День весеннего равноденствия
статья по развитию речи (подготовительная группа)

Кривоносова Надежда Николаевна

Праздник 22 марта считается прилет птиц к родным гнездам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.78 КБ

Предварительный просмотр:

22 марта день весеннего равноденствия, праздник Жаворонки (Сороки)

Автор: Кривоносова Н.Н.

Организация: МБДОУ детский сад №6 «Солнышко»

Г.Сальска Ростовской области

Совместная образовательная деятельность по нравственно – патриотическому воспитанию с детьми шестого года жизни

 

Используемые технологии: информационно – коммуникационные.

Форма организации: групповая.

Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Формы образовательной работы с детьми: игра, беседа, рассматривание иллюстраций, совместные действия.

Учебно-методический комплект: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования, Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ детский сад «Солнышко», учебно-методический комплект образовательной программы «Детство» под редакцией Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева

Средства:

Наглядные: презентация «Перелетные птицы».

Раздаточный: Носовые платки, нитки (мулине), вата.

Музыкальный ряд: звуки природы (капель, пение птиц).

Литературный ряд: заклички, пословицы и поговорки о весне.

Технические средства: музыкальный центр, ноутбук.

 

Цель: Ознакомление детей с традициями празднования народного православного праздника «Жаворонки (Сороки).

Задачи:

1.Обучающие:

- способствовать формированию представлении о традициях русского народа, содействовать приобщению к истокам народной культуры.

2.Развивающие:

- закреплять знания о перелетных птицах;

- способствовать развитию мелкой моторики рук.

3.Воспитывающие:

воспитывать уважение к праздникам и традициям своего народа;

-воспитывать бережное отношение к объектам живой природы;

- воспитывать самостоятельность и аккуратность в работе.

Задачи индивидуальной работы с детьми:

Вовлекать Ярослава Т. в совместные виды деятельности;

Сориентировать внимание Ксюши А., Демида М. на поэтапном выполнении поделки (использование алгоритма выполнения работы)

 

Прогнозируемый результат:

Обучающий – дети познакомятся с народными традициями встречи весны.

Развивающий – дети в ходе наблюдения установят причинно-следственные связи и сделают выводы об наблюдаемых объектах живой и неживой природы.

Воспитывающий – дети будут бережно относится к птицам.

Предварительная работа – разучивание закличек, разучивание пословиц и поговорок о весне, закрепление понятия перелетные птицы.

Содержание деятельности:

Мотивация на совместную деятельность:

Воспитатель с детьми слышит стук в окно. Воспитатель открывает окно, звучит музыка весенней капели и пение птиц. Через окно дети с воспитателем впускают гостью-птицу, предвестницу весны, а у неё на лапке послание для детей

- Ой, ребята смотрите кто это к нам прилетел? А интересно откуда она? А почему птицы прилетают?

- Смотрите у неё весточка, хотите узнать, что за новость нам принес жаворонок

«Дует теплый южный ветер.

Солнышко все ярче светит.

Снег худеет, мякнет, тает,

Птичка-невеличка прилетает.

Что это за время? Кто узнает?»

Актуализация знаний детей. Планирование деятельности

- Ребята, какую весть принесла нам наша гостья?

-Ребята, вы правы наступает весна, а давайте с вами вспомним какие весенние праздники мы знаем?

Используется разработка к образовательной деятельности презентация «Перелетные птицы»

22 марта на Руси издавна отмечали праздник Жаворонки — день встречи весны.

-Может кто-то знает что-нибудь об этом празднике?

- А ещё этот день называли «Сороки». Сорок сороков. Было поверье, что на Сороки прилетает сорок птиц, что сорока начинает строить себе гнездо и кладет в него сорок палочек. На Сороки день с ночью равняется, наступает день весеннего равноденствия, и начинается настоящая весна.

В народе так и говорили: «Жаворонок за собой сорок птиц привел».

- Давайте вспомним с вами, какие птицы к нам прилетают весной?

Первыми из теплых стран возвращаются кулики да жаворонки. Считается, что они несут на крыльях весну.

- Ребята, как вы думайте, что значит: «несут весну на крыльях»?

- Народом сложено много пословиц и поговорок о весне. Кто какие поговорки знает?

- А вот ещё «Как птицы прилетят, так и теплота пойдет!»

- А вы хотите весну встречать! Для этого нам пригодятся заклички. Давайте вспомним, что такое закличка?

- Какие заклички мы с вами знаем?

Заклички:

1)Весна, весна проснись ото сна!

А ты, зима, ступай за моря!

Пусть зима уходит в прок!

Весну пустим на порог!

2) Нам, зима, ты надоела

И весь хлеб у нас поела,

Все дрова у нас пожгла,

С крыш солому унесла!

3) Весна, весна, проснись ото сна!

Нам зима наскучила, Холодом измучила!

4)Весна, весна красная,

Приди, весна, с радостью,

С великой милостью,

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебом обильным,

С ливнем обильным.

