. Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке. Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали себе одного котенка, серого с белыми лапками, и принесли в дом. Мать раздала всех остальных котят, а этого оставила детям. Дети кормили его, играли с ним и клали с собой спать. Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котенка. Ветер шевелил солому по дороге, а котенок играл с соломой, и дети радовались на него. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котенка. Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит: «Назад, назад!» — и увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки увидали котенка и хотят схватить его. А котенок, глупый, вместо того чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак. Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася, что было духу, пустился к котенку и в одно время с собаками подбежал к нему. Собаки хотели схватить котенка, но Вася упал животом на котенка и закрыл его от собак. Охотник подскакал и отогнал собак, а Вася принес домой котенка и уж больше не брал его с собой в поле». А вы помните, кто написал это произведение? О ком это произведение? (О Васе, Кате и котенке) Что случилось весной с кошкой? (она пропала) А что случилось, когда Катя и Вася играли на улице? (они услышали, что над головой кто-то мяучит) Какие действия предпринял Вася? (Вася влез по лестнице под крышу амбара Кого он там нашел?( он нашел кошку с котятами) -Котят у кошки было много? (Ответы детей.) -Что сделала мама с котятами? (Мама раздала котят, а одного оставила детям) -Опишите, какого котенка оставила мать детям. (Ответы детей.) -Как дети заботились о котенке? (Ответы детей.) -Куда пошли дети? (Ответы детей.) -Почему котенок оказался один на дороге? (Ответы детей.) -Что произошло с котенком, когда он остался один? (Ответы детей.) А какие собаки побежали за котенком? (злые) Как вы думаете, почему котенок не испугался и не побежал прочь, как Катя? (Он был еще маленьким и глупым.) -Правильно, котенок не понимал, что ему грозит серьезная опасность. А вот дети хорошо это поняли, но поступили по-разному. Чей поступок вам понравился и почему? (Вася поступил правильно, он защитил котенка от собак.) -Мальчик спас котенка — он смелый. А еще какой? (Вася добрый, смелый, мужественный.) -А можно про мальчика сказать, что он находчивый и отчаянный? Почему? (Да, он закрыл собой котенка, не побоялся, что его собаки покусают.) Но Катю осуждать не нужно, это действительно смелый поступок, неизвестно, что произошло бы с Васей, если бы охотник не отогнал собак Дидактическая игра «Собери логическую цепочку» Серия сюжетных картин по рассказу «Котенок» Среди них дети находят картинку с изображением Котенка и возвращают его к маме Кошке -Чему учит нас этот рассказ Льва Толстого? Не надо брать своих питомцев туда, где им угрожает опасность (Надо беречь своих животных, заботиться о них и не оставлять их одних. Рассказ учит нас быть заботливыми, беречь своих друзей-животных.) Воспитатель предлагает детям раскраску «Котенок» , дети раскрашивают, воспитатель включает тихую спокойную музыку 3. Заключительная часть. -Я напомню вам, какими словами заканчивается рассказ: «Охотник подскакал и отогнал собак, а Вася принес домой котенка и уж больше не брал его с собой в поле». Что должны вы помнить, если у вас дома живет маленький котенок или щенок? (Не брать их с собой туда, где им может угрожать опасность.) Анализ НОД В: Ребята, о чем мы сегодня говорили? Д: Мы сегодня говорили о домашних , диких животных и их детенышах. Слушали рассказ Л.Н. Толстого «Котенок» В: Что нового мы узнали про них? Д: ответы детей В: Вы молодцы! Занятие окончено. Отдыхайте. |
МАДОУ «Детский сад комбинированного вида с группами для детей
с нарушениями речи №78» НМР РТ
КОНСПЕКТ
ОД по речевому развитию
на тему: «Дикие и домашние животные.
Чтение рассказа Л.Н. Толстого «Котенок». Беседа по содержанию ».
с детьми логопедической старшей группы №2
Подготовила и провела:
воспитатель
I квалификационной категории
МАДОУ № 78
Хакимова Гульназ Наильевна
Республика Татарстан
г. Нижнекамск
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект беседы по чтению рассказов Л. Н. Толстого «Правда всего дороже», «Варя и чиж»
Рекомендации родителям...
Чтение художественной литературы. Конспект беседы по чтению рассказов Л. Н. Толстого «Правда всего дороже», «Варя и чиж»
Рекомендации родителям...
Не скучные выходные 10.Чтение рассказа Л.Н.Толстого "Пожарные собаки". Лепка. "Собака".(Рекомендации для родителей о том, как заниматься с детьми среднего возраста в домашних условиях.)
Чтение - это отличный способ улучшить взаимоотношения с ребёнком. А проводя таким образом с ребёнком досуг, тёплые воспоминания останутся на всю жизнь.Читать детям - значит учить их анализировать, раз...
Чтение художественной литературы Конспект беседы по чтению рассказов Л. Н. Толстого «Правда всего дороже», «Варя и чиж»
Рекомендации для родителей...
Конспект занятия по экологии «Дикие и домашние животные» (младшая группа) Тема: «Дикие и домашние животные
Цель: формирование у детей представлений о диких и домашних животных. Задачи: - образовательные: Закреплять умение детей различать и называть домашних и диких животных, их детенышей; Продолжать у...
Нод: Ознакомлению с окружающим миром Тема: «Дикие и домашние животные» Форма проведения: Путешествие. Цель: Закрепление знаний детей младшего дошкольного возраста о диких и домашних животных.
Нод: Ознакомлению с окружающим миромТема: «Дикие и домашние животные»Форма проведения: Путешествие.Цель: Закрепление знаний детей младшего дошкольного возраста о диких и домашних животных....