День весеннего равноденствия «Жаворонки» (досуг в средней группе)
план-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа) на тему

Хазанова Александра Геннадьевна

Цель: привитие детям духовно - нравственных ценностей, пробудить интерес к традициям своего народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_vesennego_ravnodenstviya.docx199.83 КБ

Предварительный просмотр:

День весеннего равноденствия «Жаворонки»

(досуг в средней группе)

Подготовила и провела: воспитатель Хазанова А.Г.

Интеграция образовательных областей: «Художественно - эстетическое развитие», «Познавательное развитие»,«Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Цель: привитие детям духовно - нравственных ценностей, пробудить интерес к традициям своего народа.

Задачи:

  • расширять представления детей о традициях русского народа встречи весны;
  • развить творческие способности;
  • получить эмоциональный отклик на происходящие события;
  • расширить знания о жизни наших предков;
  • познакомить с красивыми обрядами, устным творчеством, играми и развлечениями, фольклорными произведениями;
  • развить речь при помощи песенок, поговорок, пословиц и закличек;
  • активировать познавательную деятельность;
  • создать положительные эмоции от    создания выразительных образов жаворонков   приёмов лепки из теста.

Оформление группы: веточки с ленточками, скатерть, предметы русского быта.

Материалы и оборудование: иллюстрация с изображением птиц, колокольчик, диск с записями звуков весеннего леса, готовое тесто, изюм, салфетки, бумажные полотенце, передники, чепчики.

Ход:

Вводная часть: 5 мин.

(Слышны звуки весеннего леса), (дети сидят за столами)

Воспитатель: Ребята, прислушайтесь. Что вы слышите? (ответы детей) (Пение птиц, журчание ручья, шум ветра.)

-Как вы думаете, в какое время года были записаны эти звуки? (весной)

-Что происходит в природе весной, почему так весело поют птицы? (дети называют признаки весны)

«Если снег повсюду тает
День становится длинней,

Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,

Если солнце ярче светит
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла…?» (весна)

Основная часть: 12 мин.

Воспитатель: -А давайте представим, что мы находимся в лесу и хотим почувствовать запах весны. -Закройте глазки и вдохните. Чем пахнет весна? Какой он - весенний воздух? (Ответы детей. Весенний воздух свежий и бодрящий)

-Весной вся природа просыпается ото сна. Прилетают птицы. Посмотрите, что это за птица (показываю иллюстрацию с изображением жаворонка) (ответы детей)

Воспитатель: Да это ребята жаворонок!

-К каким птицам относится жаворонок: зимующим или перелётным? (ответы детей).  К перелётным

-А вы знаете, когда к нам прилетают жаворонки? (во второй половине марта)

-Верно, считается, что прилетают они 22 марта этот день в народе так и называется - «Жаворонки».

По народному календарю 22 марта зима кончается, весна начинается, день с ночью равняется. С 21на 22 марта так и называют - день весеннего равноденствия. Праздник равноденствия дарит нам весна, пробуждается природа, ей уж не до сна. Светлое время суток увеличиваться.

 Старинный славянский праздник Жаворонки празднуют- в этот день. Считалось, что в этот день возвращаются на родину жаворонки, а за ними летят и другие перелетные птицы.

Воспитатель: Ребята, какие ещё перелётные птицы прилетают в наши края весной? (ответы детей, называют перелётных птиц: грач, ласточка, журавли, жаворонок)

Воспитатель: И первым из них прилетает жаворонок.

Жив жаворонок по полю летает.

Зёрнышки собирает, весну закликает.

Воспитатель: Давайте с вами поиграем в игру, которая так и называется «Жаворонок» (дети встают со своих мест идем на ковер)

Игра: «Жаворонок»

Звон колокольчика - как песенка жаворонка.

(Дети становятся в круг, закрывают глаза и заводят руки за спину.) Поют песню:

В небе жаворонок пел,
Колокольчиком звенел,
Порезвился в тишине,
Спрятал песенку в траве.

Ведущий- жаворонок ходит внутри круга, звенит колокольчиком и прячет его в руках у одного из детей. Как только колокольчик смолк, дети открывают глаза и пытаются угадать, у кого колокольчик. Кто угадал - тому и водить, колокольчик прятать (игра продолжается несколько раз)

Воспитатель: Ребята, теперь вы знаете, как выглядит жаворонок, а сможете его узнать среди других птиц? (дети содеяться на свои места, показываю картинки с изображением птиц: ласточка, грач, воробей, журавель, жаворонок)

-Кто из этих птиц жаворонок? (дети показывают жаворонка)

-Мы сегодня с вами говорим о весне и перелётных птицах. Посмотрите внимательно, здесь есть лишняя картинка (ответы детей)

-Верно, воробей здесь лишний, так как на зиму он от нас не улетает.

