Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с тяжёлыми нарушениями речи Тема: «Учим ребенка общаться»
консультация (старшая группа)

Костырко Лилия Ивановна

Консультации для родителей дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 64 города Ставрополя

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с тяжёлыми нарушениями речи

Тема: «Учим ребенка общаться»

подготовила:

воспитатель Костырко Л.И.

сентябрь, 2023г.

Согласно ст.18 Закона РФ об образовании:

п.1: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте»

п. 2: «Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных учреждений»

Совместная работа педагогов и родителей поможет дать положительный результат.

Ваши дети посещают группу компенсирующей направленности с тяжёлыми нарушениями речи.

Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи – это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они проявляются в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, особой проблемой является поведенческая сторона.

У детей с ТНР заметны отклонения в эмоционально-волевой сфере: им свойственны частая смена интересов, не наблюдательность, низкая мотивация, негативное восприятие, неуверенность в собственных возможностях, высокий уровень раздражительности и агрессии, обидчивость, проблемы в общении и установлении контактов с окружающими. Подобные нарушения выражаются также в затрудненном формировании саморегуляции и самоконтроля.

Педагоги рекомендуют!

  • В семье для ребёнка нужно создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения с взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, чётко произносить звуки, интересно рассказывать.
  • Расширяя круг представлений ребёнка об окружающих предметах и явлениях, беседуя с ним на различные бытовые темы, близкие и доступные пониманию ребенка, родители будут тем самым не только расширять его кругозор, но и способствовать овладению правильной речью.
  • Делая что-либо по дому, берите ребенка с собой, чтобы он видел действия, выполняемые взрослым, одновременно проговаривайте названия этих действий.
  • Особое внимание уделяйте развитию мелкой моторики. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
  • Старайтесь говорить четко, немного утрированно так, чтобы ребенок видел органы артикуляции. Очень важно, чтобы взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, чётко произносили все звуки и слова.
  • Важен эмоциональный контакт с ребенком и эмоционально выразительный разговор, интонированное чтение сказок, потешек. Это важно, потому что дошкольник в первую очередь воспринимает интонацию, а уж затем смысл слов. Эмоционально окрашенную речь ему легче воспринимать, так проще запоминаются новые слова.
  • Если ребёнок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, не следует смеяться или передразнивать его. Нельзя ругать за плохую речь и требовать, чтобы он немедленно правильно повторил трудное для него слово. Это приведет к тому, что ребенок будет стараться вообще не употреблять какие-то слова или заменять их другими. Не подражайте ребенку, повторяя неправильно произносимые им слова. И не надо стараться указать ребенку, что это неправильно. Лучше повторить слово, но произнести его корректно, даже утрированно, так четко, чтобы были слышны все звуки. Но произносить надо не орфографически, а орфоэпически. Например: бегемот – «бигимот», носорог – «насарог».
  • Не заменяйте слова на неправильное значение слова (перчaтки – «рукавички», коробка из-под торта – «торт»). Называйте вещи своими именами. Например, называйте каждый вид транспорта: машина, легковой автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай, трактор, экскаватор, грейдер и т.д.

Проговаривайте четко окончания слов, так лучше развивается «чувство языка», а значит чёткое понимание смысла слов русской речи и владение разными её нюансами. И в дальнейшем ваш ребенок легче будет усваивать грамматическую сторону языка.

  • Прежде чем спрашивать у ребенка, что нарисовано на картинке или что за предмет он наблюдает, сначала расскажите о нем сами. И чем понятнее и нагляднее будет ваше объяснение, тем лучше.
  • Когда играете с ребенком, вместо указательного местоимения «это» называйте конкретные существительные. Например, «возьми маленький кубик и поставь его на большой».

Для улучшения межличностных отношений ребенка

в группе сверстников:

• Поддерживайте у ребенка интерес к сверстнику и стремление сделать что-то для него (поиграть в любимую игру, сделать подарок, поделиться конфетой);

• Развивайте способность уступать, помогать окружающим людям: взрослым и детям. На личном примере покажите ребенку, какое удовлетворение, радость можно испытать, делая что-то хорошее для другого человека.

• Для преодоления тенденции отчужденного отношения к сверстнику помогите ребенку увидеть в сверстниках не конкурентов, а близких и связанных с ним людей. Для этого предложите ему игру «Комплименты», в которой каждый из вас должен сказать о знакомых детях как можно больше хорошего.

• Для преодоления конфликтности в отношениях детей, в беседах с ребенком, чаще обсуждайте события, произошедшие с ним за день. Поинтересуйтесь, как в этот день развивались его отношения с детьми? Обсудите, какие конфликты и по чьей вине возникли, чем закончились.

• Побуждайте его к оцениванию своих и чужих действий и поступков, при этом акцентируйте внимание ребенка на том, кто из детей правильно вел себя в сложившейся ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста по теме: "Пословицы в развитии речи детей"

В данном материале вы можете ознакомиться о значении пословиц в речевом развитии детей....

Консультация с родителями детей старшего дошкольного возраста «Учимся говорить правильно»

Консультация с родителями детей старшего дошкольного возраста «Учимся говорить правильно»Вы хотите видеть своих детей успешными и благополучными, хорошо образованными, состоявшимися л...

Консультации для родителей детей старшего дошкольного возраста «Учимся говорить правильно»

Вы хотите видеть своих детей успешными и благополучными, хорошо образованными, состоявшимися личностями, чтобы они чувствовали себя свободными и уверенными всегда и во всем? Тогда учите их правильно г...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с тяжёлыми нарушениями речи «Особенности межличностного общения детей с ОВЗ со сверстниками»

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с тяжёлыми нарушениями речи «Особенности межличностного общения детей с ОВЗ со сверстниками»...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Почему важно учить ребенка играть в шашки и шахматы»

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Почему важно учить ребенка играть в шашки и шахматы»...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Почему важно учить ребенка играть в шашки и шахматы»

Часто у родителей детей 5-6 лет появляются проблемы - чем и как занять вечернее время дошкольника, чтобы это приносило ему пользу и развивало его способности? Родители хотят вырастить своих детей успе...