День весеннего равноденствия
статья по развитию речи (подготовительная группа)
Праздник 22 марта считается прилет птиц к родным гнездам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 21.78 КБ |
Предварительный просмотр:
22 марта день весеннего равноденствия, праздник Жаворонки (Сороки)
Автор: Кривоносова Н.Н.
Организация: МБДОУ детский сад №6 «Солнышко»
Г.Сальска Ростовской области
Совместная образовательная деятельность по нравственно – патриотическому воспитанию с детьми шестого года жизни
Используемые технологии: информационно – коммуникационные.
Форма организации: групповая.
Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Формы образовательной работы с детьми: игра, беседа, рассматривание иллюстраций, совместные действия.
Учебно-методический комплект: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования, Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ детский сад «Солнышко», учебно-методический комплект образовательной программы «Детство» под редакцией Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева
Средства:
Наглядные: презентация «Перелетные птицы».
Раздаточный: Носовые платки, нитки (мулине), вата.
Музыкальный ряд: звуки природы (капель, пение птиц).
Литературный ряд: заклички, пословицы и поговорки о весне.
Технические средства: музыкальный центр, ноутбук.
Цель: Ознакомление детей с традициями празднования народного православного праздника «Жаворонки (Сороки).
Задачи:
1.Обучающие:
- способствовать формированию представлении о традициях русского народа, содействовать приобщению к истокам народной культуры.
2.Развивающие:
- закреплять знания о перелетных птицах;
- способствовать развитию мелкой моторики рук.
3.Воспитывающие:
- воспитывать уважение к праздникам и традициям своего народа;
-воспитывать бережное отношение к объектам живой природы;
- воспитывать самостоятельность и аккуратность в работе.
Задачи индивидуальной работы с детьми:
Вовлекать Ярослава Т. в совместные виды деятельности;
Сориентировать внимание Ксюши А., Демида М. на поэтапном выполнении поделки (использование алгоритма выполнения работы)
Прогнозируемый результат:
Обучающий – дети познакомятся с народными традициями встречи весны.
Развивающий – дети в ходе наблюдения установят причинно-следственные связи и сделают выводы об наблюдаемых объектах живой и неживой природы.
Воспитывающий – дети будут бережно относится к птицам.
Предварительная работа – разучивание закличек, разучивание пословиц и поговорок о весне, закрепление понятия перелетные птицы.
Содержание деятельности:
Мотивация на совместную деятельность:
Воспитатель с детьми слышит стук в окно. Воспитатель открывает окно, звучит музыка весенней капели и пение птиц. Через окно дети с воспитателем впускают гостью-птицу, предвестницу весны, а у неё на лапке послание для детей
- Ой, ребята смотрите кто это к нам прилетел? А интересно откуда она? А почему птицы прилетают?
- Смотрите у неё весточка, хотите узнать, что за новость нам принес жаворонок
«Дует теплый южный ветер.
Солнышко все ярче светит.
Снег худеет, мякнет, тает,
Птичка-невеличка прилетает.
Что это за время? Кто узнает?»
Актуализация знаний детей. Планирование деятельности
- Ребята, какую весть принесла нам наша гостья?
-Ребята, вы правы наступает весна, а давайте с вами вспомним какие весенние праздники мы знаем?
Используется разработка к образовательной деятельности презентация «Перелетные птицы»
22 марта на Руси издавна отмечали праздник Жаворонки — день встречи весны.
-Может кто-то знает что-нибудь об этом празднике?
- А ещё этот день называли «Сороки». Сорок сороков. Было поверье, что на Сороки прилетает сорок птиц, что сорока начинает строить себе гнездо и кладет в него сорок палочек. На Сороки день с ночью равняется, наступает день весеннего равноденствия, и начинается настоящая весна.
В народе так и говорили: «Жаворонок за собой сорок птиц привел».
- Давайте вспомним с вами, какие птицы к нам прилетают весной?
- Первыми из теплых стран возвращаются кулики да жаворонки. Считается, что они несут на крыльях весну.
- Ребята, как вы думайте, что значит: «несут весну на крыльях»?
- Народом сложено много пословиц и поговорок о весне. Кто какие поговорки знает?
- А вот ещё «Как птицы прилетят, так и теплота пойдет!»
- А вы хотите весну встречать! Для этого нам пригодятся заклички. Давайте вспомним, что такое закличка?
- Какие заклички мы с вами знаем?
Заклички:
1)Весна, весна проснись ото сна!
А ты, зима, ступай за моря!
Пусть зима уходит в прок!
Весну пустим на порог!
2) Нам, зима, ты надоела
И весь хлеб у нас поела,
Все дрова у нас пожгла,
С крыш солому унесла!
3) Весна, весна, проснись ото сна!
Нам зима наскучила, Холодом измучила!
4)Весна, весна красная,
Приди, весна, с радостью,
С великой милостью,
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным,
С ливнем обильным.
- Хорошие заклички у нас получились. Ребята, а может кто-то ещё знает, чем весну зазывать можно?