- Хорошие заклички у нас получились. Ребята, а может кто-то ещё знает, чем весну зазывать можно?

- Правильно, чтобы приблизить приход весны, хозяйки в этот день пекли из пресного или кислого теста птичек - "жаворонков", которых называли детьми или братьями перелетных птиц, их рассаживали на проталинах, крышах, деревьях и стогах, деревьях. Печеных птах посылали родным и близким, чтобы весна, свет и тепло пришли и к ним.

Птичек раздавали детям, и те с криком и смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну. Для этого печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на шесты, на плетень, подбрасывали кверху и выкрикивали песенки-заклички.

Совместная деятельность изготовление птицы из носового платка (отрезка материала)

- Ребята, вы хотели бы тоже сделать себе жаворонков? Чтобы узнать из чего мы их будем делать, приглашаю вас к нашим столам (рабочим местам)

- Посмотрите на свои рабочие места. Как вы думайте из чего будут сделаны наши жаворонки?

- Правильно, а давайте посмотрим на картину-схему и перечислим какие части тела будут у нашей птицы?

ШАГ1: - Хорошо. Начнем мы с вами с головы. Чтобы сделать голову, нам понадобиться комочек ваты, который мы помещаем в центр платка, сворачиваем наш платок по диагонали и зажимаем в руке «головку» нашей будущей птицы.

ШАГ2: - Чтобы сделать клюв, нам надо взять нитки, сформировать клюв, оттянув ткань в центре головы и обмотать его. Протянуть нитку снизу и обмотать, закрепляя голову с клювом.

ШАГ3: - Дальше, чтобы у нашего жаворонка получилось тело, нам нужно взять ещё один комочек ваты, но он должен быть больше чем для головы. Расправляем уголки платочка по диагонали и кладем внутрь ещё один кусочек ваты, это и будет тельце нашей птички.

ШАГ4: - Чтобы у нас с вами получился хвост, нам нужно протянуть нитку по животу нашей птицы, замотать хвост и завязать узелок, чтобы наша птичка не распалась. Когда мы закрепили нитку, мы расправляем хвост и крылья нашей птицы. Вот наша с вами птичка, наш жаворонок и готов.

По прилету жаворонков определяли, когда можно пахать и начинать прочие весенние работы. Раз жаворонок прилетел, значит, весна пришла. Песня жаворонка негромкая и приятная. Полет жаворонка своеобразен: птица сначала поднимается вверх, а затем падает вниз. Давайте и мы с вами посмотрим, как наши птички будут летать, выходите с ними играть и петь наши заклички:

- Жаворонки, жаворонки

Прилетите к нам, принесите нам

Весну ясную, весну красную

И с сохой, и с бороной, и с кобылой вороной!

- На Руси всегда очень серьёзно относились ко времени, предшествующему лету - красавице Весне. Весну всегда ждали, встречали, закликали, гукали, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем.

Рефлексия

- Ребята, что нового мы сегодня узнали? А что вам сегодня особенно понравилось? Ребята, а что-нибудь вызвало затруднение? А какие у вас получились птицы? Ребята, а какое у вас появляется настроение, глядя на этих птичек?

Открытость

-Мы с вами так хорошо старались весну зазывали, что она уже к нам в город пришла и кое-что вам принесла. Воспитатель вносит плетеную корзину, накрытую платком, в ней находится солёное тесто)

- Смотрите ребята, что это?

- Правильно, мы с вами можем делать жаворонков не только из ткани. А если вы расскажите своим бабушкам и дедушкам про этот праздник, то они обязательно вспомнят своё детство, как они весну ждали, как её зазывали и что они мастерили и слепят с вами своих жаворонков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство со славянским праздником «День весеннего равноденствия») выпечка «Жаворонков» для подготовительной группы

Знакомство со славянским праздником «День весеннего равноденствия» (Красная горка) Изготовление выпечки «Жаворонков» для подготовительной группы.Цель: Знакомство детей со Славянским праздником «День в...

"Жавората" (день весеннего равноденствия)

Данный материал може использоваться для проведения развлечения для детей старшей и подготовительной группы...

День Весеннего равноденствия в ДОУ (младшая группа)

День Весеннего равноденствия в ДОУ (младшая группа)...

День Весеннего равноденствия в ДОУ

Сценарий праздника для средней, старшей, подготовитльной групп...

Фольклорный праздник для детей подготовительной группы. День весеннего равноденствия. "Сороки"

Фольклорный праздник «Сороки»        Цель: пробудить в детях интерес к русскому фольклору, к богатому миру человеческих эмоций, связанных со старым ...

День весеннего равноденствия «Жаворонки» (досуг в средней группе)

Цель: привитие детям духовно - нравственных ценностей, пробудить интерес к традициям своего народа....

«День весеннего равноденствия» 22 марта – день весеннего равноденствия.

22 марта – день весеннего равноденствия.    Дни становятся длиннее, а лето ближе. В народе этот день отмечали по-особенному, потому что он ознаменовывал окончание зимы, ...