-Скажите, ребята, на какую птичку внешне похож жаворонок? (на воробья, беседуем)

Воспитатель: Прилетают жаворонки ранней весной, в марте. Жаворонки держатся стайками по проталинам, обнажившимся на солнечных пригорках. Питаются они семенами трав и мелкими насекомыми.

Жаворонки относятся к певчим птицам, но поют только самцы. Поднимаясь высоко в небо, превращаясь в невидимую точку, жаворонок поёт так громко, что звук песни раздаётся на километры (слушаем запись «пение жаворонка», дети делятся впечатлениями)

Издавна в связи с этим праздником в народе сложилось много примет. Вот, например, такие приметы и поговорки и заклички :

Сколько проталинок - столько и жаворонков!.

Жаворонки по дорожкам идут, по проталинкам перелётывают.

 

«Жаворонки, прилетите,
Студену зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!»

Так с криком и звонким смехом закликали жаворонков, а с ними и весну. В своих закличках они просили не только весеннего тепла, но и здоровья себе и домашним животным, достатка в доме, хорошего урожая.

Воспитатель: В этот день было принято выпекать специальные булочки, имеющие форму птичек. Эти булочки так и называются "жаворонки". Таким птичкам вставляли глазки из изюма.

Продуктивная часть: 12мин.

Воспитатель: Чтоб весну скорей привлечь, будем «жаворонков» печь.

Это очень интересно, для начала месим тесто.

Воспитатель: Но чтоб приступить к изготовлению наших птичек, давайте помоем руки! (дети и воспитатель идут мыть руки, на столах, кусочек    теста, приготовленные фартуки и чепчики) 

А чтобы жаворонки получились красивыми, давайте разбудим наши пальчики:

 

Воспитатель: Молодцы у всех чистые руки теперь давайте оденем фартуки.   (дети одевают передники, лепят жаворонков из теста, звучит музыка П.И. Чайковского «Песнь жаворонка»)

-Замесила тесто я с самого утра. Хорошо тесто подошло! Теперь пора принимается за работу. У каждого из вас на столе лежит кусочек теста.    

-Сначала раскатаем колбаску, а потом эту колбаску завяжем простым узлом.

-На одном конце вылепим клюв, получилась голова птицы. Из второго конца, приплюснув его и надрезав, получился хвост. Для украшения используем изюм - из него у наших птичек получились замечательные глаза.

(помогаю детям у которых не очень хорошо получается)

Складываем птичек на противень.

Заключительная часть:3 мин.

Воспитатель: Молодцы ребята какие замечательные Жаворонки у нас получились! Теперь давайте выложим их на противень и попросим наших поваров испечь наших «жаворонков»! Большое им спасибо!

Мы старались, мы лепили,

Чудо птичек сотворили.

Хвостик, крылышки и глазки

Получились как из сказки!

Готовых «Жаворонков» по традиции угощали детей и взрослых, родных и близких. И мы постарались угостить всех, чтоб порадовать приходом весны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство со славянским праздником «День весеннего равноденствия») выпечка «Жаворонков» для подготовительной группы

Знакомство со славянским праздником «День весеннего равноденствия» (Красная горка) Изготовление выпечки «Жаворонков» для подготовительной группы.Цель: Знакомство детей со Славянским праздником «День в...

День Весеннего равноденствия в ДОУ (младшая группа)

День Весеннего равноденствия в ДОУ (младшая группа)...

Фольклорный праздник для детей подготовительной группы. День весеннего равноденствия. "Сороки"

Фольклорный праздник «Сороки»        Цель: пробудить в детях интерес к русскому фольклору, к богатому миру человеческих эмоций, связанных со старым ...

Знакомство со славянским праздником"День весеннего равноденствия"Изготовление выпечки Жаворонков .

Знакомство детей с праздником "День весеннего равноденствия"Выпечка Жаворонков....

«День весеннего равноденствия» 22 марта – день весеннего равноденствия.

22 марта – день весеннего равноденствия.    Дни становятся длиннее, а лето ближе. В народе этот день отмечали по-особенному, потому что он ознаменовывал окончание зимы, ...

Сценарий народного праздника весеннего равноденствия «Жаворонки» в подготовительной группе.

Сценарий народного праздника весеннего равноденствия «Жаворонки» в подготовительной группе....

День весеннего равноденствия "Жаворонки".

22 марта - День жаворонка. В средней группе "Непоседы" прошло тематическое занятие посвященное этому празднику. На занятии дети познакомились с историей праздника «Жаворонки», ра...