- Правильно, чтобы приблизить приход весны, хозяйки в этот день пекли из пресного или кислого теста птичек - "жаворонков", которых называли детьми или братьями перелетных птиц, их рассаживали на проталинах, крышах, деревьях и стогах, деревьях. Печеных птах посылали родным и близким, чтобы весна, свет и тепло пришли и к ним.
Птичек раздавали детям, и те с криком и смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну. Для этого печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на шесты, на плетень, подбрасывали кверху и выкрикивали песенки-заклички.
Совместная деятельность изготовление птицы из носового платка (отрезка материала)
- Ребята, вы хотели бы тоже сделать себе жаворонков? Чтобы узнать из чего мы их будем делать, приглашаю вас к нашим столам (рабочим местам)
- Посмотрите на свои рабочие места. Как вы думайте из чего будут сделаны наши жаворонки?
- Правильно, а давайте посмотрим на картину-схему и перечислим какие части тела будут у нашей птицы?
ШАГ1: - Хорошо. Начнем мы с вами с головы. Чтобы сделать голову, нам понадобиться комочек ваты, который мы помещаем в центр платка, сворачиваем наш платок по диагонали и зажимаем в руке «головку» нашей будущей птицы.
ШАГ2: - Чтобы сделать клюв, нам надо взять нитки, сформировать клюв, оттянув ткань в центре головы и обмотать его. Протянуть нитку снизу и обмотать, закрепляя голову с клювом.
ШАГ3: - Дальше, чтобы у нашего жаворонка получилось тело, нам нужно взять ещё один комочек ваты, но он должен быть больше чем для головы. Расправляем уголки платочка по диагонали и кладем внутрь ещё один кусочек ваты, это и будет тельце нашей птички.
ШАГ4: - Чтобы у нас с вами получился хвост, нам нужно протянуть нитку по животу нашей птицы, замотать хвост и завязать узелок, чтобы наша птичка не распалась. Когда мы закрепили нитку, мы расправляем хвост и крылья нашей птицы. Вот наша с вами птичка, наш жаворонок и готов.
- По прилету жаворонков определяли, когда можно пахать и начинать прочие весенние работы. Раз жаворонок прилетел, значит, весна пришла. Песня жаворонка негромкая и приятная. Полет жаворонка своеобразен: птица сначала поднимается вверх, а затем падает вниз. Давайте и мы с вами посмотрим, как наши птички будут летать, выходите с ними играть и петь наши заклички:
- Жаворонки, жаворонки
Прилетите к нам, принесите нам
Весну ясную, весну красную
И с сохой, и с бороной, и с кобылой вороной!
- На Руси всегда очень серьёзно относились ко времени, предшествующему лету - красавице Весне. Весну всегда ждали, встречали, закликали, гукали, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем.
Рефлексия
- Ребята, что нового мы сегодня узнали? А что вам сегодня особенно понравилось? Ребята, а что-нибудь вызвало затруднение? А какие у вас получились птицы? Ребята, а какое у вас появляется настроение, глядя на этих птичек?
Открытость
-Мы с вами так хорошо старались весну зазывали, что она уже к нам в город пришла и кое-что вам принесла. Воспитатель вносит плетеную корзину, накрытую платком, в ней находится солёное тесто)
- Смотрите ребята, что это?
- Правильно, мы с вами можем делать жаворонков не только из ткани. А если вы расскажите своим бабушкам и дедушкам про этот праздник, то они обязательно вспомнят своё детство, как они весну ждали, как её зазывали и что они мастерили и слепят с вами своих жаворонков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знакомство со славянским праздником «День весеннего равноденствия») выпечка «Жаворонков» для подготовительной группы
Знакомство со славянским праздником «День весеннего равноденствия» (Красная горка) Изготовление выпечки «Жаворонков» для подготовительной группы.Цель: Знакомство детей со Славянским праздником «День в...
"Жавората" (день весеннего равноденствия)
Данный материал може использоваться для проведения развлечения для детей старшей и подготовительной группы...
День Весеннего равноденствия в ДОУ (младшая группа)
День Весеннего равноденствия в ДОУ (младшая группа)...
День Весеннего равноденствия в ДОУ
Сценарий праздника для средней, старшей, подготовитльной групп...
Фольклорный праздник для детей подготовительной группы. День весеннего равноденствия. "Сороки"
Фольклорный праздник «Сороки» Цель: пробудить в детях интерес к русскому фольклору, к богатому миру человеческих эмоций, связанных со старым ...
День весеннего равноденствия «Жаворонки» (досуг в средней группе)
Цель: привитие детям духовно - нравственных ценностей, пробудить интерес к традициям своего народа....
«День весеннего равноденствия» 22 марта – день весеннего равноденствия.
22 марта – день весеннего равноденствия. Дни становятся длиннее, а лето ближе. В народе этот день отмечали по-особенному, потому что он ознаменовывал окончание зимы, ...